Конспект логопедического занятия основа слова и окончание 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Класс: 3 класс

  • (Базовый уровень) ученики научатся разбирать слова по составу, обозначать части слова графически;
  • (Повышенный уровень) ученики получат возможность научиться практическим навыкам словообразования приставочным и суффиксальным способами, умения устанавливать связь слова со схемой.
  • формировать полноценные представления о морфологическом составе слова.
  • обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
  • развитие слухового и зрительного восприятия и внимания; мышления посредством таких операций, как анализ, сравнение, обобщение;
  • умение формулировать своё мнение, уважать мнение партнёра.
  • ПК,
  • проектор,
  • экран,
  • презентация,
  • маршрутная карта,
  • индивидуальные карточки “Вырасти дерево”,
  • индивидуальные карточки “Собери новое слово из частей других слов”,
  • предметные карточки (листья с частями слова),
  • схемы слов,
  • шарики и эластичные кольца Су-Джок,
  • загадки о составе слова,
  • цветные карандаши,
  • тетради,
  • ручки,
  • классная доска.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, наши гости! Давайте улыбнёмся и скажем друг другу:

- Добрый день! (Слайд 2)

- Встаньте на пальчики и давайте покажем деревья в ветряную погоду (сопротивление), в спокойную погоду (мощь и сила). (Меняем каждое положение 3 раза). А сейчас вы осенние листочки. Налетел сильный ветер (трепыхание). Лёгкий ветерок (лёгкость, воздушность, невесомость). (Меняем каждое положение 3 раза).

II. Знакомство с темой.

2. Уточнение числа, месяца и времени года.

- Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?

- Вторым тот, кто докажет слова первого ученика?

- Третьим тот, кто скажет, где можно узнать точные сведения о числе, месяце и времени года?

- Четвёртым тот, кто даст определение слову “календарь”? ( Таблица или книжка с перечнем всех дней, месяцев и времени года.)

- Откройте тетради и запишите дату.

3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

- Ребята, давайте припомним занятия-путешествия. В какой стране вы побывали? (В стране Грамматике в гостях у Корнея (Корня), у Приставки, Суффикса и Окончания.)

- Сегодня мы с вами, ребята, вновь отправляемся в путешествие по стране Грамматика. Побываете вы в замке Словообразования. Во время путешествия вы закрепите знания о составе слова. Научитесь разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов, подбирать к словам схемы. Познакомьтесь с маршрутной картой (Приложение 1). (Слайд 3)

4. Актуализация знаний.

- Что такое корень? (Приставка. Суффикс. Окончание.)

- У каждого карта маршрута. Для чего она вам? (Она поможет нам ориентироваться в стране Грамматике. Стрелки укажут путь.)

- А чтобы легче было ориентироваться в карте маршрута, вы помните, добравшись до нового пункта назначения нужно путеводитель-стрелку раскрашивать в красный цвет.

5. Динамическая пауза Су-Джок.

1) Массаж Су-Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

2) Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

“Путешествие в страну Грамматики”.

6. Лес Однокоренных слов. (Слайд 4)

- Надо пройти через Лес Однокоренных слов. Всякий кто заходит в это лес, должен посадить своё дерево. Для этого необходимо подобрать к слову-корень по 4-ре родственных слова (Приложение 2). (Слайд 5) Работаем сначала самостоятельно, затем обобщаем ваши ответы и двигаемся дальше. Запишите в карточку свою группу родственных слов, выделите корень слова.


Слова – корень: лист, нож, дом, лес.

- Проверь себя! Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют один и тот же корень и близкое значение, называются однокоренными, родственными.)

- Ребята, как вы думаете, а почему задание с однокоренными словами приготовлены были для вас в лесу? Что такое лес? (Лес – это часть поверхности Земли, покрытая древесными растениями.)

Что может быть общего у однокоренных слов и деревьев в лесу? (У всех деревьев и слов есть корень.)

- Вы отлично справились с этим заданием!

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Долина “Слов-Рассыпушек”. (Слайд 7)

Что такое долина? Долина – это обширное пространство расположенное вдоль реки или между горами. Вы отправляетесь в “Долину Слов-Рассыпушек”. Там постоянно резвится ветер. (На столе вразброс лежат осенние листья берёзы, клёна, осины, дуба, на которых записаны части слов.) Ветер разбросал листья деревьев, на которых были написаны части слов, всё перепутал. Давайте попробуем их собрать. Посмотрите на них. Как будете действовать? (Предлагаю подобрать одинаковые листочки друг к другу, а потом из них собрать слова.)

- Действуйте! Что у вас получилось? (Я собрал дубовые листочки. У меня получилось слово – холодные. Я собрал берёзовые листочки. У меня получилось слово – дожди. Я собрал кленовые листочки. У меня получилось слово – перелётные. Я собрал осиновые листочки. У меня получилось слово – птицы.)

- Назовите части получившихся слов. (В слове холодные: корень – холод –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове дожди: корень – дождь –, окончание – и. В слове перелётные: приставка – пере –, корень – лёт –, суффикс – н –, окончание – ые. В слове птицы: корень – птиц –, окончание – ы.)

- Какие слова одинаковые по составу? (Слова – птицы и дожди. В них можно выделить корень и окончание.)

- Составьте словосочетания с этими словами. Что получилось? (Холодные дожди. Перелётные птицы.)

- К какому времени года относятся эти явления? (К осени.)

- Запишите словосочетания. Разберите слова по составу. Припомните другие явления осени, назовите их.

9. Мост “Графических схем”. (Слайд 9)

- Ребята, на пути нам встретилась река, а мост, через который нужно пройти исчез. А всё потому, что он был построен из волшебных кирпичей. Построить вы его сможете только в том случае, если задание выполните быстро и правильно. Выполнив это задание, нужно будет подумать и ответить, как оно может быть связано с названием моста? Какое задание вас ждёт? (Нужно подобрать к каждому слову схему.) (Слайд 10)

Ученики работают у доски.


мост мостовой мостик помост замостить

- Давайте проверим, правильно вы выполнили это задание? (Слайд 11)

- Что общего у этих слов. (У этих слов одинаковый корень, слова однокоренные.)

- Объясните значения этих слов.

(Мост – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Замостить, покрывать улицу, дорогу камнем или другим твердым материалом. Помост – это возвышение, площадка из камня или сколоченная из досок. Мостовой – слово-признак (прилагательное), например, мостовой кран. Мостик – это маленький мост.)

- Скажите, почему такое задание нас ожидало на Мосту? (Мост построен из частей – кирпичей, а слова – из частей: приставки, корня, суффикса, окончания.) (Слайд 12)

- И вы опять прекрасно справились с заданием. Двигаемся дальше.

10. Гимнастика для глаз. (Слайд 13)

- Следим за движущимися предметами только глазами. Не вращаем головой.

11. Горы “Разбери-Собери” (Контроль знаний). (Слайд 14)

- Что такое горы? (Горы – это значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.)

- Вам не показалось это название гор необычным? Что нужно разобрать, а затем собрать, как вы думаете? Разбирать вы будете слова по составу, а затем составлять одно новое слово из частей разобранных слов, которые обозначены графически. Одну карточку мы разберём у доски, а затем выбудете действовать самостоятельно.

- Как вы считаете, через горы легко перебраться? Что для этого нужно? (Путь через горы нелёгкий. Нужна сила, смекалка, знания. )

- Да, ребята, задание вас ждёт непростое, но вам всё по плечу! У вас для этого есть главное оружие – это знания.

Индивидуальные карточки: Собери новое слово из частей других слов. (Приложение 3)

- Назовите, какие слова у вас получились? (Гористый. (Пригорок. Горочка. Горка. Горный.)

- Что общего у этих слов? Как они называются? (Слова гористый, пригорок, горочка, горка, горный – однокоренные, родственные. Они имеют один и тот же корень и близкое значение.)

- Объясните, при помощи, каких частей вы образовали эти родственные слова? Дайте определение этим словам.

- Отлично справились и с этим заданием.

12. Замок Словообразования.

- Вот вы и добрались до ворот Замка Словообразования. Замок охраняют Эльфы, чтобы войти в него нужно отгадать загадки.

Загадки: (Слайд 18, 19)

Хамелеон я в слове, так скажу.
Для связи слов я в предложении – служу! (Окончание)

Я самый главный в слове,
И называюсь . (Корень).

Уж очень строгий я друзья.
За корнем место мне досталось.
Как только к корню встану я,
Так сразу слово поменялось. (Суффикс)

Люблю я зонтики, Друзья!
Крючком цепляюсь за слова.
Крючком обозначаюсь я.
Состав тяну – идёт молва!
Не встану сзади я – не жди!
Стою я в слове впереди. (Приставка)

Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено . (Словами)

- Молодцы, ребята! Вы добрались до замка Словообразования.

- Кто даст определение названию замка? (Словообразование – это состав (строение) слова.)

13. Творческая минутка.

- Давайте раскрасим карту маршрута!

Ученики раскрашивают изображение объектов карты маршрута и вклеивают их в тетрадь.


III. Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя. ) Серёжа, чем интересны были задания? Витя, какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились? (Мы научились разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи частей слов (перечисляют), подбирать к схему к слову.)

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Самооценочные лесенки: “Поставь знак “!” на той ступеньке, где оценка совпадает с вашей”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие умения находить основу слова и окончание;

- расширение представления о разных профессиях;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие связной речи детей;

- совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы логопеда.

- развитие слухового восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- закрепление навыка звуко – слогового анализа и синтеза;

- развитие внимания, памяти, развитие общей и мелкой моторики.

- создание положительных эмоций;

- выработка положительного и уважительного отношения к труду взрослых и начальной профориентации.

Карточки со словами

Словарная работа: пылесошу, звоним, кладу.

1. Артикуляционная гимнастика.

3. Психогимнастическое упражнение.

4. работа над словом.

7. Упражнение для развития мелкой моторики.

8. Работа над словом.

9. Работа над предложением.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек? (слайды)

- А у вас сейчас какое эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (ответы)

- Надеюсь, что вы испытаете чувство радости от нашего занятия.

Язычок пусть отдохнёт. Работаем дальше.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии – хлопок

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок

Повторяем фразу несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу. Во второй раз произносим слова, кроме последнего. Последнее слово произносим про себя. Слово заменяем хлопком. Третье предложение произносим, кроме последних двух слов. Из заменяем на два хлопка.

- Ребята, а кем вы мечтаете стать, когда вырастите? (ответы)

5.Работа над словом.

Сегодня на занятии поговорим о профессиях.

Я называю профессию, а вы называете такую же профессию, но женского рода.

- Учитель, это человек, который учит детей. Учительница русского языка учит детей грамотно писать. Есть слова, которые необходимо запомнить.

Я пылесошу. Мы звоним. Я кладу. Поезжай.

Как назвать человека, который землю копает? (землекоп)

Сад разводит? (садовод)

Лес рубит? (лесоруб)

Рыбу ловит? (рыболов)

Цветы разводит? (цветовод)

По морям ходит? (мореход)

Сталь варит? (сталевар)

- Люди разных профессий пользуются различными инструментами. Я буду называть инструменты, а вы показываете, как ими работают.

Пила, топор, ножницы, скрипка, иголка, пианино.

Я произнесу несколько звуков. Вы должны запомнить каждый второй звук и соединить их в слово (б п а о ф в ы а п р). Какое слово получилось?

9.Работа над слогом.

В каждом слове выделить окончание и основу слова.

10.Работа над предложением.

Я произнесу фразы и предлагаю вам угадать, человек какой профессии это говорит.

- Московское время десять часов пятнадцать минут… (диктор)

- Поезд прибывает на следующую станцию город Воронеж… (проводник)

Врач лечит людей, чтобы…

Строитель строит дома, чтобы…

Портной шьёт одежду, чтобы…

Садовник разводит цветы, чтобы…

- О чём были все задания?

Сядьте удобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вдохните. Мы с вами сейчас будем пилотами. Я приглашаю вас в путешествие на личном транспорте - облаке. Начинается путешествие. Прыгните на белое пушистое облако. Облако медленно поднимается в синее небо. Оно переносит вас сейчас в тихое место, где вы очень счастливы. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте добрыми и бодрыми, здоровыми и радостными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект логопедического занятия по теме

Учитель-логопед Макарова О.А.

Тема. Родственные слова. Корень слова.

– образовательные : формирование и закрепление у детей понятия о родственных словах, совершенствование навыка словообразования, тренировать учащихся в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова

воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, доброжелательности, интереса к логопедическим занятиям.

Ход занятия

Организационный момент.

Настрой на занятие– соприкосновение одноименными пальчиками с рукой соседа , начиная с большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца на каждое слово.

Желаю успеха большого во всём и везде

–Успеха на занятии! ( соприкоснуться всей ладонью с ладонью соседа).

Основная часть

1. Введение в тему занятия.

Л. Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым:

Был он только словом.

Это слово СЛОВО КОРЕНЬ.

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло:

Стало много новых слов.

2. Упражнения в подборе родственных слов. При затруднении – стимулирующая помощь при ответах в виде наводящих вопросов

– Перед вами картинка – это Крепыш. Его так назвали не зря, а почему , как вы думаете? Посмотрите какая на нём шапочка? Что она обозначает? (корень)

3. Работа с предметными картинками

1) – Ребята, что это? (Лес)

– Какие родственные слова подберем к этой картинке? ( ЛЕСА, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСОЧЕК)

– Ребята, как назвать профессию человека, который ухаживает за лесом, смотрит за порядком в лесу? (ЛЕСНИЧИЙ)

– Как называется профессия человека, который разводит лес? (ЛЕСОВОД)

– Молодцы! Перед вами еще картинка. Это….ГРИБ. Называем родственные слова к слову гриб. ( ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБНОЙ,ГРИБЫ). Как назвать человека, который знает грибные места? (ГРИБНИК)

Аналогично разбирается картинка ЦВЕТОК.

2) Работа с картинками СТОЛ и напечатанными к нему разными частями -ЯР (столяр), -ИК(столик), – ОВАЯ (столовая), НА– ….ЬНАЯ (настольная)

3) Работа с картинками БАРАБАН для составления предложения.

– Какое предложение получилось? )Барабанщик забарабанил в барабан)

4) Развитие слухового внимания и восприятия

Ёжик сторожем служил, ёжик елку сторожил.

Повторяет каждый ученк.

– Есть в шутке родственные слова? Кем был? СТОРОЖЕМ. Что делал? СТОРОЖИЛ)

5) Работа по карточкам (у каждого ученика). Работа над обобщением.

– Прочитайте ряды слов и найдите лишнее слово в каждом ряду.

Борьба, борец, бороться,воевать

Вражда, враг, противник, вражеский

Смешной, смех, смешать, смешить

Ветер, вихрь, ветерок, безветрие

Сосна, дерево, деревцо, деревянный

Физкультминутка

1 –поднялись, потянулись,

2 – согнулись, разогнулись,

3 – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4 – руки шире

5 – руками помахать

6 – за парты тихо сесть.

6) Работа с рабочей тетрадью с 9, задание 19.

– Ребята, знаете ли вы кто это? Назовем их (БОБР, КАБАН, ПАУК, ДЯТЕЛ)

– Сейчас мы про них что-то узнаем.

- Откройте стр . 9 , задание 19.

– Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз

Развитие языкового анализа

– Подбери по смыслу к выделенным словам однокоренные и допиши предложения. Разбираются предложения и записываются

Бобр – строитель. Плотины на реке ––––––––––––––––.

Кабан – пахарь. Землю в лесу ––––––––––––––––––––.

Паук – ткач. Ловчие сети умеет –––––––––––––––––––.

Дятел – лекарь. Больные деревья –––––––––––––––––.

Заключительная часть

– Ребята, наше занятие заканчивается. Припомните родственные слова, о которых мы говорили на занятии.

  • упражнять учащихся в разборе слов по составу;
  • закрепить знания детей об окончании, как изменяемой части слова, служащей для связи слов в предложении;
  • уточнить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать грамматический строй речи;
  • воспитывать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль на письме.

ЗАНЯТИЕ №1

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– На прошлом занятии мы говорили о самой главной части слова, которая называется КОРЕНЬ слова. Что необходимо сделать, чтобы найти, выделить корень? … Верно, нужно подобрать родственные, близкие по значению слова.

– Итак. КОРЕНЬ СЛОВА – это общая (одинаковая) часть однокоренных, родственных слов.

– Как обозначается КОРЕНЬ слова? …

– Сейчас я назову цепочку слов. Внимательно послушайте слова и выделите в них КО-РЕНЬ. (Это задание можно выполнить в тетрадях.)

Дружба, дружок, дружина; (друж-)

лесник, лесной, перелесок; (лес-)

холода, холодный, холодильник. (холод-)

3. Беседа по новой теме.

– Ребята. На доске записаны пословицы. Прочитайте эти пословицы и подумайте, о чём они:

  1. Каков мастер, такова и работа.
  2. Душу и сердце вложи в работу.
  3. День годом кажется без работы.

– Эти пословицы про работу. (Каждая пословица читается, объясняется её значение.)

– Выделите корень в подчеркнутых словах. (работ-)

– Какие буквы стоят в конце слов? -а, -у, -ы.

– Часть слова, которая стоит после корня и изменяется – это ОКОНЧАНИЕ. Оконча-ние обозначается вот таким знаком – c.

– Сегодня мы будем разбирать слова по составу, находить окончание.

– Ещё раз скажем, что такое окончание. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

4. Упражнения в морфологическом анализе слов:

а) Спишите пословицы, выделите окончания в словах с корнем РАБОТ-;

б) Запишите слова парами по образцу, выделите корень слова, окончание:

Улица – улицы, машина – … , дом – … , река – … , стол – … .

(При проверке записанных слов, выделить корень слова, назвать изменяемую часть слова – окончание. С некоторыми из слов устно придумать предложения.)

в) Прочитайте словосочетания, назовите родственные слова, выделите в них оконча-ние:

Школьный вальс, школьная форма, школьное окно, школьные задания.

Запишите в тетради родственные слова, выделите в них окончания. Что общего у родственных слов, Что они обозначают? Слова обозначают признак предмета.

г) Физкультурная пауза.

д) На доску выставляются предметные картинки, по которым нужно составить словосочетания, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Шар (какой?) … , тарелка (какая?) … ,

блюдце (какое?) … , варежки (какие?) … .

(голубой, голубая, голубое, голубые).

Записать словосочетания в тетради, выделить в родственных словах корень и изме-няемую часть слова – окончание. С некоторыми словосочетаниями устно или письменно придумать предложения.

е) Работа с карточками.

Прочитать предложение, закончить слово, вставляя нужное окончание:

На полке стоит сумк_. Мама взяла свою сумк_.

ж) Прочитать, делая паузу в конце каждого предложения. Списать предложения. В конце предложений ставить точки. В подчёркнутых словах выделить окончания.

Мы любим сидеть у реки над рекой летают стрекозы ночью к реке прилетают соловьи.

5. Подведение итога занятия.

– Как называется изменяемая часть слова?

– Что такое ОКОНЧАНИЕ?

– Приведите примеры, выделите в слове окончание.

ЗАНЯТИЕ №2.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Беседа по материалам прошлого занятия.

– Что такое окончание?

– Что вы знаете об окончании?

– Как окончание выделяют в слове?

3. Беседа по новой теме.

– Вы, ребята, правильно сказали, что окончание – изменяемая часть слова. Если этого не будет, то предложение получится неправильное, некрасивое. А слова в предложе-нии всегда связаны друг с другом. ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложе-нии.

– Выполним такое задание. Возьмите карточки, на которых напечатан тест. Нужно его прочитать, изменяя слова, данные в скобках.

Книга – лучший друг человека. Без (книга) трудно прожить. Мы многому обя-заны (книга). Надо любить и беречь (книга). В (книга) много интересного и поучи-тельного.

– Если слова в скобках не изменять, получатся правильные предложения? Красиво они будут звучать? …

– Для того, чтобы предложение было правильно построено и красиво звучало, служит изменяемая часть слова – окончание. Если окончания употреблять неправильно, то в словах предложения будет ошибка. Будьте всегда внимательны и следите за правиль-ным произношением и правописанием окончаний слов.

4. Упражнения в морфологическом анализе и синтезе слов:

а) Работа с карточками.

Вставить пропущенные окончания:

Книг_ – лучший друг человека. Без книг_ трудно прожить. Мы многому обязаны книг_. Надо беречь и любить книг_. В книг_ много интересного и по-учительного.

б) Прочитать и сравнить слова в единственном и во множественном числе, назвать изменяемую часть слова. Списать (или записать под диктовку ), выделить окончания слов:

Городская улица – городские улицы

глубокое озеро – глубокие озёра

(При проверке выполнения задания, ученики называют окончания, устно или письменно придумывают предложения.)

в) Физкультурная пауза.

г) Прочитать предложения, записанные на карточке, расположить их в правильной последовательности, чтобы получился рассказ. Придумать заглавие, записать текст в тетради.

- На снегу они увидели птичку.

- Зимой дети гуляли в парке.

- Птичка была очень слаба.

- Ребята принесли птичку домой.

- Весной выпустили птичку на волю.

- Каждый день дети давали птичке корм.

(Выборочная проверка записанного текста у 2-3 учащихся, выделение окончаний в словах, которые встречаются чаще других.)

5. Подведение итога занятия.

– Чем вы занимались сегодня, какие задания выполняли?

– Что такое окончание?

– Для чего служат окончания?

– Подберите из слов для справок слова к схеме: (графически: корень, окончание)

Читайте также: