Конспект занятия по конструированию из бросового материала в младшей группе
Обновлено: 05.07.2024
Разбежался Робот Роб,
Стол задел и на бок - хлоп!
Не успел моргнуть я глазом,
Как разбилась наша ваза.
Вот что значит, друг мой Роб,
Позабыть про кнопку "стоп".
- Ой, ребята, посмотрите, кто это там? Да это же робот! Он прилетел к нам с другой планеты. Ой, у него письмо!
(воспитатель читает письмо)
Дорогие дети! Я прилетел к вам на планету, что бы научить вас делать зарядку робота Отика.
Физкультминутка "Робот"
движения выполняются соответственно тексту
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам прилетело много роботов с разных планет. Посмотрите какие они разные. А из чего они сделаны? (ответы детей). Это все называется бросовый материал. Это те вещи, которые выбрасывают, бросают. От сюда и название – бросовый материал.
- И у них тоже есть письмо. Ребята, в этом письме роботы просят помочь найти им всем друзей. А давайте сконструируем наших роботов тоже из бросового материала.
- Но для начала нам нужно размять наши пальчики.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: Прививать желание и приучать детей - создавать своими руками подарки родным и близким. Учить создавать игрушку из разнообразного бросового материала . Развитие творческого воображения при изготовлении поделки.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Учить детей в составлении целого из частей по образцу. Упражнять детей в моделировании.
2. Развивать способность детей делать самостоятельные выводы, умозаключения.
3. Продолжить формирование умения конструировать из бросового материала (губка для посуды)
Развивающие:
1. Расширять представления детей о разных видах водного транспорта.
2. Развивать конструкторские навыки.
3. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство любви, заботы и уважения к своему папе, чувство гордости за него
2. Продолжать воспитывать эстетические чувства, восторг, умение видеть красивое.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
4. Воспитывать желание обыгрывать поделки в свободное время.
Методы и приемы:
Практические: игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей.
Наглядные: рассматривание образца, показ способов действия.
Словесные: беседа, художественное слово, проблемно-поисковые вопросы,
разгадывание загадки, рассказ воспитателя, рассуждение.
Губка для мытья посуды, салфетки для уборки, двухсторонняя цветная бумага (красный цвет), простой карандаш, деревянные шашлычные шпажки, зубочистки, шило , ножницы, линейка, клей.
Организационный момент.
- Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение, поэтому я хочу улыбнуться вам. Улыбнитесь и вы мне в ответ. Молодцы! Теперь у нас у всех хорошее настроение. Я постараюсь, чтобы оно оставалось таким на протяжении всей нашей деятельности.
Когда я шла на работу, то заглянула в свой почтовый ящик и нашла вот эту маленькую посылку, как вы думаете, что в ней? – письмо, подарок, рисунок.
- Давайте вместе посмотрим, что в посылке. Здесь загадка.
Послушайте и отгадайте ее:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывёт …
(корабль)
- А что - же ещё есть в посылке? Посмотрите, какой чудесный кораблик! Давайте мы его рассмотрим. Из каких деталей состоит кораблик, какой они формы?
-Ребята, а какой у нас скоро будет праздник? Правильно, День защитника Отечества. А давайте мы с вами, в подарок папам к празднику, сделаем вот такие кораблики?
Концы пальцев направит вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать. Как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив больште пальцы рук и помахав пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
Дети садятся за столы.
- Нам необходим для работы следующий материал: губка для мытья посуды, салфетки для уборки с контурами прямоугольных парусов трёх размеров: 5*7 см, 4*6 см и 3*5 см ; двухсторонняя цветная бумага (красный цвет),на которой нарисованы флажки для вырезания; простой карандаш, деревянные шашлычные шпажки, зубочистки, ножницы, линейка, клей.
Показ и объяснение приемов выполнения работы:
1. Начинаем с основы. из картона вырезать треугольник и его прикладывать к губке, проводя необходимые линии. Ножницами отрезаем вдоль нарисованных линий,
делаем подобие лодки
5. Также поступаем с зубочисткой,
6. И последнее усилие – зубочистку с флажком втыкаем на носик кораблика, а мачту на корме. Зубочистка с шашлычной палочкой хорошо держатся в губке, поэтому можно обойтись и без клея. Кораблик готов!
Получаются вот такие чудо-кораблики!
Выполнение работы детьми. (Звучит спокойная мелодия)
Заключительная часть
- У вас получились замечательные кораблики.
- А вам понравились ваши работы?
- Что для вас было самым трудным в работе?
- А теперь проведём эксперимент. Прежде, чем мы подарим кораблики папам, проверим их на прочность. Давайте поставим их на воду и посмотрим, как они поплывут.
Они мчатся на всех парусах в качестве самодельного подарка к защитникам отечества! А мы представляем себя бесстрашными моряками-первооткрывателями новых островов! Страна может спать спокойно – ее границы охраняет непотопляемый флот!
Цель: формирование простых конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста, развитие взаимопонимания между детьми.
-закреплять название, форму, величину, различать цвет предметов строительного материала;
-закреплять навыки конструирования, умение располагать кубики, кирпичики в соответствии с образцом;
- развивать и обогащать словарь детей, активизировать в речи детей слова-стены, крыша, окно, дверь;
- развивать зрительное и пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
-воспитывать у детей умение работать в коллективе, способствовать развитию взаимопонимания между детьми;
Материал и оборудование: игрушки-поросята, схема-образец, картинки с изображением домов из кирпича, соломы, камней, веток, досок; мелкий деревянный строитель; крупный пластмассовый конструктор.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: - Послушайте, ребята, что-то странное я слышу:
Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит!
-Кто же это вы узнайте и загадку отгадайте:
Носик круглый, пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)
Сюрпризный момент. ( Появляются два поросёнка-игрушки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. Но что-то наши гости очень грустные. Давайте с ними поздороваемся и спросим, что у них случилось.
Не смогли найти Наф-Нафа
Очень мы огорчены.
Развалил нам волк жилища
И что делать не знаем мы.
Вас ребята очень просим
Дом построить нам помочь?
Воспитатель: Что ж ,ребята, мы поможем?
Дом построить сможем?
Воспитатель: Из чего можно построить дом для поросят? (Из кирпича, досок, веток и т.д.-показ картинок с изображением разных домов)
-Молодцы, всё верно, но у нас в группе нет ни кирпичей, ни досок. Что же делать?
(Воспитатель подводит детей к мысли построить дом из строительного материала, который есть в группе)
Практическая часть:
Этапы выполнения работы:
ПОКАЗ ОБРАЗЦА: (см. схему)
Воспитатель: –Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень хотят нам помочь и принесли рисунок. Они задумали построить вот такой дом.
АНАЛИЗ ОБРАЗЦА, ПОВТОРЕНИЕ НАЗВАНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ:
Воспитатель: -Из чего они хотят построить дом? (из кубиков) Какого цвета кубики они выбрали?
-Давайте вспомним из каких частей состоит дом? Что есть у дома? (дети называют части дома, проводиться пальчиковая гимнастика)
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: -Но, ребята, поросята не знают, откуда им начать строительство: сверху или снизу?
-Давайте поэкспериментируем. Скажите, а можно начать строить дом с крыши? Почему?
4.Физкультминутка
Три пухлых поросенка
Приходят в гости к нам
Три ловких поросенка
Играют по утрам.
Три быстрых поросенка
Бегут, бегут. бегут.
Три славных поросёнка
Танцуют и поют.
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).
Воспитатель: А сейчас принимаемся за работу. Мы сейчас станем настоящими строителями и поможем нашим гостям построить домики, какие они захотели. Ниф-ниф и Нуф-нуф к нам присоединятся.
Воспитатель:
Это чей, это чей
Новый дом из кирпичей?
Это дети строят дом,
Чтобы поросята жили в нём.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
(Дети строят дом по предложенному образцу, могут объединяться в пары):
5.АНАЛИЗ РАБОТ:
Воспитатель: -Ребята, что мы строили? Для кого мы построили домики? Как вы думаете, Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу понравились наши домики? Почему?
Лямина Г.М. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада /Сост.. - М., 1981
Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.. Комплексные занятия в ДОУ по программе под редакцией Вторая младшая группа.- Волгоград: Учитель,2012.
Конструирование и ручной труд в детском саду /Из опыта работы. – М., 1990
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез,2006
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2008
Художественно-творческая деятельность" авт. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова 2011
-75%
Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности.
Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
- Три — четыре года:
- познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
- развивать мелкую моторику.
- развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
- обучать приёмам изготовления простейших поделок из бросового материала, дополняя образ игрушки деталями из пластилина, цветной бумаги или природного материала (ягоды, листья, ракушки, жёлуди и т. д.).
- учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
- знакомить с приёмами изготовления поделок сложных конструкций;
- учить придавать художественную выразительность образу, придумывая декоративные детали и украшения;
- развивать творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
- Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
- в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например:
- какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
- Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
- Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
- Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
- Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
- Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей
Поделки из бросового материала для детского сада
Занятия по конструированию традиционно проводятся один раз в неделю, некоторые из них педагог может посвятить моделированию оригинальных поделок из бросового материала.
Картотека тем
Весёлые паучкм из пластиковых стаканчиков и пушистой проволоки
Букет из пластиковых стаканчиков, пуговичек, салфеток
Макет сказочного города из бросового материала (коробки, колпачки от фломастеров, пуговицы и т. д.)
Самолёт из пластиковой бутылки
Фотогалерея: детские поделки
Весёлые человечки из пластиковых бутылок Лев из пластикового стаканчика с элементами пластинографии и аппликации Смешные зайчики из пластиковых стаканчиков и картофеля Разноцветный дракол из пластиковых стаканчиков и ленточек Весёлые снеговички из одноразовых тарелок Танки из кухонных губок и крышек Танки из коробок. облеенных цветной бумагой Коллективная работа из коробочек с элементами аппликации Куклы для настольного театра Букет цветов из пластиковых крышек Ёлочная игрушка из одноразовых тарелок Фигурка жирафа из бочёнков для киндер-сюрприза Птичий двор из бросового материала Летающие тарелки из одноразовых тарелок Робот из пластиковых крышек
Читайте также: