Конспект классного часа профилактика простудных заболеваний
Обновлено: 06.07.2024
Цель: помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья.
1. Уточнение знаний детей о простудных заболеваниях.
2. Знакомство с понятием иммунитет, антитела, антиген.
3. Побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья.
1. Вступительное слово учителя:
Учитель: – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Александровна. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт осенний месяц?
Ученик: – Ноябрь.
Учитель: – Погода в ноябре часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. На улице холодно и влажно. Вы наверное стали замечать, что с приходом холодов ваши одноклассники все чаще и чаще стали пропускать школу. Как вы думаете с чем это связано?
Ученики: – Они стали чаще болеть.
Учитель: – Конечно, ведь сейчас, во время холодной осени и приближающейся зимы, особо остро стоит вопрос о простудных заболеваниях и гриппе. И наиболее подвержены этим заболеваниям дети, они болеют в 4–5 раз больше, чем взрослые.
Почему же мы болеем, как вы думаете?
Ученики: – Дышим холодным воздухом, много гуляем на улице, заражаемся от других.
2. Рассказ учителя о причинах простудных заболеваний.
Учитель: – Молодцы. На самом деле причины возникновения простуды стоит искать не во внешней среде, а в первую очередь – в нас самих. Поскольку подхватить вирус можно в любом месте и в любое время, даже не подозревая об этом. И не обязательно в сезон наибольшей активности простуды или гриппа. Ведь даже летом в атмосфере витают зловредные возбудители этих болезней. Другое дело – почему одни заболевают “с полуоборота”, тогда как других ничего не берет, даже если они живут под одной крышей с простудившимися или гриппующими людьми. Оказывается, все дело в иммунитете.
Любой врач вам подтвердит, что наиболее частая причина простуды (да и любых других вирусных заболеваний) – в ослабленном иммунитете. А что же такое иммунитет нам сейчас расскажет Знайка.
3. Рассказ подготовленным учеником об иммунитете.
Подготовленный ученик: – Иммунитет – это умение организма ребенка (и взрослого – тоже) защищать себя от бактерий, инфекций, ядов и вирусов. Иммунитет определяет, что нужно организму, а что вредно для него. Если в организм попадает бактерия (антиген), вредная для него, иммунитет начинает вырабатывать антитела, которые борются с этой бактерией. Антитела нападают на антиген и убивают его. Навык убивать такие антигены – остается, иммунитет улучшается. Чем быстрее организм вырабатывает антитела, тем быстрее и легче мы переносим болезни. Вот почему нужно укреплять иммунитет – чтобы в итоге меньше болеть.
Учитель: – какой вывод мы можем сделать выслушав Знайку?
Ученики: – Все наши простудные заболевания из-за ослабленного иммунитета.
Учитель: – А что же надо делать, чтобы повысить наш иммунитет, об этом мы узнаем из статьи у вас на партах. (Дети читают статью делают выводы.) (Приложение 1)
4. Учитель продолжает рассказ, знакомит детей с еще одним заболеванием, рассказывает о его профилактике.
Учитель: – Теперь нам точно не страшны любые простуды. Но бывает и более опасная и страшная болезнь, поражающая детский организм и ведущая к необратимым последствиям, эта болезнь – грипп.
Грипп затрагивает людей всех возрастов. Однако дети находятся в особой группе риска по развитию гриппа и его осложнений. Кроме того, среди детей грипп распространяется с большим охватом и вероятностью. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. При халатном лечении грипп может создать необратимые последствия для ребёнка. В самом начале грипп сложно отличить от обычной простуды, но есть у этой болезни и специфические симптомы: озноб, тупая головная боль, высокая температура тела, кашель с жидкой пенообразной мокротой, ломота. У детей, которые заболели гриппом, могут проявляться следующие симптомы: вялость, отказ от приёма пищи, сонливость. Затем очень быстро проявляются другие симптомы гриппа – это головные боли, озноб, болевые ощущения в суставах и мышцах по всему телу. Температура повышается до отметки 38,5°С (в очень тяжёлых случаях температура при гриппе может подняться до 40,5°С) и держится пару дней. К явным симптомам гриппа присоединяется насморк с сухим, “лающим” кашлем, боли в горле.
Учитель: – Основа лечения – это режим покоя, обильное питье и правильные лекарственные препараты. Медикаментозное лечение проводится в зависимости от тяжести и типа гриппа, и только под контролем лечащего врача. Не стоит пытаться самостоятельно или по совету знакомых выбирать лекарства. Препараты может назначить только врач и только после осмотра.
Что же делать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями?
Раз все эти болезни передаются через воздух, можно в общественных местах пользоваться марлевыми повязками. Во время эпидемии необходимо ограничить контакты с другими людьми, реже бывать в местах большого скопления народа, чаще гулять и дышать свежим воздухом. Чтобы успешно противостоять попыткам болезнетворных микробов атаковать иммунную систему, необходимо проводить профилактические мероприятия, вызывающие повышение иммунитета.
Вкусным и полезным является напиток, который приготовлен из ягод шиповника
Ну и конечно не стоит забывать о профилактических прививках, которые всем вам делают в школе.
5. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: – Я хочу проверить, всё ли вы хорошо запомнили. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд “Если хочешь быть здоров…” (Приложение 2) (детям раздается бланк с кроссвордом).
Учитель: – Молодцы, все справились с заданием. Желаю вам меньше болеть, поднимать свой иммунитет, радовать своих родителей отменным здоровьем.
Автор: Бежина Марина Владимировна
Организация: МАОУ Горненская СОШ
Населенный пункт: Амурская область Зейский район, п. Горный
Цель: познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Ход классного часа:
-Давайте начнем сегодняшний классный час с того, что скажем друг другу приветственные слова.. Здравствуй..
- Кто знает почему при приветствии мы говорим это слово и что оно означает?
2. Беседа по теме.
-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?
-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.
Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)
-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?
-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6?
- Сформулируйте тему классного часа.
-Я вам помогу строчками из стихотворения Сергея Михалкова
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип. Что такое?
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
-Итак, мы сегодня поговорим о профилактике гриппа и простудных заболеваний. Слайд 2
Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
- Высокая температура;
- Озноб и слабость;
- Боль и ломота во всем теле;
- Кашель;
- Головная боль;
- Насморк или заложенность носа.
- Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
- А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.
-Как вы понимаете слово профилактика?
- Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.
Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);
- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).
- Соблюдение правил личной гигиены. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.
Вывод:- избегать тесных контактов с больными людьми;
- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
- Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, которую можно носить не более 2-х часов. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.
(Раздаю детям маски)
-Молодцы, но и этого мало. Слайд 5. В борьбе или с профилактикой заболевания нам поможет еще витамин С.
(Вешаю на доску вазу)
Наполним нашу красивую вазу фруктами и овощами, а в какими вы узнаете отгадав загадки:
(Дети отгадывают, берут нужную картинку- отгадку и крепят на доску)
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет . ( Банан)
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - . (Киви)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Меня в них ищи. (Капуста)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)
-Молодцы ребята, профилактика гриппа и простудных заболеваний состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни.
- На доске у нас есть Дерево-здоровье, но у него нет листиков, вы по одному выходите берете листик, читаете полезные советы, по профилактике заболеваний гриппом и простудными заболеваниями, если надо поясняете этот совет для ребят.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует ребята, знать,
Нужно всем подольше спать,
Ну, а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы. Умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться и тогда,
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги:
С ними дружбы не води!
Среди них – тихоня лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот.
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой!
Кушать овощи и фрукты,
Вот полезная еда,
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну а если уж случилось:
Знай, к врачу тебе пора,
Он поможет нам всегда.
Учитель
Это добрые советы,
В них и спрятаны секреты.
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить.
- Молодцы! Давайте подведем итог нашего классного часа. Слайд 5
-Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья! Слайд 6 Раздаю памятки в подарок детям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Классный час на тему:
Задачи: совершенствовать знания детей о способах профилактики гриппа и простудных заболеваний;
развивать память, мышление, речь через рассказы и ответы на вопросы;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Ход занятия.
1. Введение в тему занятия.
(Составление слова из букв ГРИПП).О чём будем говорить сегодня на классном часе, кто догадался?
Грипп - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
2.Актуализация знаний.
-У нас в классе дети тоже болели простудными заболеваниями (гриппом). Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели? (Ответы детей)
-Какие же первые симптомы болезни?
Озноб и слабость;
Боль и ломота во всем теле;
Насморк или заложенность носа.
3.Знакомство с новым материалом. Профилактика и лечение простудных заболеваний, гриппа.
- Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.
- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.
(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)
Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.
Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:
- комфортный температурный режим помещений;
- ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств;
- переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде.
* Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой), желательно использовать одноразовые, которые после использования необходимо выбросить в мусорную корзину;
- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;
- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки) .
Как правильно мыть руки?
Необходимо смочить кисти рук под струей воды;
Намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;
Как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной пеной, т.к. эффективность моющих средств зависит от их времени воздействия;
Нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, почистить ногти (в этот момент руки под струей воды держать не нужно);
Смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10 секунд;
Во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;
Руки нужно высушить – лучше всего для этого подходят одноразовые бумажные полотенца;
Кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца, т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться микробы;
Использованное бумажное полотенце нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваться до ведра руками.
* Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:
- достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать сквозняков;
- правильное питание – ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту (витамин С), которые способствуют повышению сопротивляемости организма. Наибольшее количество витамина С содержится в цитрусовых: лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.
Витамин С: Здравствуйте, ребята! Я – витамин С. Я нахожусь в фруктах и овощах. Вот волшебное дерево, на котором растут плоды, содержащие
витамин С. Отгадайте загадки и узнаете, что растет на этом дереве.
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет . ( Банан)
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Далеко на юге где-то
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Меня в них ищи. (Капуста)
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо ежедневно употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;
- больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Правильное использование медицинской маски поможет уберечься от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно.
Практические советы.
- Свести к минимуму контакт с другими людьми, не посещать массовые мероприятия, стремиться, как можно меньше пользоваться общественным транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми;
- разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
- выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;
- помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (20-21*С), проводиться ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
- при уходе за больным использовать маску, чисто мыть руки.
Выступления детей:
- Наши дети знают полезные советы, чтобы не заболеть гриппом. Вот послушайте!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует ребята, знать,
Нужно всем подольше спать,
Ну, а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы. Умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться и тогда,
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги:
С ними дружбы не води!
Среди них – тихоня лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот.
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой!
Кушать овощи и фрукты,
Вот полезная еда,
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну а если уж случилось:
Знай, к врачу тебе пора,
Он поможет нам всегда.
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты.
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить.
4.Закрепление.
1) Как передается вирус гриппа?
а) через воду; в) воздушно-капельным путем;
б) через пищу; г) через рукопожатие.
2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо:
а) сделать прививку; в) есть овощи и фрукты;
б) пить минеральную воду ; г) принимать витамины.
3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо:
а) носить марлевую повязку; в) пить витамины;
б) иметь отдельную посуду; г) есть лук и чеснок.
4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай:
а) с лимоном; в) с сахаром; д) с вишней;
б) с малиной; г) с бутербродом; е) с черной смородиной.
5) При первых признаках заболевания необходимо:
а) вызвать врача; в) идти в школу;
6) лечь в постель; г) принять лекарство.
5. Подведение итога занятия.
-Большое спасибо! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП, и простудные заболевания! Желаю вам крепкого здоровья.
- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?
- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?
- Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:
На доске: Здоровье погубишь – новое не купишь.
- Как вы её понимаете?
– Вокруг человека в жизни много болезней, болезнетворных микробов, вирусов. Человек должен защищать свой организм от них. Как это можно сделать?
- С какого возраста нужно начинать заботиться о своем здоровье?
- Почему необходимо много двигаться?
- Чем полезны игры на свежем воздухе?
- Чем полезна зарядка?
III. Конкурсы по группам.
Что бы тело было крепким,
Поднимайся, не ленись,
На зарядку становись.
- Правильное питание – залог здоровья. Для жизни человеку нужны силы, энергия. Их мы получаем из пищи.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться!
- Разложить продукты на полезные (в тарелочки) и неполезные или вредные (коробочки для мусора) для здоровья человека.
Жил на свете мальчик Толя …(Это очень хорошо!)
Он учился в нашей школе …
В 7 утра он поднимался …
Никогда не умывался …
Он старательно учился …
И однажды отличился: …
Отнял он рекорд у Вани - …
Три недели не был в бане.
Но исправился наш Толя, …
И его все хвалят в школе …
Стал наш Толя молодец! …
Тут и сказочке конец!
– …чтобы защититься от микробов, надо чаще мыть руки с мылом? (Да.)
– …что зарядка – источник бодрости и здоровья? (Да.)
– …что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
– …что йогурт полезнее молока? (Нет.)
– …что летом можно запастись витаминами целый год? (Нет.)
– …чтобы сохранить зрение, надо их чистить не меньше 2 раз в день? (Да.)
- . что обливание прохладной водой укрепляет здоровье? (Да.)
- … что питье очень холодной воды в жаркий день закаливает горло? (Нет.)
- … чтобы беречь зрение, надо читать лежа? (Нет.)
IV.Итог. - Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?
Читайте также: