Внешнее строение листа 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока на тему:

Цель урока: в ыяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега

Задачи: Образовательные : с формировать понятия о листе, как части побега ; н аучить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле ; п ознакомить учащихся с различиями в листовых пластинках. Развивающие: развивать речь, логическое мышление, память, внимание; расширение кругозора; развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой; совершенствование практических и исследовательских навыков; развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные : в оспитание любви к природе; содействовать формированию научного диалектического мировоззрения (количество, качество, свойство и т. д.) .

Тип урока – комбинированный

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности : объяснительно – иллюстративный , ч астично – поисковый , исследовательский ; по виду источника знаний : словесно – наглядно – практический .

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь, коллекции листьев , гербарий растений , комнатные растения .

Ход урока :

1. Организационный этап . Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Проверка готовности класса.

2. Проверка домашнего задания

Что такое побег?

Из каких частей он состоит?

Что такое почка?

Как почки располагаются на стебле?

Какие различают почки?

Какое строение имеет вегетативная почка?

Какое строение имеет генеративная почка?

Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

Почему почку называют зачаточным побегом?

Какой частью растет побег в длину? (1 балл 1 вопрос)

1. Из почки на побеге появляется:

2. Промежутки между листьями на побеге называют:

3. После опадания листа на его месте на побеге остается:

Г) листовой рубец

4. Расположение листьев (почек) на побеге клена:

5. Расположение листьев (почек) на побеге березы :

П) очередное

Когда растет, тогда зеленеет,

Упадет, тогда пожелтеет.

Полежит и весь почернеет.

И воды не всколыхнул.

За парадом не гонится

Простое, зеленое – полгода носит

А нарядное, красное –

Чуть поносит, да и бросит.

Задание 2. Вспомните еще загадки, стихи, песни, в которых упоминаются листья. Тема урока: Внешнее строение листа. (Записывают в тетрадь) .

Цель урока: в ыяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега .

Какие задачи мы поставим к нашему уроку (дети называют)

Задачи урока:

Сформировать понятия о листе, как части побега

Научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле

Познакомить учащихся с различиями в листовых пластинках.

А как мы будем решать эти задачи? (дети предлагают способы и формы работы) .

Методы исследования :

Прочитать в книге.

Посмотреть кино- или телефильм

Найти информацию в сети Интернет

Спросить у других людей.

Листья простые и сложные

Разнообразие листьев по размерам, форме, краю

5. Усвоение новых знаний. Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых вопросах; добиться от учащихся восприятия, осознания и осмысления новых знаний; на основе приобретаемых знаний выработать соответствующие умения и навыки.

Строение листа . Гипотеза: Допустим, что лист имеет простое строение…

Методы исследования: Думаем самостоятельно, читаем в книге Задание: прочитать в учебнике на стр. 65 1 абзац и найти ответ по теме.

Зарисовать лист в тетради и подписать составные части

Для чего нужен черешок?

Все ли листья имеет черешок? (нет)

Существует три способа прикрепления листьев к стеблю. Если лист имеет черешок, такой лист называются черешковым. Если лист не имеет черешок, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист)

Найти комнатные растения с сидячими и черешковыми листьями.

В тетради сделать схему:

Береза традесканция рожь, овес

Вывод: Подтвердили мы гипотезу или опровергли? Формулируем вывод: Листья имеют сложное строение, так как состоят из листовой пластинки, черешка (не у всех), прилистники (не у всех), основание листа.

Листья простые и сложные . Гипотеза: Если есть простые листья, то должны быть и сложные…

Метод исследования: думаем самостоятельно (гербарий)

Сравнить листья рябины и березы . Чем они отличаются? (количество листовых пластинок) . Сформулировать определение простого листа . В тетрадь: Простой лист имеет одну листовую пластинку . Сформулировать определение сложного листа . В тетрадь: Сложный лист имеет несколько листовых пластинок. Задание: Разложить отдельно простые и сложные листья. Но и простые листья не настолько просты. Посмотрите, например, на лист картофеля. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (дети отвечают). Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Расчлененные листья делятся на три группы: лопастные - монстера- (рассечен не более чем на ¼ часть ширины), раздельные- ( ) - (рассечен на 1/3 ширины) и рассеченные – морковь - (рассечены до главной жилки) .

Вывод: Подтвердили мы гипотезу или опровергли? Формулируем вывод: Листья в зависимости от количества листовых пластинок на черешке делятся на простые и сложные.

Разнообразие листьев по размерам, форме, краю листовой пластинки . Листовые пластинки могут быть очень разнообразны. По каким признакам могут отличаться листья? Гипотеза: Допустим, что листья разнообразны по размерам, по форме, по краю листовой пластинки…

Метод исследования: читаем в литературе. Листья отличаются по размерам: самые мелкие листья у ряски (дем-ция), самые крупные у растения, произрастающего на реке Амазонка – виктория регия (дем-ция). Задание (индивидуальное): 1. Изучить форму простых листьев с цельной листовой пластинкой.

Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.

Задачи:

  • ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования листьев;
  • формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;
  • формировать умение проводить описание и сравнение листьев;
  • формировать навыки распознавания листьев по морфологическим критериям.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследования.

Оборудование: комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_estestvoznaniyu_v_7_klasse_vneshnee_stroenie_lista._raznoobraziya_listev._timasheva_t.v.doc 126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская школа №142

Конспект открытого урока

по естествознанию в 7 классе

Тема урока : «Внешнее строение листа.

Разработала и провела:

Учитель I квалификационной категории

Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса природоведения 7-го класса.

Для раскрытия материала выбраны сочетания иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как именно они позволяют достичь целей и задач урока, способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний.

Цели урока : Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.

  • ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования листьев;
  • формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;
  • формировать умение проводить описание и сравнение листьев;
  • формировать навыки распознавания листьев по морфологическим критериям.

Тип урока : комбинированный, с элементами исследования.

Оборудование : комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с

  • объяснительно-иллюстративный;
  • словесно-наглядно-практический;
  • рассказ с элементами беседы;
  • самостоятельная работа с учебником.
  • целеполагание;
  • сравнение, обобщение;
  • установление причинно-следственных связей.
  • информационные (учебник, тесты);
  • визуально-наглядные (таблицы, гербарий, комнатные растения, коллекция листьев).
  • получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации;
  • научиться сравнивать, анализировать, обобщать;
  • углубить знания о внешнем строении листа;
  • получить личностно-значимый материал;
  • получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.
  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний (диагностика).
  3. Изучение нового материала (целеполагание).
  4. Этап закрепления знаний и умений.
  5. Рефлексия, коррекция.
  6. Домашнее задание (ДДЗ).

I. Организационный этап – проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (работа над понятиями)

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

А – стебля с расположенными на нем цветами;

Б – стебля с расположенными на нем листьями и почками;

В – корня и стебля;

Г – узлов и междоузлий.

  1. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

Б – пазухой листа;

В – листовым рубцом;

А – очередное листорасположение;

Б – супротивное листорасположение;

В – мутовчатое листорасположение;

Г – очередное или супротивное листорасположение.

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

А – зачаточного стебля и зачаточных листьев;

Б – зачаточного стебля и зачаточных почек;

В – зачаточного стебля, зачаточных листьев и зачаточных почек;

Г – зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек и цветков.

  1. Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:
  1. Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток:

В – конуса нарастания;

Г – промежуточных клеток.

Ответы : 1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А;

5 – В; 6 – В; 7 – А; 8 – В.

III. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы,

знакомство с новой информацией)

Рассказ учителя с элементами беседы:

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

2. Познавательная задача .

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле? - боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.

Продолжительность жизни листьев разная. У большинства растений сред-

ней полосы листья живут всего несколько месяцев. Но у нашей обыкновенной ели они могут жить от 7 до 12 лет. Это уже довольно долго. Есть растения, у которых всего два листа длиной 3 м, которые живут более 100 лет и они отходят от твердого ствола высотой сантиметров 30, - это африканская вельвичия.

По каким признакам мы определяем то или иное растение?

Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но как ни разнообразны листья, для них характерно, что они в большинстве плоские и с сильно развитыми поверхностями.

Какое это имеет значение?

- больше соприкасаются с воздухом и на них больше падает солнечных

Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?

Лист – это плоский зеленый орган побега.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые

общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.46). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Сколько листьев изображено на рисунке?

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.

(есть черешок) (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ

Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:

(на одном черешке – (на одном черешке -

одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок)

Клен Каштан, шиповник

У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.

Тройчатосложные Пальчатосложные Перистосложные

(3 листовых пластинки (несколько листовых (листочки прикрепляются по

на 1 черешке) пластинок, выходящих всей длине черешка в 2 ряда)

Земляника, клевер из одной точки)

Конский каштан, люпин

(оканчиваются одним листочком) (оканчиваются парой листочков)

Рябина, малина Желтая акация, горох

Ребята, отгадайте загадку, к какой группе листьев относится это растение?

Кислит, а не щавель

В тени, а не ель

Нежней промокашки. (кислица, тройчатосложный лист)

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность,

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.

Сетчатое Параллельное Дуговое

(жилки многократно (жилки расположены (жилки расположены

ветвятся, образуя сеть) параллельно друг другу) по дуге)

Дуб, пеларгония Пшеница, лук Ландыш

Класс двудольные Класс однодольные

(исключение подорожник - (исключение вороний глаз – сетчатое)

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов.

Пеларгония – получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.

Традесканция – одно из самых распространенных комнатных растений родом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века – отца и сына Традесканов.

Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним практическую работу. Возьмите инструктивную карточку, по которой необходимо описать лист по плану.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования; развивать практические навыки определения расположения листьев на стебле; воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Образовательные:

1. Формировать представление о внешнем строении листа.

2. Ознакомиться с многообразием листьев.

3. Ознакомиться с типами жилкования листьев.

4. Показать практическое значение биологических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Развивающие:

1. Продолжить развивать научное мировоззрение учащихся на основе изучения темы урока.

2. Продолжить развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения в ходе изучения новых тем.

3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать.

4. Развитие общеучебных компетенций (поиск, систематизация, анализ и классификация учебной информации).

Воспитательные:

1. Формировать культуру диалогового общения.

2. Содействовать трудовому воспитанию учащихся.

3. Содействовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, умению целеполагания и рефлексии.

4. Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.
5. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1. Словесные: рассказ, беседа, конспектирование опорных понятий.

2. Наглядные: демонстрация презентации, использование иллюстраций.

Тип урока: освоение нового материала.

Оборудование: Биология: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н. Д. Лисов. — Минск: Народная асвета, 2017. — 230 с

План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Совместное целеполагание (2 мин)

4. Мотивация (1 мин)

5. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (4 мин)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала (15-18 мин)

2. Закрепление нового материала (8 мин)

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия (3 мин)

2. Выводы учителя (2 мин)

3. Домашнее задание (1 мин)

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие учителя и учащихся

Организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, я прошу вас серьезно отнестись к нашей теме, ведь знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут полезны для вашей повседневной жизни.

5.Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

II. Операционно-познавательный этап

Изучение нового материала

Вода для фотосинтеза поступает в листья из корней. Часть воды листьями испаряется, что предотвращает перегрев растений солнечными лучами, так как при испарении расходуется излишек тепла. Испарение воды листьями называется транспирацией.

Из воздуха листья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, образующийся при фотосинтезе. Ночью, когда темно и фотосинтез не идет, листья поглощают кислород, а выделяют углекислый газ, образующийся при дыхании. Процесс обмена газами между растением и окружающей средой называется газообменом.

Внешнее строение листа. Листья разных растений различаются по внешнему виду. У большинства растений листья зеленые. Они состоят из листовой пластинки и черешка. Листовая пластинка выполняет основные функции листа. Внизу она переходит в черешок — суженную стеблевидную часть листа. При помощи черешка лист прикрепляется к стеблю. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют липа, береза, вишня, клен, яблоня.

У некоторых растений у основания черешков находятся прилистники, имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков. Основная функция прилистников — защита молодых развивающихся листьев. У гороха, чины весенней и многих других растений прилистники сохраняются в течение всей жизни листа и выполняют функцию фотосинтеза. У липы, березы, дуба пленчатые прилистники опадают в стадии молодого листа. У некоторых растений, например у акации белой (робинии лжеакации), прилистники видоизменены в колючки и выполняют защитную функцию, охраняя растения от повреждений животными.

У алоэ, гвоздики, льна, традесканции, медуницы листья не имеют черешков. Такие листья называются сидячими. Они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки.

У некоторых растений (рожь, пшеница и др.) основание листа разрастается и охватывает стебель. Такое разросшееся основание придает стеблю большую прочность.

Простые и сложные листья. У липы, осины, сирени, пшеницы листья имеют только одну листовую пластинку. Такие листья называются простыми.

Форма листовых пластинок разнообразна: у осины она округлая, у сирени и липы — сердцевидная, у пшеницы, ячменя — линейная и т. д.

Листовые пластинки дуба и клена разделены вырезами на лопасти и называются лопастными. Листья одуванчика — раздельные, их вырезы более глубокие. Вырезы рассеченных листьев тысячелистника и полыни доходят почти до середины листа.

У рябины, каштана, акации, земляники, клевера, люпина листья сложные. Они имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку маленькими черешками. Во время листопада сложные листья опадают не целиком: сначала осыпаются листочки, затем — черешки.

Жилкование листа. На нижней стороне листовых пластинок хорошо заметны жилки. Это проводящие пучки листьев. Они состоят из проводящих и механических тканей. Расположение в листьях проводящих пучков называется жилкованием. У ириса, кукурузы, пшеницы жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное, или линейное, жилкование. У купены, ландыша, подорожника жилкование дуговое — жилки по листу идут дугами. У березы, дуба, тополя жилки на листьях образуют сеть. При этом от крупной центральной жилки отходят боковые, которые также ветвят ся. Такое жилкование называется сетчатым. Сетчатое жилкование может быть пальчатым и перистым. При пальчатом жилковании несколько крупных жилок отходят радиально от основания пластинки, как растопыренные пальцы рук (клен и др.). При перистом жилковании выделяется одна главная жилка, от которой отходят ветвящиеся боковые (береза, черемуха, дуб, тополь и др.).

Листорасположение. Листья на стебле располагаются таким образом, чтобы избежать затенения одного другим. Чаще всего наблюдается очередное листорасположение — листья на стебле размещаются один за другим (ива, дуб, береза, злаки, голубика, колокольчик, яблоня, тополь). При супротивном листорасположении листья располагаются попарно, друг против друга (клен, сирень, молочай, жимолость, шалфей, мята). Если листья располагаются по три и более в узле — это мутовчатое листорасположение (вербейник обыкновенный, подмаренник, вороний глаз, олеандр, элодея).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока биологии для 7 класса "Внешнее строение листа. Листья простые и сложные"

Тема урока : Внешнее строение листа. Листья простые и сложные.

Учащиеся узнают строение листа.

Научатся различать простые и сложные листья. Узнавать растения по листьям.

- изучить строение листа,

- научиться распознавать листья простые и сложные.

- развивать логическое мышление через умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

- воспитание положительной мотивации к предмету.

- натуральные объекты - комнатные растения с простыми и сложными листьями,

- инструктивные карточки, карточки с заданиями,

Тип урока : комбинированный.

- простой лист и сложный,

( сетчатое, дуговое, параллельное).

учащиеся должны знать :

учащиеся должны уметь :

- определять части листа

различать простые и сложные листья

- сравнивать строение листьев на натуральных объектах.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

( Подготовка к активному и сознательному восприятию материала)

- Назвать органы растения.

- Какие органы растения мы уже изучили?

- Какой орган растения самый заметный?

- Возможно ли получить урожай яблок, если на яблоне не будет листьев? бывает , что на яблоню напали гусеницы и съели листья.

- Все вы знаете вкус арбуза. Кокой он?

- А как вы думаете, откуда берётся сахар в арбузе? ( Один из вариантов ответа – из земли, из почвы.)

- А есть ли в почве сахар? (Нет )

- Ребята, сахар образуется в зеленом листе растения, а оттекает и накапливается в плодах ( яблоко), у моркови ( в корнях).

Значить если не будет листьев на яблоне, то и не будет яблочек

Чтобы узнать, где в листочке спрятался сахар, мы с вами изучим как устроен лист, а на следующих уроках узнаем, как в листьях образуются питательные вещества и кислород.

3. Новый материал


Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом органе растения.


- Сегодня на уроке мы рассмотрим строение листа.

Коллективная постановка учебных задач урока ( при участии учителя)

1. Из каких частей состоит лист? 2. Какие бывают листья?



Рассмотри комнатные растения в кабинете.

- Где располагаются листья?

- Чем отличаются листья разных растений?

(Формой, размером, цветом)

А какой цвет присутствует во всех листьях?

(Зелёный, но разных оттенков)

Рассмотри веточку сосны, ели.

( Листья в виде иголочек. Называются хвоя. А растения называются хвойные).

- Найди среди гербарного материала лист клёна.

- Рассмотри его. Сколько частей можно выделить в листе?

( Формируются понятия: листовая пластинка (широкая часть листа) и черешок ножка), которым лист прикрепляется к стеблю.

- Края листовой пластинки могут быть цельными и резными .

Какой край у клёна, фикуса?


- Рассмотри лист фиалки и алоэ.
- Найди отличие ( у фиалки есть черешок, а у алоэ нет ).
- Найди в кабинете растение с сидячим листом.
(Формируются понятия: черешковый лист, сидячий лист).


Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели .

- Рассмотри лист с обратной стороны.
Видите рисунок.

- Чем пронизана листовая пластинка? (Жилками- сосудами)

- По жилкам поднимается вода с минеральными солями и оттекают органические
вещества.


-- На доске нарисовать листья.

1. ученику - лист лилии амазонской

2. ученику – лист фикуса

3. ученику – лист хлорофитума.

-- Показать, как идут жилки.

Работа с учебником страница 69, рис 51 .


Определить какое жилкование у лилии амазонской, фикуса, хлорофитума
(Формируемые понятия : дуговое жилкование, сетчатое, параллельное) .


Параллельное и дуговое жилкование у однодольных растений, сетчатое - у двудольных растений



- Рассмотреть лист клевера и сирени
- Это листья сидячие или черешковые?
- Какое жилкование?
- Чем они отличаются?

(У клевера к общему черешку прикрепляется 3 листовых пластинки, а у сирени одна.


Формируемые понятия: простой лист и сложный


- Найдите в классе растения со сложными листьями.
После объяснения проговорить все новые слова



- Ученикам предлагаются на карточках разного цвета задания на выбор.

Жёлтый цвет – повышенный уровень сложности,

зелёный цвет – невысокий уровень сложности

красный цвет – индивидуальная работа (по желанию ученика)

Подписать на рисунке части листа.

Подписать на рисунке сидячий лист и черешковый. Указать их - отличительный признак

Задание 3 . Описать растение по плану (подчеркнуть правильный ответ) - Название растения ------------------

- форма листовой пластинки: овальная, округлая, вытянутая, стреловидная.

- лист черешковый, сидячий,

-лист простой, сложный,

-жилкование: дуговое, сетчатое, параллельное.

На доску прикрепляются листья. Ученики отвечают: листья берёзы, клубники, одуванчика, подорожника, рябины, клевера, ландыша, шиповника, дуба. . - Выбрать сложные листья.

- Выбрать листья с дуговым жилкованием.

Все растения имеют листья. Листья имеют листовую пластинку, черешок. Основанием листа они прикрепляются к стеблю. листья бывают черешковые и сидячие. Листья пронизаны жилками. Жилки – это сосуды. жилкование бывает сетчатое. параллельное, дуговое. Листья бывают простые и сложные

Вернуться к теме урока и цели урока.

Сегодня на уроке вы узнали, из каких частей состоит лист и какие бывают листья. А на следующих уроках мы узнаем какие процессы протекают в листе, т.е как образуются питательные вещества, в том числе сахар.

А теперь оцените свою работу на уроке

Раздать карточки разного цвета.

Зелёный цвет будет означать – вам было хорошо на уроке. комфортное, гармоничное состояние

Жёлтый цвет – спокойное, ровное состояние.

Красный цвет – тревожное состояние.

Вы поднимите карточку того цвета, какого захотите, оценивая свою работу на уроке.

7. Домашнее задание Учебник страница 69-70, рис. 48 с. 69

1 уровень . Нарисовать простой и сложный лист знакомых вам растений.

2 уровень . Описать по плану (подчеркнуть правильный ответ) листья двух комнатных растений - Название растения ------------------

Читайте также: