Конспект симонов ты помнишь алеша

Обновлено: 06.07.2024

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать.

в . замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 1. Выйти за околицу. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Роковые (годы) – здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто особого фасона.

Тракт – большая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь.: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М. : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 288 с.
  4. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М. : Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М. : ВАКО, 2002.400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М. : Вербум-М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. – М. : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М. : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В своём дневнике поэт оставил запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это человек, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Остро ощущающий события войны, он навсегда запомнит эти горестные дни отступления, и оставшихся в тылу врага женщин, детей, стариков.

Приёмом контраста поэт усиливает тягостные раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа усиливает эту веру:

Автор делится с нами своим открытием:

Не дом городской, где я празднично жил,

Образ родины, нарисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной, вынесшей все тяготы войны.

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Читатель реально слышит перестук колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война разлучает людей, разрушает мечты, надежды, калечит судьбы.

Основной идеей стихотворения является противоестественность войны для человеческой природы.

В стихотворении отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения.

Теоретический материал для углубленного изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Нужно вспомнить, что К. Симонов своё произведение посвятил другу, писателю Алексею Суркову, значит, жанр этого стихотворения – дружеское послание.

Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

Выделение цветом

Задание не является сложным. Нужно вспомнить, что на уроке шла речь о лирических произведениях о Великой Отечественной войне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка, кинематограф.

Технологическая карта

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г.

Учитель: Лепишина С.В.

Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка, кинематограф.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов.

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку.

Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку:

_ Как вы думаете, о чем мы свами будем сегодня размышлять?

-Кто вспомнить и прочитать стих-е о войне?

-Я тоже хочу прочитать стих-е о войне.

- Льется свет по ночам из мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

словно мира спасенного страж,-

Наша память о прошлой войне.

- Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789).

Читайте также: