Конспект классного часа профилактика простудных заболеваний

Обновлено: 06.07.2024

Цель: помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья.

1. Уточнение знаний детей о простудных заболеваниях.
2. Знакомство с понятием иммунитет, антитела, антиген.
3. Побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья.

1. Вступительное слово учителя:

Учитель: – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Александровна. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт осенний месяц?

Ученик: – Ноябрь.

Учитель: – Погода в ноябре часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. На улице холодно и влажно. Вы наверное стали замечать, что с приходом холодов ваши одноклассники все чаще и чаще стали пропускать школу. Как вы думаете с чем это связано?

Ученики: – Они стали чаще болеть.

Учитель: – Конечно, ведь сейчас, во время холодной осени и приближающейся зимы, особо остро стоит вопрос о простудных заболеваниях и гриппе. И наиболее подвержены этим заболеваниям дети, они болеют в 4–5 раз больше, чем взрослые.

Почему же мы болеем, как вы думаете?

Ученики: – Дышим холодным воздухом, много гуляем на улице, заражаемся от других.

2. Рассказ учителя о причинах простудных заболеваний.

Учитель: – Молодцы. На самом деле причины возникновения простуды стоит искать не во внешней среде, а в первую очередь – в нас самих. Поскольку подхватить вирус можно в любом месте и в любое время, даже не подозревая об этом. И не обязательно в сезон наибольшей активности простуды или гриппа. Ведь даже летом в атмосфере витают зловредные возбудители этих болезней. Другое дело – почему одни заболевают “с полуоборота”, тогда как других ничего не берет, даже если они живут под одной крышей с простудившимися или гриппующими людьми. Оказывается, все дело в иммунитете.

Любой врач вам подтвердит, что наиболее частая причина простуды (да и любых других вирусных заболеваний) – в ослабленном иммунитете. А что же такое иммунитет нам сейчас расскажет Знайка.

3. Рассказ подготовленным учеником об иммунитете.

Подготовленный ученик: – Иммунитет – это умение организма ребенка (и взрослого – тоже) защищать себя от бактерий, инфекций, ядов и вирусов. Иммунитет определяет, что нужно организму, а что вредно для него. Если в организм попадает бактерия (антиген), вредная для него, иммунитет начинает вырабатывать антитела, которые борются с этой бактерией. Антитела нападают на антиген и убивают его. Навык убивать такие антигены – остается, иммунитет улучшается. Чем быстрее организм вырабатывает антитела, тем быстрее и легче мы переносим болезни. Вот почему нужно укреплять иммунитет – чтобы в итоге меньше болеть.

Учитель: – какой вывод мы можем сделать выслушав Знайку?

Ученики: – Все наши простудные заболевания из-за ослабленного иммунитета.

Учитель: – А что же надо делать, чтобы повысить наш иммунитет, об этом мы узнаем из статьи у вас на партах. (Дети читают статью делают выводы.) (Приложение 1)

4. Учитель продолжает рассказ, знакомит детей с еще одним заболеванием, рассказывает о его профилактике.

Учитель: – Теперь нам точно не страшны любые простуды. Но бывает и более опасная и страшная болезнь, поражающая детский организм и ведущая к необратимым последствиям, эта болезнь – грипп.

Грипп затрагивает людей всех возрастов. Однако дети находятся в особой группе риска по развитию гриппа и его осложнений. Кроме того, среди детей грипп распространяется с большим охватом и вероятностью. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. При халатном лечении грипп может создать необратимые последствия для ребёнка. В самом начале грипп сложно отличить от обычной простуды, но есть у этой болезни и специфические симптомы: озноб, тупая головная боль, высокая температура тела, кашель с жидкой пенообразной мокротой, ломота. У детей, которые заболели гриппом, могут проявляться следующие симптомы: вялость, отказ от приёма пищи, сонливость. Затем очень быстро проявляются другие симптомы гриппа – это головные боли, озноб, болевые ощущения в суставах и мышцах по всему телу. Температура повышается до отметки 38,5°С (в очень тяжёлых случаях температура при гриппе может подняться до 40,5°С) и держится пару дней. К явным симптомам гриппа присоединяется насморк с сухим, “лающим” кашлем, боли в горле.

Учитель: – Основа лечения – это режим покоя, обильное питье и правильные лекарственные препараты. Медикаментозное лечение проводится в зависимости от тяжести и типа гриппа, и только под контролем лечащего врача. Не стоит пытаться самостоятельно или по совету знакомых выбирать лекарства. Препараты может назначить только врач и только после осмотра.

Что же делать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями?

Раз все эти болезни передаются через воздух, можно в общественных местах пользоваться марлевыми повязками. Во время эпидемии необходимо ограничить контакты с другими людьми, реже бывать в местах большого скопления народа, чаще гулять и дышать свежим воздухом. Чтобы успешно противостоять попыткам болезнетворных микробов атаковать иммунную систему, необходимо проводить профилактические мероприятия, вызывающие повышение иммунитета.

Вкусным и полезным является напиток, который приготовлен из ягод шиповника

Ну и конечно не стоит забывать о профилактических прививках, которые всем вам делают в школе.

5. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: – Я хочу проверить, всё ли вы хорошо запомнили. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд “Если хочешь быть здоров…” (Приложение 2) (детям раздается бланк с кроссвордом).

Учитель: – Молодцы, все справились с заданием. Желаю вам меньше болеть, поднимать свой иммунитет, радовать своих родителей отменным здоровьем.

Автор: Бежина Марина Владимировна

Организация: МАОУ Горненская СОШ

Населенный пункт: Амурская область Зейский район, п. Горный

Цель: познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Ход классного часа:

-Давайте начнем сегодняшний классный час с того, что скажем друг другу приветственные слова.. Здравствуй..

- Кто знает почему при приветствии мы говорим это слово и что оно означает?

2. Беседа по теме.

-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6?

- Сформулируйте тему классного часа.

-Я вам помогу строчками из стихотворения Сергея Михалкова

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

-Итак, мы сегодня поговорим о профилактике гриппа и простудных заболеваний. Слайд 2

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

  • Высокая температура;
  • Озноб и слабость;
  • Боль и ломота во всем теле;
  • Кашель;
  • Головная боль;
  • Насморк или заложенность носа.
  • Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.
  • А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

-Как вы понимаете слово профилактика?

  • Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

- Соблюдение правил личной гигиены. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

Вывод:- избегать тесных контактов с больными людьми;

- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

  • Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, которую можно носить не более 2-х часов. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

(Раздаю детям маски)

-Молодцы, но и этого мало. Слайд 5. В борьбе или с профилактикой заболевания нам поможет еще витамин С.

(Вешаю на доску вазу)

Наполним нашу красивую вазу фруктами и овощами, а в какими вы узнаете отгадав загадки:

(Дети отгадывают, берут нужную картинку- отгадку и крепят на доску)

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет . ( Банан)

Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - . (Киви)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

-Молодцы ребята, профилактика гриппа и простудных заболеваний состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни.

- На доске у нас есть Дерево-здоровье, но у него нет листиков, вы по одному выходите берете листик, читаете полезные советы, по профилактике заболеваний гриппом и простудными заболеваниями, если надо поясняете этот совет для ребят.

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует ребята, знать,

Нужно всем подольше спать,

Ну, а утром не лениться,

На зарядку становиться.

Чистить зубы. Умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться и тогда,

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги:

С ними дружбы не води!

Среди них – тихоня лень,

С ней борись ты каждый день!

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот.

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой!

Кушать овощи и фрукты,

Вот полезная еда,

На прогулку выходи

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну а если уж случилось:

Знай, к врачу тебе пора,

Он поможет нам всегда.

Учитель

Это добрые советы,

В них и спрятаны секреты.

Как здоровье сохранить,

Научись его ценить.

- Молодцы! Давайте подведем итог нашего классного часа. Слайд 5

-Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья! Слайд 6 Раздаю памятки в подарок детям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час на тему:

Задачи: совершенствовать знания детей о способах профилактики гриппа и простудных заболеваний;

развивать память, мышление, речь через рассказы и ответы на вопросы;

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Ход занятия.

1. Введение в тему занятия.

(Составление слова из букв ГРИПП).О чём будем говорить сегодня на классном часе, кто догадался?

Грипп - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

2.Актуализация знаний.

-У нас в классе дети тоже болели простудными заболеваниями (гриппом). Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели? (Ответы детей)

-Какие же первые симптомы болезни?

Озноб и слабость;

Боль и ломота во всем теле;

Насморк или заложенность носа.

3.Знакомство с новым материалом. Профилактика и лечение простудных заболеваний, гриппа.

- Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:

- комфортный температурный режим помещений;

- ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств;

- переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде.

* Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой), желательно использовать одноразовые, которые после использования необходимо выбросить в мусорную корзину;

- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки) .

Как правильно мыть руки?

Необходимо смочить кисти рук под струей воды;

Намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;

Как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной пеной, т.к. эффективность моющих средств зависит от их времени воздействия;

Нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, почистить ногти (в этот момент руки под струей воды держать не нужно);

Смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10 секунд;

Во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;

Руки нужно высушить – лучше всего для этого подходят одноразовые бумажные полотенца;

Кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца, т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться микробы;

Использованное бумажное полотенце нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваться до ведра руками.

* Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:

- достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать сквозняков;

- правильное питание – ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту (витамин С), которые способствуют повышению сопротивляемости организма. Наибольшее количество витамина С содержится в цитрусовых: лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.

Витамин С: Здравствуйте, ребята! Я – витамин С. Я нахожусь в фруктах и овощах. Вот волшебное дерево, на котором растут плоды, содержащие

витамин С. Отгадайте загадки и узнаете, что растет на этом дереве.

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет . ( Банан)

Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Далеко на юге где-то

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо ежедневно употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;

- больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.

Правильное использование медицинской маски поможет уберечься от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно.

Практические советы.

- Свести к минимуму контакт с другими людьми, не посещать массовые мероприятия, стремиться, как можно меньше пользоваться общественным транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми;

- разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;

- выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;

- помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (20-21*С), проводиться ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;

- при уходе за больным использовать маску, чисто мыть руки.

Выступления детей:

- Наши дети знают полезные советы, чтобы не заболеть гриппом. Вот послушайте!

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует ребята, знать,

Нужно всем подольше спать,

Ну, а утром не лениться,

На зарядку становиться.

Чистить зубы. Умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться и тогда,

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги:

С ними дружбы не води!

Среди них – тихоня лень,

С ней борись ты каждый день!

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот.

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой!

Кушать овощи и фрукты,

Вот полезная еда,

На прогулку выходи

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну а если уж случилось:

Знай, к врачу тебе пора,

Он поможет нам всегда.

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты.

Как здоровье сохранить,

Научись его ценить.

4.Закрепление.

1) Как передается вирус гриппа?

а) через воду; в) воздушно-капельным путем;

б) через пищу; г) через рукопожатие.

2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо:

а) сделать прививку; в) есть овощи и фрукты;

б) пить минеральную воду ; г) принимать витамины.

3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо:

а) носить марлевую повязку; в) пить витамины;

б) иметь отдельную посуду; г) есть лук и чеснок.

4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай:

а) с лимоном; в) с сахаром; д) с вишней;

б) с малиной; г) с бутербродом; е) с черной смородиной.

5) При первых признаках заболевания необходимо:

а) вызвать врача; в) идти в школу;

6) лечь в постель; г) принять лекарство.

5. Подведение итога занятия.

-Большое спасибо! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП, и простудные заболевания! Желаю вам крепкого здоровья.

- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?

- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?

- Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:

На доске: Здоровье погубишь – новое не купишь.

- Как вы её понимаете?

– Вокруг человека в жизни много болезней, болезнетворных микробов, вирусов. Человек должен защищать свой организм от них. Как это можно сделать?

- С какого возраста нужно начинать заботиться о своем здоровье?

- Почему необходимо много двигаться?

- Чем полезны игры на свежем воздухе?

- Чем полезна зарядка?

III. Конкурсы по группам.

Что бы тело было крепким,

Поднимайся, не ленись,

На зарядку становись.

- Правильное питание – залог здоровья. Для жизни человеку нужны силы, энергия. Их мы получаем из пищи.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться!

- Разложить продукты на полезные (в тарелочки) и неполезные или вредные (коробочки для мусора) для здоровья человека.

Жил на свете мальчик Толя …(Это очень хорошо!)

Он учился в нашей школе …

В 7 утра он поднимался …

Никогда не умывался …

Он старательно учился …

И однажды отличился: …

Отнял он рекорд у Вани - …

Три недели не был в бане.

Но исправился наш Толя, …

И его все хвалят в школе …

Стал наш Толя молодец! …

Тут и сказочке конец!

– …чтобы защититься от микробов, надо чаще мыть руки с мылом? (Да.)

– …что зарядка – источник бодрости и здоровья? (Да.)

– …что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)

– …что йогурт полезнее молока? (Нет.)

– …что летом можно запастись витаминами целый год? (Нет.)

– …чтобы сохранить зрение, надо их чистить не меньше 2 раз в день? (Да.)

- . что обливание прохладной водой укрепляет здоровье? (Да.)

- … что питье очень холодной воды в жаркий день закаливает горло? (Нет.)

- … чтобы беречь зрение, надо читать лежа? (Нет.)

IV.Итог. - Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?

Читайте также: