Пожарно спасательный спорт конспект

Обновлено: 06.07.2024

Пожарно-прикладной спорт популярен не только в России, но и в других странах. А вот программы для проведения соревнований за рубежом разрабатываются на базе отечественных. Спортсмены из России занимают лидирующие места на международных соревнованиях. Помимо специализированных соревнований выступления спортсменов часто можно увидеть в День пожарной охраны или на других городских мероприятиях и праздниках.

История спорта

Зародился пожарно-прикладной и спасательный спорт в 1931 г. Тогда в каждой пожарной части были разработаны программы для физической подготовки работников. Так сотрудники должны были легко пройти по бревну, уметь быстро надевать специальную одежду и другие средства противопожарной защиты, лазать по канату, переносить пожарные рукава, быстро бегать и далеко прыгать, а также преодолевать различные препятствия. Под эгидой НКВД уже в 1937 г. были успешно организованы первые соревнования. По окончании Великой отечественной войны было решено усовершенствовать упражнения по пожарно-прикладному спорту. А методический план тогда разрабатывался непосредственно МВД СССР. На тот момент соревнования проводились только летом. С 1963 по 1968 г.г. систему тренировок пересмотрели, благодаря чему пожарные могли заниматься спортом круглый год.

В начале 70-х г.г. было несколько попыток развить и женский пожарно-прикладной спорт. Однако в виду его травмоопасности и тяжести женщин исключили из состава соревнований. В начале 2000-х г.г. женщин допустили до соревнований, установив более мягкие нормативы.

история пожарного спорта

Из истории пожарного спорта, первые участники-спортсмены

В 2001 г. Федерация пожарно-прикладного спорта России утвердила обновленный состав сборной команды, куда вошли спортсмены из МВД и МЧС РФ. Сегодня Федерация ППС РФ состоит в Международной спортивной федерации спасателей и пожарных.

Достижения и рекорды

За все время существования Федерации ППС РФ сборная команда достигла следующих результатов:

  1. Завоевала золотые медали на 3,5,7, 11 Чемпионатах мира, а также на 1 и 2 Международных кубках Азии и 1 Европейском чемпионате.
  2. Завоевала серебро на 1, 4 Мировых чемпионатах и на 3 Европейском чемпионате.
  3. Завоевала бронзовые медали на 10 Мировом чемпионате.

За это же время российские спортсмен установили мировые рекорды:

  • за 13,52 секунды Дмитрий Демин сумел подняться до 4 этажа здания с помощью штурмовой лестницы в 2003 году;
  • в 2012 году его рекорд побил Альберт Логинов, выполнив то же упражнение, но в течение 12,56 секунд, соревнования по пожарно-прикладному спорту проходили в Турции;
  • в 2015 году Роман Вагнер сумел повторить рекорд Логинова на Мировом чемпионате.

Виды упражнений

Упражнения по пожарно-прикладному спорту достаточно сложные и тяжелые, требующие долгой подготовки спортсменов.

  1. Полоса с препятствиями. Длина дистанции составляет 100 м. Самое напряженное упражнение. Результативность зависит от того, насколько быстро спортсмен преодолеет данное расстояние и какая у него техника прохождения через препятствия. Здесь важен быстрый старт, соблюдение ритмичности бега, способность рационально распределять центр тяжести тела, умение справляться со спортивными снарядами и быстро соединять рукавные линии.
  2. Штурмовая лестница на 4 этаж здания. Такое упражнение считается отдельным видом программы. Состоит из следующих этапов:
    • разбег;
    • бег с учебной лестницей;
    • подвешивание лестницы до уровня 2 этажа;
    • подъем по ней;
    • удержание на подоконнике 2 этажа;
    • переброс лестницы на уровень 4 этажа;
    • подъем по ней;
    • финиш.

    От участников соревнований требуется развивать скорость в 30 м/мин на подъеме и интенсивно подниматься на уровень 4 этажа при правильной технике выполнения.

    Приспособления для соревнований

    Организатор соревнований должен предоставить спортсменам снаряжение для пожарно-прикладного спорта в следующей комплектации на каждую команду:

    1. Пожарные рукава.
    2. Пожарные ремни.
    3. Соединительные головки.
    4. Пожарные каски.
    5. Пожарный ствол.
    6. Лестница для штурмовки здания.
    7. Страховочная сетка.
    8. Забор для полосы препятствий.
    9. Пожарный домик.
    10. Противень с маслом для эстафеты.
    11. Мишень при выполнении боевого развертывания.
    12. Комплект стяжек.
    13. Лестница для преодоления пожарного домика и забора.

    Разряды и нормативы

    Как и в любом виде спорта, в пожарно-прикладном также существует своя система получения званий и разрядов при выполнении нормативов.

    Для того, чтобы стать мастером спорта, требуется выполнить норматив по какой-либо дисциплине на двух соревнованиях, либо выполнение норматива по двум разным дисциплинам на протяжении трех лет при условии участия спортсмена на международных соревнованиях, на чемпионате МЧС РФ, а также на иных всероссийских соревнованиях. Звание и нормативы представлены только для мужчин.

    Кандидата в мастера спорта и 1 разряд получают те участники, которые выполнили норматив на соревновании в образовательном учреждении при МЧС РФ.

    2 и 3 разряды присваиваются участникам при выполнении норматива на соревнованиях чемпионата при управлении МЧС РФ в субъекте РФ.

    Получить юношеские разряды можно на любых официально организованных соревнованиях.

    По каждому упражнению требуется 10 и более участников. Для учета времени применяется электронных хронометраж и фотофиксация финиша.

    Для получения разряда или звания необходимо выполнить следующие нормативы по пожарно-прикладному спорту:

    Сразу после создания Государственной противопожарной службы в советский период истории России в систему подготовки пожарных включались различные упражнения, такие как преодоление препятствий, подъем на этажи здания по наружной стене с помощью штурмовой лестницы, легкая атлетика и другие.
    Только в 1937 г. было принято решение о проведении первых соревнований пожарной охраны НКВД по прикладным видам спорта.
    В 1939 и 1940 г.г. проводились всесоюзные заочные соревнования по специально объявленной программе. В 1941 году началась великая Отечественная война, внесшая свои коррективы.
    В 1945 г. были впервые разработаны правила соревнований по пожарно-прикладному спорту.

    Несколько отличалось от современных требований снаряжение и обмундирование спортсменов. Лестница штурмовая весила не менее 10 кг, 3-х коленная выдвижная лестница была деревянной весом 64кг, рукава не менее 5кг. Участники соревнований на старт выходили в стандартной боевой одежде, кирзовых сапогах, надевался спасательный пояс, на котором крепились топор, карабин и рукавицы и обязательным элементом была каска военного образца. Спортсменам в то время не разрешалось использовать облегченное оборудование и снаряжение.
    В 1963 году пожарно-прикладной спорт был включен в единую спортивную классификацию, а в 1964г. создана Федерация пожарно-прикладного спорта СССР.

    На сегодняшний день в соренования по пожарно прикладному спорту включены следующие виды дисциплин:

    • подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни,
    • установка выдвижной трехколенной лестницы и подъем по ней на 3 этаж,
    • преодоление 100-метровой полосы препятствий, пожарная эстафета с тушением горящей жидкости,
    • боевое развертывание-тушение условного пожара.

    Каждый из видов многоборья в пожарно-прикладном спорте непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных, а технические средства, используемые спортсменами, взяты из арсенала пожарно-технического вооружения.

    Виды спортивных дисциплин:

    Подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни

    Одним из наиболее зрелищных видов пожарно-прикладного спорта является подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни. После стартового выстрела, спортсмен со штурмовой лестницей в руке, пробегает 32 метра до учебной башни и начинает взбираться на нее, закрепляя лестницу за оконный проем на каждом этаже. Финиш производится на 4-м этаже, наступив двумя ногами на контактные пластины, расположенные на полу. Этот вид программы всегда протекает в упорной борьбе, и нередко победителей и призеров на финише разделяют сотые доли секунды.

    Подъем по выдвижной 3-х коленной лестнице в окно третьего этажа учебной башни

    Установка и подъем по выдвижной 3-х коленной лестнице - это вид пожарно-прикладного спорта, наиболее приближенный к боевым действиям в условиях пожара. На соревнованиях спортсмены стартуют в парах (1-й и 2-й номера). Снимают 3-х коленную лестницу, вес которой превышает 50 кг., с пожарного автомобиля или его макета., расположенного на линии старта и преодолевают дистанцию до учебной башни. После этого 1 номер выдвигает лестницу до уровня 3-го этажа, а 2-й поднимается по ней и финиширует, наступив двумя ногами на контактные пластины, расположенные на полу. На тренировках в установке и подъеме по выдвижной 3-х коленной основное время уделяется слаженности действий и психологической совместимости 2-х партнеров по команде.

    Преодоление стометровой полосы с препятствиями

    100-метровая полоса с препятствиями требует от спортсмена-прикладника полной концентрации сил и внимания. Ведь для того, чтобы успешно ее преодолевать, необходимо обладать скоростью спринтера и ловкостью гимнаста. Через 23 метра после старта спортсмен преодолевает 2-х метровый забор, подхватывает 2 пожарных рукава, весом 5 кг., пробегает по бревну (бум), после чего присоединяет один рукав к разветвлению, стоящему на беговой дорожке, а другой к стволу, находящемуся за спиной с момента старта, затем пересекает финишный створ. 100-метровка проходит очень динамично: лучшие спортсмены выполняют упражнение быстрее 16 секунд и по этим показателям, для примера, приближаются к лучшим результатам в беге на 110 метров с барьерами в легкой атлетике.

    Пожарная эстафета

    Пожарная эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров каждый. Спортсмены с эстафетой (пожарный ствол) в руках проходят четыре этапа. На первом этапе спортсмен поднимается на крышу домика при помощи лестницы-палки, на втором этапе преодолевает забор, высотой 2 метра. На третьем этапе, подхватив рукава и пробежав по буму, спортсмен присоединяет рукава к разветвлению, прокладывает рукавную линию. Финальный- четвертый этап оканчивается зрелищным действием -участник огнетушителем тушит горящую в противне жидкость.

    Боевое развертывание

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Пожарно-спасательный спорт - спорт для настоящих мужчин

    Зачем мы занимаемся спортом? В большинстве случаев для укрепления здоровья, улучшения внешности, получении удовольствия от активных занятий. Но есть виды спорта, которые носят вполне практическую пользу. К ним относится пожарно-спасательный спорт.

    Пожарно- спасательный спорт ( ПСС) - служебно-прикладной вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров. Это спорт мужественных и отважных людей, готовых в любую секунду прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. Он требует хорошей физической подготовки, формирует такие важные качества, как самоотверженность, профессионализм и выносливость, так необходимые тем, чья работа – спасение людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Для успешной борьбы с огнем необходимы специальные навыки, физические и волевые качества. В пожарной охране давно имеется свой вид спорта, который помогает развивать эти данные. Сила, ловкость, быстрота действий, выносливость, умение координировать свои движения, ориентироваться в любой обстановке — вот качества необходимые пожарным. В настоящее время пожарно-спасательный спорт распространен в 30 странах. Активисты Международной федерации спорта пожарных и спасателей борются за включение пожарно-прикладного спорта в олимпийскую программу. В нашей стране им регулярно занимается не менее 100 тыс. человек. Особенность: занятия пожарно-спасательным спортом подразумевают использование различных видов спорта: легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, плавание, лыжные виды спорта;

    Во-вторых, формирование и укрепление мышц тела способствуют выработке хорошей осанки, устраняет искривление позвоночника;

    Регулярные занятия спасательным спортом благотворно сказываются на улучшении роста человека, его гибкости, эластичности и силы мышц.

    Актуальность исследования.

    Ныне как никогда актуальна проблема патриотического воспитания молодежи. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам и другим силовым структурам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи.

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.

    Новизна данного проекта состоит в овладении базовой подготовкой по пожарно-прикладным видам спорта на занятиях ДЮП во внеурочное время. Реализация данного проекта позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области пожарно-спасательного спорта. Выработать необходимые умения безопасного поведения в повседневной жизни при угрозе пожарной и другой опасности.

    Актуальность данного проекта состоит в овладении базовой подготовкой по пожарно-прикладным видам спорта школьников за счет популяризации и пропаганды здорового образа жизни. С увлечением, участвуя в пожарно-прикладных играх, у школьников воспитываются положительные морально-волевые качества, они получают хорошую физическую подготовку, приобретают знания и умения, необходимые будущим гражданам, воинам. Приобщаются к славным боевым традициям русского народа, к его историческому и культурному прошлому.

    Целью данного проекта считаю:

    - популяризация пожарно-спасательного спорта среди обучающихся школы;

    - подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

    Основные задачи :

    ф ормирование здорового образа жизни учащихся через систематические занятия и участие в соревнованиях по пожарно-прикладному и спасательному спорту;

    ф ормирование морально-волевых качеств, психологической устойчивости, самостоятельности и ответственности;

    р азвитие способностей к межличностному взаимодействию;

    п о возможности четко ориентировать на выбор будущей профессии через занятия пожарно-спасательного спорта.

    углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на занятиях добровольной ДЮП;

    стимулирование познавательной активности учащихся;

    содействие развитию способностей и личностных качеств обучающихся.

    Формы внеурочной работы:

    Занятия добровольной ДЮП.

    Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния школы.

    3. Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов, викторин, военно-спортивных игр.

    4. Спортивные мероприятия прикладной направленности: по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; эстафеты по пожарно-прикладным видам спорта и др.

    Основной задачей проекта является привлечение школьников к систематическим занятиям по пожарно-прикладным видам спорта. Поддержание у них физической формы, укреплению здоровья и содействие всесторонне-гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей школе работает добровольная дружина юных пожарных.

    Для решения поставленной задачи, использовались следующие методы исследования:

    теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

    опрос и обобщение передового практического опыта;

    создание и показ презентации по ППС и ПСС на общешкольном классном часе «Я и спорт!;

    анкетирование среди обучающихся 5-11 классов.

    Объект исследования – пожарно-спасательный спорт (ПСС, ППС)

    Предмет исследования – формирование мотивации к развитию физических способностей и личностных качеств обучающихся.

    История пожарно-спасательного спорта .

    Пожарно-спасательный спорт появился относительно недавно, а точнее в 1937 году. Тогда были проведены первые состязания в данной дисциплине среди сотрудников НКВД СССР. В их рамках требовалось подняться по штурмовым лестницам на 4 этаж учебной башни, установить выдвижную трехколенную лестницу, а далее подняться по ней на третий этаж, пройти 100-метровую полосу препятствий, пожарную эстафету шесть по 100 метров с тушением горящей жидкости и осуществить боевое развертывание.

    Несколько позднее, в 1968 году, было введено звание "чемпион СССР", а список инвентаря для проведения соревнований был значительно расширен. Впервые начали использоваться пластиковые каски, было разрешено облегченное боевое обмундирование для участвующих в соревнованиях команд, был создан и утвержден проект металлической штурмовой лестницы.

    Наши спортсмены еще в советское время добивались высоких результатов в пожарно-спасательном спорте. Россияне продолжают и по сей день успешно выступать на соревнованиях всех уровней. Столь высокие показатели были бы невозможны без того состава тренеров, который на протяжении долгих лет ведет кропотливую подготовку спортсменов. Надо отметить, что пожарно-спасательный спорт набирает все большую популярность в мире, о чем может говорить постоянно увеличивающееся количество как международных турниров, так и соревнований на уровне стран и регионов.

    Как известно, сумма не меняется при смене мест слагаемых, поэтому на успехи наших спортсменов не повлияло переименование пожарно-прикладного спорта в пожарно-спасательный. Это произошло в 2001 году вследствие перехода пожарной охраны в систему МЧС. Наши спортсмены продолжают развивать свои умения, оттачивая мастерство и радуя нас все новыми наградами.

    В рамках пожарно-спасательного спорта на мировом поприще проводится множество соревнований, испытания которых с каждым разом включают все более сложные задачи, что требует от спортсменов не только отличной физической подготовки, но и психологической стойкости. Наши спортсмены отлично справляются с любыми задачами, подтверждая звание русских богатырей. Постоянное усложнение препятствий требует и совершенствования навыков спортсменов, с чем представители нашей страны успешно справляются, устанавливая все новые мировые рекорды в различных дисциплинах. Так, наши спортсмены становились абсолютными победителями Чемпионатов мира 4 раза при том, что соревнования проводились всего 7 раз. Подобные заслуги не кружат голову победителям, и большинство из них по сей день продолжают служить в различных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, ежедневно спасая жизни людей.

    Современная программа соревнований по пожарно-прикладному спорту

    На сегодняшний день соревнования по пожарно-прикладному спорту проводятся среди мужчин и юношей. Взрослые участники показывают свои умения в следующих дисциплинах:

    подъем на время по штурмовой лестнице на четвертый этаж учебной башни. От команды участвуют 8 человек, 6 лучших результатов идут в зачет;

    прохождение полосы препятствий длиной 100 метров. От команды участвуют 8 человек, 6 лучших результатов идут в зачет;

    двоеборье, включающее предыдущие два пункта. Эта дисциплина проводится между отдельными спортсменами и не учитывается при подсчете общекомандных баллов;

    пожарная эстафета четыре по 100 метров;

    боевое развертывание. Участвует команда из 7 человек.

    Юношеская программа включает те же пункты, но молодых участников на соревнованиях делят по возрастным группам, чтобы уравнять их возможности.

    Основная часть.

    В нашей школе добровольная ДЮП работает на протяжении нескольких лет. Ежегодно в районе проводятся соревнования по пожарно-прикладным видам спорта. Я заинтересовался еще в 4 классе, когда в команде выступал мой брат. Я учусь только в 7 классе , но в этом году я впервые выступил в таких соревнованиях. Наша команда заранее стала готовиться. Посмотрев дидактическую литературу, презентацию о ППС, команда имеет представление о соревнованиях по ППС, что намного облегчает ее подготовку, так как участники уже знают, что включает в себя то или иное упражнение. В школу приехала укомплектованная пожарная машина и мы практически проводили тренировочные занятия по ППС. И вот этот день настал. Мы очень волновались на соревнованиях в п.Орловском, потому, что мы – семиклассники. В итоге наша команда заняла 5 место и это была наша победа.

    Пожарно-прикладной спорт среди ДЮПов школ Орловского района.
    Участники
    : юноши 13-14 лет (3 человека); юноши 15-16 лет (3 человека)

    Основные упражнения

    Боевое развертывание от автомобиля.

    Подъем по штурмовой лестнице.

    Преодоление стометровой полосы с препятствиями

    Пожарная эстафета 4×100 м

    Условия выполнения упражнений

    Время команды засчитывается после срабатывания сигнала на обеих мишенях.

    При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.

    Упражнение выполняется: юноши 13-14 лет (3 человека) бегут без лестницы;

    Юноши 15-16 лет (3 человека) бегут с лестницей.

    Соревнование по штурмовой лестнице на этажи учебной башни проводится в следующей последовательности:

    Участник становится перед линией старта, не наступая на нее. По сигналу стартера участник младшей группы стартует и поднимается по штурмовой лестнице (средняя группа стартует с лестницей, устанавливает ее, поднимается) на этажи учебной башни любым способом, не мешая участникам на других дорожках.

    Контрольное время фиксируется после касания пола внутри башни обеими ногами.

    Упражнение выполняется каждым участником по две попытки, в зачет идет лучшее время.

    В случае равенства результатов у двух и более участников, преимущество отдается спортсмену, имеющему лучшую сумму времени 2-х попыток. Если результаты одинаковы, лучшее место присуждается спортсмену, показавшему лучший результат в первой попытке, если эти результаты одинаковы – стартовавшему ранее.

    При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.

    (младшая группа-3 человека; средняя-3 человека)

    Соревнования по преодолению стометровой полосы с препятствиями проводится в следующей последовательности:

    участник со стволом становится перед линией старта, не наступая на нее (ствол находится в любом положении);

    При беге по дистанции преодолевает забор, берет рукава, преодолевает бревно (бум), соединяет рукава между собой, подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее. Забор преодолевается без упора ногами о стойки и откосы крестовин. Рукава переносятся любым способом. Смыкание соединительных головок между собой к разветвлению и стволу разрешается производить на месте и в движении по дистанции. При соскоке с бревна на землю до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть бревно. Запрещается переносить разветвление с места его установки;

    Окончание прохождения дистанции фиксируется в момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища, исключая голову, руки и ноги.

    Окончившим дистанцию считается участник, пересекший всем телом без посторонней помощи плоскости финиша. Если участник после касания туловищем плоскости финиша упадет на самой линии, время его и порядок окончания дистанции сохраняется, если он незамедлительно самостоятельно пересечет всем телом плоскость финиша.

    После финиша все соединительные головки должны быть сомкнутыми.

    Участник на финише должен удерживать рукавную линию таким образом, чтобы судьи могли убедиться в правильности смыкание соединительных головок ствола и рукава, в противном случае результат может быть не засчитан.

    Упражнение выполняется каждым участником по две попытки, в зачет идет лучшее время. В случае равенства результатов у двух и более участников, преимущество отдается спортсмену, имеющему лучшую сумму времени 2-х попыток. Если результаты одинаковы, лучшее место присуждается спортсмену, показавшему лучший результат в первой попытке, если эти результаты одинаковы – стартовавшему ранее.

    При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.

    Участник со стволом стоит перед линией старта. По исполнительной команде или сигналу стартера участник стартует, на последующих этапах стартует после принятия эстафеты без команды, путем передачи в 20-метровой зоне передачи.

    Для юношей всех возрастных групп лестница – палка установлена у домика.

    2 этап : участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами о стойки или откосу забора.

    В момент приземления участника после преодоления забора поджигается горючая жидкость в противне.

    3 этап : участник, приняв ствол, подбегает к рукавам, берет их и преодолевает бревно (бум), затем подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее.

    При соскоке с бревна на землю до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть бревно.

    4 этап : участник, приняв эстафету, подбегает к огнетушителю, берет его,

    подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставляя огнетушитель (в том числе раструб) в противне после ликвидации горения жидкости запрещается.

    Экипировка участника на 4-м этапе – костюм защитный (кроме синтетического материала), каска с забралом, краги (перчатки). Тушение противня осуществляется с опущенным забралом, в противном случае результат команде не засчитывается.

    При несрабатывании огнетушителя, участник самостоятельно берет резервный огнетушитель и осуществляет тушение. Только при не срабатывании основного и резервного огнетушителя команде разрешается выполнить 2-ю попытку.

    Для тушения горящей жидкости в противне применяются порошковые огнетушители. Состав горящей жидкости: на 20 литров воды – керосин 2 литра, бензин 0,25 литра

    Прогнозируемый результат

    Знаете ли Вы что такое пожарно-прикладной спорт (ППС)?

    - что-то об этом слышал

    2. Занимаются ли в нашей школе ученики пожарно-прикладным спортом (ППС)?

    - что-то об этом слышал

    Хотели бы Вы заниматься пожарно-прикладным спортом (ППС)?

    Что положительного дает пожарно-прикладной спорт (ППС)?

    - достаточную двигательную активность

    - силу, ловкость, выносливость

    До презентации:

    После презентации:

    В анкетировании приняли участие ученики 6-10 классов в количестве 123 человека.

    Заключительная часть.

    В заключении хотелось бы отметить, что после презентации у учеников появился интерес к ППС. Команда стала интенсивнее готовиться, используя полученную информацию.

    Нужно понимать, что обычному человеку не по силам тушить пожары. Огонь - стихия непредсказуемая, которая требует от своего укротителя высокой моральной подготовки, богатырской силы, отменной реакции, гибкости и ловкости. Именно эти качества воспитывают в своих учениках наставники по пожарно-прикладному спорту.

    Хольшина Ирина Михайловна

    Руководитель: учитель первой

    категории Хольшина И.М

    II. Основная часть. Пожарно-прикладной спорт.

    2.2 История создания пожарно-прикладного спорта…………………. стр. 5

    2.3 Виды пожарно-прикладного спорта…………………………………. стр. 7

    2.4 Пожарно-прикладной спорт в Хакасии………………………………стр. 10

    III. Практическая часть.

    I. Введение. Выбор темы исследования.

    Профессия пожарного актуальна везде и всегда. Как бы люди не старались придерживаться правил безопасности, избежать несчастных случаев и снизить их количество к нулю не удастся никогда. Поэтому и потребность в людях, которые знают, как работать в огне, спасать людей и быстро, эффективно тушить пожары, не исчезнет никогда.

    Сотрудник пожарной службы обязательно должен обладать такими личными качествами, как мужество, храбрость, решительность, умение быстро принимать решения, и не медлить ни секунды, правильно расставлять приоритеты. Основным направлением в подготовке профессионального огнеборца является занятия пожарно-прикладным спортом, в котором совершенствуются все элементы реальной работы в условиях чрезвычайной ситуации.

    Тема: Пожарно-прикладной спорт как основное направление в подготовке пожарного.

    Цель: познакомиться с пожарно-прикладным спортом.

    Объектом работы является пожарно-прикладной спорт.

    Предмет исследования : профессия пожарный.

    1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет -ресурсы по теме исследования.
    2. Выяснить что дает пожарно-прикладной спорт.
    3. Какие виды пожарно-прикладного спорта существуют
    4. Рассказать своим одноклассником о этом виде спорта
    5. Создать условия для самореализации личности, осмысления своего

    Гипотеза: пожарно-прикладной спорт непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных .

    • сравнительно-описательный;
    • теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
    • опрос и обобщение;
    • анкетирование среди обучающихся.

    II. Основная часть. Пожарно-прикладной спорт.

    Пожарно- прикладной спорт- вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, используемых в практике тушения пожаров. Это спорт мужественных и отважных людей, готовых в любую секунду прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. Он требует хорошей физической подготовки, формирует такие важные качества, как самоотверженность, профессионализм и выносливость, так необходимые тем, чья работа – спасение людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Для успешной борьбы с огнем необходимы специальные навыки, физические и волевые качества. В пожарной охране давно имеется свой вид спорта, который помогает развивать эти данные. Сила, ловкость, быстрота действий, выносливость, умение координировать свои движения, ориентироваться в любой обстановке — вот качества необходимые пожарным.

    - Занятия пожарно-спасательным спортом подразумевают использование различных видов спорта: легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, плавание, лыжные виды спорта;

    - Формирование и укрепление мышц тела способствуют выработке хорошей осанки, устраняет искривление позвоночника;

    - Регулярные занятия спасательным спортом благотворно сказываются на улучшении роста человека, его гибкости, эластичности и силы мышц.

    2. 2 История создания пожарно-прикладного спорта.

    Пожарно-спасательный спорт еще сравнительно молод – его история берет свое начало в 1937 году, когда состоялись первые состязания пожарной охраны НКВД СССР.

    Основоположниками создания и развития пожарно-прикладного спорта в стране явились ответственные работники оперативного отдела ГУПО НКВД.

    Первый чемпионат СССР по пожарно-прикладному спорту состоялся в 1965 году в г. Ленинграде. С 1966 года проведение ежегодных чемпионатов спортивных обществ в СССР становятся регулярными.

    1968 год считается годом выхода советских спортсменов – пожарных на международную арену.

    С 2016 года "Пожарно-прикладной спорт" переименован в "Пожарно-спасательный (прикладной)".

    В настоящее время пожарно-спасательный спорт распространен в 30 странах. Активисты Международной федерации спорта пожарных и спасателей борются за включение пожарно-прикладного спорта в олимпийскую программу. В нашей стране им регулярно занимается не менее 100 тыс. человек.

    2.3 Виды упражнений по пожарно-прикладному спорту.

    1. Преодоление 100-м полосы с препятствиями.

    Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями по небольшой продолжительности и высокой интенсивности можно отнести к упражнению максимальной напряженности и сравнить с бегом на короткие дистанции. Результаты в этом виде упражнения зависят от скорости бега по дистанции и техники преодоления препятствий. Важным моментом является быстрый старт, быстрый и ритмичный бег по дистанции, рациональный перенос центра тяжести, правильный наклон при преодолении спортивных снарядов, быстрое соединение рукавной линии, а также длина полосы с препятствиями 100 метров.

    2. Подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни.

    Этот вид пожарно-прикладного спорта характеризуется максимальной мощностью и относительной продолжительностью при высокой интенсивности выполнения упражнения. Штурмование учебной башни следует рассматривать как единый вид программы, разделенный на следующие фазы: старт, стартовый разбег, бег с лестницей, подвеска лестницы в окно 2 этажа учебной башни, бег по лестницы и посадка на подоконники 2,3 и 4 этажей, выброс лестницы и завеска в окно 3 и 4 этажей учебной башни, марш по лестнице между этажами, финиширование. Результат в этом упражнении зависит от скорости, которую спортсмен способен развить на расстоянии в 30 с лишним метров и, при технически правильном выполнении упражнения, наиболее высокой интенсивности подъема по штурмовой лестнице в окно 4 этажа.

    3. Пожарная эстафета 4*100 метров.

    Пожарная эстафета – это захватывающее зрелище! Она состоит из 4 этапов. Вначале, со стволом эстафеты спортсмен стартует с лестницей палкой, после, преодолевает пожарный домик и продолжает бег. Заканчивая этап, он передает эстафету ствол участнику 2 этапа, который должен преодолеть двухметровый забор. В этот момент судья дает команду зажечь горючую смесь в противне. На 3 этапе спортсмен, берет два рукава, которые установлены в 10 метрах от бума, преодолевает бум, соединяет нижние полугайки между собой. Правую верхнюю полугайку он присоединяет к разветвлению, а левую верхнюю – к стволу до ограничительной линии, за которой отмыкает ствол эстафеты и готовит его для передачи участнику 4 этапа. На последнем этапе, в 20 метрах от его начала, стоит порошковый огнетушитель. Приняв ствол, спортсмен подбегает к огнетушителю, берет его и приводит в действие. После этого, он подбегает к противню с горящей жидкостью и начинает ее тушить. Ликвидировав огонь, спортсмен оставляет огнетушитель и финиширует со стволом. Значительное улучшение спортивных результатов этой программы происходит из-за выступления спортсменов 4 этапа.

    4. Боевое развертывание.

    Данный вид упражнения выполняется с пожарно-техническим вооружением в обстановке, максимально приближенной к условиям действия противопожарных подразделений на пожаре. В настоящее время на международных соревнованиях боевое развертывание проводится по линии КТиФ. Страна – организатор соревнований обеспечивает команды необходимым пожарно – техническим вооружением. В этом виде программы предлагается сборка 2-х всасывающих рукавов и присоединение одного конца из них к мотопомпе, опускание другого – в емкость с водой, прокладка магистральной линии из 3 рукавов, отходящих от мотопомпы, прокладка 2 рукавных линий из 2 рукавов каждая и поражение мишеней из пожарных стволов. Успех в этом упражнения зависит от согласованности действий и четкости работы всех участников команды, участвующей в этом упражнении. Здесь подводится итог практических навыков, которыми овладели спортсмены – пожарные. Качественное выполнение упражнения позволяет закончить его менее чем за 40 секунд.

    Читайте также: