Признаки химических реакций конспект

Обновлено: 06.07.2024

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

7-й класс

Цель урока:

  • изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
  • совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие:

  • развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
  • вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать способность к само- и взаимоконтролю.

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов, использование ЭФУ.

Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, рабочая тетрадь.

Средства обучения: мультимедийная презентация.

Этапы урока

  • Деятельность учителя
  • Деятельность ученика
  • Примечание

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин

В течение урока вам предстоит работать с электронными приложениями Я надеюсь, что урок будет интересным и полезным для вас.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

II. Проверка домашнего задания – 5 мин

– Ребята, какие явления могут встречаться в нашей жизни?

– Как вы считаете, какие из этих явлений должна изучать физика, а какие — химия?

– Сформулируйте определения физических и химических явлений.

– Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явлений, отличать, определять принадлежность явления к определенной группе. На экране будут представлены картинки физических и химических явлений.

Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.

III. Мотивация к открытию новых знаний – 2 мин

— Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

– Достаточно ли ваших знаний для этого?

– Какой главный отличительный признак химической реакции?

– Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

– Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?

– Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

– Должно быть что-то очень заметное

– Знать признаки химический явлений (реакций)

– Признаки химических реакций

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

IV. Актуализация субъектного опыта учащихся – 3 мин

“Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”.

М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете эти слова?

– Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

  • выявить – (признаки химических реакций)
  • определить – (отличия химических и физических явлений)
  • познакомиться – (с условиями протекания реакций)
  • провести – (химический эксперимент)
  • отметить – (значение химических реакций)

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.

– Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

(учащиеся формируют цели урока)

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

V. Открытие новых знаний, изучение нового материала (лабораторный эксперимент) – 12 мин

– В ходе исследования вы будете выступать в роли юных химиков – экспериментаторов. Нам предстоит работать с реактивами, в том числе с кислотами и щелочами. Вспомните правила ТБ, которые необходимо знать при работе с этими веществами.

– Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами.

– Какие опыты проводили и какие признаки наблюдали?

– Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

(ребята перечисляют правила ТБ)

Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание

Цель: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, условиях протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.

VI. Закрепление изученного – 5 мин

Используя электронные приложения, ребята закрепляют изученный материал.

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции.

1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.

3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.

– Итак, запишем в рабочую тетрадь признаки и условия протекания реакций

Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.

Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.

Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция – как появляются пузырьки какого-то нового вещества.

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.

Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.

VII. Применение изученного – 3 мин

– Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но. вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?

– Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются. Можете привести примеры?

– Извержения вулканов. Огромное количество (выделение энергии в виде тепла и света)

– Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные

– Образование пещер, т.к. происходит взаимодействие таких минералов, как известняк, с водой и углекислым газом, что приводит к их растворению?

VIII. Контроль и самоконтроль – 5 мин

1. Установите соответствие

Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Плавление свинца; 3). Загнивание белка; 4). Почернение серебряной ложки.

Название явления: а). Физическое явление; б) Химическое явление.

(1а; 2а; 3б; 4б).

2. Укажите признаки следующих химических реакций

Название химической реакции.

Признак хим. реакции.

  1. Прокисание молока.
  2. Горение бензина.
  3. Разложение сахара.
  4. Образование накипи в чайнике.
  5. Открывание бутылки с газированной водой

– Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. .

Цель: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.

IX. Домашнее задание – 1 мин

Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях. Определите группу явлений: физические или химические

Цель: разъяснение, постановка домашнего задания.

X. Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин

– В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

  • Теперь я знаю, что .
  • Теперь я знаю, как .
  • Теперь я умею.
  • Меня удивило.

– Выразите свое мнение об уроке, выбрав смайлик.

– Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?

– В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.

Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_priznaki_himicheskih_reaktsiy.pptx 1.68 МБ
priznaki_himicheskih_reaktsiy.doc 105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели урока: повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.

Правила техники безопасности при проведение лабораторных опытов в кабинете химии Как правильно закрепить пробирку в держателе? Можно ли пробовать реактивы на вкус? Как правильно определить запах вещества? Как правильно нагревать пробирку? Как правильно растворять кислоты водой? Как правильно зажечь спиртовку? Как правильно затушить спиртовку? Почему при проведении опытов необходимо использовать защитную одежду? Когда можно приступать к выполнению лабораторных опытов?

Примеры физических явлени й Изменение формы гвоздя при ударе молотком Растворение сахара в воде Плавление парафина

Примеры химических явлений Ржавление железа Горение бензина Скисание молока

Проверь себя Укажите о каких явлениях (физических или химических) идет речь. кипение воды; образование на деревьях инея; скисание молока; ржавление гвоздя; таяние льда; горение бенгальских огней; гниение растений; выпадение дождя; приготовление сахарной пудры из сахара; горение свечи.

Признаки химической реакции Выделение или поглощение теплоты Изменение цвета Выделение запаха Выпадение (растворение) осадка Выделение газа Выделение света

Проверь себя Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим. а) 2Н 2 О = 2Н 2 + О 2 – Q ; б) 2Mg + О 2 = 2MgO + Q ; в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж ; г) N 2 + О 2 = 2NO – 180,8 кДж;

Подведение итогов Что изучали на уроке? Какие признаки химических реакций вы знаете? Какие реакции называются экзотермическими? Какие реакции называются эндотермическими?

Самостоятельная экспериментальная работа № опыта Что делали? Что наблюдали? Выводы 1 Подержим над огнем кусочек белого хлеба. 2 В раствор крахмала добавим раствор йода. 3 К питьевой соде добавить раствор уксусной кислоты.

Предварительный просмотр:

Тип урока : приобретение новых знаний.

Вид урока : беседа с демонстрацией опытов.

Цели: Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.

Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.

Методы и методические приемы : Беседа, демонстрация опытов; самостоятельная работа с карточками.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, твердые вещества: хлорид аммония, карбонат кальция, магний, перманганат калия, растворы: гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин.

Слайд 2. Целью нашего урока сегодня является вспомнить, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга, а также познакомиться с признаками химических реакций.

Слайд 3. Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить правила техники безопасности, т.к. во время урока вам будут демонстрироваться опыты.

Слайд 4. Итак, давайте вспомним, на какие два вида можно разделить все явления ? Явления могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.

Слайд 5-6. Назовите примеры физических и химических явлений.

Слайд 7. Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие явления относят к физическим, а какие – к химическим. Я предлагаю вам выполнить упражнение.

Задание 1. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие – химическими:

• образование на деревьях инея;

• горение бенгальских огней;

• приготовление сахарной пудры из сахара;

Слайд 8. Учащиеся меняются работами с соседями по парте, проверяют правильность выполнения работ и выставляют отметки, используя предложенные критерии:

Слайд 9-16. Итак, химические явления по-другому также называют химическими реакциями. Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, происходит химическая реакция, которая сопровождается каким-либо внешним признаком. Эти признаки мы с вами можем наблюдать с помощью органов зрения, обоняния или осязания. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция.

Слайд 17. А теперь назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.

Слайд 18. Далее учащиеся записывают определения реакций, протекающих с выделением и поглощением тепла.

Слайд 19. Выполнение упражнения

Задание 2. Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:

а) 2Н 2 О = 2Н 2 + О 2 – Q;

б) 2Mg + О 2 = 2MgO + Q;

в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;

г) N 2 + О 2 = 2NO – 180,8 кДж;

Ответ. экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г).

Используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций

1. приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).

2. нагревание веществ до определённой температуры.

1. тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо)

2. нагревание (возможно)

а) для начала реакции

б) постоянно (на протяжении всей реакции)

Слайд 20. Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.

Слайд 21. Домашнее задание

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

1. обугливание, то есть изменение цвета;

2. появление запаха.

Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).


С помощью этого видеоурока учащиеся рассмотрят основные признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Признаки химических реакций"

Химические реакции – это превращения одних веществ в другие, которые сопровождаются явлениями, называемыми признаками химических реакций.

Основными признаки химических реакций являются:

· выделение или поглощение теплоты;

· выпадение и растворение осадка.

Рассмотрим каждый из этих признаков.


Рассмотрим ещё один опыт, в ходе которого происходит изменение цвета раствора. В одном стакане у нас находится фиолетово-розовый раствор, который представляет собой раствор перманганата калия в щелочной среде, а во втором стакане – оранжевый раствор, который представляет собой подкисленный раствор дихромата калия. Добавляем в каждый стакан бесцветный раствор сульфита натрия. В первом стакане раствор становится зелёного цвета, во втором – также приобретает зелёную окраску.


В стакан с водой добавим несколько кристалликов перманганата калия, а затем сюда же поместим таблетку аскорбиновой кислоты. Перемешаем всё. Раствор становится бесцветным. Во всех этих опытах мы наблюдали изменение цвета.


В газовых зажигалках можно увидеть бесцветную жидкость, которая является смесью двух газов: пропана и бутана. Здесь они в жидком состоянии, потому что находятся под высоким давлением. Если нажать на кнопку зажигалки, послышится характерное шипение – это газы вырываются наружу. Происходит реакция горения пропана и бутана.


Таким образом, переход пропана и бутана в жидкое состояние – это физическое явление, а горение этих газов – химическое. В данном эксперименте мы наблюдали выделение света и тепла – это также признаки химических реакций.

Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование и растворение осадка. В два химических стакана, содержащих бесцветный раствор гидроксида натрия и желтоватый раствор жёлтой кровяной соли, добавим раствор хлорида железа. В первом стакане образуется осадок бурого цвета, а во втором – осадок синего цвета.


Если в первый стакан с бурым осадком добавить соляную кислоту, то осадок начинает растворяться.

Благодаря образованию нерастворимого вещества карбоната кальция в результате химических превращений в пещерах растут сталактиты и сталагмиты. Такие процессы длятся тысячелетиями.


Рассмотрим ещё один признак химической реакции – образование газа. В пробирку с кусочками мрамора добавим соляной кислоты. Происходит бурное выделение пузырьков газа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по теме "Признаки химических реакций"

  • изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
  • совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие:

  • развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
  • вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать способность к само- и взаимоконтролю.

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения через работу в парах;
  • продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент

Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, рабочая тетрадь

Форма организации: парная, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения :

Ученики должны:

Предметные: изучить признаки и типы химических реакций.

Метапредметные: уметь наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

Личностные: работать в группах, самостоятельно и безопасно выполнять основные навыки работы с химическим оборудованием и реактивами.

  • Деятельность учителя
  • Деятельность ученика
  • Примечание

I. Организационный момент - 1 мин

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

II. Проверка домашнего задания - 5 мин

- Ребята, какие явления могут встречаться в нашей жизни?

- Как вы считаете, какие из этих явлений должна изучать физика, а какие — химия?

- Сформулируйте определения физических и химических явлений.

- Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явлений, отличать, определять принадлежность явления к определенной группе. На экране будут представлены картинки физических и химических явлений.

Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.

III. Мотивация к открытию новых знаний - 2 мин

Давайте вспомним,что изучает химия ?

Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

- Достаточно ли ваших знаний для этого?

- Какой главный отличительный признак химической реакции?

- Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

- Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?

- Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Должно быть что-то очень заметное

- Знать признаки химический явлений (реакций)

- Признаки химических реакций

Цель : подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

IV. Актуализация субъектного опыта учащихся - 3 мин

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
М.В.Ломоносов

- Как вы понимаете эти слова?

- Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

  • выявить – (признаки химических реакций)
  • определить – (отличия химических и физических явлений)
  • познакомиться – (с условиями протекания реакций)
  • провести – (химический эксперимент)
  • отметить – (значение химических реакций)

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот поэтому, сегодня на уроке вы должны провести различные реакции и выяснить их основные признаки.

- Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

(учащиеся формируют цели урока)

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

V. Открытие новых знаний, изучение нового материала (лабораторный эксперимент) - 12 мин.

Цель: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, условиях протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту

Приложение 1.

Инструктаж по охране труда:

1. Соблюдайте правила работы со спиртовкой (проверить герметичность резервуара со спиртом, тушить – колпачком, зажигать спичкой).

2. Проведите опыты с веществами, указанными учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

3. Не пробуйте вещества на вкус!

4. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот, щелочей, солей.

5. Соблюдайте осторожность при нагревании пробирок с веществами в пламени спиртовки (держатель пробирки помещается через дно и закрепляется у отверстия, направлять отверстие в сторону от себя и от соседей).

6. В случае ожога, порезе, попадание веществ на кожу или одежду немедленно обратиться к учителю!

7. Не загромождайте рабочее место, работайте спокойно. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как делать.

8. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду и приведите рабочее место в порядок.

(В тетрадях пишем прослушал инструктаж по технике безопасности.

Приложение 2.

Отчет о проделанной работе.

Приложение 3.

Опыт№1: Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

1) Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя.

2) Поместите оксид меди (II) в пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой?

Опыт№2: Взаимодействие мела с кислотой.

1) Положите в небольшой стакан 1-2 кусочка мела. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки.

2) Зажгите лучинку и внесите ее в стакан. Образовались ли новые вещества при взаимодействии мела с кислотой? Какие признаки химической реакции вы наблюдали?

Опыт№3: Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия. В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III), а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN – соли кислоты HSCN, с кислотным остатком SCN - . Какими признаками сопровождается эта реакция?

Опыт№4: Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция.

1)В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Что наблюдаете?

- Анализируя лабораторный эксперимент, не забывайте записывать свои наблюдения в рабочую тетрадь и делать выводы. Пользоваться можно глазами, руками, памятью, эрудицией, правилами техники безопасности и реактивами.

- Какие опыты проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание

VI. Закрепление изученного - 5 мин

- Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции.

1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.

3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.

- Итак, запишем в рабочую тетрадь признаки и условия протекания реакций

Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.

Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.

Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция - как появляются пузырьки какого-то нового вещества.

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.

Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.

VII. Применение изученного - 3 мин

- Молодцы, ребята! Вы на практике узнали о некоторых признаках химических реакций. Но. вся ли информация сейчас прозвучала? Как вы думаете?

- Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими реакциями и наблюдать за их признаками, какие химические реакции происходят в природе и какими признаками они сопровождаются. Можете привести примеры?

- Извержения вулканов. Огромное количество (выделение энергии в виде тепла и света)

- Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные

- Образование пещер, т.к. происходит взаимодействие таких минералов, как известняк, с водой и углекислым газом, что приводит к их растворению?

IX. Домашнее задание - 1 мин

Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях.

Цель: разъяснение, постановка домашнего задания.

X. Подведение итогов. Рефлексия - 2 мин

- В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

1. Теперь я знаю, что .

2. Теперь я знаю, как .

3. Теперь я умею.

- Выразите свое мнение об уроке, выбрав смайлик.

- Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?

- В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расчитан для учащихся 8 класса, основной целью которого является приоблетение знаний о признаках химических реакций и их отличия от физических явлений.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.

Цели: Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.

Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.

Методы и методические приемы: Беседа, демонстрация опытов; самостоятельная работа с карточками.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, твердые вещества: хлорид аммония, карбонат кальция, магний, перманганат калия, растворы: гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин.

Слайд 2. Целью нашего урока сегодня является вспомнить, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга, а также познакомиться с признаками химических реакций.

Слайд 3. Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить правила техники безопасности, т.к. во время урока вам будут демонстрироваться опыты.

Слайд 4. Итак, давайте вспомним, на какие два вида можно разделить все явления? Явления могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?

Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.

Слайд 5-6. Назовите примеры физических и химических явлений.

Слайд 7. Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие явления относят к физическим, а какие – к химическим. Я предлагаю вам выполнить упражнение.

Задание 1. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие – химическими:

• образование на деревьях инея;

• горение бенгальских огней;

• приготовление сахарной пудры из сахара;

Слайд 8. Учащиеся меняются работами с соседями по парте, проверяют правильность выполнения работ и выставляют отметки, используя предложенные критерии:

Слайд 9-16. Итак, химические явления по-другому также называют химическими реакциями. Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, происходит химическая реакция, которая сопровождается каким-либо внешним признаком. Эти признаки мы с вами можем наблюдать с помощью органов зрения, обоняния или осязания. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция.

Демонстрация опытов

Слайд 17. А теперь назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.

Слайд 18. Далее учащиеся записывают определения реакций, протекающих с выделением и поглощением тепла.

Слайд 19. Выполнение упражнения

Задание 2. Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:

б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;

в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;

Ответ. экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г).


Используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций

1. приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).

2. нагревание веществ до определённой температуры.

1. тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо)

2. нагревание (возможно)

а) для начала реакции

б) постоянно (на протяжении всей реакции)

Слайд 20. Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.

Слайд 21. Домашнее задание

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

1. обугливание, то есть изменение цвета;

2. появление запаха.


Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.



Гашение соды уксусом

Читайте также: