Познавательное развитие в средней группе октябрь конспект
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: закрепить знания детей о признаках осени.
Задачи: учить детей различать перелетных и зимующих птиц, различать и называть съедобные и несъедобные грибы, называть признаки осени.
Развивать умение замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Воспитывать эстетические чувства, желание выполнять задания сообща, дружно
Ход занятия
- Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Мы с вами будем путешествовать на автобусе. А шофером у нас будет… Занимайте места, усаживайтесь поудобнее, путь у нас будет не близкий.
Волшебный сундучок мы возьмем с собой.
А вот и первые загадки:
Это время года …(осень).
Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
В сером небе низко
Тучи ходят близко
Будет дождь, мы взяли …(зонт)
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад?
Это просто …(листопад).
Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Первая наша остановка - сентябрь . Сентябрь, какой по счету осенний месяц?
О сентябре нам прочитает стихотворение Вадик
(сидя на стульях, ребенок встает)
В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!
Желтый лист летит как птичка,
На урок спешит Лисичка.
Новый ранец за спиной,
Ранец с азбукой лесной.
Спасибо. Ребята, а что бывает в сентябре? Правильно, посмотрите на картинку, листочки на деревьях разноцветные: и зеленые, и красные, и желтые, еще цветут цветы и зеленеет трава. Сентябрь это начало осени.
Дети, давайте поиграем в игру и вспомним, какие изменения происходят в природе с приходом осени? Выходите из автобуса. Вставайте в круг.
Воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок отвечает:
(Стало холодно, листья на деревьях желтеют и опадают, вянет трава, солнце светит, но не греет, часто идут холодные затяжные дожди, дни стали короче, ночи длиннее, поспели в садах и огородах фрукты и овощи).
Молодцы, все признаки осени назвали.
Едем дальше, вы слышите? Что это за звуки?
Дети, вы узнали, чьи это голоса?
(Голоса гусей, журавлей). Правильно.
Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом осени?
- Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Как называют птиц, улетающих в теплые края? - (Перелетные)
Посмотрите в окошко автобуса, каких перелетных птиц вы видите?
Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети называют.
(Картинки перевернуты, открываю по одной. Среди перелетных птиц помещу 2 картинки с зимующими птицами).
Дети, а ворона, воробей улетают на юг? Нет. Какие это птицы?
Молодцы всех птиц правильно назвали.
Вторая наша остановка - октябрь. Октябрь, какой по счету осенний месяц?
Об октябре нам прочитает стихотворение Матвей.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Заготовлены дрова на зиму для печек.
Что бывает в октябре? Посмотрите на картинку: трава пожелтела, все листья на деревьях пожелтели. Наступила золотая осень. Октябрь середина осени.
Ребята, а что происходит осенью в жизни лесных зверей? (Все звери готовятся к зиме)
Правильно, как звери готовятся к зиме?
(Белочка и заяц меняют шкурки, медведи и ежи впадают в спячку, звери запасают себе корм: грибы, орехи, шишки, зерно).
Какие бывают грибы?- Съедобные и несъедобные грибы. А какие съедобные грибы вы знаете? Выходите из автобуса.
Давайте поможем животным сделать запасы на зиму, собрать грибы.
( На полу вперемешку рассыпаны белые грибы, подосиновики и мухоморы). Дети собирают только съедобные грибы: белые и подосиновики, мухоморы оставляют.
Молодцы, все грибы правильно собрали, а почему никто из вас не взял мухомор? Он такой красивый.
-Мухоморы несъедобны, ядовиты, ими можно отравиться.
Очень хорошо, мы помогли животным, они останутся в лесу сытые и здоровые. Оставим корзинки под деревом.
Нам пора продолжать наше путешествие. Садитесь в автобус, занимайте свои места.
Путешествие наше продолжается, а мы с вами споем об осени песню.
Какой третий осенний месяц? – Ноябрь.
Третья остановка - ноябрь. О ноябре прочитает стихотворение Тимофей.
Дождик льет как из ведра,
Сидит дома детвора.
Месяц ноябрь хмурится,
Холодно на улице.
А что бывает в ноябре?
Ноябрь последний осенний месяц, близкий к зиме. Посмотрите на картинку: листва с деревьев опала, они стоят голые, уже начались заморозки на почве и припорашивает первый снег. Это поздняя осень.
Выходите из автобуса.
Дети мы с вами приехали на поляну в осеннем лесу.
Давайте вдохнем свежего лесного воздуха.
Дыхательная гимнастика. Вдох – выдох 3 раза.
Ребята, какие деревья растут на нашей поляне? - Клен, береза.
А как вы догадались, что это береза и клен?
На полу лежат листья кленовые и березовые. Возьмите листочки и повесьте их на деревья. Березовые на березу, а кленовые на клен.
Дети, полюбуйтесь какие красивые, золотые стоят наши деревья. Посмотрите, в нашей групповой комнате стало светлее от их золотого наряда. Правда ребята и нам стало радостно и приятно здесь находиться.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Ребята вам понравилось, наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? – Ответы детей
Дети, вы теперь догадались, кто же прислал нам телеграмму и пригласил в это увлекательное путешествие?
- Осень . Конечно, золотая волшебница осень.
Все задания осени вы выполнили, пора узнать, что же находится в волшебном сундучке. Идем скорее к автобусу.
Открываем волшебный сундучок, а там подарки – груши. Вы хорошо потрудились,вот шедрая осень вас и наградила вкусным подарком .
Стулья (по количеству детей), фланелеграф, игрушечные машины – грузовики, детские грабли и лопаты, ваза.
Силуэт дерева для фланелеграфа, разноцветные листья, картины осеннего леса, кукла Сентябринка в осеннем сарафане с венком из осенних листьев.
Разноцветные листья (сухие или вырезанные из картона)
В процессе занятия дети будут:
- первая часть – сидеть на стульях,
- вторая часть – стоять у фланелеграфа, сидеть на стульях, ходить по ковру
-третья часть – сидеть на стульях.
1 часть – 2 минуты
2 часть – 15 минут
3 часть – 3 минуты
Резерв времени: 3 минуты
Воспитатель приносит в группу куклу Октябринку и знакомит с ней ребят. Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Это Октябринка. Как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?
Дети: Октябрь – второй осенний месяц.
Воспитатель: Сейчас мы вместе с Октябринкой отправимся в чудесную страну, страну, полную загадок и тайн. Мы пойдем в Осенний лес. Пойдем в страну мы по дорожке, где шагали чьи – то ножки. Но будьте внимательны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
(Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)
Воспитатель: Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок – скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.
( Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Осенью цветут цветы? Дети: Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да
Туманы осенью плывут? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
А букашки прилетают? Нет
Звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто – часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
Воспитатель: Вы хорошо знаете приметы Осени, значит, можно идти дальше.
Воспитатель показывает детям картины Осени.
Воспитатель: Как много у Осени работы! Все листики надо позолотить, никого не пропустить.
На опушке Осень краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой цвет наряжает осень деревья?
Дети: в желтый, оранжевый, красный
(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева разноцветные листья)
Воспитатель: Долго Осень наряжала деревья, устала очень и уснула. А мимо ветер пролетал, подул на красивые деревья, листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем. Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?
(Дети берут в руки листья и встают в круг )
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и
Дождь и ветер принесла. Идут по кругу .
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и
С веточек листы сдувает. качают из стороны в сторону.
Листья по ветру кружатся Ребята разбегаются в разные
И под ноги нам ложатся стороны, кружатся и приседают.
Ну, а мы гулять пойдем Ребята опять собираются в
И листочки соберем. Кружок, кладут листья на пол.
Воспитатель: Увидели деревья, что упали красивые разноцвет
ные листья с веточек и загрустили. Опустили свои ветки. Ре
бята, стоит ли грустить деревьям?
Дети : Нет. Пройдет осень, холодная зима, наступит весна, на на ветках
вырастут новые листья
Воспитатель: Правильно, ребята. Через некоторое время де -
рево вновь будет радовать нас молодыми, зелеными листочками.
Чтобы порадовать дерево мы с вами позаботимся о его упав -
Мы соберем сухие листья и укроем ими корни деревьев для чего?
Дети : Чтобы деревья не замерзали зимой, чтобы не замер -
зали насекомые, заснувшие в корнях
(Дети собирают листья и кладут их под дерево)
Воспитатель : Мы насобираем листья в красивые букеты для че
Дети: Мы поставим букеты в красивые вазы и поставим их
для украшения в группе
(Дети собирают листья в букеты и ставят их в вазу)
(Дети собирают листья в игрушечные грузовики, отвозят их в определенное
место и высыпают в кучу)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вместе с Октябринкой совер -
шили путешествие в Осенний лес. Мы увидели красоту Осен -
него леса. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Дети: Мы помогли дереву, убрали сухие упавшие листья,
укрыли корни дерева от мороза, насобирали красивые букеты для украшения группы, приготовили удобрение для деревьев «ком
Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Мы должны помогать природе и она
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Рисование карандашами.
Раскрашивание контурных картинок.
Итог
Воспитатель: - Как мы красиво листики раскрасили. Осени очень понравится.
- Мы сегодня говорили об осенних месяцах, это …(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А осень оставила вам еще гостинец, посмотрите (яблоки в корзине)
Звучит волшебная музыка. Ребята, покружились, покружились, в гостях у времен года мы очутились.
Зима.
Слайд - Зима. Звучит запись.
Я - строгая, суровая, любит порядок во всем. А если,на что рассержусь, то холодом как дыхну, всех сразу и заморожу. Многие звери и птицы меня побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтоб на глаза мне не показываться…
К какой сестрице мы попали? (Зиме)
Дети садятся на стульчики, за голубой столик.
Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг одела белым одеялом. А что это за белое одеяло?
Дети: снег.
Ребята скажите мне пожалуйста, а что зимой происходит в природе? (на улице становится холодно, идет снег, некоторые звери впали в спячку…)
Воспитатель: Ребята!У сестрицы Зимы есть для вас волшебные загадки из сундучка!
Хотите, попробовать их отгадать?
Тогда внимательно слушайте и отгадывайте:
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Воспитатель: Ой, сколько холодных слов вы назвали, я даже немного замерзла! А вы?
Воспитатель: Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
А вы хотите сделать вьюгу сами? (да)
Тогда возьмите прозрачные стаканчики. На что похоже их содержимое? (На снег) Давайте подуем в соломинки, как ветер. Что у нас получилось? (метель, вьюга, снегопад)
Молодцы ребята, вам зима отдает волшебные звездочки с плаща Старичка – Годовичка.А нам уже пора к следующей сестрице.
Весна.
Музыкальная физкультминутка
Молодцы. А мы слушаем к какой нам следующей сестрице идти.
Лето.
Дидактическая игра "Заготовим сок"
Каждый ребёнок самостоятельно подбирает фрукты и выкладывает их изображения на изображение банки . В качестве итога дети образовывают относительные прилагательные, рассказывая друг другу о том, кто какой сок заготовили.
Молодцы! Ребята вам лето тоже отдает волшебные звездочки. Но нам пора еще к одной сестрице.
Осень.
Говорим спасибо Осени.
Воспитатель: Ребята мы собрали все звездочки нам пора отправляться назад.
Дети крутят стрелки, воспитатель читает волшебные слова.
В руки я часы возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В детский сад нас унесет.
Рефлексия.
Звучит волшебная музыка. Ребята, покружились, покружились, в детском саду мы очутились.
Ребята! Где мы с вами были? (у времен года.)
А за чем мы с вами ходили к временам года? (за звездочками для Старичка Годовичка).
Тогда давайте скорее украсим его плащ.
Дети украшают плащ Старичку - Годовичку звездочками.
Звучит волшебная музыка…
Ребята, произошло волшебство, Старичок Годовичок благодарит вас и дарит вам воздушные шары….
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие по временам года. Давайте попрощаемся с сестрицами Осенью, Зимой, Весной и Летом.
Читайте также: