Знакомство с предприятием изучение правил тб и охраны труда конспект

Обновлено: 06.07.2024

Приходится выполнять обязанности специалиста по охране труда и смутно представляете себе, что входит в вашу компетенцию? Теряетесь и не до конца понимаете себе весь объем работ данной сферы?

Сейчас мы подробно разберемся, как выстроить охрану труда с нуля в организации. Ведь правильно организованная работа по ОТ помимо безопасности работников на предприятии обеспечивает защиту начальства от штрафных санкций и уголовного наказания.

Поэтому давайте разбираться, как должна “строиться” охрана труда с нуля, потому как неопытному специалисту сложно правильно выстроить последовательность своих действий, когда непонятно, как расставить приоритеты, и начать рекомендую с просмотра видео.

Охрана труда с нуля

Сразу же возникает резонный вопрос: “С чего начать?” Тем более, если человек никогда этим не занимался или знаком с темой поверхностно.

Чтобы облегчить задачу, я приготовила подробный план действий, который поможет, чтобы охрана труда была выстроена в эффективную систему с нуля.

Совокупность мер по ОТ призвана обезопасить ежедневный труд работников, сохранить их здоровье и жизнь. Кроме того, главе компании не придется платить миллионные штрафы или отбывать наказание за смертельный или групповой несчастный случай на работе.

Специалист по охране труда

Первый шаг – это ваше обучение по охране труда. Сейчас не имею в виду профпереподготовку по техносферной безопасности, а обучение, которое должны проходить абсолютно все принимаемые на работу работники.

Обучение нужно пройти по программе в объеме 40 часов в учебном центре. Причем обучающая организация должна иметь лицензию и аккредитацию, подтверждающую право обучать по охране труда. Вам выдадут удостоверение, срок действия которого – 3 года.

Если диплом специалиста по ОТ у вас на руках, значит, вы уже обладаете набором базовых знаний, что намного упрощает дальнейшую работу.

По статье 217 ТК РФ, если сотрудников в компании больше 50, должность специалиста по охране труда обязательно должна быть в штатном расписании.

Если численность сотрудников меньше, охраной труда занимается непосредственно работодатель или тот, кого он назначит приказом. Как правило, это участь касается чаще всего кадровиков и менеджеров.

Как показывает практика, малые организации не считают нужным вести работу по охране труда, а должность специалиста по ОТ у них вовсе отсутствует, даже если численность превышает 50 работников.

Руководители таких компаний полагают, что если отсутствуют вредные и опасные факторы, то и требования по ОТ на них не распространяются. И даже не знают, что за подобные нарушения предусмотрен штраф.

Как ни крути, и штраф платить придется, и нарушение устранять, поэтому игнорировать правила не стоит.

Знакомство с объектом и документами

Далее изучите документацию предприятия, чтобы разобраться в структуре организации и ознакомиться с перечнем профессий. Для этого в отделе кадров запросите штатное расписание.

Если ваш предшественник проводил вводный инструктаж и вел соответствующий журнал – отлично. Если до вас этого никто не делал, придется подготовить приказ об ответственном за проведение данной процедуры, разработать и утвердить программу вводного инструктажа, а также завести журнал его регистрации.

Далее направляем руководителя и всех его замов на обучение по охране труда в учебный центр. Также это обучение должны пройти главные специалисты и руководители цехов и отделов.

Как говорится, безопасности много не бывает. Линейные руководители отвечают за безопасное проведение работ своими подчиненными, и если произойдет несчастный случай, отвечать придется начальнику цеха или отдела.

Нередко руководители не спешат финансировать расходы на охрану труда. Тогда, чтобы подстраховаться, составьте служебку на имя директора, в которой подробно пропишите сумму расходов на обучение и расходы на уплату штрафов. Так, возможно, вы убедите руководителя проплатить услуги учебного центра.

Напомните ему, что сначала придется заплатить штраф, а потом, так или, иначе тратиться на обучение в учебном центре. В немалые расходы обойдется несоблюдение закона.

Да, все это стоит денег, но отсутствие обучения по охране труда обходится еще дороже, поэтому мероприятия для обеспечения безопасного выполнения работ должны существовать не только на бумаге, но и воплощаться в жизнь, а значит финансироваться. Иначе неприятностей не миновать.

Подготовка инструкций по охране труда

С документацией ознакомились? Самое время пройтись по объектам. Посетите все цеха и отделы, составьте список оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе. Чтобы понимать, какие именно инструкции по охране труда должны быть разработаны в организации. Они должны быть подготовлены по каждой профессии и виду работ.

Разработкой ИОТ должны заниматься начальники цехов или мастера, а специалист по охране труда оказывает методическую помощь при разработке.

К сожалению, так дело обстоит не во всех сферах деятельности и не во всех организациях и составлением инструкций по охране труда занимается СОТ.

Инструктирование по охране труда

Пришло время распределить ответственность за безопасное выполнение работ. Обязанности в сфере охраны труда определяются приказами и распоряжениями работодателя.

Итак, какую ответственность распределяем?

Прежде всего, это ответственность за соблюдение безопасного выполнения работ на рабочих местах и соблюдение требований правил по охране труда. За это отвечают начальники цехов, мастера и другие инженерно-технические работники – руководители структурных подразделений. Они же проводят первичные, повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда на рабочем месте, а также контролируют использование СИЗ, прохождение медосмотров и так далее своими подчиненными.

Эти ответственные лица отвечают за проведение инструктажей и ведение журнала регистрации инструктажей.

Проводить инструктажи положено по утвержденной программе и в соответствии с инструкциями по ОТ.

Так как инструкции разработаны, пришло время подготовить программы проведения инструктажей.

Помните, что повторный инструктаж следует проводить сотрудникам как минимум один раз в шесть месяцев, если в Правила по охране труда не обязуют проводить его не реже одного раза в три месяца.

Стажировка на рабочем месте и обучение по охране труда

Далее разберемся со стажировкой. Это ключевой момент. Каждый новый сотрудник, занятый на работах с вредными и опасными условиями труда, обязан отработать от 3 до 19 смен под руководством опытного рабочего, мастера или начальника цеха.

По окончании стажировки сотрудник обязан пройти проверку знаний. И если ее результат положительный, его распоряжением или приказом допускают к самостоятельной работе.

Но тут возникает вопрос: кто будет эти самые знания проверять? Снова в учебный центр? Нет, есть альтернатива, которая сэкономит бюджет работодателя.

Приказом по предприятию назначается состав комиссии по проверке знаний требований правил по охране труда, в которую входят специалисты, прошедшие обучение в учебном центре. Не забудьте включить в состав комиссии и себя.

Тут же возникает вопрос: как правильно организовать обучение?

Придется разработать обучающие программы для каждой профессии. Добавьте туда же экзаменационные билеты или тесты, чтобы проще было проводить проверку знаний.

По окончании следует подготовить протокол проверки знаний, в котором работник обязан поставить подпись и выдать удостоверение. Работник обязан носить его с собой, когда находится на рабочем месте.

Разрабатываем график проверки знаний по охране труда

Составлять график проверки знаний необязательно, но чтобы не упустить дату очередного экзамена у работника, очень удобно данный документ вести.

Причем неважно, касается это медицинского освидетельствования, инструктажа или обучения. Ведь соблюдения сроков требует ТК РФ, а нарушать законы чревато последствиями.

Итак, чтобы избежать штрафных санкций, а они не маленькие – больше 100 тысяч рублей, в конце уходящего года нужно сформировать график проведения экзаменов по охране труда на следующий год.

Как поступить, если день экзамена выпал на выходной день сотрудника?

В моей практике подобные проблемы возникали неоднократно. Я долго искала ответ на вопрос: “Можно ли вызвать человека в его выходной для проверки знаний по охране труда?”

Считаю, что все вопросы нужно изучать досконально, соответственно и эту проблему я изучила со всех сторон. Решила выяснить для себя, как правильно поступать в данной ситуации, чтобы избежать штрафов. Перелопатив массу литературы и нормативов, стало понятно, что четкого ответа на вопрос о том, что делать в данной ситуации, не существует. Другими словами, конкретное время экзаменов нигде не оговорено.

Зато ТК РФ четко определяет, что считать временем отдыха и какие виды этого самого времени бывают. Изучив главу 17 ТК РФ, становится понятно, что работодатель не имеет права требовать от работника в его законный выходной приходить на экзамен.

Проверка знаний напрямую касается исполнения сотрудником должностных обязанностей, соответственно, выполнять их он должен только в рабочее время.

Если дело срочное, и нет возможности перенести экзамен на другой день, проверить знания можно только с согласия работника, причем письменного.

Считаете это простой формальностью? Напрасно. Ведь если дело дойдет до суда, это будет плюсом в вашу копилку доказательной базы. Ведь если судья затребует график проверки знаний по охране труда и сопоставит их с графиками работы сотрудников, то без труда определит, что вы проигнорировали права работников на отдых, принудив их приходить на работу в выходной.

Вы имеете право провести экзамен раньше или в первый же рабочий день, следующий за выходными, но никак не позже.

Тема урока : Организация охраны труда на предприятии.

  • проверка знаний и навыков по охране труда;
  • проконтролировать степень усвоения материалов;
  • прививать интерес к соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;
  • формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях;
  • развивать навыки принятия правильных решений в создавшихся на рабочем месте ситуациях, при не соблюдении требований охраны труда и техники безопасности;
  • способствовать развитию аналитического мышления и познавательных умений;
  • привить интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии;
  • развить логическое мышление;
  • Продемонстрировать элементы игровой деятельности, как метода повышения продуктивности мышления студентов.

Общие компетенции (ОК):

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

Оснащение урока: карточки-задания, ситуационные задачи, тесты

Литература: Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте : учебное пособие. - М.: издательский центр Академия, 2014 г. - 160 с.

Организация и ход урока

1.1.Выявление отсутствующих студентов

1.2.Организация внимания и готовности студентов к уроку.

3. Контроль ЗУНК студентов

4 . Проверка и самопроверка ЗУНК

5. Подведение итогов урока

Будаева С.З Добрый день, присаживайтесь.

Будаева С.З. Давайте проверим присутствующих.

А сейчас переходим к работе. Нам необходимо сформировать две команды. Я попрошу группу построиться. Капитанов команд мы с Вами определили. А теперь капитаны по очереди будут набирать себе команду.

Попрошу команды придумать себе названия.

И так мы начинаем игру.

1 тур: - Мозговой штурм

Командам задаются по семь вопросов, если кто-то не отвечает, то команда теряет право отвечать дальше и вопросы задаются другой команде. Следующая команда может набрать больше баллов, если ответит на свои вопросы и оставшиеся вопросы предыдущей команды.

1. На что направлена Охрана труда на предприятиях? ( Направлена на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.)

2.Что такое производственная травма? (Травма, полученная на производстве)

3 . Перечислите виды инструктажей по ТБ на производстве. (Вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой)

4. Вредный производственный фактор. ( Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию.)

5 . Что такое производственная санитария ? (Это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

6. Перечислите бытовые помещения на предприятии. (Гардероб, туалет, душ , столовая…)

7. Какой инструктаж проводит Инженер по ТБ? (Вводный)

1. Назовите главный документ по охране труда на предприятии . (Трудовой кодекс)

2. Что, такое бытовая травма? (Травма, полученная в бытовых условиях)

3.Кто отвечает, за технику безопасности на производстве? ( Главный инженер)

4. Какой инструктаж, производит мастер? (На рабочем месте - первичный)

5 . К кому идет рабочий после оформления на работу в Отделе кадров? ( Инженер по технике безопасности)

6. Опасный производственный фактор. ( Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу).

7.Что такое, профессиональные заболевания? ( Заболевание в результате воздействия вредных производственных факторов)

Переходим ко 2 туру. Мы отвечаем сами …(Вопросы задают команды)

1. Перечислите основные узлы механической вентиляции. (Воздуховод, шибер, коллектор, магистральный воздуховод, циклон, бункер, вентилятор, вытяжная шахта)

2. Перечислите основные формы деятельности человека. (Физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд)

3. Комфортные условия труда - обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья.

4. Перечислите параметры воздуха рабочей зоны. (Температура, влажность, подвижность воздуха, давление).

5. Дайте определению вентиляции. ( Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязнённого воздуха и подачу наего место свежего).

1. Какие факторы влияют на работоспособность человека. (Внешние – рабочее место, освещённость, температура, взаимоотношения в коллективе и т.д.; внутренние - уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость)

2. Дифлектор, его назначение. ( Дефлектор - представляет собой специальные насадки, устанавливаемых на вытяжных трубах и каналах, усиливающие при образовании их ветром разряжения в трубе или канале .)

3. Относительно дискомфортные условия труда - при воздействии в течении определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективное ощущение и функциональные изменения, не выводящие за пределы нормы.

4. Какими приборами определяют параметры воздуха рабочей зоны? ( Термометр, психрометр, анемометр, барометр).

5. Дайте определение заземлению. (Заземление – намеренное соединение нетоковедущих частей, которые случайно могут оказаться под напряжением, с заземляющим устройством).

Переходим к 3 туру. Конкурс капитанов.

Первый конкурс капитанов:

Команда №1 - Интересная ситуация – Вы инженер по технике безопасности, предложите, как будите проводить вводный инструктаж с рабочим.

Команда №2 - Интересная ситуация – Вы мастер, предложите, как будите проводить первичный инструктаж с рабочим.

Второй конкурс капитанов:

Вопрос 1 . Почему электричество считается одним из самых опасных производственных факторов? (Оно не имеет запаха, не имеет вкуса, цвета, невидимо)

Вопрос 2 . Какие способы защиты от поражения электрическим током вы знаете? (Изоляция и ограждение токоведущих частей, знаки безопасности и плакаты, применение средств индивидуальной защиты, применение малых напряжений, защитное заземление, защитное отключение, предупредительная сигнализация и блокировка.)

Вопрос 3. Какой вид инструктажа проводится перед выполнением особо опасных работ (Целевой)

Вопрос 4. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками. (Ударит током)

Вопрос 5. Как должен поступить студент, если получит травму. ( Немедленно обратиться к преподавателю)

Вопрос 6. Что нужно сделать в первую очередь, если во время занятий в кабинете что-либо загорится. ( Быстро выбежать из кабинета)

Переходим к 4 туру. Ох, счастливчик.

Принимают участие студенты, набравшие большее количество баллов с каждой команды по два человека.

Ведущий задаёт по очереди вопросы, если команда не ответила, то вопрос переходит ко 2 команде.

1. Перечислите категории труда. ( Легкий труд, средний труд, тяжёлая работа)

2. Каким прибором измеряют освещенность? (Люксметром)

3. Каким прибором измеряют шум? (Шумомер)

4. Назовите границы инфразвука. (0 - 20 Гц)

5. Назовите границы слышимого звука. (20 - 20000 Гц)

6. Назовите границы ультразвука. (Более 20000Гц)

7. Основное оборудование при тушении пожара? (Огнетушитель)

8. Кто из работников предприятия отвечает за охрану труда на предприятии? (Работодатель)

9. Перечислите виды естественного освещения. ( Боковое, верхнее, комбинированное, совмещенное)

10. Перечислите виды естественной вентиляции. (Организованная: за счет аэрации и дефлекторами и неорганизованная)

- Вы работники предприятия. На предприятии произошел пожар. Перечислите алгоритм действия руководителя предприятия и действия работников.

Порядок действия руководства организации

Данный алгоритм был специально разработан компетентными специалистами и является правилами поведения при пожаре. Список действий и их последовательность выглядит так:

6 тур – Тестирование команд. Каждый правильный ответ – 1 бал.

1.При какой численности работников в организации должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда?

А: Если численность работников превышает 50 человек

Б: Если численность работников превышает 100 человек

В: Если численность работников превышает 500 человек

Г: Создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда не зависит от численности работников организаций

А: Обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Б: Обязан проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В: Обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и нструктаж по охране труда, стажировку работников на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда.

Г: Обязан обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров

3. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу работниками, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику. Так ли это?

А: Вводный инструктаж не обязателен для работников с высшим образованием.

Б: Да, вводный инструктаж проводится со всеми.

В: Вводному инструктажу не подлежат специалисты, нанимаемые на высшие руководящие должности.

Г: Вводный инструктаж проводится по усмотрению работодателя.

4. Непрерывный контроль за безопасностью труда на предприятии обеспечивает, занимается организацией и координацией работы по охране труда:

А: Руководитель предприятия

В: Руководитель отрасли

Г: Инженер по охране труда

Д: Председатель профсоюзного комитета

5. Должен ли работодатель (его представитель) сохранять до начала расследования несчастного случая обстановку на месте, где он произошел?

А: Нет, потому что необходимо принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

Б: Необходимо сохранить до начала расследования несчастного случая

обстановку, какой она была на момент происшествия.

В: Да, в том случае, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения –зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование, видеосъ ѐ мку и пр.).

Г: Необходимо сохранить обстановку, какой она была на момент несчастного случая, и только после осмотра места происшествия комиссией по расследованию несчастного случая, ликвидировать последствия несчастного случая.

6. Повторный инструктаж по вопросам охраны труда с работниками обычных профессий проводится:

Г: 1 раз в 2 года

Д: 1 раз в 3 года

7.Относительную влажность воздуха определяют в единицах:

8. Задачи вентиляции:

А: Уменьшение шума

Б: Обеспечение чистоты воздуха

В: Обеспечения нормальных микроклиматических условий

Г: Обеспечение взрывобезопасности и пожаробезопасности

9. На какие категории подразделяются средства защиты работающих в зависимости от характера их применения?

А: На средства коллективной и индивидуальной защиты

Б: На средства коллективной, индивидуальной и комплексной защиты

В: На средства индивидуальной и комплексной защиты

Ответы на тест: 1-А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – Г; 5 – В; 6 – Б; 7 – Г; 8 – В; 9 - А

А: Охрана труда - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Б: Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в

процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические, организационные, технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

В: Охрана труда - система сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические и иные мероприятия.

Г: Охрана труда- направлена на создание и поддержание организационной структуры и обеспечение ресурсами системы управления, обеспечивающей безопасность трудовой

2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми принятыми в организацию специалистами, рабочими, учащимися и студентами, прибывшими на практику, а также при переводе работника на другую работу или в другое подразделение. Соответствует ли это утверждение требованиям ГОСТа?

А: Указаны не все категории работников.

В: Первичный инструктаж на рабочем месте проводится для всех

работников, прошедших вводный инструктаж.

Г: Первичный инструктаж не проводят со специалистами.

3. Подлежат ли расследованию и учету несчастные случаи на производстве, происшедшие со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проходящими производственную практику в организациях, если им не установлена заработная плата?

А: В каждом конкретном случае определяет комиссия по расследованию

Б: Нет. Не подлежат. Они застрахованы в образовательном учреждении.

В: Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве,

происшедшие как с работниками, так и другими лицами, если они находились

при исполнении работы, совершаемой в интересах работодателя.

Г: Нет. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие только с работниками, находящимися в трудовых отношениях с работодателем.

4. Какие виды ответственности предусмотрены законодательством Российской Федерации за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности?

А: Дисциплинарная и административная.

Б: Дисциплинарная и материальная.

В: Административная и уголовная.

Г: Дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

5. Безопасность труда на предприятии вообще обеспечивает и несет за это ответственность

А: Инженер по охране труда предприятия

Б: Юрисконсульт предприятия

В: Председатель профсоюзного комитета

Г: Руководитель предприятия

Д: Госнадзорохрантруда труда

6. Из перечисленных параметров микроклимата лучшие:

7. Единицы, в которых измеряется освещения:

8. За чей счет в организации производится приобретение и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты?

А: Каждый работник должен сам приобретать необходимые средства индивидуальной защиты

Б: Приобретение и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты производится за счет средств профсоюзной организации при условии, что данный работник является членом профсоюза, в противном случае работник обеспечивает себя самостоятельно

В: Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств работодателя+

Г: Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производятся за счет средств, выделяемых работодателю из средств федерального или регионального бюджета

9. С какой периодичностью работники в возрасте до 21 года, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны проходить периодические медицинские осмотры?

А: Не реже одного раза в полгода

В, Не реже одного раза в три года

Г: Не реже одного раза в пять лет

Ответы на тест: 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – Г; 5 – Г; 6 – А; 7 – В; 8 – В; 9 - Б

Участвуют все члены команды. Необходимо в течении 7 минут кроссворд по охране труда и технике безопасности. Команда, написавшая большее количество слов получает пять баллов, меньшее – три балла.

команда №1 –инструктаж;

команда №2 – санитария..

Ведущий оценивает работу команд.

Подведение итогов, студентам объявляем итоги и выставляют оценки за урок.

Цель: Ознакомиться и изучить технику безопасности на предприятии и при проведении монтажных работ.

1. Ознакомиться с правилами ТБ

2. Составить конспект по общим требованиям техники безопасности на производстве, специальным требованиям безопасности и по технике безопасности при проведении монтажных работ.

3. Ответить на вопросы преподавателя.

Техника безопасности

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

На любом предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

На заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

  • улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;
  • устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим
  • улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;
  • устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;
  • организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;
  • обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Однако в результате пренебрежительного отношения со стороны самих рабочих к технике безопасности возможны несчастные случаи. Чтобы уберечься от несчастного случая, нужно изучать правила техники безопасности и постоянно соблюдать их.

Общие требования техники безопасности на производстве.

1.При получении новой (незнакомой) работы требовать от мастера дополнительного инструктажа по технике безопасности.

2.При выполнении работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.

3.На территории завода (во дворе, здании, на подъездных путях) выполнять следующие правила:

не ходить без надобности по другим цехам предприятия;

быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками электро кранов и водителями движущегося транспорта, выполнять их;

обходить места погрузки и выгрузки и не находиться под поднятым грузом;

не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не подлезать под стоящий железнодорожный состав и не перебегать путь впереди движущегося транспорта;

не переходить в неустановленных местах через конвейеры и рольганги и не подлезать под них, не заходить без разрешения за ограждения;

не прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать дверец электрошкафов;

не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) машин, станков и механизмов, работа на которых не поручена тебе администрацией твоего цеха.

4. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известить об этом мастера и обратиться в медпункт.

Ниже приведены специальные требования безопасности.

Перед началом работы:

2. Надеть рабочую обувь. Работа в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках) запрещается ввиду возможности ранения ног острой и горячей металлической стружкой.

3. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать все загромождающие и мешающие работе предметы. Инструмент, приспособления, необходимый материал и детали для работы расположить в удобном и безопасном для пользования порядке. Убедиться в исправности рабочего инструмента и приспособлений.

4. Проверить, чтобы рабочее место было достаточно освещено и свет не слепил глаза.

5. Если необходимо пользоваться переносной электрической лампой, проверить наличие на лампе защитной сетки, исправности шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносных электрических светильников не должно превышать 36 В, что необходимо проверить по надписям на щитках и токоприемниках.

6. Убедиться, что на рабочем месте пол в полной исправности, без выбоин, без скользких поверхностей и т. п., что вблизи нет оголенных электропроводов и все опасные места ограждены.

7. При работе с талями или тельферами проверить их исправность, приподнять груз на небольшую высоту и убедиться в надежности тормозов, стропа и цепи.

8. При подъеме и перемещении тяжелых грузов сигналы крановщику должен подавать только один человек.

9. Строповка (зачаливание) груза должна быть надежной, чалками (канатами или тросами) соответствующей прочности.

10. Перед установкой крупногабаритных деталей на плиту или на сборочный стол заранее подбирать установочные и крепежные приспособления (подставки, мерные прокладки, угольники, домкраты, прижимные планки, болты и т. д.).

11. При установке тяжелых деталей выбирать такое положение, которое позволяет обрабатывать ее с одной или с меньшим числом установок.

12. Заранее выбрать схему и метод обработки, учесть удобство смены инструмента и производства замеров.

Во время работы:

13. При заточке инструмента на шлифовальных кругах обязательно надеть защитные очки (если при круге нет защитного экрана). Если имеется защитный экран, то не отодвигать его в сторону, а использовать для собственной безопасности. Проверить, хорошо ли установлен подручник, подвести его возможно ближе к шлифовальному кругу, на расстояние 3—4 мм. При заточке стоять не против круга, а в полуоборот к нему.

14. Следить за исправностью ограждений вращающихся частей станков, на которых приходится работать.

15. Не удалять стружку руками, а пользоваться проволочным крючком.

16. Во всех инструментальных цехах используется сжатый воздух давлением от 4 до 8 ат. При таком давлении струя воздуха представляет большую опасность. Поэтому сжатым воздухом надлежит пользоваться с большой осторожностью, чтобы его струя не попала случайно в лицо и уши пользующегося им или работающего рядом.

Техника безопасности при проведении монтажных работ

Безопасное выполнение заготовительных и монтажных работ требует строгого соблюдения работниками правил техники безопасности. Каждый работник должен хорошо знать и выполнять безопасные приемы работы. Только при этом условии можно предупреждать несчастные случаи.

1. Производственный травматизм происходит вследствие ряда причин:

неправильная организация работ, допущение к работе лиц, не получивших инструктажа по безопасному ее выполнению;

отсутствие или неисправность ограждений и предохранительных устройств;

неисправное состояние инструмента и приспособлений;

неправильное обслуживание оборудования и механизмов;

пренебрежение работниками мерами предосторожности.

2. При пользовании грузоподъемными механизмами необходимо строго соблюдать следующие правила:

нельзя применять грузоподъемные механизмы, рассчитанные на вес, меньший чем вес поднимаемого груза;

грузоподъемные механизмы должны иметь исправно действующие тормоза, в зубчатых и червячных передачах не должно быть никаких повреждений;

грузоподъемные механизмы должны быть аттестованы соответствующим порядком, эксплуатация механизмов без аттестации или с просроченным сроком очередной аттестации запрещена;

при перемещении тяжестей нельзя находиться под грузом, а также в местах, где может оказаться груз в случае обрыва троса.

3. При пользовании слесарным инструментом необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

запрещается пользоваться инструментом неисправным или не соответствующим выполняемой работе;

бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность; и молотки и кувалды должны быть прочно насажены на рукоятки и закреплены на них клиньями;

нельзя применять зубила и шлямбуры со сбитыми затылками;

нельзя применять для работы напильники, ножовки и отвертки без ручек или с расколотыми и плохо закрепленными ручками;

при работе трубными и гаечными ключами не допускается надевать отрезки трубы на ручки ключей и применять металлические подкладки под губки ключей.

4. При пользовании электроинструментом необходимо строго соблюдать правила техники электробезопасности:

недопустимо работать около токоведущих частей, не защищенных ограждениями, кожухами;

металлические кожухи, электродвигатели, электродрели, металлические части пусковых приборов, станков и других устройств, которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, должны быть заземлены;

для переносных электрических светильников при менять напряжение не выше 36 В;

провода, проводящие электроток к сварочному аппарату и от сварочного аппарата к месту сварки, должны быть изолированы и защищены от действия высоких температур и механических повреждений.

5. При проведении сварочных работ необходимо:

закрывать лицо специальными щитками, для того чтобы защитить глаза от вредного действия светового и невидимого ультрафиолетового и инфракрасного излучения;

для устранения причин, способствующих возникновению пожаров при проведении сварочных работ, необходимо тщательно защищать деревянные и другие легко воспламеняющиеся части и конструкции зданий от воспламенения листовым асбестом;

после окончания сварочных работ следует тщательно проверять помещение и зону, где проводились сварочные работы, и не оставлять открытого пламени и тлеющих предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие 1.1.1Охрана труда. Условия труда. Законодательство РФ по вопросам охраны труда. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением требований безопасности труда. Ответственность руководителей предприятий за соблюдение норм и правил охраны труда. Ответственность работников за нарушение правил безопасности труда и трудовой дисциплины.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда как составной части безопасности в техносфере определяют единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда — это комплекс правовых норм, непосредственно направленных на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы прописаны в российском законодательстве, правилах техники безопасности, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств. Они включают в себя:

нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях;

нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;

нормы, устанавливающие льготы и компенсации за работу во вредных условиях;

нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля по охране труда;

нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законов о труде и правил по охране труда.

Условия труда — это среда протекания трудового процесса. На формирование и изменение условий труда влияют 4 группы факторов:

- социальные и экономические (нормативно-правовые, социально-психологические, общественные, экономические);

- технические и организационные;

- хозяйственно-бытовые (санитарное и бытовое обслуживания работников).

Условия труда представляют собой совокупность различных по воздействию на человека элементов. Для их изучения, разработки практических мероприятий по улучшению и для осуществления контроля за их состоянием все элементы условий труда делятся на 4 группы:

санитарно-гигиенические - обра­зуют внешнюю среду: микроклимат, состояние воздуха (запыленность, загазованность), освещение, производственные излучения, шум, вибрация; норми­руются путем стандартов, санитарно-гигиенических норм и требований.

психо-физиологические обусловленные физическими и нервно-психическими нагрузками на организм человека в процессе труда.

эстетические элементы - художественное восприятия среды протекания труда.

социально-психологические – это психологический микроклимат в коллективе.

Согласно ст.163 ТК работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, что включает:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Критерии и методы объективной оценки состояния и изменения условий труда должны отражать совокупное комплексное воздействие всех элементов условий труда на организм человека и обобщать в едином показателе многообразное влияние, которое испытывает организм человека в процессе труда. Это связано с тем, что человеческий организм отвечает на воздейст­вие условий труда как единая система — комплексно. Поэтому задача заключается в том, чтобы методами обобщения полученных данных найти интегральный показатель. Оценка условий труда осуществляется с учетом тяжести труд,.

Тя­жесть труда - это совокупное воздействие на работника различных элементов условий труда. Критерием установле­ния степени тяжести работ является функцио­нальное состояние организма под влиянием производственных факторов. В зависимости от этого выделяют 6 категорий тяжести работ, которым соответствуют группы условий труда.

Первая категория тяжести - работы в условиях, близких к комфорт­ным. Работоспособность и производительность труда к концу рабочей сме­ны и недели не снижаются или даже несколько повышаются.

Вторая категория тяжести - работы в благоприятных (но не комфортных) условиях. В конце рабочего периода появляется умеренное утомление и несколько снижается производительность труда.

Третья категория тяжести характеризуется неустойчивым функциональным состоянием организма, изменчивым под воздействием дополнительных факторов.

Четвертая категория тяжести чревата пред патологическими сдвигами в организме и удлинением периода восстановления нарушенных функций.

Пятая категория тяжести вызывает патологическое состояние организма в конце рабочего периода, что приводит к заболеваниям и стойкой потере работоспособности.

Шестая категория тяжести – это работы, вызывающие патологическое состояние организма вскоре после начала рабочего пе­риода и нередко с переходом в развитие серьезного заболевания.

Читайте также: