Конспект приметы осени в старшей группе

Обновлено: 03.07.2024

-Систематизировать и закреплять знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам.

- Развивать связную речь, внимание, память, мышление, общую моторику.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал.

Картинки Осени в различный период, картинки-опоры (солнце: символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); дерево с желтыми листьями; жук; перелетная птица; зонт).

КООД

На полях и в рощах

Стали дни короче.

Солнышка не видно.

Темны, темны ночи.

- О каком времени года это стихотворение?

- Почему вы так считаете?

- Сегодня мы поговорим об осени.

Осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.

На доске картинки.

- Какое время года изображено на картинках?

- Почему вы так считаете?

- Давайте разложим картинки по периодам осени: ранняя, золотая, поздняя.

- Отгадайте, о какой осени идет речь:

- Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит

И богат он урожаем, мы ее, конечно, знаем! (ранняя осень )

- Осень золото роняет, холод пташек угоняет….

До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг. (золотая осень)

-Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало - льдом сковало воды рек. (поздняя осень)

- Каждому периоду осени соответствует свой месяц.

- Назовите осенние месяцы по порядку.

- Какой месяц начинает осень?

Сентябрь – ранняя осень.

- Какой месяц следует после сентября?

Октябрь – золотая осень.

- Какой месяц заканчивает осень?

Ноябрь – поздняя осень.

Физ.минутка.

Мы листики осенние.

На веточках сидим.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Я буду выставлять картинки - опоры, а вы будете называть признаки осени.

- Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче).

- Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ дня и ночи)

- К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с деревом.)

- Какого цвета могут быть осенью листья деревьев? (Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)

- Какие же ещё изменения произошли в природе из-за похолодания'? (Насекомые прячутся в землю; птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки - жук, перелетная птица)

- Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.)

Словарная работа (затяжные — долго тянутся.)

- Назовите признаки осени. (По опорным картинкам.)

А сейчас мы составим рассказ по опорным картинкам об осени. Послушайте, какой рассказ составила я.

Наступила осень. Осенью солнце греет меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Осенью насекомые прячутся в землю, птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные затяжные дожди.


Дети под музыку входят в зал и распределяются на ковре врассыпную.
- Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложиться солнышко
Раньше с каждым днем.
/Е.Трутнева/
Ведущий. – О каком времени года прочитала стихотворение Ира?
Правильно. И наш сегодня вечер будет посвящен этому прекрасному времени года- осени.
Что же в круг скорей вставайте, дружно песню запевайте.

До чего же он хорош! Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала,
Мы плясали как друзья,- Дождь из листиков и я.
/Л.Разводова/

Танец с листиками под авторскую песню О.Смирновой "Листик-Листопад"

• Вторая примета осени: сбор урожая
Ведущий: Летом огород – что город!
В нём – сто тысяч горожан:
Помидор, горох, капуста,
Кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придет зима
Люд разъехался в корзинах
В погреба и закрома!

• Третья примета осени: птицы улетают на юг.
Стихотворение читает ребенок.
Высоко в голубой дали над землей летят журавли.
Летят они, курлычут, нас за собою кличут,
Как будто говоря: «Летите вместе с нами!
За темными лесами, а синими морями
Есть теплые края; там, в зелени долины,
Мы скоротаем зиму, а раннею весной
Вернемся в край родной!
Ведущий: - Ребята, а только ли журавли улетают на юг? А каких перелетных птиц вы знаете?

Звучит тревожная музыка, вбегает Баба – Яга.



Баба-Яга: - Это что здесь за веселье?! Собрались тут все, а я в лесе одна скучаю! Пролетала вот мимо, случайно увидела, решила заглянуть на огонек. Почему я не приглашена? Все нарядные, а я совсем не готова! А-а-а-а, вы и не собирались меня приглашать. Ух, сейчас я вам….
Ведущий: Баба – Яга, да конечно, оставайся с нами! Только дети здесь вспоминают осенние приметы, поют, танцуют, играют, а ты что умеешь делать?
Баба – Яга: - Что-что. стихи про осень я не знаю, песен тоже…. Вот. Я грибы умею очень хорошо собирать. Осенью их в лесу видимо-невидимо! А дети в городе живут, они и грибов-то не видели ни разу…
Ведущий: - Баба-Яга ты не права, мы сейчас тебя удивим. Ребята, давайте покажем, как мы умеем быстро собирать грибы.
Баба-Яга: - А я посмотрю, да посчитаю потом…


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сергиево-Посадского городского района Московской области

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:

Составила и провела Давыдова Е. А.

Вид деятельности: продуктивная.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Образовательные области: познавательное развитие.

-познакомить с разнообразными приметами осени;

- продолжать учить группировать предметы по основным признакам;

- формировать интерес к познавательной деятельности посредством игровых моментов;

- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения;

Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память;

- развивать образность речи;

- развивать творчество, мелкую моторику;

- развивать связную речь, внимание, ловкость;

Воспитывающие:

- - воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным и птицам;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами об одной красавице. Красавица эта спрятана в загадке, попробуйте отгадать о ком идет речь?

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, ребята. А вы знаете, что осень нам дарит?

Давайте посмотрим на доску, что же принесла нам Осень?

Дети: Капусту, тыкву, перец, орехи, ягоды.

Воспитатель: Всё верно, а какие овощи вы ещё знаете? Я буду показывать картинки, а вы называйте что изображено.

(Воспитатель показывает картинки с изображением овощей, дети называют: баклажан, лук, огурец, картофель, морковь, помидор).

Какие фрукты вы знаете? (дети называют: персик, яблоко, груша, дыня, виноград и др.).

А где мы собираем весь этот урожай?

Дети : В саду, на огороде.

Воспитатель: А в какое время года?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, ребята, осенью. Осень приходит и поспевают овощи и фрукты. Это одна из примет осени. А в лесу, что поспевает осенью?

Дети : Орехи, грибы.

Воспитатель : Верно, а какие грибы, вы знаете? (Воспитатель вывешивает плакат с изображением грибов, дети называют: белый гриб, опята, груздь, лисички, сыроежки). А все грибы съедобные?

Дети: Нет, мухомор, поганки собирать нельзя, потому что они ядовитые.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете, что не все грибы можно собирать. А как мы ещё узнаём, что к нам пришла осень?

Дети: Листочки на деревьях пожелтели, покраснели и когда дует сильный ветер, начинается листопад.

Воспитатель : Это ещё одна примета осени. И у нас сейчас начнётся самый настоящий листопад. Выходите, все на ковёр. (Воспитатель раздаёт всем листочки из цветной бумаги).

Листья осенние тихо кружатся,

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.)

Листопад, листопад, Листья жёлтые летят,

(бегают, изображая осенние листочки)

Кружат по дорожке,

(кружатся на месте)

Падают под ножки

Когда дует ветер - ветреная

Когда идет дождь - дождливая.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно говорили о погоде

Воспитатель : А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете ?

Дети : Ранняя, поздняя.

Воспитатель : Ребята, Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени .

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Молодцы, правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре, октябре, ноябре?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем.

Воспитатель : Молодцы! Ребята, кто приходил к нам в гости?

Дети: Осень.

Воспитатель: Давайте повторим приметы, которые мы уже с вами называли.

Дети: Собираем урожай, овощи, фрукты, орехи, грибы. Листья становятся жёлтые, красные, оранжевые; наблюдаем листопад; перелётные птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель : Всё верно, молодцы! Вот мы с вами и вспомнили приметы осени, а наше занятие закончено, всем большое спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие может пригодиться воспитателям старших групп.

Интеграция: познание, художественно-эстетическая деятельность, коммуникация,

Цель:Создание условий для эмоционального восприятия примет осени, рефлексии чувств.

Задачи: Способствовать закреплению представлений об осенних приметах;

Побуждать интерес к художественному слову, обогащать запас детей эпитетами, обозначающими красоту осенней природы;

Формировать навыки сотрудничества при работе в подгрупах, работать на одном пространстве листа лружно, вместе, согласовывая свои действия с действиями партнеров.

(старшая группа – начало учебного года)

Интеграция по разделам: Познавательное развитие, художественно эстетическое развитие и музыка, продуктивная деятельность, коммуникация.

Цель: Создание условий для эмоционального восприятия примет осени. Развитие рефлексии чувств.

1. Способствовать закреплению представлений детей об осенних
приметах.

2. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства.

3. Пробуждать интерес к "художественному слову", раскрывающему

поэтический образ осени. Обогащать словарь детей эпитетами,

обозначающими краски осенней природы.

4. Формировать умение сотрудничества, при работе в подгруппах;

работать на одном пространстве листа вместе, дружно, согласовывая

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам кое-что рассказать.
Послушаете?

Хотите посмотреть, что у него получилось? Дети: Да.


Воспитатель: Смотрите (показываю детям 3 рисунка: осеннее небо,
дождь, лужи).

Как вы думаете, на этих рисунках есть приметы осени?

Дети: Да; нет. (разные ответы детей)

Воспитатель: Какие осенние приметы вы здесь увидели?

Дети: Хмурое небо, лужи, дождик.

Воспитатель: Ребята, а разве хмурое небо, лужи, дождик — это то, что бывает только осенью?

Дети: (разные ответы)

Воспитатель: А про какие осенние приметы вы могли бы рассказать
Егорке? Вы говорите, а я буду запоминать.

Дети: Листопад, перелет птиц, сбор урожая.

Воспитатель:

А что такое листопад?

Листья опадают зелеными?

А какого цвета бывают листья осенью?

А вы можете представить себя осенними листочками,

которые летят и кружатся?

(дети изображают кружение листьев)

Воспитатель: Про листопад вы много рассказали, а что же я смогу
рассказать Егорке про такую осеннюю примету, как сбор урожая?

Дети: Осенью собирают урожай овощей, фруктов, грибов.

Воспитатель: А какие овощи, фрукты, грибы можно собирать осенью?

Дети: Яблоки, груши, картошку, капусту, морковь, свеклу, боровики,
подосиновики.

Воспитатель: Отлично, и с этой осенней приметой мы разобрались, а
что же за примета такая — перелет птиц?

Дети: Птицы улетают в теплые страны, на юг.

Воспитатель: А все ли птицы улетают на юг?

Дети: Нет. Только перелетные.

Воспитатель: А вы знаете, какие птицы перелетные, а какие нет?

Дети: Да. Знаем.

Воспитатель: А давайте проверим?

Физкультурная пауза

Воспитатель: Вы молодцы! Много осенних примет вспомнили.

А сейчас, подумайте и скажите, кроме самой природы, кто еще очень
красиво может рассказать нам об осени и осенних приметах?

Дети: Художники: (Левитан "Осень" );

Поэты:(стихотв. читает воспитатель или подготовленный ребенок)

"Не жалейте лето" — Мазнин

Осень на опушке краски разводила,

По листам тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки. Только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето,

Посмотрите, осень в золото одета.

Композиторы: (если дети затрудняются ответить, помогать им
наводящими вопросами).

Воспитатель: А хотели бы вы сделать Егорке сюрприз?

Воспитатель: Готовы вы для этого стать художниками?

Воспитатель: Тогда, подходите и выбирайте себе одну карточку.

(элемент совместной деятельности — случайный выбор: для работы
дети объединяются в подгруппы).




Самостоятельная деятельность детей. Аппликация.

(Во время работы можно использовать вопросы о настроении, о том,

как идет работа)





Воспитатель: Работы готовы? Несите их мне.

(На мольберте соединить части так, чтобы получилась коллективная
работа)

Дети: Картина.

Воспитатель: Видите ли вы на ней приметы осени?

Воспитатель: Как вы думаете, получился сюрприз для Егора? Дети:

Воспитатель: А вам понравилось создавать картину? Что вы
чувствовали, когда работали вместе? Какое было настроение, когда слушали
музыку, стихи, делали аппликацию? (ответы).

(оценка детьми своей работы)

Смогли ли мы сделать так, чтобы мой знакомый мальчик выучил
осенние приметы? (что скажут).

И мне понравилась ваша работа



Воспитатель: Глядя на эту картину, вот что мне вспомнилось:

Падают-падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели:
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем мы корзинки,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Картина и правда — просто чудо. Вот только названия у нее нет. Как
быть?

Дети: Придумать.

Воспитатель: Сейчас нам пора на прогулку. Но вы можете подумать
об этом дома, вместе с родителями. А завтра мы выберем лучшее название, и
тогда я смогу подарить Егору эту картину о вас на память.

Читайте также: