Конспект занятия по конструированию из бросового материала в младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Разбежался Робот Роб,
Стол задел и на бок - хлоп!
Не успел моргнуть я глазом,
Как разбилась наша ваза.
Вот что значит, друг мой Роб,
Позабыть про кнопку "стоп".

- Ой, ребята, посмотрите, кто это там? Да это же робот! Он прилетел к нам с другой планеты. Ой, у него письмо!

(воспитатель читает письмо)

Дорогие дети! Я прилетел к вам на планету, что бы научить вас делать зарядку робота Отика.

Физкультминутка "Робот"
движения выполняются соответственно тексту
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам прилетело много роботов с разных планет. Посмотрите какие они разные. А из чего они сделаны? (ответы детей). Это все называется бросовый материал. Это те вещи, которые выбрасывают, бросают. От сюда и название – бросовый материал.
- И у них тоже есть письмо. Ребята, в этом письме роботы просят помочь найти им всем друзей. А давайте сконструируем наших роботов тоже из бросового материала.
- Но для начала нам нужно размять наши пальчики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: Прививать желание и приучать детей - создавать своими руками подарки родным и близким. Учить создавать игрушку из разнообразного бросового материала . Развитие творческого воображения при изготовлении поделки.

Программные задачи:

Обучающие:
1. Учить детей в составлении целого из частей по образцу. Упражнять детей в моделировании.
2. Развивать способность детей делать самостоятельные выводы, умозаключения.
3. Продолжить формирование умения конструировать из бросового материала (губка для посуды)

Развивающие:
1. Расширять представления детей о разных видах водного транспорта.
2. Развивать конструкторские навыки.
3. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство любви, заботы и уважения к своему папе, чувство гордости за него
2. Продолжать воспитывать эстетические чувства, восторг, умение видеть красивое.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
4. Воспитывать желание обыгрывать поделки в свободное время.

Методы и приемы:
Практические: игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей.
Наглядные: рассматривание образца, показ способов действия.
Словесные: беседа, художественное слово, проблемно-поисковые вопросы,

разгадывание загадки, рассказ воспитателя, рассуждение.

Губка для мытья посуды, салфетки для уборки, двухсторонняя цветная бумага (красный цвет), простой карандаш, деревянные шашлычные шпажки, зубочистки, шило , ножницы, линейка, клей.

Организационный момент.
- Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение, поэтому я хочу улыбнуться вам. Улыбнитесь и вы мне в ответ. Молодцы! Теперь у нас у всех хорошее настроение. Я постараюсь, чтобы оно оставалось таким на протяжении всей нашей деятельности.
Когда я шла на работу, то заглянула в свой почтовый ящик и нашла вот эту маленькую посылку, как вы думаете, что в ней? – письмо, подарок, рисунок.
- Давайте вместе посмотрим, что в посылке. Здесь загадка.

Послушайте и отгадайте ее:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывёт …

(корабль)
- А что - же ещё есть в посылке? Посмотрите, какой чудесный кораблик! Давайте мы его рассмотрим. Из каких деталей состоит кораблик, какой они формы?

-Ребята, а какой у нас скоро будет праздник? Правильно, День защитника Отечества. А давайте мы с вами, в подарок папам к празднику, сделаем вот такие кораблики?

Концы пальцев направит вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать. Как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив больште пальцы рук и помахав пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

Дети садятся за столы.
- Нам необходим для работы следующий материал: губка для мытья посуды, салфетки для уборки с контурами прямоугольных парусов трёх размеров: 5*7 см, 4*6 см и 3*5 см ; двухсторонняя цветная бумага (красный цвет),на которой нарисованы флажки для вырезания; простой карандаш, деревянные шашлычные шпажки, зубочистки, ножницы, линейка, клей.


Показ и объяснение приемов выполнения работы:

1. Начинаем с основы. из картона вырезать треугольник и его прикладывать к губке, проводя необходимые линии. Ножницами отрезаем вдоль нарисованных линий,

делаем подобие лодки

5. Также поступаем с зубочисткой,

6. И последнее усилие – зубочистку с флажком втыкаем на носик кораблика, а мачту на корме. Зубочистка с шашлычной палочкой хорошо держатся в губке, поэтому можно обойтись и без клея. Кораблик готов!

Получаются вот такие чудо-кораблики!

Выполнение работы детьми. (Звучит спокойная мелодия)

Заключительная часть

- У вас получились замечательные кораблики.

- А вам понравились ваши работы?

- Что для вас было самым трудным в работе?

- А теперь проведём эксперимент. Прежде, чем мы подарим кораблики папам, проверим их на прочность. Давайте поставим их на воду и посмотрим, как они поплывут.
Они мчатся на всех парусах в качестве самодельного подарка к защитникам отечества! А мы представляем себя бесстрашными моряками-первооткрывателями новых островов! Страна может спать спокойно – ее границы охраняет непотопляемый флот!


Цель: формирование простых конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста, развитие взаимопонимания между детьми.

-закреплять название, форму, величину, различать цвет предметов строительного материала;

-закреплять навыки конструирования, умение располагать кубики, кирпичики в соответствии с образцом;

- развивать и обогащать словарь детей, активизировать в речи детей слова-стены, крыша, окно, дверь;

- развивать зрительное и пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

-воспитывать у детей умение работать в коллективе, способствовать развитию взаимопонимания между детьми;

Материал и оборудование: игрушки-поросята, схема-образец, картинки с изображением домов из кирпича, соломы, камней, веток, досок; мелкий деревянный строитель; крупный пластмассовый конструктор.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: - Послушайте, ребята, что-то странное я слышу:

Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит!
-Кто же это вы узнайте и загадку отгадайте:

Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

Сюрпризный момент. ( Появляются два поросёнка-игрушки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. Но что-то наши гости очень грустные. Давайте с ними поздороваемся и спросим, что у них случилось.

Не смогли найти Наф-Нафа

Очень мы огорчены.

Развалил нам волк жилища

И что делать не знаем мы.

Вас ребята очень просим

Дом построить нам помочь?

Воспитатель: Что ж ,ребята, мы поможем?

Дом построить сможем?

Воспитатель: Из чего можно построить дом для поросят? (Из кирпича, досок, веток и т.д.-показ картинок с изображением разных домов)
-Молодцы, всё верно, но у нас в группе нет ни кирпичей, ни досок. Что же делать?
(Воспитатель подводит детей к мысли построить дом из строительного материала, который есть в группе)

Практическая часть:
Этапы выполнения работы:
ПОКАЗ ОБРАЗЦА: (см. схему)


Воспитатель: –Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень хотят нам помочь и принесли рисунок. Они задумали построить вот такой дом.







АНАЛИЗ ОБРАЗЦА, ПОВТОРЕНИЕ НАЗВАНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ:
Воспитатель: -Из чего они хотят построить дом? (из кубиков) Какого цвета кубики они выбрали?

-Давайте вспомним из каких частей состоит дом? Что есть у дома? (дети называют части дома, проводиться пальчиковая гимнастика)

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: -Но, ребята, поросята не знают, откуда им начать строительство: сверху или снизу?
-Давайте поэкспериментируем. Скажите, а можно начать строить дом с крыши? Почему?

4.Физкультминутка
Три пухлых поросенка
Приходят в гости к нам
Три ловких поросенка
Играют по утрам.
Три быстрых поросенка
Бегут, бегут. бегут.
Три славных поросёнка
Танцуют и поют.
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).

Воспитатель: А сейчас принимаемся за работу. Мы сейчас станем настоящими строителями и поможем нашим гостям построить домики, какие они захотели. Ниф-ниф и Нуф-нуф к нам присоединятся.

Воспитатель:

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом,

Чтобы поросята жили в нём.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
(Дети строят дом по предложенному образцу, могут объединяться в пары):

5.АНАЛИЗ РАБОТ:

Воспитатель: -Ребята, что мы строили? Для кого мы построили домики? Как вы думаете, Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу понравились наши домики? Почему?

Лямина Г.М. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада /Сост.. - М., 1981

Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией Вторая младшая группа.- Волгоград: Учитель,2012.

Конструирование и ручной труд в детском саду /Из опыта работы. – М., 1990

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез,2006

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2008

Художественно-творческая деятельность" авт. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова 2011


-75%

Цыплята из контейнеров от киндер-сюрпризов

Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности.

Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.

Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.

Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.

Конструирование из бросового материала

Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу

В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:

  • Три — четыре года:
    • познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
    • учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
    • развивать мелкую моторику.
    • развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
    • обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
    • учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
    • знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
    • учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
    • развивать творческие способности;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Весёлый дракон

    Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление

    Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:

    1. Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
      • в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
      • в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
      • в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
        • какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
        • какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
        • какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
    2. Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
      • в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
      • в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
    3. Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
      • в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
      • дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
    4. Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
    5. Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
    6. Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

    Изготовление поделок

    Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей

    Поделки из бросового материала для детского сада

    Занятия по конструированию традиционно проводятся один раз в неделю, некоторые из них педагог может посвятить моделированию оригинальных поделок из бросового материала.

    Картотека тем

    Паучки

    Весёлые паучкм из пластиковых стаканчиков и пушистой проволоки

    Нарциссы

    Букет из пластиковых стаканчиков, пуговичек, салфеток

    Сказочный город

    Макет сказочного города из бросового материала (коробки, колпачки от фломастеров, пуговицы и т. д.)

    Самолёт

    Самолёт из пластиковой бутылки

    Фотогалерея: детские поделки

    Весёлые человечки из пластиковых бутылок Лев из пластикового стаканчика с элементами пластинографии и аппликации Смешные зайчики из пластиковых стаканчиков и картофеля Разноцветный дракол из пластиковых стаканчиков и ленточек Весёлые снеговички из одноразовых тарелок Танки из кухонных губок и крышек Танки из коробок. облеенных цветной бумагой Коллективная работа из коробочек с элементами аппликации Куклы для настольного театра Букет цветов из пластиковых крышек Ёлочная игрушка из одноразовых тарелок Фигурка жирафа из бочёнков для киндер-сюрприза Птичий двор из бросового материала Летающие тарелки из одноразовых тарелок Робот из пластиковых крышек

    Читайте также: