Н и нн в разных частях речи конспект урока 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Орфограмма: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (существительных, прилагательных, причастиях, наречиях).

1. Две буквы Н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н (сон — сонный); 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн- (станционный). Исключение: ветреный.

2. Одна буква Н пишется: 1) в суффиксе -ин- (гусиный); 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных (кожаный). Исключения : оловянный, деревянный, стеклянный.

3. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, столько и в полных. Туманна (туманная).

4. Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: 1) если в них есть приставка, кроме не-; 2) если к ним относятся зависимые слова; 3) если в слове есть суффикс -ова- (-ева-); 4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый. Засушенный, оцинкованный, лишенный (от лишить — глаг. сов. в.), мерянная линейкой

5. Одна буква Н пишется в суффиксах: 1) кратких страдательных причастий; 2) бесприставочных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, а также не имеющих зависимого слова (путаный ответ). Исключения ; медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный.

6. В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы. Обыкновенно (обыкновенный).

ВНИМАНИЕ! Чтобы правильно определить количество Н в полных формах причастий и прилагательных используйте специальный АЛГОРИТМ, указанный в конспекте «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных«

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

  • Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи.
  • Развивающая: создать мотивационную основу для обобщения учебного материала, развивать умение самостоятельно работать с текстом; работать в паре; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра; развивать диалогическую и монологическую речи обучающихся (работа над связным высказыванием на лингвистическую тему); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
  • Воспитывающая: вырабатывать внимательность и собранность, аккуратность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувство прекрасного.

Обучающие задачи для учащихся:

  • определять части речи;
  • различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
  • использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Садитесь, ребята. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Готовы ли вы сегодня сотрудничать со мной?
– Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ.

2. Актуализация опорных знаний

В суматохе дней, в суматохе ночей мы порою не видим,
Как прекрасна земля, как прекрасен ручей
После долгой зимы вьюжной…

1) Орфографическая разминка

Цель: вспомнить правила правописания Н и НН в разных частях речи
Задание: объясните написание данных на слайде слов с Н и НН (устно)

Серебря(н, нн)ый иней, запороше(н, нн)ые снегом, скова(н, нн)а льдом, околдова(н, нн) невидимкой, окута(н,нн) меховым одеялом. Приложение 1 (ключ – слайд 2)
– На какие правила даны слова?

2) Формулировка темы и целей урока совместно с детьми. (Слайд 3, 4)
(запись даты, темы)

Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастиях прошедшего времени; причастиях, которые перешли в разряд прилагательных

2) основа на Н + суф. Н
камень – камен+ный

Запомнить .

Жёваный, кованый, смышлёный, незваный, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный.

– Вывод о правописании Н и НН в разных частях речи.
– Чтобы не ошибиться в правописании Н и НН в разных частях речи, нужно сначала определить часть речи, а затем применить правила правописания, которые, как вы видите, у каждой части речи свои.

5) Повторение способа действия для разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий.

Девочка рассеянна и невнимательна. (Рассеянна – можно заменить полным прилагательным рассеянная. Следовательно, это краткое прилагательное, в котором пишется столько Н, сколько в полной форме)
Семена рассеяны по полю. (Рассеяны – сказуемое, его можно заменить глаголом рассеяли. Следовательно, это краткое причастие, в котором всегда пишется Н)
Он рассеянно смотрел по сторонам. (Смотрел как? – обстоятельство образа действия, выраженное наречием; его можно заменить наречием невнимательно. Следовательно, рассеянно – наречие, в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

3. Обобщение и систематизация материала

1) Тренировочные упражнения

– Сейчас выполним ряд упражнений на совершенствование знаний.

Карточка №1

А) Работа в паре.

Цель: отличать отглагольные прилагательные от причастий.

Задание: списать, раскрыв скобки, обосновывая свой выбор. У1 – по цифрой 1, У2 – под цифрой 2; обменяться тетрадями, произвести взаимопроверку и взаимооценку по ключу.

1) Косить – коше(н,нн)ый луг, скоше(н, нн)ая трава, трава не скоше(н, нн)а, невыкоше(н, нн)ый луг, некоше(н,нн)ый луг.
2) Золотить – золочё(н, нн)ая брошь, позолоче(н, нн)ая рама, рама позолоче(н, нн)а.
(Слайд 5)

Вывод о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Карточка №2

Б) Самостоятельная работа

Цель: уметь определять части речи; различать краткие отглагольные прилагательные, причастия и наречия.

  • Дело чрезвычайно запута(н,нн)о.
  • Ответ звучал запута(н, нн)о и непродума(н, нн)о.
  • Все детали операции были тщательно продума(н, нн)ы.
  • Его ответы были точны и продума(н, нн)ы.
  • На столе стояла глиня(н, нн)ая фигурка обезьянки.

Вывод о правописании Н и НН в отыменных прилагательных, кратких отглагольных прилагательных, причастиях, наречиях.

В) Просмотр картин, устное рисование с использованием систематизированных правил.
(Слайды 7-11)

– Давайте прикоснёмся к искусству, рассмотрим репродукции картин И.И.Шишкина, мастера пейзажной живописи, который очень любил северную природу и написал много картин о разных временах года.

2) Работа по разноуровневой карточке.

Карточка №3

Разноуровневая карточка

Задания по выбору.

Цель: уметь определять части речи, применять правила правописания Н и НН в разных частях речи.
Задание: списать, вставить Н или НН, определив часть речи. Самопроверка по ключу.

Цель: различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия, наречия.
Задание: используя данные ниже словосочетания, составьте предложения; обоснуйте выбор Н и НН.

Величестве(н,нн)ая сосна; таинстве(н,нн)о мерцающий снег; небо таинстве(н,нн)о; заснеже(н,нн)ая скала; тень дли(н,нн)а; ствол укута(н,нн)ый, облепле(н,нн)ый снежными хлопьями; укута(н,нн)ы, придавле(н,нн)ы снегом; медле(н,нн)о, со(н,нн)о проплывают; лу(н,нн)ый свет.

Цель: использовать данную орфограмму в речи.
Задание: составьте текст по заданному началу, объясните написание Н и НН в словах разных частей речи.

4. Контроль и коррекция знаний

Тест. Н и НН в различных частях речи (задания части А (А12)

1. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

А) ути. ые истории
Б) чище. ая морская рыба
В) проштампова. ое письмо
Г) колено раздробле…о

2. На месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН? Необразова(1 )ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а китайская ваза.

– Самопроверка, самооценка по ключу. Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б (слайд 13)

5. Выводы по уроку, рефлексия, оценки (Слайд 14)

– Закончить урок хочу на лирической ноте, прочитав строчки, напетые мне нашей природой:

В нашем заснеженном краю,
Где каждая берёзка – королева,
Где кедры, сосны, ели, как в раю,
Нам настежь открывают свои двери,
Мне хочется творить, любить и верить.

– Я желаю вам успехов, творчества, запишите домашнее задание.

6. Информация о домашнем задании (Слайд 15)

При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и Интернет-ресурсы:

Конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме

Форма урока: комбинированный урок-обобщение.

· формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к ЕГЭ, а именно:

· систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи для выполнения заданий ЕГЭ

· развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий) для выполнения части В;

· развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения для выполнения части С.

· учебники и рабочие тетради;

· папка для подготовки к ЕГЭ;

I . Орг. момент. Слово учителя.

Пришли сюда мы на урок, чтобы компьютер нам помог

В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться.

Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать.

Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две Н.

Запись темы урока, обращение к классу:

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

- Что мы ещё должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению частей А, В и С.

II . Актуализация знаний учащихся.

1. У доски один ученик готовит опорный конспект по теме урока.

2. Класс в это время – орфоэпическая дуэль.(Устно.)

(даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта (дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

1 вариант. 2 вариант.

Избалованный Духовник (священник)

Квартал Языковые (явления)

Прибывший Языковая (колбаса)

3. Класс – лексико-орфографическая работа ( устно).

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое значение.

Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, т…ология, тр…виальный, р…зонанс, окс…морон, а(н,нн)отация, л…тота, мент…литет, т(е,э)ндер, дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, бе(л,лл)…тристика.

4. Прослушивание теоретического материала (отвечает 1 ученик по опорному конспекту).

Перед этим обращение к классу - открыть пособия из кабинета (стр. 40) или свои опорные конспекты из папки к ЕГЭ.

- Что вы можете добавить к прозвучавшему ответу?

Если затрудняются, спросить класс:

- что мы должны помнить о правописании Н и НН в наречиях?

-в кратких прилагательных?

-в существительных: труженик, вареник, гостиница, пудреница, мудрёность, масленица?

Вставить одну или две Н и объяснить.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой. Время – 5 минут.

( я в это время готовлю на экране страничку из ЕГЭ из Интернета).

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом исправляют и сдают учителю.

3. Тренировочные задания из ЕГЭ ( А – 12): варианты 1,2,3 и с экрана

отдельный вариант. (стр.7, 17, 36) Слайд № 5.

4. Проблемная ситуация №1. Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях?

Алгоритм. Слайд №7.

I . Если слово заменяется глаголом (прочитали),

значит, это краткое причастие

следовательно, пиши Н ( прочитана).

II . Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна)

следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН

5. Распределительный диктант.

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

Ключ к правильному ответу.

Краткое причастие краткое прилагательное

Ответ запутан память священна

Население собрано походка медленна

Помощь обеспечена даль туманна

Бойцы ранены положение бедственно

Вина доказана дорога пустынна

(подсказка: к кр. прич. можно поставить вопрос что сделана?)

6. Проблемная ситуация №2.

Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Ученики обеспече…ы учебниками?

(ответ: наречия отвечают на вопрос: КАК?

краткие причастия - на вопрос каков? что сделан?)

Вопрос к классу: для выполнения какой части ЕГЭ важно различать похожие части речи? (части В).

7.Тренировочное задание ЕГЭ – вариант 6 из сборника (ответ – причастие ОБУСЛОВЛЕНО).

8. Лингвистический анализ текста.

Тексты на столах.

На слайде только задание по группам:

I группа – объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания в двух последних абзацах;

II группа – определить стиль текста, тип речи, задачу текста, тему и основную мысль.

III группа – написать сочинение-рассуждение по проблеме, поднятой автором.


На этом уроке мы выясним, что нужно знать для правильного написания Н и НН в разных частях речи. Поговорим о написании Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных. И попытаемся создать одно правило для всех частей речи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правописание Н и НН в разных частях речи"

· Поговорим о написании одной и двух н в существительных и прилагательных.

· Выясним всё о написании одной и двух букв н в причастиях и наречиях.

· Поговорим о том, что нужно знать для правильного написания одной и двух букв н.

В русском языке есть некоторые правила, которые могут представлять для нас особенные трудности.

Кажется – насколько легко написать слово довере…ость? Но нет, дойдя до первого н мы тут же начинаем раздумывать: а сколько их там всего? И вот, пожалуйста. Перед нами орфограмма, которая кого угодно заставит призадуматься!


Вообще, буквы н в русской орфографии ведут себя довольно вредно.

Эта орфограмма встречается в разных частях речи. При этом н могут стоять в корне, суффиксе или на границе корня и суффикса. Написание может зависеть от разных причин. И, конечно, всегда есть исключения… Это и приводит к ошибкам.

Но что же нужно знать для правильного написания одной и двух букв н?

Для начала нужно легко различать части речи. И хорошо бы разбираться в морфемике и словообразовании – тогда никакие орфограммы будут не страшны.


Потому что в первую очередь мы должны определиться – какую часть речи мы видим перед собой. Н и НН мы встречаем в существительных, прилагательных, причастиях и наречиях.

Но прилагательные могут образовываться от имён или от глаголов. Отглагольные прилагательные близки к причастиям, и правило написания для них в чем-то схоже.


А ещё прилагательные и причастия могут иметь краткую форму, и для этих форм существуют особые правила.

Итак, предположим, мы встретились с существительным… Что мы будем делать теперь?

Мы зададимся вторым вопросом – от чего и как образовалось это слово?

Может быть, оно образовалось при помощи суффикса н от слова, в основе которого уже было н?

н в корне + н в суффиксе – вот и две буквы.

Мы видим это в таких словах, как малинник, конница.

А вот в слове труженик н будет одно. И в слове гостиница тоже. Здесь в корне букв н не наблюдается.

Или же существительное могло образоваться от слова, в котором уже было нн. В таком случае у нас так и остается две буквы.

Слово доверенность образовалось от доверенный, и в обоих словах два н.

А слово пряность образовалось от прилагательного пряный, и в двух словах будет одно н.

Значит, существительное мы напишем через два н, если оно образовалось от слова, где есть н в основе. Или образовано от прилагательного или причастия, где уже есть два н.

А одно н мы напишем, если слово образовано от прилагательного или причастия с одной н.

Постойте-ка. Но получается, что нам нужно знать – как пишется слово, от которого образовалось существительное. Но откуда нам знать, как пишется причастие или прилагательное?

А это уже следующая часть правила, к которой мы сейчас и перейдем.

Время обратиться к прилагательному. Конечно, сначала мы посмотрим на написание отымённых прилагательных.

И если мы столкнулись с таким прилагательным – какой следующий вопрос мы зададим?

Да. Тот же самый.

От чего и как образовалось слово? Что, если в основе существительного, от которого произошло прилагательное, уже было одно н? Н в корне и н в суффиксе… Стоп. Звучит как что-то очень знакомое, не правда ли?

Действительно, этот пункт для прилагательных и существительных – общий, потому что они часто образуются друг от друга.

Отчаянный – от отчаяние, каменный – от камень, старинный – от старина, туманный – от туман. Мы здесь смотрим даже не на корень – именно на основу, от которой слово образовалось. И все наши основы заканчиваются на н, так что мы пишем две буквы.

Но если две буквы н заключены в самом суффиксе? Эти буквы мирно уживаются с е и о. Так что в суффиксах -енн- и -онн- мы пишем две н:

Соломенный, утренний, станционный, традиционный.

А вот буквам и, а, я не так везет: они сочетаются только с одной н:

Соколиный, песчаный, утиный, глиняный – везде по одной н.

Но в этом правиле есть и исключения. Слово ветреный пишется с одной н. При этом безветренный – уже с двумя, на него исключение не распространяется.

С одной н пишутся слова свиной, бараний, кабаний, тюлений. Хотя, казалось бы, они образовались от существительных с основой на н. Но образовались не при помощи суффикса н, а при помощи суффикса -й-.

Самые известные исключения – это, конечно, слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся через нн. И здесь время вспомнить лингвистическую шутку о парне, у которого искусственные глаз, зуб и нога, так что он точно знает, как пишутся эти слова.

Итак, два н в прилагательных мы напишем, если слово образовалось от существительного с основой на н. Или если в слове есть суффиксы енн-, -онн-. Плюс стеклянный, оловянный, деревянный.

С одной н мы пишем слово, если в нем есть суффиксы –ин-, -ан, -ян. Плюс слова ветреный, бараний, кабаний, тюлений. Есть еще так называемые непроизводные прилагательные – пряный, румяный, юный. Они вообще ни от чего не образовались и сразу были прилагательными, потому пишутся с одной н.

И вот, кажется, мы дошли до самой сложной части нашего правила. Отглагольные прилагательные и причастия… Что мы делаем, если столкнулись с ними – опять выясняем, от чего и как образовалось слово? На этот раз нет. Поэтому у нас и могут возникнуть сложности.

Отглагольные части речи требуют к себе особого отношения.

Во-первых, отглагольное прилагательное и причастие очень похожи. А поэтому они просто требуют сначала различить, кто из них кто. Потом определить вид, потому что их написание зависит от вида. Но не только от вида, так что мы можем легко запутаться в пунктах правила.

И возникает вопрос: а не проще ли вообще не различать эти две части речи?

Если перед нами – полное отглагольное прилагательное или причастие, а наша цель – правильно написать слово… То мы можем пожертвовать теорией ради практики. И просто обратить внимание на некоторые внешние признаки, которые подскажут правильное написание.

Итак, если мы столкнулись с причастием или отглагольным прилагательным – нужно искать внешние подсказки.

Одной из таких подсказок может стать приставка. Есть приставка – есть две буквы н. Как в словах исхоженный и поджаренный.

Правда, приставка не- нам не годится. Она не влияет на написание слова.

Нехоженый – по-прежнему одна буква н. Но после приставки не- может стоять еще одна приставка, как в слове незаклеенный. Тогда мы пишем две буквы н.

Второй подсказкой может быть слово, зависимое от причастия. Если рядом есть слово, к которому мы ставим от причастия вопрос, то мы пишем две н.

Третья подсказка – слово заканчивается на -ованный или -ёванный. Обычно в таких случаях соединяются суффиксы -ова- и -ёва- с двумя н.

Балованный, маринованный, организованный, малёванный.

Исключения – кованый и жёваный. Без приставок и зависимых слов эти слова пишутся с одной н.

У правила довольно много исключений. Это слова деланный, желанный, невиданный, негаданный, недреманный, нежданный, неслыханный, нечаянный, священный, жеманный, чванный, чеканный. Здесь повсюду пишется две н.

Одна буква н пишется в словах непрошеный и смышлёный. С одной н мы напишем сочетания вроде стираный-перестираный, писаный-переписаный. В этом случае приставка нового слова не образует.

Эти случаи нам приходится запоминать.

Итак, два н в причастии или отглагольном прилагательном мы напишем:

- если в нем есть приставка – любая, кроме не.

- если мы видим зависимое слово.

- если слово заканчивается на ованный, ёванный – кроме кованый, жёваный.

- если это причастие совершенного вида.

И нужно еще помнить об исключениях.

И вот теперь мы подошли к очередной части речи – наречию. Перед нами наречие, что делать дальше?

Задавать себе все тот же прежний вопрос.

Даже ещё более лёгкий вопрос: от чего это слово образовано? В наречии будет столько же букв н, сколько было в прилагательном или причастии, от которого оно произошло.

От прилагательного медленный образуется наречие медленно. От чудесныйчудесно. А количество Н так и не меняется.

И получается, что если мы сталкиваемся с наречием и не знаем, как его написать – нам нужна машина времени. Потому что наречие отсылает нас к правилу о написании причастий и прилагательных.

Так что нужно знать, чтобы правильно писать н и два н?

Во-первых – какая перед нами часть речи.

И еще – как и от чего она образовалась.

Если же перед нами причастие, то здесь нужно заняться поиском признаков, о которых мы говорили.

Читайте также: