Конспект по тканям биология 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Ткани появились у высших растений в связи со специализацией клеток. Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.

У растений различают шесть основных групп тканей:

  • Образовательные (меристематические) ткани;
  • Покровные (пограничные) ткани;
  • Основные ткани;
  • Механические ткани;
  • Проводящие ткани;
  • Выделительные (секреторные) ткани.

А теперь рассмотрим поближе каждую из групп тканей.

Образовательные ткани (меристемы). Растения обладают неограниченным ростом благодаря наличию образовательных тканей, которые дают начало остальным видам тканей.

По происхождению различают: первичные и вторичные меристемы.Первичные – меристемы зародыша, они обуславливают развитие проростка и первичный рост органов. Вторичные меристемы возникают на базе первичных и обеспечивают рост органов преимущественно в ширину.

По местоположению различают верхушечные, боковые и вставочные меристемы. Верхушечные (апикальные) находятся на концах главных и боковых осей стебля и корня, определяют главным образом рост органа в длину.

Боковые (латеральные) меристемы. Возникают за счет деятельности первичных меристем. Как правило, обуславливают утолщение осевых органов. К латеральным меристемам относятся камбий и пробковый камбий – феллоген.

Вставочные (интеркалярные) меристемы. Участки интенсивно делящихся клеток, расположенные обычно в узлах побегов или в основаниях листовых пластинок. Представляют собой остатки верхушечной меристемы. Когда рост междоузлий или листа прекращается, интеркалярная меристема превращается в постоянные ткани, то есть их деятельность кратковременна. Но иногда эти меристемы могут функционировать достаточно долго (например, у оснований междоузлий хвощей, злаков).

К вторичным меристемам относятся и раневые (травматические) меристемы. Появляются в местах механического разрушения тканей из живых клеток различных паренхимных тканей, образуя раневую ткань – каллюс (каллус). Обеспечивают зарастание раны, перекрывают доступ возбудителям болезней.

Покровные ткани. Как правило, покровными тканями называют ткани, покрывающие тело растения и взаимодействующие с внешней средой. Они защищают внутренние ткани от действия неблагоприятных факторов среды, регулируют газообмен и транспирацию. К собственно покровным тканям относятся первичная покровная ткань – кожица, вторичная покровная ткань – перидерма и третичная покровная ткань – корка.

Первичная покровная ткань. Кожицу листьев и стеблей называют эпидермой, кожицу корня – эпиблемой. Основные функции эпидермы – защита молодых органов от высыхания, механическая защита и газообмен. Эпидерма, как правило, представлена одним слоем плотно сомкнутых клеток, на внешней поверхности жироподобное вещество кутин образует защитную пленку – кутикулу. На поверхности кутикулы часто имеется восковой налет. Стенки клеток обычно извилистые, наружные стенки толще остальных.

Для газообмена и транспирации в эпидерме имеются специальные образования – устьица.

Устьице представляет собой щелевидное отверстие в эпидерме, ограниченное двумя клетками бобовидной формы. Это замыкающие клетки. В отличие от остальных клеток эпидермы они содержат хлоропласты. Стенки замыкающих клеток, обращенные в сторону устьичной щели, утолщены. Клетки эпидермы, окружающие замыкающие, называют побочными или прилегающими. Под устьицем находится газовоздушная камера. Замыкающие и побочные клетки, устьичная щель и газовоздушная камера образуют устьичный аппарат. Устьица чаще располагаются на нижней стороне листа.
Иногда клетки эпидермы образуют различные придатки, волоски и чешуйки (трихомы). Волоски выполняют защитную функцию, сильное опушение защищает растение от перегрева и потери влаги. Железистые волоски выполняют защитную функцию (например, у крапивы).

Вторичная покровная ткань, перидерма. Состоит из феллемы – собственно пробки, феллогена – пробкового камбия и феллодермы – пробковой паренхимы. Она сменяет эпидерму, которая постепенно отмирает и слущивается. Закладывается преимущественно в стеблях и корнях.

Вторичная образовательная ткань феллоген может образовываться как из клеток кожицы, так и из клеток паренхимы. Наружу феллоген откладывает клетки пробки, содержимое клеток отмирает. Пробка не проницаема для воды и газов и для газообмена и транспирации в пробке формируются чечевички. Внутрь феллоген откладывает клетки, которые остаются живыми, клетки феллодермы.

Третичная покровная ткань, ритидом, или корка. У большинства древесных растений пробка заменяется коркой. При образовании корки новый слой феллогена и перидермы закладывается в основной ткани, лежащей глубже первой наружной перидермы. Вновь образовавшиеся слои пробки отчленяют к периферии органа не только перидерму, но и часть лежащей под ней паренхимы коры. Так возникает толстое многоклеточное и мертвое образование. Так как корка не может растягиваться, при утолщении ствола она лопается, и образуются трещины.

Механические ткани. Основное назначение – обеспечить механическую прочность различным органам растения. Они очень хорошо развиты у растений, растущих в воздушной среде. Состоят из клеток с толстыми стенками, часто одревесневшими. Различают два вида механической ткани – колленхиму и склеренхиму.

Колленхима, первичная механическая ткань, развита главным образом в растущих стеблях, черешках и листьях двудольных растений. Образована живыми, вытянутыми в длину клетками, часто содержащими хлоропласты. Клеточные стенки неравномерно утолщены.

Склеренхима – наиболее важная механическая ткань высших растений. Образована клетками с равномерно утолщенными, часто одревесневшими стенками. Протопласт отмирает рано, и опорную функцию выполняют мертвые клетки, которые называют волокнами.

Проводящие ткани. Обеспечивают транспорт веществ в растении. Одна группа проводящих тканей обеспечивает проведение в основном воды и минеральных солей и называется ксилема, другая – проводит раствор органических веществ и называется флоэма.

Ксилема (древесина) – сложная ткань, которая включает в себя проводящую, механическую и основную ткани. Проводящая ткань ксилемы состоит из сосудов (трахей) и трахеид, осуществляющих восходящий ток воды и минеральных веществ, механическая ткань представлена древесными волокнами, основная – древесной паренхимой.

Флоэма (луб) также сложная ткань, которая включает в себя проводящую, механическую и основную ткани. Проводящая ткань флоэмы состоит из ситовидных клеток и ситовидных трубок с сопровождающими их клетками-спутницами, Основная ткань представлена лубяной паренхимой, механическая – лубяными волокнами.

Ситовидные трубки характерны для покрытосеменных растений. Перфорации собраны группами и образуют ситовидные пластинки, которые располагаются на торцевых концах клеток. В зрелых члениках ситовидных трубок ядро отсутствует, центральная вакуоль рассасывается, клеточный сок соединяется с цитоплазмой. Однако клетка остается живой. Протопласт принимает вид удлиненных тяжей, проходящих через перфорации из членика в членик. Рядом с каждым члеником ситовидной трубки располагаются клетки-спутницы. Они принимают участие в транспорте веществ по ситовидным трубкам.

Основные ткани. Они составляют основу органов, заполняя пространства между другими тканями, обеспечивают все стороны внутреннего обмена веществ у растений. Их называют клетками паренхимы. Различают несколько разновидностей основной паренхимы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.doc

Учитель биологии

г,Тобольск Тюменская область

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях.

Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).

Опрос (работа с терминами и понятиями).

Изучение нового материала.

Закрепление (работа с тестами).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Сущность этапа и способ действия

Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом.

2. Опрос (работа с терминами)

На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы.

Термины и понятия:

3. Изучение нового материала.

Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре.

План изучения нового материала:

1. Выяснение понятия, что такое ткань.

В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году.

2. Заполнение кластера.

Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками. В конце работы формулируем общий вывод.

3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение.

Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади, нервная ткань собаки.

4.Закрепление (работа с тестами).

Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Какие эмоции вызвал у вас урок?

Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?

Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?

Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?

Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?

6. Домашнее задание.

Параграф №7 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа.

Цель : познакомить с особенностями строения и функции тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде.; рассмотреть органы растений.

выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;

установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;

сформулировать умения анализировать.

развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;

развивать коммуникативные умения и навыки.

продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Планируемый результат: называть и определять клетки механических и проводящих тканей растений, уметь их описывать.

Основные термины и понятия: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.

I. Организационный момент – 3 мин.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Выберите один правильный ответ каждое задание оценивается 0,5 балла

а. организмы способные вырабатывать органические вещества из неорганических;

б. организмы потребляющие готовые органические вещества;

в. организмы развивающиеся на других организмах;

г. живущие вместе с другими организмами.

2. Высшие растения отличаются от низших тем, что имеют

в. органы и ткани;

3. В процессе фотосинтеза

а. поглощается кислород, а выделяется углекислый газ;

б. поглощается углекислый газ, а выделяется кислород;

в. поглощается углекислый газ, вода, под солнечными лучами образуется глюкоза и кислород;

г. поглощается вода, а образуется кислород.

4. Жизненная форма акации белой:

а. совокупность всех видов растений, произрастающих на определённой территории;

б. совокупность животных распространённых на определённой территории;

в. сообщество грибов.

6. К органическим веществам относится:

г. минеральные соли.

Вставьте пропущенные слова 1 балл

7. Лупа – это простое ……………….. ………………, вставленное для удобства в оправу с ручкой.

8. Живая природа – это совокупность всех ……………………….,которые населяют…………….

9. Органеллы- постоянные структуры……………………

Напишите составляющие клетки (3 балла) и их функции (3 балла)

Выберите один правильный ответ каждое задание оценивается 0,5 балла

а. постоянные структуры клетки;

б. непостоянные клеточные структуры;

в. оболочка клетки;

в. живое содержимое клетки.

2. Неорганические вещества – это

а. вода, неорганические кислоты, соли;

3. Жизненная форма платана:

4. Фотосинтез происходит:

а. только в темноте;

б. только осенью;

5. При дыхании растение:

а. выделяет углекислый газ;

б. поглощает воду;

в. образует органические вещества;

г. выделяет кислород;

6. Бесцветные пластиды называются :

Вставьте пропущенные слова 1 балл

Напишите составляющие клетки (3 балла) и их функции (3 балла)

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число.

Обратите внимание на тему урока (на доске).

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

II. Изучение нового материала

Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:

Что такое ткань?

Какие ткани растений вы уже знаете?

Какие функции выполняют покровные ткани?

Как устроены устьица?

Какие функции они выполняют?

Ткани – это группа клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, сходны по происхождению , строение и выполняют одинаковую функцию

заполнение схемы Виды тканей Механические

Образовательная Покровная Основная

Простые ( из одного вида клеток) Сложные( из различных по строению

колленхима, меристема и функций- эпидерма, ксилема,флоэма

Каждый наблюдал, как тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру, но не ломается.

Скажите за счет чего это происходит?

Огромное значение в жизни наземных растений играют механические ткани.

А) Прочность придают растению механические ткани.

Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность

Они служат опорой тем органам, в которых находятся. Клетки механических тканей имеют утолщенные оболочки.

В каких органах растения могут находится механические ткани?

В листьях и других органах молодых растений клетки механической ткани живые. Такая ткань располагается отдельными тяжами под покровной тканью стебля и черешков листьев, окаймляет жилки листьев.

Клетки живой механической ткани легко растяжимы и не мешают расти той части растения, в которой находятся.

Благодаря этому органы растений действуют подобно пружинам. Они способны возвращаться в исходное состояние после снятия нагрузки. Каждый видел, как вновь поднимается трава, после того как по ней прошел человек.

Перечислите мне органоиды клетки, которые вы увидели на рисунке.

Опорой частям растения, рост которых завершен, также служит механическая ткань, однако зрелые клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные и древесные волокна — длинные тонкие клетки, собранные в тяжи или пучки.

Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках механических тканей?

Волокна придают прочность стеблю.

Скажите мне в каких частях растения можно найти короткие мертвые клетки механической ткани (их называют каменистыми)?

Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов), косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый характер.

Посмотрите, какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 36?

Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:

Какие бывают виды механической ткани?

В каких органах растения находятся живые механические ткани?

Где находятся каменистые клетки?

В чем заключается функция механической ткани?

Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…

Осенние листочки лежали на траве

И ветер, разбойник подул во дворе

Листья взлетели и стали кружить

Устали и сели. (садятся на места).

Итак, продолжим знакомство с тканями растений.

Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?

Б) Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

В чем заключается роль проводящей ткани?

Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ.

Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

Какие среды жизни Вы знаете?

В каких средах жизни находится тело наземных растений?

Каким образом растение будет осуществлять процесс питания?

Как поступает вода и минеральные вещества из корня к листьям?

Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

На какие нужды растения тратятся эти вещества?

Почему растворенные органические вещества и минеральные вещества не смешиваются?

Проводящие ткани сформировались у растений в результате приспособления к жизни на суше. Тело наземных растений находится в двух средах жизни — наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим возникли две проводящие ткани – древесина и луб.

По древесине в направлении снизу вверх (от корней к листьям) поднимаются вода и растворенные в ней минеральные соли.

Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать определение древесине?

Поэтому древесину называют водопроводящей тканью.

Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов, образованных стенками мертвых клеток.

Луб — это внутренняя часть коры.

По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к корням) передвигаются органические вещества.

Древесина и луб образуют в теле растения непрерывную разветвленную систему, соединяющую все его части.

Главные проводящие элементы древесины — сосуды. Они представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток. Сначала клетки были живыми и имели тонкие растяжимые стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое содержимое погибло. Поперечные перегородки между клетками разрушились, и образовались длинные трубки. Они состоят из отдельных элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По сосудам древесины свободно проходит вода с растворенными в ней веществами.

Проводящие элементы луба — живые вытянутые клетки. Они соединяются концами и образуют длинные ряды клеток — трубки. В поперечных стенках клеток луба имеются мелкие отверстия (поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому трубки называют ситовидными.

По ним передвигаются растворы органических веществ от листьев ко всем органам растения. Луб — проводящая ткань растений, состоящая из тонкостенных живых клеток, образующих длинные ряды (ситовидные трубки).

Посмотрите какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 37?

Многоклеточные животные состоят из миллиардов клеток.

Клетки

В процессе эволюции клетки, одинаковые по строению и функции, объединились и образовали особую структуру с межклеточным веществом, которую ученые назвали ткань.

Ткань - это совокупность клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям, а также - межклеточное вещество, выделяемое этими клетками.

Наука, изучающая особенности строения и функции тканей организма, называется гистология.

Сегодня мы с вами узнаем много интересного из жизни тканей животных.

Эволюционное развитие тканей у животных

В ходе эволюционного развития клетки стремились избавиться от взаимопревращения и развивали в себе способность к выполнению какой- то одной функции.

Выделяют четыре вида тканей животных:

Каждый тип ткани имеет множество разновидностей. Например, эпителий, выстилающий кишечник, и кожный эпителий выполняют разные функции.

Каемчатый эпителий кишечника позвоночных животных:

Каемчатый эпителий кишечника позвоночных животных

Но не у каждого животного встречаются все типы тканей.

Кратко рассмотрим эволюционное развитие типов тканей животных.

Эпителиальная ткань

Эпителиальная ткань беспозвоночных животных не достигла значительного развития. У них наиболее развит мерцательный эпителий (с ресничками), который служит примитивным органом передвижения у круглых, кольчатых, плоских червей.

У более сложно устроенных организмов мерцательный эпителий начинает преобразовываться в плоский.

У членистоногих животных поверхностный слой эпителия содержит вещество хитин, который входит в состав панциря у ракообразных, раковины у моллюсков, также эпителий формирует железы (паутинные, слюнные, ядовитые).

У хордовых животных эволюция эпителия шла в направлении замены однослойного на многослойный.

Эпителий рыб и земноводных образует слизистые железы.

В связи с выходом животных на сушу, эпителий со слизистыми железами заменяется сухим, имеющим роговой слой.

Для лучшей адаптации и освоения суши из эпителия начинают образовываться множество производных: рога, копыта, клюв, волосы и др.

Соединительная ткань включает кровь, кости, хрящи.

Соединительная ткань развивается у кольчатых червей и формирует кровеносную систему.

Хрящевая ткань впервые встречается у хрящевых рыб, а костная ткань - у костных рыб.

Мышечная ткань

Уже у кишечнополостных можно выделить эпителиально-мышечные клетки, способные к сокращению, но тканью еще их назвать нельзя.

Например, у медуз эпителиально- мышечные клетки имеют поперечнополосатую исчерченность, но отдельных мышечных клеток у них нет.

Отдельные мышечные клетки появляются у плоских червей, хотя они еще сохраняют тесную связь с кожей.

У червей и у низших моллюсков большая часть мускулатуры гладкая, только сердечная мышца и некоторая мускулатура тела имеют поперечную исчерченность.

Поперечнополосатые мышечные волокна впервые появляются у головоногих моллюсков.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Гладкая мышечная ткань наиболее древняя по происхождению.

У двустворчатых и брюхоногих моллюсков- улиток, имеется только гладкая мускулатура, которая сокращается очень медленно, но зато "устают" эти мышцы не так быстро.

Например, мышца, сжимающая створки раковины моллюска, может оставаться в состоянии сокращения много дней подряд.

Так выглядит раковина моллюска тридакны:

раковина моллюска тридакны

Нервная ткань

Появление нервных клеток означало качественно новый этап эволюции, позволивший высшим животным и человеку лучше адаптироваться к условиям среды, что увеличивало их выживаемость.

Нервная ткань стала образовываться путем видоизменения эпителиальных клеток.

Начало нервной ткани простейшего типа отмечается у кишечнополостных.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


В процессе эволюции нервная ткань формировала нервную систему у многоклеточных животных.

Наиболее примитивная нервная система у кишечнополостных, где нервные клетки разбросаны по всему телу животного и соединены между собой, а также с мышечными и эпителиальными клетками одновременно.

У кольчатых червей и членистоногих нервные клетки объединяются в нервные узлы, которые связаны между собой нервными волокнами.

Нервные клетки стремились к централизации. Таким образом постепенно произошло образование спинного и головного мозга у позвоночных животных

У высших позвоночных встречаются все четыре типа ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

От урока к уроку мы будем переходить к рассмотрению каждого типа тканей.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Эпителиальная ткань

Клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу, между ними практически отсутствует межклеточное вещество.

Посмотрите, как выглядит эта ткань под микроскопом:

ткань под микроскопом

Для эпителия характерна регенерация - самовосстановление по мере отмирания клеток, срок деятельности которых достаточно маленький (например, клетки кишечника живут всего 2-4 дня).

Также часто наблюдается неодинаковость строения внешней части клеток и их базальной части (часть, где расположено ядро).

Например, у эпителиальных клеток носовой полости верхняя часть клетки с ресничками, а базальная часть гладкая.

Так выглядят реснички клеток носового эпителия:

реснички клеток носового эпителия

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Реснички постоянно колышутся, как волны на море.

Если бы не их постоянная работа, то за несколько дней дыхательные пути закупорились и животное погибло бы от удушья.

Покровный эпителий покрывает тело и внешние поверхности органов, также выстилает изнутри поверхности полостей, сосудов и протоков.

Покровный эпителий делится на однослойный и многослойный.

Железистый эпителий участвует в образовании большинства желез (сальных, слюнных, потовых).

Кроме того, эпителиальными являются чувствительные клетки органов вкуса, слуха и обоняния.

Строение эпителия говорит о приспособленности животного к среде обитания.

Например, кожа рыб снабжена большим числом слизистых желез, благодаря секреции которых они способны быстро передвигаться, уменьшая силу трения воды, и защищены от паразитов и бактерий, которых в воде достаточно много.

У наземных животных появляются защитные образования (например, роговые чешуйки на коже ящериц), которые защищают тело от высыхания и травм.

У насекомых эпителий имеет плотную хитиновую оболочку.

Виды эпителия

Многослойный эпителий кожи:

Многослойный эпителий кожи

  • барьерная - разделяет внутреннюю среду организма и внешнюю среду
  • защитная - защита от болезнетворных микробов, вирусов
  • секреторная (клетки выделяют слизь, жирный секрет, пахучие вещества)
  • образует роговые покровы (чешую рептилий, перья птиц), шерсть млекопитающих, рога и копыта
  • всасывание питательных веществ (эпителий кишечника)
  • участие в образовании желёз (потовых, сальных, и других)

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Соединительная ткань

Соединительная ткань имеет мезодермальное происхождение (мезодерма - средний зародышевый слой, из которого образуются эмбриональные зачатки, служащие источником развития мускулатуры, крови, хрящевой ткани, сердечной мышцы, органов мочеполовой системы).

Немногочисленные клетки соединительной ткани относительно свободно расположены в межклеточном веществе.

В этой ткани межклеточного вещества намного больше, чем самих клеток.

Межклеточное вещество может быть плотным в кости и жидким в крови.

Из соединительной ткани состоят хрящи, кости, сухожилия, кровь.

Выделяют следующие типы соединительной ткани:

Типы соединительной ткани

Тип соединительной ткани

Является основой для таких органов как селезенка, костный мозг, лимфатические узлы, почки

Рыхлое скопление звездчатых клеток

(основа для органов)

Транспортная (перенос питательных веществ к клеткам образующих органы)

Скелетная (хрящевая и костная ткань)

Образует хрящи (межпозвоночные диски, ушные раковины);

кости (скелет животных)

Хрящевая ткань- отличается плотным, упругим межклеточным веществом, который образует капсулу вокруг клеток.

Костная ткань- межклеточное вещество сильно минерализовано.

Клетки костной ткани:

  • остеобласты- формируют кость
  • остеоциты- клетки сформированной кости
  • остеокласты- разрушают кость

Защитная (защищает внутренние органы от повреждений)

Трофическая (кровь и лимфа)

Кровеносные и лимфатические сосуды

Кровь- жидкая ткань, состоит из плазмы и клеток крови (лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов)

Лимфа состоит из межтканевой жидкости с лимфоцитами

Трофическая и транспортная- перенос питательных веществ

Защитная (формирование иммунитета)

Дыхательная (транспорт кислорода и углекислого газа)

Подкожная жировая клетчатка

Состоит из жировых клеток- адипоцитов

Запасающая (накопление и обмен жира)

Терморегуляторная (контроль температуры тела)

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Все ли животные имеют кровь?

Губки, кишечнополостные, плоские черви обходятся без крови.

Их тело устроено так, что клетки получают кислород непосредственно из морской воды.

Клетки этих животных (медуз, гидр) располагаются не дальше 1 мм от воды, чтоб можно было без препятствий получить кислород.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Мышечная ткань

Мышечные ткани

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


У головоногих моллюсков, членистоногих и позвоночных в ходе эволюции независимо друг от друга возник новый тип мышц - скелетные или, как их еще называют, поперечнополосатые.

Природа требовала появления более быстрых животных: как хищников, так и тех, которые могли бы спасаться от них.

Появление поперечнополосатой мускулатуры решило вопрос быстроты и мощности.

Мышцы нового типа сокращаются с огромной скоростью. Вспомните, как быстро взлетает муха, у которой частота движений крыльев несколько сотен в секунду.

В отличие от гладких мышц, скелетные мышцы развивают более высокую мощность, но и "устают" значительно быстрее

Типы мышечной ткани

  1. гладкая мышечная ткань состоит из вытянутых клеток с палочковидными ядрами
  2. поперечнополосатая сердечная мышечная ткань состоит из одно- или двухъядерных разветвленных клеток, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы
  3. поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из вытянутых многоядерных клеток с хорошо заметной поперечной исчерченностью

Функции мышечной ткани:

  • двигательная (благодаря сокращениям мышц осуществляются движения)
  • опорная (входит в состав опорно- двигательной системы и состав многих органов)
  • защитная (защищает внутренние органы от повреждений)
  • теплообменная (при сокращении мышц выделяются энергия, которая идет на согревание тела)

Для мышц характерны такие свойства, как:

  • возбудимость - способность ткани отвечать на раздражение изменением ряда своих свойств
  • сократимость - при опасности нервные клетки посылают импульс мышцам, которые начинают активно сокращаться, благодаря чему животное может убежать, уплыть от опасности

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии.

Нейроны - звездчатые клетки, которые образуют нервную ткань. Они имеют короткие и длинные отростки.

Рассмотрите строение нейрона:

Строение нейрона

Нейроны могут быть весьма различной формы и величины, но обладать рядом важных общих особенностей.

Они состоят из тела клетки с ядром и отростков.

Дендриты - короткие отростки, воспринимающие раздражение.

Аксон - длинный отросток, передающий нервные сигналы от тела нейрона к другим клеткам.

Аксоны у крупных животных могут достигать в длину нескольких метров!

Нейроглия - совокупность вспомогательных клеток нервной ткани.

Нервная ткань образует нервную систему животных (спинной и головной мозг, нервы, нервные узлы)

Свойствами нервной ткани являются:

  • возбудимость- способность быстро реагировать на раздражение
  • проводимость- способность живой ткани проводить возбуждение

Функции нервной ткани:

  • восприятие сигналов внешней и внутренней среды
  • контроль всех органов и тканей организма и обеспечение их согласованной работы в организме
  • запоминание и хранение информации

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Это интересно

Чем быстрее организм адаптируется к окружающей среде, тем лучше его выживаемость.

Нервная система возникла как потребность организмов более быстро получать информацию об изменениях внутреннего и внешнего мира.

С развитием нервной ткани животные стали более лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям, что позволило быстрее разыскивать пищу - наступило время быстрой эволюции животного мира.

Но вопрос, как образовались нервные клетки, остается открытым.

Существует несколько точек зрения о происхождении нейронов.

Первая точка зрения немецких зоологов братьев Гертвигов заключается в гипотезе, что из эпителиальных клеток образовались мышечные клетки и первичная чувствительная клетка, способная воспринимать раздражения и проводить возбуждение, именно она дала начало всем остальным нервным клеткам.

Специализированные отростки нервных клеток вступают в связь с независимо возникшими мышечными клетками и образуют единый нервно- мышечный комплекс.

Вторая точка зрения на происхождение нервных клеток сформировалась в работах советских ученых Заварзина и Клейненберга.

По их теории, из эпителиальных клеток возникла чувствительная клетка, которая обладала еще и функцией сокращения.

А в последующем из этой клетки уже образовались отдельно мышечные и нервные клетки.

Вопрос о природе нервно- мышечных взаимодействий и их появление еще до конца учеными не решен.

Читайте также: