Изображение земной поверхности на плоскости конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок по теме "Изображение земной поверхности".5 класс К уроку подготовлена презентация и маршрутный лист.

Класс: 5.

Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях Земли.

Задачи:

  • обучающие: расширить знания об изображении земной поверхности;
  • развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
  • предметные: дать представления о глобусе, роли плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план, географическая карта, легенда карты.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
  • познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, маршрутные листы, глобус, фломастеры, 3 листа бумаги, пластиковая бутылка.

Структура и ход урока

№ п/п

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Организационный

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Предлагает сформулировать тему урока, создание проблемной ситуации.

– Представьте себе, что вы отдыхали на комфортабельном круизном лайнере по Индийскому океану. Проплывая вдоль берегов Африки, ваше судно попало в шторм, в результате корабль сел на мель, к утру, буря утихла и вы увидели какой – то остров. На шлюпках вы высадились на берег. Обследовав остров, вы поняли, что он необитаем. Также все средства связи вышли из строя. Что делать? Остается одно средство – бутылочная почта. Ваша задача изобразить остров, где вы находитесь, чтобы те, к кому ваша записка попадет, поняли, где вы и пришли к вам на помощь. (2-3 минуты).

(выбирается ученик в роли рыбака)

– Рыбак с рыболовецкой шхуны, с островов поймав эту бутылку, видит некое изображение. На русском языке он не говорит. Господин рыбак, что вы видите на этих изображениях?

– Понятно, что изобразили наши туристы?

А вот наш известный географ Н.Н. Баранский говорил

Какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Делятся на три группы, пытаются изобразить остров, на котором находятся.

Ученик в роли рыбака читает записки и пытается понять, что это.

Сегодня на уроке вы будете работать в маршрутном листе. Подпишите фамилию, число, тему урока.

Задание №1 вы самостоятельно заполняете по ходу урока. Вы должны записать виды изображения местности

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока. Уточняет цели урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

– Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего?

– Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о

глобусе, как объемной модели Земли,

узнаем о аэрофотоснимках и космических снимках, узнаем о преимуществе географических планов и географических карт. а также узнаете о том. что такое легенда карты.

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Цель обсуждается и записывается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

– Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

– Что является уменьшенной моделью Земли?

Найдите в тексте на стр.48. когда и кем был изобретен первый глобус?

Первый глобус, дошедший до нашего времени был создан немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Каких материков и океанов нет на нем?

Работают с учебником : находяти узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).

Чем же глобус похож на Землю? ( Слайд 9)

Работают с учебником : находят и узнают информацию, записывают в маршрутный лист (П,Р)

Задание №2. Используя текст на стр. 48 выпишите в маршрутный лист основные свойства Земли, отраженные на глобусе.

Проверяем то, что вы записали.

В конце маршрутного листа есть таблица, оцените себя, как вы выполнили это задание (Задание №2)

– Как вы считаете, удобно пользоваться глобусом?

Вступают в диалог, отвечают на вопросы

При всех преимуществах глобуса использовать его для решения практических задач неудобно, т.к. он во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что есть на земной поверхности. На глобусе показывают только важнейшие географические объекты6 материки, океаны, реки, горы. равнины и т.д. Поэтому люди используют плоские изображения Земли. А как создать это изображение, при помощи чего?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише – тише – тише
Деревцо все выше – выше.

– Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились совсем недавно. А какие изображения на плоскости известны очень много веков?

Правильно это географическая карта и географический план (Слайд 29-30-31)

Давайте попробуем составить определение -географическая карта и географический план по опорной схеме.(Слайд 32)

Запишите определение географическая карта и географический план в маршрутный лист

– А зачем нам изучать план и карту?

– Вам приходилось пользоваться планами и картами?

Скажите, какие карты вы уже знаете? (Слайд 34-35)

Наиболее удобно пользоваться географическим планом. Как вы думаете почему? (Слайд 36)

– Что такое условные знаки? Для чего они нужны? (Слайд 37)Найдите в тексте на стр.51. Что такое легенда карты? (запишите в маршрутном листе). (Слайд 38)

Оцените выполнение задания №3 в оценочной таблице…

Давайте посмотрим, как можно при помощи разных способов изобразить одну и ту же местность на примере центра г. Костромы ( Слайд 39-42)

Вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Давайте проверим сможете ли вы заполнить схему – задание №1 ( Слайд №43)

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. (Слайд 45)

Поставьте в оценочной таблице оценку за задание №4

Решите тест по изученной теме на ваших маршрутных листах.

Обсуждают в парах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,П,К)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Этап 6.

Закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Решите тест по изученной теме на ваших маршрутных листах.

Решают тест в маршрутном листе (Л,П,Р)

Этап 7. Рефлексия (итог урока)

Достигли мы цели и задачи урока? (Слайд 46-47)

На ваших маршрутных листах в конце оцените степень изучения материала урока.

Также в конце маршрутного листа есть три смайлика отметьте какое у вас настроение к концу урока.

Записывают выводы.(Р,Л)

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Отмечают свое настроение.(Л)

Этап 8. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13, выполнить задание № 3-4 на стр.51 (Слайд 48)

Записывают домашнее задание.

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Относительная высота –это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).

Горизонтали – линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

Вот об этом и пойдет речь.

Тема нашего урока: Способы изображения неровностей земной поверхности.

На уроке мы узнали, что неровности земной поверхности на плане или карте изображают горизонталями. На планах и картах обозначают абсолютную и относительную высоту. Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.

Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана). Абсолютная высота территории, находящейся выше уровня моря, — положительная, а ниже — отрицательная. Высоты и глубины также изображаются на картах с помощью послойной окраски, то есть цветом: зелёным и коричневым — для суши, голубым и синим — для водных объектов, причём разной яркости. Внизу карты имеется специальная шкала, в которой каждый цвет соответствует высоте или глубине. Она называется шкалой высот и глубин.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное;

Текст вопроса: Перед вами список высочайших вершин гор России. Выстройте их по высоте снизу-вверх, начиная с названия вершины, имеющей наименьшую высоту.

Правильный вариант ответа:

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: зачеркивания элементов

Текст вопроса: Вычеркните из списка объекты рельефа, не относящиеся к России.

3. Крымские горы;

4. Амазонская низменность;

6. Среднерусская возвышенность.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):


Много веков карты служат людям для познания и преобразования окружающего мира. Они не только фиксируют знания, добытые человечеством, но и - это особенно важно - стимулируют новые исследования и открытия. Во все века развитие картографии отражало эпохи возрождения наук и искусств. И в наши дни картографическая изученность страны – один из показателей условия ее экономического и научного развития.

Описание разработки

Цели:

1. Образовательные - закрепить материал, практические навыки работы с картой, компасом;

2. Развивающие - развить способность применять имеющиеся умения, знания в поисках решения проблемных ситуаций;

3. Воспитательные - повысить интерес к изучению географии.

Форма урока: изучение нового материала

Ход урока.

I. Орг момент. Акцентирование внимания на цели урока.

II. Разминка.

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Какие два основных вида движения совершает Земля?
  3. Что такое орбита?
  4. Какой год называют високосным?
  5. Что такое экватор?
  6. Что такое год?
  7. Что такое сутки?
  8. На сколько экваториальный радиус больше полярного?

III. Усвоение нового материала.

У. Ребята, какие виды изображения земной поверхности вы знаете?

Д. Рисунок, картина, фотография, снимки из космоса.

У. Правильно. Откройте, пожалуйста, учебник, и давайте посмотрим, о каких еще видах изображения он нам говорит?

Д. Глобус, карта, план местности.

У. Правильно. Вы все видели глобус. А что такое глобус? Прочитайте. (читают по учебнику вслух, учитель показывает на экране определение из словаря)

презентация к уроку по географии Изображения земной поверхности

У нас в кабинете представлены все три вида глобусов, которые выпускаются для школы. Большой (Земля уменьшена в 30 млн. раз), средний (Земля уменьшена в 50 млн. раз) и малый (Земля уменьшена в 83 млн. раз). А кем был создан и когда самый первый глобус?

Найдите в учебнике на стр. 8.

Д. Мартином Бехаймом в 1492г.

У. Следующее изображение земной поверхности - это карта. Что такое карта?

Как вы думаете, где более точно изображена земная поверхность?

Выпуклую поверхность на плоскости без разрывов изобразить не возможно. Поэтому на карте есть искажения. А чтобы их уменьшить для изображения карт применяют различные картографические проекции. Откройте атлас на стр. 10. Сколько видов проекций здесь приведено?

Д. Цилиндрическая, коническая, азимутальная.

У. Какая картографическая проекция применяется для изображения карты мира?

У. А когда применяется азимутальная проекция? Для съемки, каких участков земной поверхности?

У. Откройте тетради - тренажеры на стр. 10 и выполните задание №4

У. Карт у вас в атласе много. А их можно группировать? Давайте рассмотрим рисунок 1. 3. в учебнике на стр. 9. На какие большие группы можно подразделить все карты?

Д. По охвату территории, по содержанию, по масштабу.

У. Откройте атлас стр. 12 и охарактеризуйте эту карту. По охвату территории это карта -

Д. Всей Земли, полушарий

У. По содержанию?

У. Откройте стр. 14. Сравните карты. Они похожи? Чем.

Д. Тоже показывают всю Землю,

У. Прочтите, как называется эта карта.

У. Так какая это карта по содержанию?

У. Масштаб мы будем изучать на следующем уроке. Но запомните, что все карты вашего атласа, кроме планов местности относятся к мелкомасштабным картам. Откройте тетради - тренажеры на стр. 10 и выполните задание №3 устно.

У. Следующий вид изображения земной поверхности - это план местности.

Д. На плане небольшой участок местности, нет градусной сетки, другие условные знаки.

У. Откройте атлас стр. 8 и давайте рассмотрим план местности и условные знаки. Как здесь называется план местности?

Д. Топографическая карта.

У. Рассмотрите знаки. Они все разные, но у них есть и общее. Например, строения, дороги мосты показаны черным цветом. Продолжите дальше.

Д. Все водные объекты показаны, синим цветом. Растительность показана зеленым цветом.

У. А каким цветом показаны формы земной поверхности?

IV. Закрепление.

Откройте тетради - тренажеры на стр. 4 и выполните задание №1, 2, 3. Проверка устно.

Беседа по вопросам к §4 стр. 9

V. Домашнее задание.

§ 1, в тетради - тренажере на стр. 10 выполнить задания № 3 - 4 полностью письменно.


-75%


Герард Меркатор

Географическая карта — уменьшенное, условно-знаковое изображение земной поверхности на плоскости, выполненное в масштабе с учетом шарообразности Земли

В этом определении можно подчеркнуть четыре основных признака этого способа изображения земной поверхности: изображение уменьшено, в нем используются условные знаки. Кроме того, учитывается масштаб и шарообразность нашей планеты.

Масштаб — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертеж, меньше или больше ее действительных размеров

План местности

План местности — чертёж, на котором условными знаками подробно показана небольшая территория в уменьшенном виде

Можно сказать, что план местности является более крупномасштабной географической картой. То есть на карте изображаются более крупные объекты, например, лес, пустыня или город. Это главное отличие карты от плана.

Главным отличием карты от плана является то, что масштаб карты более мелкий, а также то, что при составлении карты учитывается кривизна Земли, а при построении плана — нет.

Чем похожи эти виды изображений поверхности Земли?

В первую очередь, схоже то, что и план местности, и географическая карта строятся по одинаковым правилам с применением масштаба.

Глобус

Глобус — модель земного шара, на которой в уменьшенном виде изображены материки, океаны — иными словами, поверхность нашей планеты.

Первый глобус был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в конце 15 века. Этот древний глобус сохранился и теперь хранится в городском музее Нюрнберга, Германия.

Основные недостатки карты — это основные преимущества глобуса. Глобус почти не искажает реальную картину. Однако у глобуса есть и свои недостатки. К примеру, с его помощью сложнее измерить расстояние — линейкой его не измеришь.

Конечно, невозможно сделать глобус, не уменьшая масштабы географических объектов. Обычно глобусы имеют масштаб 1:50 000 000, то есть 1 сантиметр на глобусе означает 500 километров в реальности. Все объекты на глобусе уменьшены в одно и то же число раз.

Из-за такого маленького размера на глобусе нельзя изобразить небольшие объекты, такие как, например, жилые кварталы, родники или луга.

Аэрофотосъемка и космическая съемка

Сейчас все большую популярность приобретают аэрофотоснимки и космические снимки. Аэрофотосъемка появилась с рассветом эры авиации в первой половине 20-го века. Они предоставляют полную информацию об отдельных участках местности.


Аэрофотоснимок — это фотография местности с самолета или другого летательного аппарата

В наши дни мы получаем основную информацию, связанную с Землей, из космоса. На околоземной орбите находятся сотни искусственных спутников, задачей которых является в том числе и фотографирование земной поверхности.


Полученные снимки обрабатываются компьютером и получаются очень качественные и легко читаемые фотографии. Это очень удобно, поскольку раньше для того, чтобы прочитать карту, полученную в результате космической съемки нужно было уметь ее дешифровать.

Способ изображения земной поверхностиДостоинстваНедостатки
План местностиОн ясно показывает даже небольшие объекты, с его помощью гораздо проще рассчитать размеры объектов и расстояние между ними. Кроме того, по плану местности проще ориентироваться.Слишком большой масштаб, который не позволяет демонстрировать большую территорию
Географическая картаИспользуются условные знаки, который дают очень много информации: рельеф, границы стран, полезные ископаемые и очень многое другое. Карту также можно использовать для измерения расстояния.Карта (особенно мелкомасштабная) имеет большие искажения. Наиболее наглядной и точной формой изображения Земли является глобус.
Космический снимокКосмические снимки позволяют в реальном времени отслеживать изменения на Земле, например, таяния ледников. Кроме того, по космическим снимкам можно изучать погодные явления.Однако космические снимки очень сильно зависят от погоды. В случае облачности или циклона Землю просто не будет видно и снимок потеряет смысл.

Открытиями каких областей науки и техники пользуется современный картограф?

География прочно связана с другими науками. Так, картографы пользуются знаниями из других областей науки, чтобы составлять карты. В первую очередь, это математика, поскольку все карты строятся с учетом масштаба, который необходимо рассчитывать математически. Кроме того, картографы зачастую используют IT-технологии для создания онлайн-карт, которыми сейчас пользуется все больше людей.

Читайте также: