Ф и тютчев чему бы жизнь нас ни учила конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

В глубине сцены (зала, класса) стол, рядом несколько стульев (по числу учащихся, участвующих в сценарии).

Под звуки романса “Я встретил Вас…” в зал (на сцену, класс) входит один учащийся, накрывает скатертью стол, ставит на стол портреты в рамке, чернильницу с пером, кладёт бумагу, зажигает свечу в подсвечнике, садится. Затем медленно входят остальные учащиеся, рассаживаются по своим местам.

Потом по ходу сценария им предстоит выходить в центр сцены (зала, класса), читать стихи, рассказывать о поэте. Как они это будут делать, за кем выходить и т.д., решается на “больших” репетициях. Главное, чтобы всё проходило неспешно, красиво, без суеты. Обстановка должна быть камерной, поэтому мы проводили этот сценарий в классе. Количество ведущих тоже решается произвольно. В нашем сценарии принимало участие 9 человек.

Музыкальное оформление

  • “Я встретил Вас…”,
  • “Не пробуждай воспоминаний”,
  • “Уйди и навеки забудь”.

2. Л. Бетховен “Largo Appassionato” (ор.2, № 2).

3. Ф. Лэй “История любви”.

ХОД СЦЕНАРИЯ

Звучит романс “Я встретил Вас…” (Приложение 1), потом музыка становится тише…

На одном дыхании на склоне лет написал Фёдор Иванович Тютчев (Рисунок 1) стихотворение “Я встретил Вас…” - признание, посвящённое Амалии Крюденер (Рисунок 2). Он говорил: “После России - это моя самая давняя любовь”. В последний раз они встретились, когда он был безнадёжно болен.

Своей дочери Тютчев напишет: “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с Амалией К., которая последний раз на этом свете пожелала повидать меня и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй”.

Королевская дочь, ослепительная красавица, она сумела оценить поэта и его любовь, их нежная дружба продолжалась целых полвека.

Откуда у поэта было столько творческой силы? Бесспорно — это результат широкого, многостороннего образования, богатого жизненного опыта. И, конечно, редкой врождённой одарённости. Своей незаурядной образованностью и всесторонней культурой он обязан прежде всего книгам.

Читал он очень много. Со слов его близких, поэт “обладал способностью читать с поразительной быстротой, удерживая прочитанное в памяти, а потому и начитанность его была изумительной”. Память у поэта была феноменальной. Необыкновенные дарования и страсть к просвещению удивляли и изумляли всех, кто знал поэта.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Брянской области (Рисунки 3,4,5). Предания и обычаи царили в зажиточной усадьбе. В течение 7 лет учителем и воспитателем Феденьки был поэт и стихотворец Семён Егорович Раич (Рисунок 6), брат Киевского митрополита Филарета. В 15-летнем возрасте Тютчев - студент словесного отделения Московского университета и ученик известного профессора Мерзлякова, которому Раич передаёт талантливого ученика из рук в руки.

Звучит аудиозапись воспоминаний о Тютчеве (Приложение 2).

В 1822 году, окончив университет, Ф. И. Тютчев уезжает служить при русской дипломатической миссии в Мюнхен (Рисунок 7). Поэт не знает, что за границей ему суждено провести 22 года.

Звучит “Лунная соната” Бетховена (Приложение 3), потом музыка становится тише…

Так уж у Фёдора Ивановича Тютчева сложилась жизнь, что ему, рождённому в самом центре России, судьба определила долгие годы прожить на чужбине, жениться на немке, чтобы после её смерти опять жениться на немке.

Злые языки обвиняли его в том, что ему хорошо было любить Россию из цивилизованного Мюнхена. Но как глубоко они ошибались, и если выделить главное, чему было отдано сердце Тютчева, - так это Россия.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(28.11.1866 г.)

Любовь к Родине, к родной природе красной нитью проходит через всё творчество Тютчева. В письме к жене он напишет: “Когда ты говоришь об Овстуге, таком прелестном, цветущем и лучезарном. . Ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною”. Он создаёт удивительный Овстугский цикл стихотворений о родной природе, об отчем крае.

Тихой ночью, поздним летом
Как на небе звёзды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны
Убелённые луной.

И всё же картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких, напряжённых, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
(2.08.1868 г.).

Ни у кого из русских романтиков трагическое миросозерцание не принимало ещё таких грандиозных, космических масштабов. Его стихи философичны по проблематике, по глубине. Они затрагивают конечные вопросы бытия: веру и безветрие, жизнь и смерть.

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
(1830 г.)

Звучит музыка: Ф. Лэй “История любви” (Приложение 4), потом музыка становится тише…

Фёдор Иванович Тютчев так часто думал и писал о “ минутах роковых” в жизни человека, что, когда встретил Елену Александровну Денисьеву (Рисунок 8), он сразу почувствовал, что этой встречей пришла и его “минута роковая”. Минута, не сулящая ни покоя, ни гармоничного блаженства, и всё же неизбежная, как жизнь и как смерть.

С этой минуты рождается на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества. 47-летний дипломат, только что вернувшийся в Россию, и девушка - блистательная, очаровательная, прекрасная, как летний день.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
(1851 г.)

Перед Еленой Александровной захлопнулись двери всех домов. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы в сердце не жила огромная, всепоглощающая любовь.

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу. им, им одним живу я -
Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу ещё болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
(Между июлем 1850 г. и серединой 1851 г.)

Музыка заканчивается.

Лирическая исповедь Тютчева получила признание как одна из величайших вершин мировой поэзии. Это своеобразный “роман в стихах” под именем “Денисьевского цикла”.

Мы видим женщину, бросившую вызов светскому обществу, совершившую подвиг во имя любви и погибшую в отчаянной борьбе за эту любовь.

Звучит фрагмент романса “Не пробуждай воспоминаний” (Приложение 5).

Любовь, любовь - гласит преданье –
Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой.
(Март 1869 г.)

Тютчеву Елена Александровна подарила 14 лет жизни, счастья и боли.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Но в этой печальной повести, исполненной до краёв и небесным, и земным, есть ещё одна героиня - жена Тютчева Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Дернгейм) (Рисунок 9). Это ей он написал:

Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты, моё земное провиденье.
(Апрель 1851 г.)

Она была человеком, способным понять его и в сильных, и в слабых его проявлениях, быть для него надёжной опорой в жизни. Ради него она расстаётся с Родиной, ради него выучит русский язык, а овдовев, много лет будет заниматься подготовкой издания его сочинений.

Прикованный к постели, не имея возможности ни приподняться, ни повернуться без посторонней помощи, но всех удивлявший блеском своего остроумия, он скажет своей жене:

Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу, волю, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему ещё молиться мог.
(Февраль 1873 г.)

Жизнь тютчевского духа словно не замечала тяжелейшей болезни тела.

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт!

Звучит романс “Уйди и навеки забудь” (Приложение 6).

Ранним утром 15 июля 1873 года лицо его приняло какое -то особенное выражение торжественности и ужаса: глаза его широко раскрылись, как бы вперились в даль - он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слово, - он, казалось, весь уже умер, но жизнь ещё витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг. Через полчаса вдруг всё померкло и его не стало. Он просиял и погас.

Человек умирает так, как он жил. Фёдор Иванович Тютчев просиял и угас.

Бесследно всё - и так легко не быть!
При мне иль без меня - что нужды в том?
Всё будет то ж - и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
(11 дек. 1870 г.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На двойном листочке(!). Примерный план:

2. Название стихотворение, дата написания.

3. Тема, идея + историческая основа стихотворения.

4. Основные образы (описать + примеры из текста)

6. Изобразительно-выразительные средства (с примерами из текста).

3. Работа по теме урока

- Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа: Чуден свет – дивны люди (русская пословица)?

- Согласны ли вы с тем, что чудеса можно делать своими руками?

- В чем выражается широта русской души?

- Литературные имена России – Федор Иванович Тютчев – стр. 139.

- Из первых уст – стр. 140.

- Размышляем над прочитанным – стр. 141.

1. Почему в первой строфе противопоставлены реальность (жизнь) и чудеса?

3. Почему Ф. И. Тютчев считает веру в вечную красоту и всеобщую любовь доступной не всем?

4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы его душа была открыта ко всему светлому и гуманному?

5. В чём особенности композиции стихотворения? Какую роль игра-ют в нём многочисленные анафоры (анафора — повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф)?

6. Как в стихотворении Ф. И. Тютчева раскрывается смысл высказывания о поэте И. С. Аксакова? Как вы понимаете слова Е. А. Евтушенко о Тютчеве?

7. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть

В стихотворении постепенно развивается мысль о вере как основе жизни и мироощущения человека (христианский смысл).

4. Продолжение работы по теме урока

- Литературные имена России – Николай Семенович Лесков – стр. 142.

- Из первых уст – стр. 142.

- Объясните, как вы поняли эти слова о Лескове? Кто такие праведники? Встречали ли вы таких людей в жизни?

- Размышляем над прочитанным – стр. 151.

2. Почему вначале неразменный рубль возвращался к герою, а потом исчез?

4. Какой символический смысл вы видите в таких образах рассказа, как неразменный рубль, человек в жилете с блестящими пуговицами, пузатый купец, бабушка мальчика?

5. О каких положительных и отрицательных человеческих чертах повествует Н. С. Лесков в рассказе?

6. Какие проблемы поднимает писатель в рассказе: предназначение человека, реализация его способностей и призвания, приобретение опыта, славы, самостоятельности, выбора, жертвенности? Подтвердите своё мнение примерами из рассказа.

7. Сравните рассказ Лескова с народной легендой о неразменном рубле. Почему, по-вашему, писатель отступает от сюжета легенды? Ка­кой нравственный смысл он вносит в свой рассказ?

Образы пузатого купца и человека в жилете с блестящими пуговицами – это образы искусителей, сродни дьяволу, образ бабушки – воплощение мудрости, жизненного опыта и доброты.

5. Итог урока

6. Рефлексия


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

задуматься о нравственности; или хотя бы привлечь внимание учащихся к художественной литературе. Подготовка к чтению требует анализа произведения, проникновение педагогом его, а также применение литературных и актерских средств (интонация, пауза, мимика, жесты и т.п.). Целью данной подготовки является привлечение внимания маленьких слушателей к проблемам нравственности и бытия. Задача педагога не просто прочесть стихотворение, а преподнести его в такой форме, чтобы слушатели задумались и порассуждали.

Читая данное стихотворение, важно не настаивать на том, что автор прав и поступать нужно именно так, а лишь показать и доказать, что вера – это действительно благодать, и ее

заслуживают сильные духом люди. Но ни в коем случае нельзя заставлять добиваться веры, необходимо дать возможность ученику подумать над этой темой самостоятельно.

Чему бы жизнь нас не учила…

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса: (читать нужно с повышением голоса и интонации) Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса. (Показать слушателям силу веры, ее необходимость в нашей жизни)

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

эта вера не обманет

Того,кто ею лишь живет, (читать нужно тише) (Самое прекрасное, что может быть в жизни человека эта вера)

Не все, что здесь цвело, увянет,

Читать нужно с усилением

Не все, что было здесь, пройдет!

голоса и интонации к концу.

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, ПАУЗА умел, ПАУЗА любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу ПАУЗА положил за други

до конца все претерпел. (читать медленно , спокойным голосом).

(Не каждому человеку дано постичь истинную веру и ощутить ее благодать, а лишь тем, кто сумел перетерпеть трудности и проявить силу)

Библиографический список:

Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

В зрелой лирике Ф. Тютчева с особенной силой проявляется его тяготение к христианскому мировоззрению.

Читайте также: