Конспект по технологии 6 класс для мальчиков 13 параграф тищенко

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Элементы машиноведения. Составные части машин.

Задачи урока : научить определять передаточное отношение механической передачи, распознавать ведущее и ведомое звено в механической передаче.

Оборудование : образцы механизмов и соединений, столярный верстак, компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задачи: добиться усвоения изученного материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое машина? (Ответ: это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой).

2.Что такое механизм? (Ответ: это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенья выполняют определённые согласованные движения).

3.Какие виды механизмов (передач) вы знаете? (Ответ: винтовой механизм, фрикционный механизм, ремённая передача).

4.Какие виды соединения деталей вам известны? (Ответ: подвижные и неподвижные).

5.Приведите примеры простых и сложных деталей. (Ответ: например, простые детали – болт, гайка, шайба; сложные детали – станина, зубчатое колесо).

3.Изучение нового учебного материала.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; теоретически подготовить к работе по определению передаточного отношения механической передачи, распознаванию ведущего и ведомого звеньев в механической передаче.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, механизмов, соединений, беседа, рассказ, работа с книгой.

Учитель: Важнейшая особенность каждой машины – наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа. [Л4]

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы. [Л4]

Далее учитель может наглядно продемонстрировать обучающимся основные части машины – токарного станка СТД-120М (при его наличии в мастерской) или любого имеющегося станка (например, настольного сверлильного станка). При отсутствии последних, можно воспользоваться плакатами, слайдами или фотографиями.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Учитель: Основные части машины – токарный станок СТД-120М:

1.двигатель (показывает двигатель станка);

2.ремённая передача (это передаточный механизм; учитель показывает его, предварительно сняв защитный кожух);

3.шпиндель (исполнительный орган станка СТД-120М).

Учитель: В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения – винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный. [Л4]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек. [Л4]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

С помощью цепной передачи движутся ступени эскалаторов в метро и больших магазинах. [Л1]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестерней. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели). [Л4]

Далее учитель может продемонстрировать механизм ручной дрели (при её наличии).

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

В реечном механизме при вращении зубчатого колеса рейка перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки колесо вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённой на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно. [Л4]

Далее учитель может продемонстрировать работу реечного механизма настольного сверлильного станка (при его наличии).

Затем обучающиеся самостоятельно изучают таблицу 9 на странице 97 [Л4].

Далее можно провести физкультминутку для снятия умственного напряжения и усталости.

Учитель: В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой. [Л4]

Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:

где D 1 – диаметр ведущего колеса;

D 2 – диаметр ведомого колеса. [Л4]

Учитель: Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а [Л4]). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку – небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.

Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б [Л4]). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы – шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка. [Л4]

4.Закрепление учебного материала.

Цели: формирование навыков определения передаточного отношения механической передачи; развитие технологической грамотности и культуры обучающихся, устной технологической речи, внимания, памяти, технико-технологического мышления; воспитание дисциплинированности и аккуратности.

Задачи: научить определять передаточное отношение механической передачи, распознавать ведущее и ведомое звено в механической передаче.

Методы обучения: Практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 13 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 31 и выполняют задание 13 (1, 2, 3, 4).

Задание 13 №1 (приложение 2).

Задание 13 №2 (приложение 3).

Задание 13 №3 (приложение 4).

(Ответы: звёздочка, двигатель, шестерня, педаль, шпонка)

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Задание 13 №4. В данных словах буквы перепутаны. Напишите слова правильно:

тельдвига, нихамезм, тершесня, печареда, канопш, шилц, нозев, лекосо.

(Ответы: двигатель, механизм, шестерня, передача, шпонка, шлиц, звено, колесо).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

5.Задание на дом.

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 13 учебника, ответить на вопросы 1-4, с.99 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах информацию, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 13;

2.правильные ответы на вопросы 1-4, с.99 учебника;

3.нахождение интересного познавательного материала о механизмах, применяемых в современных машинах.

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Список использованных печатных источников.

1.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

4.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной мастерской. Запишите их названия и назначение в таблицу.

Название механизма (передачи)

Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.

Диаметр ведущего колеса D 1 , мм

Диаметр ведомого колеса D 2 , мм

Передаточное отношение i = D 2 / D 1

Проверьте себя. Впишите в пустые клетки слова-ответы.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

1.Деталь цепного механизма (цепной передачи).

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

2.Одна из основных частей машины.

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

3.Деталь зубчатого механизма (зубчатой передачи).

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

4.Подножка или рычаг для управления машиной (транспортным средством).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

5.Небольшой металлический брусок, соединяющий вал электродвигателя со шкивом ремённой передачи (например, в токарном станке для обработки древесины).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изучение нового учебного материала Автомобиль (основные части) Двигатель внутреннего сгорания Передаточные механизмы Колёса

Изучение нового учебного материала Токарный станок СТД-120М Двигатель Ремённая передача Шпиндель

Изучение нового учебного материала Цепная передача

Изучение нового учебного материала Цепная передача велосипеда

Изучение нового учебного материала Эскалатор в метро

Изучение нового учебного материала Зубчатая передача

Изучение нового учебного материала Зубчатый механизм ручной дрели

Изучение нового учебного материала Реечный механизм настольного сверлильного станка

Изучение нового учебного материала Шпоночное соединение Вал Шпонка Зубчатое колесо

Изучение нового учебного материала Шлицевое соединение Шестерня Шлицы Шлицевой вал

1.Деталь цепного механизма (цепной передачи) з в ё з д о ч к а Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала 2.Одна из основных частей машины д в и г а т е л ь

Закрепление учебного материала 3.Деталь зубчатого механизма (зубчатой передачи) ш е с т е р н я

Закрепление учебного материала 4.Подножка или рычаг для управления машиной (транспортным средством) п е д а л ь

Закрепление учебного материала 5.Небольшой металлический брусок, соединяющий вал электродвигателя со шкивом ремённой передачи (например, в токарном станке для обработки древесины) ш п о н к а

Закрепление учебного материала тельдвига нихамезм тершесня печареда канопш шилц нозев лекосо двигатель механизм шестерня передача шпонка шлиц звено колесо Задание 13 №4. В данных словах буквы перепутаны. Напишите слова правильно:

Задание на дом - изучить параграф 13 учебника, - ответить на вопросы 1-4, с.99 учебника, - найти в Интернете или книгах и журналах информацию, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.

Список использованных печатных источников. 1.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – М.: Вентана-Граф, 2014. 2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2014. 3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. 4.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.


Технология. Конспект урока "Экологически чистые технологии" 6 класс, вводное занятие

Здесь размещен подробный конспект урока и демонстрационная презентация.Использованные педагогические технологии: Проблемно-диалогическая, групповая, ИКТ.


Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода.


Технологическая карта урока открытия нового знания в соответствии с требованиями стандартов второго поколения c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGr.

Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо.


Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 класса Тема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метров

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс.


Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос.

Вы уже знаете из 5 класса, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Важнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.

Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.

Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.

В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Мы рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный (табл. 9).

Таблица 9

Виды механизмов (передач)


Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестернёй. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).

В реечном механьише при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённым на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.

В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой.

Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:


где D1 — диаметр ведущего колеса;

D2 — диаметр ведомого колеса.

Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы. Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку — небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.


Рис. 57. Соединение шестерни с валом: а — шпоночное: 1 — вал: 2 — шпонка: 3 — шестерня: 4 — шпоночный паз; 6 — шлицевое: 1 — шлицевой вал: 2 — шлицы; 3 — шестерня

Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала. В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы — шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка.

Практическая работа № 13

Изучение составных частей машин

  1. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
  2. Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.

Выполните поиск в Интернете, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах. Расскажите о них на следующем уроке.

Новые слова и понятия

Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шпонка, шлиц.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 165 материалов





















5821036 5760757 5744663 5740889 5528474 5515132 5509602 5485614 5485598 5452397 5449910 5356383 5341265 5313208 5245125 5243927 5240739 5217410 5208999 5037196

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестернёй. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).

В реечном механизме при вращении зубчатого колеса, рейка перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки колесо вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённым на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.

Диаметр ведущего колеса – 40 мм.

Диаметр ведомого колеса – 80 мм.

Передаточное отношение – 2.

Выполните поиск в Интернете, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах. Расскажите о них на следующем уроке.

Задание выполняется индивидуально.

1. Что является рабочим органом у настольного сверлильного станка?

Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло.

2. Как называется передаточный механизм в токарном станке для обработки древесины?

3. Какие механизмы передачи движения вы знаете?

Цепной, зубчатый, реечный.

4. За счёт чего медленное вращение рукоятки ручной дрели превращается в быстрое вращение сверла?

За счет отношения числа зубьев ведомой и ведущей шестерни (передаточного числа).


Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по предмету технология (труды) за 6 класс — Симоненко Тищенко Самородский для мальчиков. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

Читайте также: