Конспект про родину 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Разработка классного часа (Урока гражданина) для учащихся начальной школы

Ход классного часа

I. Организационный момент.

И все мы рано или поздно задаем себе вопросы: Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Кого называют гражданином? Какие есть символы у нашей страны?

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев)

Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.

III. Основной закон России.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия)

Посмотрите ее карту. (Физическая карта России)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.

Учитель демонстрирует фотографии русской природы. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение:

Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

Мать Россия моя.

Твой березовый цвет.

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Ты мудра и добра,

Славят сердце твое,

Славят думы твои.

Ты, Россия моя, золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту, за твою красоту

Я люблю тебя, родина светлая!

- Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне) Но Национальности у россиян разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Учащиеся слушают аудиозапись мелодий.

- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)

Учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации.

- Когда была принята Конституция, по которой мы сейчас живем? (12 декабря 1993 года)

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.

- А вы являетесь гражданами России? Какие имеете права и обязанности?

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными.

IV. Государственный герб.

- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Герб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах печатях и официальных документах)

Главный символ любого государства - его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Еще в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов, показать свое отличие. Этому служил тотем - изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей, тотем считался родоначальником племен. Род считал тотема своим покровителем и защитником. Прошли тысячи лет, и на гербах многих современных городов появились животные.

С развитием общественной жизни и появлением государства возникли и более сложные символы.

- Рассмотрите на доске таблицу с гербами (демонстрируются различные гербы). Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?

Учитель (дополняет ответы). На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием - олицетворением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок - наши предки представляли орды кочевников (печенегов и половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.

Герб России - двуглавый Орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!

Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в копях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских. И недаром на пороге XXI века двуглавый Орел снова становится символом России.

- Какова же история Российского Герба?

На печати 1497 года двуглавый Орел изображен с опущенными крыльями и с короной на каждой голове.

Во времена Ивана Грозного на груди орла был помещен щиток с гербом Московским - Святым Георгием, поражающим Змия.

В начале XVII века между двумя коронами, украшавшими головы орла, появился православный крест. В 1625 году он заменяется третьей короной.

Во времена царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, в когтях орла появился скипетр и держава. Три короны теперь символизировали Святую Троицу, а эмблемы трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского - обозначали их вхождение в состав России.

К концу XVII века крылья птицы поднялись вверх.

После 1699 года орел окружается цепью только что учрежденного ордена Андрея Первозванного.

В 1800 году император Павел Первый был избран членом Мальтийского ордена. Под щитком герба сразу появился мальтийский крест. После смерти Павла Первого он немедленно исчез.

В 1830 году при Николае Первом на распущенных крыльях орла появились щиты гербов важнейших областей государства и вошедших в него царств.

В 60-е годы XIX века всадника на щитке, украшавшего грудь орла, развернули слева направо.

Сегодняшний герб России почти такой же, как и герб Российской империи.

V. Государственный флаг.

- Что такое флаг? (Флаг - прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов)

- Где можно увидеть флаги?

Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский Государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлем в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с ее очень непростой судьбой и ее славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши все выдержали, значит выдержите и вы. Трехцветный флаг появился в России еще в XVII веке.

Откуда же взялись эти три цвета Российского флага? Есть предположение, что Петр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде русского народа. По русским понятиям XVII- XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Во второй половине XIX века появился в России новый государственный флаг - черно-желто-белый. Верхняя - черная и средняя - желтая полосы соответствовали черному орлу и желтому полю государственного герба России. Нижняя - белая полоса соответствовала белому коню на гербе Москвы. Герб же Москвы был частью герба России. Черно-желто- белый флаг просуществовал недолго. Не нравился он россиянам, потому что черный цвет считался в нашей стране знаком смерти и печали. Не был в почете и желтый цвет. Любимыми цветами россиян оставались белый, синий и красный.

Октябрьская революция 1917 года отменила трехцветный флаг. Как государственный символ нового государства появился красный флаг. Вновь трехцветный возродился в России в 1989 года 12 марта в 15 часов, развеваясь на площади им. Маяковского в центре Москвы, на митинге памяти Февральской революции. В 1991 году он стал официальным флагом России.

- Часто ли вам приходится видеть Государственный флаг России? Где? В какой ситуации?

Учитель раздает каждому ученику карточки с изображением контура флага.

- Раскрасьте российский флаг в соответствующие ему цвета.


VI. Государственный гимн.

- Послушайте Государственный гимн России.

Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.

- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость)

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн - это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

- Как же менялся гимн нашей страны?

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Музыка была заимствовала у англичан.

Царствуй на славу:

Царствуй на страх врагам,

Боже, царя храни.

Вставай проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

С небольшими изменениями этот гимн просуществовал до распада СССР.

С 1 января 2001 года Государственным Гимном стало произведение с измененным, современным текстом С. В. Михалкова на музыку А. В. Александрова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достоянье на все времена!

- Знаете ли вы слова нового Гимна России?

- Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

VII. Итог занятии.

Стоят в поле сестрицы,

Шапочки зелены. (Березы)

- Это дерево является символом России.

Учитель открывает на доске плакат с изображением березы с приклеенными листьями из зеленой бумаги. На внутренней стороне листьев записаны вопросы для закрепления. Учащиеся выходят к доске, снимают листочек березы с вопросом и дают ответ.

Вопросы:

1. Что такое символ?

2. Как называется наша страна?

3. Как называются люди, живущие в нашей стране?

4. Что такое Конституция?

5. Какой город является столицей России?

6. Какие символы государства вы знаете

8. Что изображено на гербе России?

9. Что означает орел на российском гербе?

10. Опишите флаг России.

11. Что означает каждый цвет на флаге?

13. Как слушают гимн на церемониях?

14. Когда можно услышать гимн?

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем занятии?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.

чтобы больше узнать о ней, поб ываем на необычных ста нциях.

Мы увидим сте пь без края, тундру, г де звенит весна.

- Ребята, с символами мы встречаемс я пост оянно . Какое вы бы дали определени е

слову символ? (Э то изображение фи гур, предметов, выражающий особый смысл ).

- У н ашей страны, как и у любого г осударства, есть свои символы, по которым наши

друзья за рубежом скажут, что разговор идет о России (белые березки, матреш ки,

- У России есть и оф ициальные символы. Они имеют особое значение. Уважен ие к

ним, знание и стории и происхож дение объединяет жителей страны. (ге рб, флаг, гимн).

- Историческая дисциплина, зан имающаяся изучен ием гербов.

- Давайте вспомн им, как выглядит г ерб Российск ой Федерации? ( двуглавый орел)

- Где мы можем увидеть герб? (мо неты, бумажные купюры, печать).

- Н а гербе Россия изображен золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Над

головой орла мы можем увидеть корону. Право й лапой он сжимает скипетр, а левой

державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр

и держава слу жили знаками царско й власти. Сегодня они напоминают на об

историческом прошлом нашей Родины и показыва ют единство Российской

На г руди о рла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий

Победоносе ц. А святой Гео ргий Победоносе ц поч итался как святой п окровитель

воинов, защит ников Отечества. А ужасный черный змей – это символ зла. И он

Цели и задачи:
1.Формировать уважительное отношение к культуре родной страны -России.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины.
2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия, работать в группах.
5.Развивать творческое воображение детей на занятии.

2.Значение слова Родина по словарю синонимов:
Родина – отечество –отчизна
3.Страна, в которой человек живет, дом в котором он растёт, где березка и яблонька у родного порога, место, где жили его предки – всё это и есть
Родина, то есть родное место человека.

5.Много есть на свете и кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него родина. Давайте послушаем стихи поэтов о Родине. (дети читают стихи о Родине)

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

7. Продолжим разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем одно государство отличается от другого?
(символикой, разным языком -речью, обычаями, традициями, праздниками, географическим положением, историей, названием)

III.Ребята, приготовили страницы из истории России.
- Наша Родина очень великая и огромная. Над ее просторами никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на- Камчатке наступает полночь.- На территории России разместились бы, например такие страны, как
Италия, Англия, Франция, Германия вместе взятые.

- Природа нашей большой страны очень разнообразна. В ней много лесов,
полей, равнин и холмов, больших и малых рек и озер, и заснеженных горных
вершин, и ярких южных пейзажей.
- Наша земля дает людям все, что необходимо для жизни – плодородные почвы для посевов, пастбища для скота, лесные угодья и залежи полезных ископаемых. Все это богатства и сокровища нашей страны России.

VI. Государственные символы.
1.Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн)

Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
3. Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.
Впервые еговвел великий князь московский Иван III Васильевич. Но почему у орла 2 головы?

4. Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А. Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.

VII.Работа по группам
1 группа -создать флаг нашего класс, с защитой.
2 группа –герб (эмблему) класса, с защитой.
3 группа- выбрать девиз для класса, объяснить смысл.

С символикой России мы познакомились. Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции русского народа.

Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым.

IX.Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)

XI.Итог занятия.Рефлексия.
• Как называется наша Родина?
• Как называют людей, живущих в России?
• Почему к Москве у нас особое отношение?

Обращаем внимание на рисунок ромашки, расположенный на доске, каждое
государство имеет символ –цветок. И таким символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?

РОМАШКА- символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не промокали гномики под ними.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это первый советчик в гаданиях "любит-не любит"
А самое удивительное, что ромашка - прародительница крупноцветковых хризантем.

Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и соединить в ромашку, по группам.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся научатся различать понятия "Родина","Малая Родина", "Отечество". Большое внимание уделяется символам и государственному строю нашей страны, а также своей Малой Родине.

Окружающий мир 3 класс

с.Надежда, Шпаковский район, Ставропольский край

Цели и задачи:

Овладение картиной мира: помочь учащимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился, и живёт, сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, правительство, армия, полиция, государство, общество, законы.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: способствовать становлению и развитию патриотических чувств, воспитывать у учащихся уважительное отношение к Родине; формировать чувство гордости, любви, преданности Родине.

Воспитывать стремление учащихся быть соучастниками и созидателями прекрасного будущего нашей страны.

Формировать умения:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе;

- извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию.

Оборудование:

-презентация к уроку;

таблички с новыми словами (власть, правительство, армия, полиция, государство, общество, законы)

-модель нашей страны, сердечки у учащихся.

I .Вводная часть.

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться и стараться, не лениться,

Будем хорошо учиться, чтоб Отчизне пригодиться!

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира – на нём присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

-Улыбнитесь друг другу. От ваших улыбок в классе стало светлее. Садитесь.

II . Проверка домашнего задания.

– С целью повторения материала, который мы изучали на прошлом уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд 1,2)

2)Сколько лет в 1 веке? (100 лет)

3) На нем размещаются имена родственников одной семьи (древо)

4) Одна из распространенных в мире религий. (христианство)

5) Так называют людей, которые родились и живут в 1 время (поколение)

6)Точка отсчёта исторического времени, от которого отсчитывают дни, годы, века в одну и в другую сторону (эра)

7) Какое событие стало началом новой эры? (рождение Иисуса Христа)

8) Почему во многих странах точкой отсчёта исторического времени выбран год рождения Иисуса Христа?

9) Священная книга христиан (Библия)

-Что вы заметили, какое ключевое слово получилось?

III . Постановка проблемы, формулирование темы, целей урока.

- Какой вопрос прозвучал в песне?

- Как вы думаете, почему мы слушали именно эту песню, получилось ключевое слово Родина?

- Да, вы правы, сегодня наш урок посвящён нашей Родине.

-Для этого, что мы должны знать?

IV . Версии детей, выявление имеющихся представлений по теме.

Сценка (диалог 2 учеников)

-Приснился мне сегодня удивительный сон. Как будто попал я в страну, где всем всё можно – ходи - где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает и не наказывает. Там нет ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения! Вот бы там по-настоящему пожить! Я бы тогда гордился: моя Родина-страна удовольствий!

-Хороший тебе сон приснился, да только на самом деле такая страна долго не продержалась бы. Это же получается, что там каждый живёт сам для себя! Да и Родина у тебя уже есть, другой быть уже не может.

-Как не может, да ты сам вчера говорил, что твоя Родина - Надежда, а до этого утверждал , что твоя Родина- Россия. Значит, ты себе можешь Родину выбирать, а я нет? Ну и пожалуйста, пойду лучше опять спать лягу, пусть мне моя страна снится. Уж там-то мной никто командовать не будет!

-Да погоди, ты просто меня не понял. Давай ребят спросим, может, они лучше всё тебе объяснят. А ты всё самое важное записывай, чтоб потом не говорил, что мы с тобой что-то забыли.

-Ребята, давайте поможем мальчикам разобраться в этом. Вспомните, что называл Родиной Вадим? Верно ли это? Слайд 9

В случае затруднения выполнить задание на актуализацию на стр. 16.

Рассматривание рисунков на стр. 16 и составление высказываний со словом Родина.

- Рассмотрите рисунки (дом, город, страна – слайд 10)

- По каждому рисунку составьте предложение со словом Родина. (работа в парах)

Р ОДИНА

дом, в кот. родился родной город родная страна

-Как вы думаете, можно ли выбрать себе Родину? (Нет, Родину, как и родителей выбрать нельзя, она у человека одна.)

3. Ассоциации к слову Родина, подбор однокоренных слов.

-Закройте глазки, что вы представляете, когда слышите это слово?

- Назовите слова, связанные с понятием Родина, подберите однокоренные слова (слайд) род, родня, родословная, родители, родственник, Родина, народ.

-Какой корень у этих слов? Кто сможет объяснить, что такое Родина?

-Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.

4. Работа в парах по рядам

-А сейчас вам предстоит поработать в парах. Каждый ряд получает своё задание.

- А что вы называете своей Родиной?

Вывод: (учитель или ученики)

-Правильно, ребята! У каждого человека есть свой маленький уголок город, село, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. А страна, в которой ты родился и живёшь – большая Родина.

- Что каждый из вас считает малой родиной? (Надежду). (СЛАЙД 11)

- Правильно, наша малая родина – Ставропольский край, наше родное село Надежда.

-Где бы ни жил человек, его постоянно тянет на родину. Ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

V . Поиск решения проблемы Новая тема. (Прикрепить к доске модель нашей страны-России)

1. Взаимосвязь людей в обществе.

- Как вы можете объяснить, что такое страна?

-Как вы понимаете это?

Чтение текста учебника на стр. 16.

Вывод:

Правильно, но страна-это не только столица, правительство и границы. Страна- это прежде всего, люди, которые в ней живут и связаны друг с другом.

А теперь ответим на вопросы к иллюстрации на стр. 17. Подумайте в парах по рядам. Что мы можем увидеть из окна дома или квартиры? (Слайд 14)

1-ый ряд отвечает на 1 вопрос;

2 –ой ряд- на 2 вопрос;

3-ий ряд- на 3 вопрос.

Ответы: без помощи водителя, рабочих завода, где он был изготовлен, конструктора, мастеров техобслуживания, тех, кто связан с производством топлива для автобуса.

- Какой вывод из этого можно сделать?

Вывод: Все люди связаны друг с другом. Где бы человек ни жил, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живем и трудимся. (Слайд 11)

И все мы- это одно большое общество. (Слайд12,13)

Давайте немного отдохнем и выполним новую физминутку.

Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)

Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)

Хорошо идти с друзьями! (шагают)

Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)

Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)

Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)

Хорошо кружиться в танце! (кружатся)

Хорошо быть ставропольцем! (выставляют большие пальцы).

VII . Актуализация знаний.

Порядок в стране.

Вспомните 2-го мальчика, который говорил, что в его стране нет ни правительства, ни полиции, никаких правил поведения! Может быть и правда, можно обойтись без этого?

- Рассмотрите рисунки на стр.20 (верхние рисунки), сравните их.

- Почему одна ситуация на улице так сильно отличается от другой?

- Какой вывод напрашивается?

-Чтобы ответить на этот вопрос, вы сейчас поработаете в группах. Каждая группа получает своё задание. Внимательно прочитайте его. Проверка.

1-ая гр: Прочитайте текст. Найдите главные слова и подчеркните их. Коротко расскажите, о чём прочитали.

На свете много стран, на картах их изображают разными цветами. Страна или государство - это территория, которую занимают народы с общей историей, культурой и языком. У каждой страны есть свои границы и главный город- столица. Россия самая большая страна на свете. Столица России - город Москва.

2 гр: Прочитайте текст. Найдите главные слова и подчеркните их. Коротко расскажите, о чём прочитали.

Все люди в стране - это одно общество. Но национальности у них разные. Россия — многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей. Русские составляют большинство населения. Кроме русских есть другие народы: лезгины, даргинцы, коми, башкиры, ногайцы, кабардинцы, татары, чуваши, мордва, удмурты, якуты, буряты, чукчи, коряки, эвенки и другие.

Для того, чтобы в обществе был порядок, в России существует государство. Это значит, что у нас есть правительство, которое управляет страной и принимает важные решения.

3 гр: Прочитайте текст. Найдите главные слова и подчеркните их. Коротко расскажите, о чём прочитали.

В нашей стране есть армия. Она нужна для того, чтобы защищать границы государства от тех, кто захочет прийти к нам с войной. У нас есть полиция, чтобы следить за порядком в стране, за тем, чтобы никто не воровал, не хулиганил, не нарушал законы. Законы – это обязательные для всех людей, правила поведения в обществе, установленные государством.

Мы гордимся своей армией - надёжной защитницей страны и всего народа.

4 гр: Прочитайте текст. Найдите главные слова и подчеркните их. Коротко расскажите, о чём прочитали.

У каждой страны есть символы. Символы страны- это флаг, герб и гимн. Российский флаг – трехцветный бело-сине-красный. Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность, правду; красный – мужество, огонь, отвагу.

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Три короны над головами орла, скипетр и держава в лапах орла символизируют единство Российской Федерации.

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя

После обсуждения ученик - докладчик из группы называет ключевые слова и делает вывод.

Чтобы был порядок, необходимо, чтобы все соблюдали определенные правила – законы. Обществом необходимо управлять. Нужны люди, которые управляют страной, следят за порядком, защищают от врага.

- Так можно ли назвать Россию - государством? Докажите это.

Вывод: Без государства в любой стране начнётся беспорядок. Государство можно сравнить с кораблём, который плывёт через океан. Каждый на корабле отвечает за свою работу, точно также и судьба страны зависит от тех людей, в чьих руках находится власть, и от тех людей , кто её исполняет, т.е. от нас с вами.

Рассматривание рисунка на стр. 20 внизу.

-От кого зависит порядок на корабле? Государство можно сравнить с кораблём, который плывёт через океан. Каждый на корабле отвечает за свою работу. Точно так же и судьба страны зависит от людей, в чьих руках находится власть, и от тех людей, кто её исполняет, т. е. от нас вами. (Слайды 15-18)

VIII . Закрепление материала.

- Вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Что человек называет своей Родиной?)

- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Родной дом, село, город, страна)

1.Ответы по группам.

Кто хочет прочитать стихи о Родине?

1)Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!(З. Александрова)

3.- Я предлагаю вам поработать в парах и закрепить изученное. Вам нужно соотнести слово в левом столбике с выражением в правом столбике. Проверка фронтальная.

- Молодцы, все справились.

IX . Итог урока.

Ребята, мы с вами выяснили - что человек называет Родиной, с чего начинается Родина. Для того, чтобы в нашей стране всем людям жилось лучше, что мы с вами должны делать, как помочь в этом своей Родине, как относиться к ней? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне всё не так.

Так вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

Перед вами лучики трёх цветов: жёлтого, зелёного и красного. Если Вам на уроке всё было понятно, возьмите - жёлтый, если было понятно не всё, возьмите - зелёный. Если ничего не было понятно – красный. Напишите на этом лучике, как вы относитесь к своей Родине и прикрепите к нашему солнышку - Родине. (Слайд 20)

Мне было всё понятно - жёлтый.

Мне было не всё понятно - зелёный.

Мне ничего не понятно - красный.

Перед вами условная карта нашей великой страны – России, планеты Земля и сердечки у вас на партах. Возьмите каждый своё сердечко и прикрепите его, согрейте нашу Родину своей Любовью, Теплом своих сердечек.

XI . Домашнее задание. (Слайд 21)

1. Нарисовать, какой вы видите свою Родину?

3.Прочитать учебник на стр. 16-21.

Читайте также: