Конспект исследовательской деятельности по математике

Обновлено: 05.07.2024

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Именно предмет математики дает широкие возможности для исследования. Формирование исследовательских умений начинается с развития специальных навыков на уроке математики. Изучая математику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая математические знания.

В настоящее время в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не излагает истину, а учит ее находить самостоятельно. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.

В научно-методической литературе метод исследования называют также метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем.

Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми активными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П.Вахтеров и Л.С.Выгодский [1].

И сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников - умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме [1].

Работы поискового и исследовательского характера наиболее благоприятно влияют на развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности в соответствии со Стандартом начального общего образования становится одним из важнейших условий эффективности подготовки младших школьников к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении [4].

Эффективной формой формирования универсальных учебных действий (УУД) является учебный проект и исследовательская деятельность младших школьников, что обеспечивает возможность самостоятельно развиваться делать выводы.

К сожалению, наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проектирование - это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, или состояния). Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

Ещё одно определение: «метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов [2].

Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Поскольку с точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования, кратко остановимся на их специфике.

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Основные характеристики науки как системы знаний - полнота, достоверность, систематичность. Наука как вид деятельности характеризуется методом. Известно, что новые знания теоретически можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. Наука радикально отличается тем, что в ней единственно допустимым является научный метод. Под научным методом, в данном контексте, следует понимать совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом.

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три главные особенности:

  • во-первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
  • во-вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
  • в-третьих - всегда определять место изучаемого в системе известного [5].

Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.

Такими видами деятельности в начальной школе являются практические работы с элементами исследования. Данный вид работы способствует формированию самостоятельной деятельности младших школьников, стимулируют развитие творческих способностей. Однако исследования ученых показали, что во время учебного процесса на самостоятельную деятельность учащихся отводится не более 13% всего учебного времени. При этом большинство самостоятельных работ на уроке математики приходится на закрепление изложенного учителем учебного материала, непосредственно после его объяснения на уроке, а также на проверку знаний и умений учащихся. Таким образом, на уроке преобладает репродуктивный, а не продуктивный вид деятельности.

Именно предмет математики дает широкие возможности для исследования. Изучая математику, выполняя практические, исследовательские работы и задания, учащиеся кратко повторяют путь, который прошло человечество, добывая математические знания.

На начальном этапе обучения математике необходимо формирование интеллектуальных навыков высокого уровня, способствующих выработке научного стиля мышления, творческому развитию личности это возможно в процессе формирования исследовательских умений.

Научный стиль мышления и присущие ему исследовательские качества формируются в процессе активной познавательной деятельности, одним из компонентов которой является учебно-исследовательская. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как урок-исследование, задачи определенного вида.

Формирование исследовательских умений начинается с развития специальных навыков на уроке математики, рассмотрим структуру такого урока, это урок-исследования (урок творчества).

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация знаний, умений, навыков и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

III. Оценочно-рефлексивный этап.
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества [3].

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал, чему необходимо учить в начальной школе. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения математике детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах по математике. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Способствовать условия для развития логического мышления.

Воспитывать интерес к математическим НОД.

-рисование графических диктантов;

-чтение стихотворений о цифрах;

4. Физическое развитие.

Гелевый воздушный шарик

2 дерева и листья с цифрами;

Письмо с заданиями;

Фигура – силуэт домика;

Касса цифр от 1 до10,

Тетрадь в клетку, простой карандаш.

Под музыку дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городу Математических Загадок. В этот город могут попасть только те дети, которые знают и любят математику, которые умеют дружно выполнять задания и помогать друг другу. Чтобы не заблудиться в городе, нам нужна карта. Где же её взять?

(В группу под музыкальное сопровождение влетает шарик, к которому привязан конверт с заданиями) .

Воспитатель: Ребята смотрите, чудеса уже начались! Нам кто – то решил помочь. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Да это же карта города Математических Загадок! Смотрите, вот это, наверное, вход в город (Показывает на карте цифры от 1до 9, дети вслух считают от 1 до 9)

Воспитатель набирает номер на своём сотовом телефоне.

Голос: Вы можете попасть в город, если выполните моё задание. (Задание на составления числа 10) .

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: Что говорит нам о том, что сейчас именно весна?

Дети: Потому что на деревьях набухают почки и появляются первые листочки.

Воспитатель: Вот и на наших деревьях (показывает рисунки деревьев с прорезями) скоро распустятся 10 листочков. Сколько деревьев у нас?

Дети: Два дерева.

Воспитатель: Вот на первом дереве появился 1 листочек. А сколько тогда распустится на втором?

Воспитатель: А если на первом дереве появятся 2 листочка, сколько будет на втором?

(Далее работа продолжается аналогичным способом)

Воспитатель: Вот мы и в городе Математических Загадок. Найдите на карте точку под цифрой 1. От неё начнётся наше путешествие. А где же это место в городе?

Дети находят игровую зону с цифрой 1.

Воспитатель: Посмотрите, на конверте изображены фигуры. Как, одним словом называют эти фигуры?

Воспитатель : Правильно. Чтобы выполнить задание надо пройти всем за свои рабочие места.

У каждого на столе лежит образец и тарелочка с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Рассмотрим внимательно образец силуэта дома, стены, трубу, крышу. Подумайте и скажите, как бы вы составили его из имеющих набора геометрических фигур.

Дети выкладывают по образцу.

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, какое задание у нас следующее? Давайте подойдём к карте и найдём следующую зону. Следующая игровая зона №2. Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Нарисованы +, -, =?. Как вы думаете почему?

Дети: Наверное, на втором пункте нам надо решить задачу.

Воспитатель: Верно! Ищите этот пункт в городе.

Дети находят конверт с №2. Воспитатель достаёт из конверта задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на данное выражение (3+ 2=)

Давайте составим задачу. Но прежде чем приступим к работе, давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Дети: Задача состоит из условия, вопроса, ответа.

Воспитатель: Спрашивает 2 -3 ребёнка. А сейчас давайте решим задачу.

Воспитатель: А сейчас поднимите и покажите ответ.

Воспитатель: Вы согласны, что 3+2=5, ответ будет 5?

Воспитатель: (Достаёт из конверта следующее выражение 7-3 =). Ребята посмотрите внимательно на данное выражение? Какой арифметический знак стоит в выражении?

Воспитатель: Правильно. Давайте составим задачу на данное выражение.

Воспитатель спрашивает 2-3 детей, уточняя, где условие в задаче и вопрос.

Воспитатель: А сейчас давайте решим задачу. Какой ответ получился в задаче?

Воспитатель: Ребята мы прошли половину пути, но до сих пор не встретили, ни одного жителя этого волшебного города.

Воспитатель: Ну что ребята поможем?

Воспитатель: Я тетрадь свою открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою карандаш вот так возьму.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

(под диктовку начинают выполнять графический диктант)

1-клеточка вверх, 1-направо, 1-вверх, 1- направо, 1- вверх, 2 налево, 1 вверх, 3-направо, 1-вверх, 1- налево, 1 вверх, 1-налево, 1-вверх, 3- направо, 1- вниз, 1- направо, 1-вниз, 1-налево, 1 –вниз, 1- налево, 1-вниз, 3- направо, 1- вниз, 2-налево, 1 – вниз, 1 – направо, 1- вниз, 1- направо, 1- вниз, 3- налево, 2-вврх, 1 –налево, 2- вниз, 3-налево.

(Получился Математический Человек.)

Воспитатель показывает Математического человечка.

Воспитатель обращается к детям, что Математический человек пришел к нам

И принёс нам математические задачи.

1 .У кого больше лап у утки или у утёнка? (поровну)

2. Сколько хвостов у восьми кошек? (8)

3. Скакой цифры начинается числовой ряд? (с единицы)

4. Сколько месяцев в году?

5. Что наступает раньше утро или вечер?

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня справились со всеми заданиями, и Математический человек дарит нам книги с математическими заданиями.

Давайте прощаться и возвращаться в Детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе "Путешествие в Волшебную страну"

Цель: воспитание любви к чтению, желания прийти на помошь другим. Расширить познавательные интересы детей,Систематизировать знания по содержанию серии книг З. Серебряковой.Закреплять послед.


Цель: способствовать формированию познавательного интереса дошкольников к ФЭМП Задачи:1. Повторить геометрические фигуры;2. Продолжать обучение счету в .

Цель: способствовать формированию познавательного интереса дошкольников к ФЭМП Задачи:1. Повторить геометрические фигуры;2. Продолжать обучение счету в .


Данный материал способствует усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность. Побуждает детей осознать и оценить поступки героев, способствует пониманию того, дружба доставляет рад.


- формирование качеств личности, необходимых школьнику- сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе, развить способность к самооценке.- подготовить детей к переходу в новый коллек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно –исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Приветствие :

Ребенок: Наш детский сад

Всем гостям у нас понравится.

А в нашей группе просто класс.

Все: Мы приветствуем всех вас.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Интересно, что в нем написано, и кто его прислал:

Повторение и закрепление изученного:

Дети передавая мяч, считают прямым и обратным счетом. Рассаживаются за столы.

Чтоб сказочных героев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!!

- А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Сказка начинается. ( Звучит аудиозапись ).

Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. И был у неё жених-Иван Царевич. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.

Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два, так он не скоро найдет царевну. Ребята, вспомните, какие волшебные предметы помогали сказочным героям быстро передвигаться? (С апоги-скороходы, ковер-самолет , летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих).

Да, я тоже думаю, что нам поможет ковер самолет, вот только он прохудился. Давайте поможем починить его .

Чтобы починить ковер, нужно:

в левый верхний угол положить прямоугольник;

в правый нижний угол положить овал;

в центр положить квадрат;

в левый нижний угол положить круг;

в правый верхний угол положить треугольник.

Давайте проверим правильность выполнения задания:

Слайд 6. Образец

Если у вас на карточках получился такой же рисунок, как на слайде, поднимите зеленый кружок. Если нет, то красный.

Слайд 7-8. Встреча с Бабой – Ягой.

7 .Теперь Царевич быстро долетит. Летит и видит, стоит избушка на курьих ножках, а там живет Баба Яга. 8 .Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич выполнит ее задания:

1 .Ай да белка-мастерица!

Вяжет деткам рукавицы.

Извязала три клубка,

Два лежат ещё пока.

У кого ответ готов,

Сколько было у неё клубков?

Составьте из чисел решение задачи(3+2=5)

Проверяем Слайд 11

2. Пять веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

Потерялся и отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Составьте из чисел решение задачи(5-1=4)

Проверяем Слайд 13

3. Девять ловких утят,

В заводи купались.

Трое к утке спешат,

Сколько в воде остались.

Составьте из чисел решение задачи(9-3=6)

Проверяем Слайд 15

- На березе росло 10 яблок. Подул сильный ветер, и 5 яблок упало. Сколько осталось? (Нисколько , на березе яблоки не растут).

-Молодцы, не удалось Бабе-Яге нас перехитрить. Но она дает следующее задание.

Назовите предыдущие и последующие числа.

назовите соседей числа 5 (4и 6)

назовите соседей числа 6 (5 и 7)

назовите соседей числа 3 (2 и 4)

назовите соседей числа 4 (3 и 5)

Поблагодарила Баба Яга Царевича и отправила к своей сестре Кикиморе.

Физкультминутка Слайд 22

Ох, как устал Иван Царевич. А давайте вместе отдохнем. И дальше с Иваном Царевичем пойдем!

Физкультминутка

Иван Царевич раз -нагнулся, разогнулся,

руки в стороны развел ,и пошел ,пошел ,пошел.

Иван Царевич два -нагнулся, разогнулся,

руки в стороны развел, и пошел, пошел ,пошел.

Долго шел, устал идти.

Видит пенек на пути.

Он присел отдохнуть

И опять продолжил путь.

Сравни числа 6 и 7

Сравни числа 8 и 7

Сравни числа 5и 7

Сравни числа 3 и 2

Сравни числа 4 и 4

Сравни числа 2 и 6

Сравни числа 9 и 9

Сравни числа 5 и 5

Сравни числа 8 и 10

Сравни числа 4 и 3

Графический диктант по клеточкам (диктую)Слайд26

Проверяем (Слайд 27)

Лесные жители решили заселиться в твои домики, а кто в какой квартире живет не разобрались, так и поссорились .На крыше дома стоит цифра 10, значит сколько должно жить зверей на каждом этаже? (10) Помирите их и снова поселите в свои квартирки. (Каждый ребенок работает с карточкой, над составом числа 10.А поочередно выходят работать у доски). ( Слайд 29)

Лесовичок: Молодцы! Отлично, вы справились с моим заданием. И показал, в какую сторону идти дальше.

Воспитатель: Смотрит Иван Царевич – стоит посреди озера волшебный замок. Там и нашел он Царскую дочь…

III. Итог занятия. Слайд33

Воспитатель:

Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

- Наше занятие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Ивану Царевичу, выполнили все сложные задания. Молодцы!

Цель : закрепить умения и навыки полученные ранее.

Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

закреплять знания детей о порядковом счёте, знание цифр, закреплять состав числа, знание предыдущих и последующих чисел.

развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

совершенствовать навыки счёта в пределах 10.

воспитывать интерес к математике.

Звучит медленная русская народная музыка.

Воспитатель: В сказке может всё случиться, Наша сказка впереди, сказка в двери к нам стучится, скажем, сказке заходи.

-Вы любите сказки?

- Жили- были старик со старухой. Вот и просит старик:- Испеки мне старуха колобок.

- Старуха наскребла муки, замесила тесто, скатала колобок, изжарила его на масле и положила на окно остынуть.

Что же было дальше? Колобку скучно стало, и он соскочил с окошка и покатился по дорожке.

- Ребята, давайте, и мы отправимся с Колобком в путешествие, а кто ему встретиться на пути, вы сей час расшифруете.

Отправляясь в путешествие с колобком, мы будем помогать, ему выполнять задания, иначе может случиться неповторимое. Готовы? Ну, что в путь.

- И покатился колобок по лесной тропинке, а навстречу ему заяц.

- Колобок, Колобок я тебя съем, если не выполнишь моё задание.

- Ребята давайте поможем Колобку, выполнить это задание:

Проверяем, правильно ли вставлены числа.

- Молодцы, выполнили это задание.

- Выбираем, кто у нас будут ворота. Они берут цифру 8, а остальные берут любую цифру.

Опрос. Какая у тебя цифра? .

И покатился Колобок дальше по лесной тропинке навстречу ему волк.

- Колобок, Колобок я тебя съем, если не выполнишь моё задание.

А задание от волка такое, нужно соединить точки по порядку.

Что у нас получилось? Ракета.

А куда можно на ракете полететь? В космос.

Нарисуйте 7 звёздочек: 4 жёлтых и 3 голубых.

Следующее задание от волка:

Молодцы и с этим заданием справились, помогли колобку спасли его от волка.

И покатился Колобок дальше по лесной тропинке навстречу ему медведь.

- Колобок, Колобок я тебя съем, если не выполнишь моё задание.

Возьмите листочки. На какую геометрическую фигуру он похож? Правильно квадрат. Почему квадрат? Это у нас будет коврик, мы его будем украшать геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете?

А теперь покажите левую руку, а теперь правую.

В левом верхнем углу нарисовать круг, в нижнем правом углу зелёный треугольник, в верхнем правом углу синий квадрат, в нижнем левом углу жёлтый прямоугольник, а по середине оранжевый овал.

А сейчас возьмите простой карандаш. Напишите цифру 3 между кругом и квадратом, 7 между прямоугольником и треугольником, 5 между кругом и прямоугольником, 9 между квадратом и треугольником.

Какое число больше 9 или 7? Какое число меньше 3 или 5?

Молодцы помогли колобку выполнить задание!

И покатился Колобок дальше по лесной тропинке навстречу ему лиса.

- Колобок, Колобок я тебя съем, если не выполнишь моё задание.

А задание у неё сложное, хитрое, как и она сама.

- Ребята давайте поможем Колобку, выполнить это задание. Слушаем внимательно задание.

1. Какой цвет волос у колобка?

2. Сколько хвостов у пяти коров?

3. Как лучше сорвать арбуз с дерева?

4. Кто громче зарычит петух или корова?

5. В тарелке лежало три морковки и 4 яблока. Сколько фруктов в тарелке?

6.Оля и Варя вязали носки и варежки. Оля вязала носки. Кто вязал варежки?

7. Сколько в неделе выходных дней?

И последнее задание.

Сейчас каждый возьмёт по одной цифре, и построятся по порядку от 1 до 10. А теперь переворачиваем цифры, и мы узнаем, по какой стране мы путешествовали вместе с Колобком.

- Как называется эта страна? МАТЕМАТИКА.

Ну, вот мы и справились с заданиями, и колобка ни кто не съел, и он вернулся к себе домой, к бабушке и дедушке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-исследования по математике "Решение задач" предназначен для работы по программе "Школа России" в 4 классе.Цель урока: познакомить с новым видом задач.урок сопровождается показом презентации.Необходимо подготовить раздаточный материал, карточки-помощницы.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ

Цель урока: познакомить с новым видом задач.

Образовательные:

формировать умение самостоятельно решать задачи, уравнения;

отрабатывать вычислительные навыки

Развивающие:

развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем в роли исследователей.

-Кто такие исследователи? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.)

- Математика – это тоже наука и предметом наших математических исследований на уроке будут задачи. (Слайд 1)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Сегодня у нас на уроке будут еще гости, а откуда, мы сейчас узнаем.
- Раскодируйте слово, решив примеры устно. Вспомним приём деления круглых чисел.

360:40 9 г (повторяем прием деления круглых чисел)

1200:200 6 а

4900:700 7 л

4200:700 6 а

400:200 2 к

5400:900 6 а

- Что такое Галактика? (Слайд № 3)
- Космический корабль, прибывший из центра Галактики, вышел на околоземную орбиту. Для установления контактов с землянами были направлены летательные аппараты с разными учёными. Сегодня они вместе с нашими гостями будут наблюдать за тем, как мы работаем на уроке.(Слайд № 4)

2.Применение ранее полученных ЗУН.

а)решение уравнений (Слайд № 5)
-Перед вами два уравнения, выберите и решите то, с которым вы легко справитесь.

(Проверка с комментированием на местах.)

-Кто выбрал первое уравнение?

-Что неизвестно в уравнении? (Второй множитель.) Как найти неизвестный множитель? (Нужно произведение разделить на известный множитель) Чему равен Х?

-Кто выбрал второе уравнение?

-Что неизвестно в уравнении? (Делитель.) Как найти делитель? (Нужно делимое разделить на частное.) Чему равно частное?(560-480=80) Чему равен Х?

- Молодцы! Находить неизвестные компоненты в уравнениях вы умеете. Напоминаю, что мы сегодня исследователи, и в данный момент наша помощь необходима в космическом ателье.

б)решение задачи

-В ателье в из 400 метров ткани сшили 50 скафандров. Сколько метров ткани при той же норме расхода потребуется для 15 скафандров? Решаем задачу по вариантам (1 в.- по действиям и составляют выражение,2 в.- по действиям с пояснениями,3 в.- по действиям с пояснениями с использованием карточки-помощницы, один человек у доски)

ФИЗМИНУТКА В небе ясном солнце светит,

(потянуться, руки вверх)

Космонавт летит в ракете

(соединить руки вверху)

А внизу леса, поля-

(руки развести в стороны)

ІІІ. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.

( Слайд № 7)
- Перед вами конверты с раздаточным материалом, достаньте его. Расположите фигуры как на слайде. Послушайте, пожалуйста, задачу.

-Для заправки 2 летающих тарелок необходимо 3 бака топлива. У пришельцев возник вопрос, сколько баков топлива понадобится для 4 таких тарелок? Давайте поможем нашим друзьям. Итак, подумайте, каким способом мы можем решить эту задачу? Минуту на размышление. Работаем парами.

- Кто уже может ответить на вопрос задачи? (Ответы учащихся.)

-Сколько получилось баков с топливом? Как нашли?(Объяснения уч-ся.)

- Почему вы не смогли решить задачу известным способом?

(Потому что не можем узнать, сколько топлива идет на одну тарелку.)

- Да, поэтому здесь нужно применить другой способ решения.(Раб. со слайдом № 7)

- Сколько было тарелок? (2) Сколько стало? (4) Во сколько раз тарелок стало больше? (в 2 раза). Значит первым действием мы находим, сколько раз по 2 тарелки находится в 4.Как мы это найдём?

- Мы выяснили, что тарелок стало в 2 раза больше, значит и топлива понадобится в 2 раза больше. Поэтому во втором действии количество топлива надо увеличить в 2 раза.

-Назовите 2 действие.

-Сколько баков с топливом понадобится для 4 тарелок?(6)

ІV. Первичное закрепление

Работа в учебнике на странице 22 № 103.

Читаем вслух задачу. Краткая запись на доске.(Один у доски)

-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не известно, сколько метров идёт на 1 наволочку.)

-Можем это узнать? (Нет, число 2 не делится на три).

Внимательно посмотрите на рисунок к этой задаче. Что мы можем узнать? (Сколько раз по 2 содержится в 42 метрах). Запишите первое действие. (Один у доски)

-Сколько же раз по 3 наволочки будут шить? (21 раз)

-Теперь мы можем узнать, сколько таких наволочек получится из 42 м ткани? Как? Запишите второе действие (Один у доски)

-Верно, 63 наволочки получается из 42 м ткани. Запишите ответ самостоятельно.

Гимнастика для глаз (Слайд № 8)

V. Самостоятельная работа. Решение типовой задачи.

-Прочитайте задачу про себя. Какую краткую запись мы составим? (1 ученик устно отвечает)

- Самостоятельно решите задачу.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения. ( Слайд № 9)

- Поднимите руку, кто правильно решил задачу? Молодцы!

. Повторение изученного ранее (резерв).

-Пришельцы-учёные никак не могут поверить в то, что человек-это разумное существо. Давайте в очередной раз докажем это. Необходимо выполнить деление с остатком и проверить решение, № 108.( Первый пример с комментированием у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.)

-Интеллект земных жителей, то есть наш с вами, покорил инопланетян. Сделав вывод о том, что Земля–планета разумных людей, довольные, они улетели в Галактику (Слайд№10)

-А мы – жители этой планеты должны беречь и охранять её, ибо Земля – это ещё и наш общий дом.(Слайд № 11)

– Кем сегодня мы были на уроке?

- Какое исследование мы проводили?

Самооценка детьми собственной деятельности (Слайд № 12)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое – что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да трудно всё- таки учиться!

-Выберите для себя предложение, оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке.

Читайте также: