Обаятельный образ татарской девочки дины конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Федькина Анастасия Николаевна

Населенный пункт: ДНР, г. Горловка

Тема: Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Цели:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Тип урока: комбинированный (урок исследование).

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма, раздаточный материал.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА



Разгадай кроссворд (СЛАЙД 2, 3):

Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить умеет не каждый. А ведь дружба – это важная часть нашей жизни. К сожалению, не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами.

  • Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока

Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов (СЛАЙД 4)

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа по вопросам

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)

VI. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Работа

Предлагаю исследовать это.

А теперь найдите по горизонтали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока.

Ей будет посвящен наш урок-исследование.

  • Ответить на важнейшие вопросы, касающиеся человеческих характеров и отношений.
  • Работать в группах, извлекая из текста значимую информацию.
  • УЁчиться видеть разницу между художественным текстом и его кинематографическим вариантом.
  • Понять глубину авторской мысли.
  • Осознать всю значимость доброжелательных отношений между людьми.
  1. Фронтальная подготовительная работа:
  1. Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега? (ЧИТ.)
  2. Есть ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).
  3. Чтение разговора Дины и Жилина.

- О чем мы узнаем из этого разговора? (татары собираются убить Жилина) Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Приближаются русские. Татары боятся, что они зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен.)

4. Каким образом помогает дина Жилину? (приносит шест)

5. Можно ли считать ее поступок героическим? Почему? (1. она многим рискует, может, даже жизнью. 2. превозмогает страх. 3. спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

Вспомним правила работы в группе :

  • Работать сообща
  • Не шуметь
  • Уважать мнение других
  • Не допускать конфликтных ситуаций
  • Помнить, что каждая группа – это команда, перед которой

стоит общая задача

Первая группа – группа лингвистов.

Им предстоит поработать над языком главы.

Вторая группа – психоаналитиков – обращается к психологическим деталям фрагмента из текста.

Третья группа – литературоведов – находит соответствие между пословицами и рассказом Л. Толстого.

Группа филологов выявляла отношение Толстого к героине, опираясь на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

(Описывая Дину, Толстой использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине. Передается оно и читателю.)

Хотите ли вы дополнить ответ группы?

Группа психоаналитиков изучала фрагмент расставания Дины и Жилина и выявляла в нем психологические детали, показывающие душевное состояние наших любимых героев.

(- заплакала, когда не получилось разбить колодку.

- держала Ж.за плечо, пока тот возился с замком

- после прощальных слов Ж. заплакала, закрывшись руками.

Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

- Почему плачет Дина?

- А что при расставании чувствует Жилин? (он очень благодарен девочке, ему жаль, что он ее больше не увидит)

Группа литературоведов искала соответствие между пословицами со словом дружба и рассказом Толстого.

Ребята должны были выбрать 5 пословиц, которые больше всего соответствуют смыслу рассказа

  • Дружбу водить – так себя не щадить.
  • Жаль друга, да не как себя.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Для милого дружка и серёжку из ушка.
  • Дружба от недружбы близко живёт.
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • Дружба - великая сила.
  • За дружбу дружбой )платят.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

V. Просмотр кинофрагмента (прощание Жилина и Дины)

- Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?

- Нашли ли вы отличие?

(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

- как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Подошла к концу наша работа. Давайте подведем итоги и сравним поставленные цели с достигнутыми результатами.

  • Какие задания показались самыми трудными?
  • Какие задания были самыми интересными?
  • Кто наиболее активно работал на уроке?

образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек.

Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи –

Образ каждого пе рсонажа автор созда ет при помощи ос обых приемов. И

наша задача – научиться видеть и х в тексте, с тем, чтобы составить о герое

полное впечатлен ие, научиться понимать его чувства и мысли, а главное –

понять, какая роль отведена автор ом этому персонажу в произведении.

На предыду щих уроках мы наблю дали за тем, как созданы авт ором образы

Жилина и Костыли на. Сегодня же нам пр едсто ит п оработа ть над образом

учащиеся самос тоятельно делаю т записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помога ет правильно охаракте ри зовать ху дожественный

образ? На что н еобходимо преж де всего обращать св ое внимание в т ексте?

2). Теперь давайте обратимся к тексту . Вспомните эпизод, в котором Дина

появится перед читателем вперв ые / эпизод читается наизусть заранее

- Как описывается д евочка в этом эпизо де? Что мы о ней у знаем?

- Что вы можете сказ ать об отноше нии к ней отца, Жилина?

- Как развиваются в заимоотношен ия Дины и Жил ина? / они сдружились/

- Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину ?

/Они похожи; в них много общего. Внач але – л юбопытство, ин терес к н овому человеку. Затем

- Дина почувствовала в Жил ине искренн его, доброго человека, она стала ему д оверять. Еще

одно свело их – чувство одиночеств а: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она

нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но чи тателю дана

- О каких чертах характера Дины мы у знаем из этого эп изода?

Дина отзывчива, умеет сопереживат ь, чувствовать боль, одиночество другого

человека; она заботлив ая, добросердечная, пом нит и ценит добро, отвечает

- Как представле на в этом эпиз оде Дина? Заб ыла ли она о др уге? Прочтите.

/он а радуется, что вновь видит Жилин а и что ей удал ось его удивить/

/узнала, что грозит Жилину бед а; она не могла б росить друга/

- Каково состоя ние Дины? Что пом огает вам это пон ять?

/Дина грустна, расстроена. Это мо жно понять, обрати в вн имание на глаг олы,

передающие дв ижения девочки. Р аньше он а убегала, пры гала, смеял ась, теперь

/ Диалог. Жилин и Дина стали поним ать друг друг а, они говорят( !)/

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой;

не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая,

- Как относится авт ор к Дине? Какие слова вы дают ег о симпатию к не й?

- Объясните после днее предложе ние этого эпизода. Почему Дина так быстро

/Наступил час п рощания. Это о чень тяжело. Да и у Жилин а времени мало. Дина

5). Итак, давайте подведем итог н ашим наблюдениям. К ак создается образ Дины в

/Толстой исп ользует сравнен ия, описывая движен ия девочки. Именн о движения

выдают внутреннее состояние Дины. Т акже автором создается портрет. О н

Однако в послед нем эпизоде автор п одбирает слова б олее эмоцион альной

Дина похожа н а героинь народных с казок, прежде всего своей внут ренне й

В создании образов Жилина и Костыли на писатель использует говорящие

фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено

Ребята, вы по мните, что н ове лла написана Толстым специально дл я детей. Я

предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой

/Перед нами произведение художест венного стиля. Как мы помним, задача

художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины

воздействует н а своих чит ателей. По вествование стано вится более те плым в

эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может

служить для нас п римером верност и и преданност и.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви,

взаимопоним ания не важна национальн ость (Дина – татарка, Жилин – русский).

Люди способны жить в мире и должны к этому стреми ться. Толстой учит нас

любить всех людей, не зависимо от их национальности и ц вета кожи. Если

таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на п ланет е

- Понравилась вам Дина? Хотели б ы вы иметь таког о друга?

Что вы больше все го ц ените в своих др узьях? Чему научились вы у героини

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо

своему дру гу, рассказав о замеч ательной девочк е из далекого кавк азского ау ла.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока литературы в 5 классе

- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

- проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

- на основе изучаемого произведения воспитывать у учащихся лучшие человеческие качества.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, отрывок из художественного фильма по произведению Л. Н. Толстого,

лист-конспект для учащихся, текст произведения

План – конспект урока.

Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек, поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина.

Сегодня нам предстоит поработать над образом Дины.

Одновременно учащиеся делают записи.

- Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ?

На что необходимо прежде всего обращать внимание в тексте?

(Портрет Поступки Речь Взаимоотношения с другими персонажами Отношение автора к герою)

Обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые (глава II )

/ Эпизод зачитывается

- От чьего имени даётся описание девочки в этом эпизоде?

/Дина показана глазами Жилина/

- Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

- О чем рассказывает ее одежда?

- Как характеризуют ее движения?

- Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

- Что важного открыл нам данный эпизод?

Давайте обратимся ко второму эпизоду. (глава III )

- Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? / Они сдружились/

- Изменилась ли Дина ? Почему она привязалась к Жилину?

/ Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем - Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

- О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчивая, умеет сопереживать, чувствовать боль другого человека;

она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

Обратимся к 6 главе /побег Жилина /

- Как представлена в этом эпизоде Дина ? Забыла ли она о друге ?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

- Почему она убежит, но потом вернется ?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

- Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

Просмотр кадра из фильма (продолжение прочитанного эпизода)

- Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

- Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная./

- Как относится автор к Дине? Зачитаем (на слайде)

Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно, монисты в косе по спине брякают.

Какие слова вы дают его симпатию к ней?

- Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям .

- Как создается образ Дины в произведении?

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью.

- В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии.

Давайте обратимся к толкованию имени Дины.

7. Создание синквейна.

- Обратимся к нашим листам – конспектам. Раскрасьте буквы имени ДИНА, передав в цвете ваше восприятие образа героини. Постарайтесь расшифровать цвета букв, например: серый – ранимость, голубой – доброта и т.д.

- Подумайте и нарисуйте над раскрашенным именем на листе ваши ассоциации с образом Дины.

- А теперь заполните строчки-помощники (прил., глаголы, суждения).

- Создайте синквейн, пользуясь памяткой.

8. Итог урока.

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой - для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

- Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

9. Домашнее задание.

- Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Предлагаю прочитать пословицы и ответить на вопрос: Как вы их понимаете? Согласны ли вы со всеми пословицами?

Определите их тему. О чём они? ( О дружбе).

Прошу ребят подумать , есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами , о которых мы говорили. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

Трудно сохранить присутствие духа, когда нет надежды.

- Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

- А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? ( глава 3)

_ С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова( кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

- Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

- У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

_ Предлагаю прочитать в лицах разговор Жилина и Дины.

-Что узнаёт Жилин из этого разговора? ( Его хотят убить).

-Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? ( Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

-Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

- А почему она ему помогает?

_ А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

-Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? ( Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель ?

-Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

-Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

_Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?

- Что вы можете сказать в её защиту?

Закрепление учебного материала.

-Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

- Актуальна ли она сейчас?

_ Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

-Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

-Чему научил вас рассказ?

-В чём вы хотите быть похожими на Дину?

-Какая она, настоящая дружба?

-Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно?

Читайте также: