Сосудистая система лимфообращение 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

I этап: организационный момент;
II этап: проверка д/з;
III этап: подготовка учащихся к активному усвоению знаний;
IV этап: изучение нового материала;
V этап: закрепление;
VI этап: итоги, д/з.

I этап (1 мин.) – Приветствие.

II этап (10 мин.)

  1. Продолжительность I фазы сердечного цикла.
  2. Продолжительность II фазы сердечного цикла.
  3. Продолжительность I II фазы сердечного цикла.
  4. Что такое пауза в сердечном цикле?
  5. Куда движется кровь при сокращении предсердий?
  6. Куда движется кровь при сокращении желудочков?
  7. Что такое автоматизм?
  8. Какие способы регуляции работы сердца вам известны?
  9. Какое вещество учащает работу сердца?
  10. Как влияет на работу сердца ацетилхолин?
  11. Что называется сердечным циклом?

III этап (1 мин.) – Тема. Цель.

IV этап. Изучение нового материала (25 мин.)

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 134-135*

Задание: найти ответ на вопрос: какое физическое явление лежит в основе движения крови? Выписать определение термина в тетрадь.

Вступительное слово учителя.

  • Кровяным давление
  • Пульсом
  • Скоростью тока

Охарактеризуйте каждое из этих понятий.
Что называется кровяным давление? Какие знания о кровяном давлении вы получили из текста учебника?

Учащиеся.

Кровяное давление – это давление крови на стенки сосудов, или давление, под которым находится кровь в кровяных сосудах.
Набольшее давление – в аорте, наименьшее – в крупных венах, т.е. по мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается.
Кровь течет их области высокого давления в область низкого давления.
Давление крови в кровеносной системе не постоянно: наибольшее оно во время сокращения желудочков, а наименьшее – в период расслабления сердца.
Систолическое давление (верхнее) – в момент выброса крови в аорту.
Диастолическое давление (нижнее) – в момент паузы сердца.
Артериальное давление измеряется с помощью тонометра.
1733 год английский ученый Хэлс впервые измерил давление у лошади.

3. Работа в группах по инструктивным карточкам с тонометром.

Цель работы: научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра и записать результаты измерения в рабочую тетрадь.

(Артериальное давление измеряется на плечевой артерии, т.к. она находится на уровне сердца)

  • Гипотония (пониженное давление)
  • Гипертония (повышенное давление)

Проблемный вопрос: почему животные не страдают заболеваниями, связанными с изменением давления?

Ответ: потому что они не ходят вертикально.

Что такое пульс?
Пульс – ритмическое колебание стенок артерий.

5. Лабораторная работа: подсчет пульса в разных условиях (у большого пальца крупный сосуд, который сам дает колебания)

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

  • Найти у себя пульс на запястье, шее или висках
  • Подсчитайте пульс:

А) в положении сидя
Б) в положении стоя
В) после десяти приседаний

Запишите полученные данные в таблицу.

Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Показания пульса

Вывод: чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.
При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное – за счет увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость.

6. Продолжение обсуждения материала учебника на с. 134-135*.

Вопрос: Что вам известно о движении крови по венам?

Ответ: Кровь по венам движется с помощью сокращающихся скелетных мышц и давления внутренних органов.
Кровь по венам движется в одном направлении, благодаря венозным клапанам.

Вопрос: Расскажите о движении лимфы в организме.

Ответ: Тканевая жидкость, омывающая клетки, собирается в лимфатические капилляры. Сливаясь друг с другом, лимфатические капилляры образуют лимфатические сосуды.
Самый крупный лимфатический сосуд впадает в вену в нижнем отделе шеи. На пути следования лимфы находятся лимфатические узлы – биологические фильтры, в которых лимфа очищается от микробов.

V этап. Закрепление (7 мин.)

Итоги, домашнее задание (1 мин.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 8 класс.

Дата: 12. 11.2021г.

Обучающая: знакомство учащихся с составом, строением, значением кровообращения и лимфообращения.

Развивающая: продолжить формирование эволюционного мировоззрения о кровеносной системе, полученных в курсе зоологии.

Воспитывающая: выработка у учащихся убеждения о значении физических упражнений для организма (влияние мышечных движений на кровообращение), вред никотина и алкоголя на систему кровообращения.

Повторение домашнего задания – 2 минуты.

Что обеспечивает защитные свойства организма?

Что входит в состав внутренней среды?

Что такое иммунитет? Виды иммунитета?

Какие клетки крови выполняют защитные функции ?

Что такое вакцина?

Есть ли вакцина СПИДА? ( в стадии разработки)

Работа по карточкам (Дифференцированный опрос)

Ⅱ . Изучение нового материала.

Раздаточный материал – приложение 1

«- В нашем организме кровь находится в непрерывном движении по замкнутой системе сосудов. Это движение называется Кровообращением. Оно зависит от работы сердца, которое служит основным источником движения крови. Сердце нагнетает кровь в сосуды, обеспечивает её движение и возвращение к самому сердцу.

Это сердце и сосуды внутри нас.

Хоть вид и замкнут у системы

По ней рекою кровь течёт –

Она работу выполняет.

И кто об этом знает –

Тот благодарен ей

Кровеносная система прошла долгий путь в развитии и совершенствовании.

Плакат эволюции кровеносной системы.

* Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Кровеносная система усложнялась и совершенствовалась от форм более простых ( непостоянной t ° тела хладнокровные животные) к формам более сложным (с постоянной t ° тела теплокровные животные)

Рассказ учителя .

«- В течение многих веков люди не знали, как движется кровь, каково её строение. Это порождало фантастические представление о ней.

* Обратите внимание на строение сердца, сосудов, лимфу?

•Просмотр учебного видеофильма.

Для улучшения мозгового кровообращения выполним физическую минутку.

Исходное положение – сидя на стуле.

1 – Отвести голову назад

2 – Плавно наклонить назад

3 – Голову наклонить вперед

4 – Плечи не поднимать

? Ребята! Какое строение сердца у человека?

4 камерное, в правой части поступает вен. кр. (богата СО2 , цвет темно-борд.)

в левую часть поступает арт. кр. (богата О2, цвет красный алый)

? Почему малый круг кровообращения называется легочным?

? Где происходит газообмен О2 и СО2 ? ( в легких)

? Где начинается МКК ? (правый желудочек. в левое предсердие)

? Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения ?

( левый желудочек в правое предсердие.)

• Плакат МКК и БКК.

Доставка крови к клеткам, тканям, органам человека. Движение крови по сосудам происходит по артериям, венам капиллярам.

Работа по учебнику рис. на стр. 5, 6.

Проследим строение сосудов и их назначение.

Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца. Они выполняют функцию доставки крови к органам.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Существует три разновидности кровеносных сосудов — артерии, вены и капилляры. Артерии несут кровь от сердца к различным органам тела, они выдерживают значительные нагрузки, большое давление, потому эластичные, прочные и упругие. Внутренние ткани артерий воспринимают скорость кровяного потока и, соответственно, расширяются или сужаются. Местные сосудистые реакции возникают в зависимости от того, насколько серьезно напряжение создается в тот или иной момент времени. Артерии в удалении от сердца разветвляются, образуя артериолы.

Сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу, называются венами. В сравнении с артериями, в венах меньше эластичных и мышечных волокон, в некоторых из них даже имеются клапаны. Клапаны необходимы, чтобы препятствовать обратному движению крови.

Самые тонкие сосуды — капилляры. Они располагаются в межклеточном пространстве, в непосредственной близости к артериолам. Сливаясь, капилляры образуют венулы (миниатюрные вены).

Капилляры

Зная строение системы сосудов, можно отследить путь кислорода от сердца по артериям, артериолам, далее — по капиллярной сети. Насыщая ткани, кровь теряет кислород, связывает углекислый газ, и направляется в венулы и вены.

Такая циркуляция имеет вид замкнутой системы: выходящие из сердца сосуды образуют большой и малый круги кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца, из которого выходит легочная артерия. Легочные артерии ветвятся на левую и правую, по ним кровь попадает в легкие. После обогащения кислородом эта кровь по венам поступает в левое предсердие, а оттуда в левый желудочек и в большой круг.

Большой круг начинается с аорты, выходящей из левого желудочка. Кровь поступает в крупные сосуды, направляющиеся к конечностям, туловищу или голове. Отдав кислород и питательные вещества в ткани, кровь принимает углекислый газ и другие продукты обмена. Обедненная кровь попадает в полые вены, которые впадают в правое предсердие.

Сердце — мышечный полый орган, выполняющий функцию насоса, нагнетателя крови по сообщающимся между собой сосудам. Важно понять, что принцип работы всей системы кровообращения соответствует закону гидродинамики — в системе сообщающихся сосудов жидкость течет из области большего давления в область меньшего. Однонаправленное движение обеспечивается особенностями клапанного аппарата и фазами работы сердца.

Работа сердца обеспечивает оптимальное для сосудистого русла давление — в большом круге кровообращения оно составляет 120/80 мм рт. столба.

По мере удаления от сердца, кровяное давление постепенно снижается и достигает наименьшей величины в венах. Создаваемая разность давления в артериях и венах обеспечивает ток по кровеносному руслу.

Организм испытывает неоднократные воздействия извне и изнутри, потому сердечно-сосудистая система вынуждена брать на себя ведущую роль в общей адаптации организма к нагрузкам. Стрессы, необходимость преодолевать большие расстояния, подстраиваться к изменениям окружающей среды (например повышению атмосферного давления) способствуют изменениям значения артериального давления. Однако в случае сбоя регулирующих систем, осуществляющих корректировку работы сердечно-сосудистой системы, может возникнуть стойкое повышение кровяного давления (гипертония), либо его понижение (гипотония). В любом случае, это неблагоприятное явление, поскольку изменяется кровоснабжение органов и тканей.

Толчкообразное расширение сосудов, синхронное с систолой сердца, называется пульсом. Пульс можно определить самостоятельно, если положить пальцы на поверхность частей тела, где крупные артерии лежат непосредственно под кожей. У здорового человека пульс в покое составляет 60-80 ударов в минуту, в состоянии физического напряжения — до 110-120 ударов в минуту.

Значение пульса зависит от ряда причин, в частности от возраста, пола и роста (у высоких людей он немного ниже нормы), состояния здоровья, времени суток, наличия нездоровых привычек.

Что касается возрастных особенностей, точно установлено, что у новорожденного пульс составляет 140 ударов в минуту, а позднее величина постепенно снижается, достигая величины 95 ударов в минуту в возрасте семи лет. В подростковом возрасте величина пульса достигает 80 ударов в минуту.

Пульс — один из показателей здоровья человека. По этой причине многие целители, врачеватели древности внимательно относились к этому показателю, указывая, что помимо частоты пульса существует еще ряд его характеристик, указывающих на состояние больного.

Современная медицина учитывает показатель частоты пульса, применяя его, к примеру, в процессе установления диагноза, выстраивания системы подготовки спортсмена.

Если человек решил заниматься спортом, ему важно научиться применять знания о пульсе в ходе подготовки, ведь максимальный пульс даже в состоянии физического напряжение не должен превышать допустимой величины. Эта величина рассчитывается просто — от 220 отнимается показатель возраста человека.

Помимо крови в организме существует еще один компонент — лимфа. Лимфа — мигрирующая жидкость, основная функция которой — способствование дополнительному оттоку жидкостей из внутренних органов.

Характер движения лимфы совершенно иной, поскольку скорость лимфообращения — не более 0,3 мм в минуту. Она двигается в одном направлении — от органов к сердцу. По ходу движения лимфы расположены лимфатические узлы, представляющие собой биологические барьеры, отфильтровывающие жидкость от загрязнителей. У человека примерно 500 лимфатических узлов, они располагаются под нижней челюстью, в подколенной, подмышечной впадинах, в паху. Примером могут служить миндалины, лимфоидные скопления в области гортани. В случае воспаления часто прибегают к их удалению хирургическим путем.

Лимфа

Структура лимфатической системы включает капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. В сущности, лимфатическая система — это часть сосудистой системы организма, дополняющей сердечно-сосудистую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Лимфатическая система" - урок получения новых знаний.

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы, ее значением.

Задачи: Образовательные - изучить строение и особенности лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.

Развивающие - продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с о схемами, таблицами, решать проблемные вопросы. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: называть структурные компоненты лимфатической системы, их значение; сравнивать состав лимфы и плазмы крови; описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам, связь лимфатической и кровеносной систем, связь лимфатической системы с формированием иммунитета. Метапредметные

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели; уметь планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные: умение нести ответственность за свое здоровье, формирование здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологии обучения: проблемно-поисковая технология, использование компьютерных технологий, здоровьесберегающие технологии.

1.Организационный момент (Приветствие, проверка присутствия и готовности к уроку).

2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока (слайд№1)

Учитель: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов? Какие системы органов вы уже изучили? (Отвечают на поставленный вопрос)

Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею.

К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь. (Лимфа)

Вопрос: назовите тему сегодняшнего урока, укажите задачи и способ изучения нового материала.

Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке, предлагают способ достижения целей и задач урока.

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем)

-определить строение и функции лимфатической системы;

-отличие лимфатической и кровеносной систем;

-указать связь лимфатической и кровеносной систем.

Способ изучения- объяснение учителя, работа с учебником, с презентацией.

3. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Учитель: что такое лимфа? Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?

Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа

Лимфа – это внутренняя среда организма, прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды.

-Сформулируйте определение лимфатическая система.

Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.

Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной? Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма? (слайд№2 )

4.Изучение нового материала

А) Состав и функции лимфы, работа с учебником, с. 71-72. (слайд № 3)

Учитель: какой химический состав имеет лимфа и какие функции выполняет лимфатическая система? Ответы на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71

Состав лимфы, отличие от плазмы крови. Содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови(3-4%), глюкозу(0,1%), минеральные вещества(1%); реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость. Количество лимфы -2-4 л.

Функции лимфатической системы: (слайд № 3)

Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).

Дренажная система в организме-дополнительная система оттока жидкости от органов.

Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).

Гомеостаз (поддержание постоянства состава крови)




лимфатические сосуды лимфоидные органы

лимфокапилляры лимфоузлы лимфососуды (вены) тимус протоки (грудной) селезёнка

Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания (слайд № 5).

Особенности строения лимфатических сосудов, работа в группах, работа с учебником, с70-71.

1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.

2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов

3группа изучает особенности строение лимфатических протоков

Выступление участников групп, запись главного в тетрадь.

В) Строение и работа лимфоузла, просмотр видео, или объяснение учителя, работа с изображением строения лимфатического узла, учебник рис. 4.13,с 71 (слайд № 6,7).

По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Узлы играют роль фильтров, задерживающих микроорганизмы. В них в большом количестве находятся лимфоциты, активно участвующие в иммунных реакциях организма. Лимфатические узлы представляют собой образования округлой, овальной, бобовидной, реже лентовидной формы размерами от 0,5 до 5 см. Имеет корковый и мозговой слои. К узлу подходят лимфатические капилляры, которые приносят лимфу. Мозговое вещество состоит из щелей - синусов. В просвете синусов имеются сети из тонких соединительнотканных волокон, в петлях которых задерживаются и уничтожаются лимфоцитами чужеродные частицы, микробные тела. Очищенная лимфа вытекает из узла по выносящему сосуду, и поступает в лимфатические вены.

Г) Проблемный вопрос: Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма, работа в парах.(слайд № 8,9)

Учитель: каким образом происходит движение лимфы в сосудах? Попробуйте выстроить последовательность передвижения лимфы.

тканевая жидкость → лимфа → лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические протоки → верхняя полая вена

Вопрос: Назовите причины кровообращения, будут ли причины лимфообращения и кровообращения одинаковыми.

Причины движения лимфы (слайд № 10)

-наличие клапанов в сосудах, благодаря которым лимфа движется в одном направлении,

-сокращение стенок сосудов,

-сокращение скелетных мышц конечностей,

-присасывающая сила вдоха.

Вывод урока.

Учитель: назовите проблемный вопрос и получили мы ответ на этот вопрос.

Отличие лимфатической и кровеносной систем (запись в тетрадь) (слайд № 11)

-нет эритроцитов, меньше белков;

-лимфа движется медленно;

- нет артерий, возвращает жидкость в кровеносную систему (движение к сердцу).

7.Первичное закрепление.

Тесты (слайд№ 12,13) 1. Лимфатическая система служит для:
а) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь +
б) обеспечения иммунного ответа на заражение
в) снабжения органов кислородом 2. В какой кровеносный сосуд поступает лимфа из лимфатической системы:
а) капилляры
б) артерии
в) вены + 3. Укажите функции лимфатических узлов:
а) иммунная, транспортная
б) барьерно-фильтрационная
в) оба варианта верны +
г) оба варианта не верны

4.Лимфатические капилляры отсутствуют в:

а) головной и спинной мозг +

г) глазное яблоко+

8.Домашнее задание: § 27, рисунок лимфоузла (слайд №12).

9. Рефлексия и итоги урока (слайд №12). Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Затруднения вызвал вопрос о… Меня удивило то, что… Урок дал мне знания о… В жизни мне пригодится…

Читайте также: