Звук наураша конспект занятий

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Сформировать представления о звуке, и его характеристиках.

Образовательные:

¾ дать первичные знания о звуке, как физическом явлении;

¾ дать представление о вреде громких звуков для человека и других живых организмов.

Развивающие:

¾ развивать звуковое внимание, умение сравнивать и различать звуки;

¾ способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Воспитательные:

¾ воспитывать интерес к звучащему миру, инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность, коммуникативные навыки.

Образовательные области:

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, где мы узнаем много нового и интересного. А пока предлагаю вам немножко поиграть.

Воспитатель: -Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. вам нужно на ощупь отгадать, какие предметы там спрятались (по очереди подходит к каждому ребенку).

Воспитатель: -Как можно назвать все эти предметы?

Ответы детей: (музыкальные инструменты)

Воспитатель: -Что у них общего?

Ответы детей: (все они издают звук)

Воспитатель: -Звуков очень много, они очень разные и окружают нас повсюду. Какие звуки вы можете назвать? Какие звуки мы с вами можем услышать вокруг?

Воспитатель: -Ребята, вы сейчас прослушаете запись различных звуков, попробуйте угадать, что это за звук и какой предмет его издает?

Воспитатель: -Ребята, а как вы думаете, а для чего нам нужны звуки?

-К. (имя девочки) приготовила для нас стихотворение. Давайте послушаем.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, какие предметы лежат на столе, назовите их. (Дети называют предметы)

Воспитатель: -Скажите из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Воспитатель: -Как вы думаете, а можно ли определить по звуку материал, из которого предмет сделан? Сейчас мы проверим.

Воспитатель: -Давайте немножко отдохнем. (Дети встают в круг, выбирается один водящий. Дети двигаются под музыку, как только музыка закончится, дети поворачиваются спиной в круг, а водящий бьет палочкой по предмету из какого-то материала. Дети пытаются отгадать этот материал по звуку). Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: -Вы большие молодцы, очень много знаете о звуках, а теперь наш друг Наураша приглашает нас в свою лабораторию, но прежде, чем войти туда обязательно нужно одеть специальную одежду. Наураша приготовил для нас белые халаты. Давайте мы их оденем.

Но сначала давайте вспомним, какие правила обязательно нужно соблюдать во время лаборатории?

Ответы детей: (соблюдать тишину, выполнять задания можно только после того, как Наураша закончит говорить)

Наураша рассказывает детям, что такое звук.

Воспитатель: -Ребята предлагаю вам вспомнить, когда мы были на реке, море или озере, мы все видели волны, наблюдали, как эти волны ударялись о берег. Звук- такая же волна, которая попадает к нам в уши. А можем ли мы ее увидеть, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: -Звуковая волна невидима и проходит она в воздухе. Ее можно увидеть только в лаборатории при подключении специальных датчиков.

Игра на ксилофоне: Два ребенка по очереди ударяют с разной силой.

Воспитатель: -Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. Он меняется? Почему?

Наураша рассказывает о громкости

Воспитатель: -Полезны ли для нас громкие звуки? (Ответы детей)

Воспитатель: -Ученые установили, что сильный шум плохо действует на живые организмы. От шума кораблей страдают киты и дельфины. Он мешает им питаться и общаться между собой. От шума куры перестают нести яйца, вянут цветы, погибают личинки насекомых. Постоянный шум действует плохо на человека, приводит к разным болезням. Поэтому взрослые не любят, когда дети много шумят.

Игра на флейте: Два ребенка по очереди играют на флейте.

Наураша рассказывает о высоких и низких звуках.

Воспитатель: -Ребята, давайте назовем звуки, которые пищат.

Ответы детей: (пищание комара, голос человека)

Воспитатель: -А теперь давайте назовем звуки, которые рычат.

Воспитатель: -Не во всех звуках можно определить высоту. Например, можно определить высоту у звуков музыкальных инструментов или у голоса человека.

Просвистеть в свисток: Два ребенка по очереди свистят в свистки.

Воспитатель: -Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. А теперь попробуйте свистнуть с другой громкостью.

Воспитатель: -Как изменился рисунок звуковых волн? (волны стали выше и их стало больше)

Воспитатель:- Вы должны свистнуть один раз и дождаться результата измерений.

Воспитатель: -На экране мы видим два рисунка звуковых волн разного цвета. Они одинаковы? Чем отличаются?

Ответы детей: (одни волны высокие, другие низкие)

Подведение итогов

-Спасибо тебе, Наураша за интересный рассказ и интересные задания. Вот видите ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом наши исследования подошли к концу. Нам нужно выйти из лаборатории и снять халаты.

-Давайте еще раз вспомним, что такое звук? Что нового вы узнали о звуке?

-Что для вас сегодня было особенно интересно?

-Ребята, Наураше очень понравилось сегодня с вами работать и он хочет подарить вам вот такие медали. (Вручение медалей)

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Познавательно - исследовательская деятельность с использованием ИКТ.

ВложениеРазмер
konspekt_mir_zvukov_issledovaniya_s_naurashey.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида.

Конспект организованной образовательной деятельности

в разновозрастной группе (4-6 лет)

I квалификационной категории:

Развивать познавательную активность в процессе анализа различных

Сформировать представления о характеристиках звуков - громкости, тембре, высоте.

Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки.

Воспитывать интерес к звучащему миру, инициативность, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

- записи различных звуков;

- детские музыкальные инструменты: ксилофон, флейта, колокольчик, треугольник, бубен, барабан, гитара, гармонь, маракас, пианино;

Воспитатель : (шепотом) - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. Интересно, так ли тихо за окном? Что вы слышите? ……

Дети : шум ветра, ворона каркает, дети кричат

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они очень разные. Есть звуки природы (Аудиозапись звуков природы), послушайте и угадайте их.

Дети: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.

Воспитатель: Есть звуки, издаваемые разными предметами (Аудиозапись звуков, издаваемых предметами), послушайте и угадайте их.

Воспитатель: Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

А сейчас я вам предлагаю каждому послушать, как звучат музыкальные инструменты. Подойдите к столу. (На столе выложены музыкальные инструменты)

Воспитатель: Полина, какой музыкальный инструмент тебе больше всего нравится? Возьми его, поиграй на нем. Какие звуки издает этот музыкальный инструмент?

Дети: Колокольчик издает звон, он звенит; бубен издает стук – он стучит; гитара издает звук – она звучит; треугольник издает звон – он звенит; гармонь издает звук – она звучит; барабан издает стук – он стучит; маракас издает шум – он шумит; металлофон, дудочка, пианино издают звуки – они звучат.

Воспитатель: Музыкальные инструменты издают одинаковые звуки?

Дети: нет, разные.

Воспитатель: Ребята, что же такое звук? Откуда он берется?

Дети : Звук – это когда мы говорим или музыка играет. Он берется из музыкальных инструментов, из горла…

Воспитатель: Разобраться нам в этом поможет наш друг Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.

Вот мы в автобусе сидим и из окошечка глядим

Глядим назад, глядим вперед, вот так вот дети смотрят по сторонам

Ну что ж автобус не везет, не везет? пожимают плечами

Колеса закружились, вот так вот

А щетки по стеклу шуршат – вжиг, вжиг, вжиг махи руками перед собой,

Все капельки смести хотят – вжиг, вжиг, вжиг изображая движение щеток

И пусть автобус наш трясет, вот так вот идут, потрясывая руками

Мы едем, едем все вперед и вперед.

И мы не просто так сидим имитируют нажатие на

Мы громко, громко все гудим – бип, бип, бип. клаксон автомобиля. Остановились

Наураша рассказывает детям:

  1. Что такое звук
  2. Что такое громкость
  3. Почему одни звуки высокие, другие низкие
  4. Звук передается по воздуху
  5. Почему в космосе нет звука

Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он все рассказывает. Наураша подготовил для нас интересные задания, давайте поиграем.

  1. Игра на ксилофоне
  2. Игра на флейте
  3. Исследовать звук свистка
  4. Исследовать голос воспитателя
  5. Исследовать голос ребенка
  6. Крикнуть всем вместе
  7. Исследовать шум за окном
  1. Создать тишину
  2. Создать громкий звук
  3. Звук и расстояние
  4. Создать громкий и низкий звук
  5. Создать тихий и низкий звук
  6. Создать тихий и высокий звук

Воспитатель: Спасибо тебе, Наураша за интересный рассказ и интересные задания. Вот видите, ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом, на сегодня, наши исследования подошли к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Воспитатель: У кого в лаборатории мы были?

Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

Дети: Откуда берется звук, что в космосе звука нет, звук передается по воздуху…

Воспитатель: Что вам понравилось?

Дети: Играть с Наурашей

Воспитатель: Что бы вы хотели узнать от Наураша в следующий раз?

Дети: Про электричество……

Воспитатель: Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: Мир без звуков был бы грустный,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту проведу 05.12.2012года, в рамках конкурса ".


Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса ".


"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .



Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе . Тема: " Что нам осень подарила".


ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.ЗАДАЧИ:Образовательные: • Познакомить детей со способами исследования бумаги • Продолжать обуч.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия в старшей группе

НАУРАША в стране Наурляндии

-обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма;

- знакомить детей с органом слуха;

- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении;

- объяснять детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека;

-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Оборудование:

-карточка со схемой строения органов слуха человека;

-фрагменты записи звуков;

-свистки (2 штуки);

Ребята, какой орган нашего организма помог вам разглядеть гостей? (Глаза)

Глаза – это орган зрения.

Как вам кажется, чем здесь пахнет? Как вы это определили? Какой орган вам помог? ( Нос)

Нос – орган обоняния. Он помогает различать запахи.

А чем мы слышим? (Ушами)

Уши – это орган слуха. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как устроен этот важный орган, что происходит в нашем организме, когда мы слышим звуки, и даже проведём эксперименты со звуками в лаборатории. Вы готовы? (Да)

Все на свете люди знают

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест верстака.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Звуки окружают нас постоянно. Все звуки отличаются друг от друга. Я предлагаю вам поиграть со звуками и отгадать их.

ПРОСЛУШИВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ФРАГМЕНТОВ

(воду наливают в стакан, шум машин на улице, звон бьющегося стекла, тиканье часов, смех детей).

А теперь вспомните, как на речке или море волны ударяются о берег. Звук – это такая же волна, но мы её не видим, потому что она проходит в воздухе. Эта волна попадает нам в уши. Внутри уха есть тоненькая, но очень прочная перегородка – барабанная перепонка. За ней прячутся три крохотные косточки: молоточек, стремечко и наковаленка. Когда в барабанную перепонку ударяется звуковая волна, она начинает дрожать, от этого молоточек ударяет по наковаленке и стремечку. Звук усиливается и волна летит дальше, где глубоко внутри встречается с другой частью уха – улиткой. Здесь происходит самое главное: невидимые волоски улавливают звук и предают его в мозг, а мозг разбирает, что это за звук и даже запоминает его.

ПРОСЛУШИВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗВУКОГО ФРАГМЕНТА (шум играющих детей)

Громкий шум плохо действует на человека, приводит к разным болезням. Когда воспитатели просят вас не шуметь, они заботятся о вашем здоровье. Ученые установили, что громкий шум вреден не только человеку. От шума кораблей страдают киты и дельфины. Он мешает им общаться между собой. От шума куры перестают нести яйца, вянут цветы, гибнут личинки насекомых.

Я убедила вас, что уши это очень важный орган? Уши надо беречь.

В уши, нос нельзя совать

Мелкие предметы.

Могут там они застрять-

Помните про это!

И придётся вас везти

К медикам в больницу!

Глупо так себя вести,

Просто не годится.

Предложить гостям поиграть с нами.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Потянули … (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём . указательным пальцами)

Нас окружает много звуков. Но есть ещё и особенные звуки. Их можно спеть и даже сыграть на музыкальных инструментах. Пора отправляться в лабораторию, где мы проведём эксперименты с музыкальными звуками.

Организационный момент: воспитатель подзывает детей к себе.
В. - Ребята я знаю стихотворение, внимательно послушайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Все на свете люди знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Cтук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стуки,
Музыкальные есть звуки.

В.- Ребята, о чем мы поговорим?
Д.- Мы поговорим о звуках?
В.- Да, мы сегодня поговорим о звуках. Звуки окружают нас постоянно. Это и городской шум, и капающая вода из крана, и наша речь. Все звуки отличаются друг от друга. Давайте с вами поиграем со звуком. Закройте глаза, а мы с Игнатом будем издавать различные по природе звуки, которые вы должны отгадать. Например, шуршание бумаги, звук мела, пишущего на доске, звук чайной ложки, размешивающей что-то в стакан, пение птиц, игра на музыкальном инструменте.

В.- Какие бывают звуки?
Д.- Звуки бывают музыкальными и шумовыми
В.- А, что такое звук?
Д. –Звук это-то , что мы говорим,слышем.
Звук -это волна.
В. –Да ,звук это волна, о мы его не видим, потому что она проходит в воздухе. А как вы ,думаете , как звук попадает к нам в уши?
Д. – Когда волна, ударяется в барабанную перепонку она начинает дрожать, от этого молоточек ударяется по наковаленке и стремечку. Звук усиливается , волна летит дальше и встречается с улиткой. На улитке волоски улавливают звук и передают в мозг, а мозг звук разбирает и запоминает.
В. – Мы с вами звуки, что делаем?
Д.- Мы звуки слышим.
В.- А, как вы думаете, можно ли не только услышать, но и увидеть звук?
Д. – Нет, нельзя их увидеть
В.- А, вы их хотите увидеть?
Д.-Да
В.- Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в гости к Наураше ,в его лабораторию.
А для начала немного разомнемся.

Физминутка
В.- Вот мы с вами в лаборатории, проходите, садитесь.
Я напомню правила поведения в лаборатории:
Во время занятий , чтобы точнее были измерения ,нельзя разговаривать, шуметь.
Начинать измерения датчиком после того, как Наураша закончит говорить задание.

Работа в лаборатории:
Задание 1:
Что такое звук?
Понять, что такое звук не так-то просто, от любого движения вокруг начинают дрожать крохотные частички воздуха, это дрожание передается на большие расстояния. А когда он попадают в наши уши, мы слышим его как звук и можно угадать, кто этот звук произвел.Ты любишь музыку? Сыграй мне на ксилофоне.

Игра на ксилофоне
В.- Сначала поиграй на одной клавише, на разных, можешь поменять силу удара. Посмотрите, как меняется рисунок на экране.

Задание 2:
Громкость-сила звука ,с очень громким звуком нужно быть осторожным, чтобы уши не заболели. Я обожаю музыку с играй мне на флейте

Игра на флейте.
В.- Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. Он меняется ? Почему?

Задание 3:
Как красиво. Одни звуки пищать, как комарики их называют высокие. Они такие, потому что частички воздуха движутся быстро. Другие звуки ревут, как медведи их называют низкими. В этом случае частички воздуха движутся медленно. Ты умеешь свистеть в свисток?

Просвистеть в свисток.
В.- Посмотрите, какой красивый рисунок на экране. А теперь попробуй свистнуть с другой громкостью.
-Какие произошли изменения в рисунке звуковых волн?
-Кто заметил?
Д.- Они стали выше и их стала больше.

Задание 4:
Конкурс для будущих полицейских. Кто громче свистнет?
В.- Вы должны свистнуть один раз и дождаться результата измерений.
-На экране мы видим два рисунка звуковых волн , разного цвета.
- Они одинаковы? Чем отличаются?
Д.- Одни волны высокие, а другие низкие.

Задание 6:
Какой красивый голос. Моя машина может нарисовать твой голос скажи ,что нибудь в датчик, как в микрофон.
В.- Посмотрите, какой красивый рисунок звуковых волн на экране?

Задание 7:
А теперь особое задание закричите все вместе как можно громче.
В.- Обратите внимание на звуковые волны .Голос необходимо беречь.

Задание 8:
Я тестирую моих говорящих роботов вызываю их по очереди. Cоздай ,пожалуйста громкий и высокий звук,чтобы появился нужный робот.
В.- C помощью необходимых предметов или своим голосом создайте требуемый звук.
- Кто хочет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и ожидаемый результат: узнать, что такое звук; узнать причину возникновения звука; какие бывают звуки; везде ли есть звуки.

1. Подвести учащихся к теме занятия с помощью побуждающего диалога.

2.Создать условия для постановки учебной проблемы возникновения звука.

3.Обеспечить решение учебной проблемы подведением к знанию о звуке как физическом явлении при помощи проведения опытов, организуя работу обучающихся в группах.

4.Способствовать применению учащимися субъективно нового знания.

5.Организовать анализ и самооценку деятельности учащихся на занятии.

Читайте также: