Сантиметр 1 класс конспект урока презентация

Обновлено: 04.07.2024

Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах.

Черчение отрезков заданной длины.

Ключевые слова

Единица измерения длины; сантиметр; линейка; отрезок; истинность утверждений; логические связки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.–С. 66 – 67.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, - С. 24.

На уроке мы узнаем о новой единице измерения длины – сантиметре. Научимся измерять длину отрезков при помощи линейки. Сможем строить простейшие высказывания при помощи логических связок и слов.

Основное содержание урока

Перед вами три линии разного цвета. Пофантазируйте и превратите эти линии в геометрические фигуры.

Первую линию мы менять не будем, ведь это уже и есть геометрическая фигура. Линия, у которой нет ни начала, ни конца, называется прямая.

Если на второй линии в начале поставить точку, то какая геометрическая фигура получится? Получился луч. У луча есть начало, но нет конца.

Если на концах третей линии поставить точки, то какая геометрическая фигура получится? Линия становится отрезком – у неё обозначены начало и конец.


Что вы можете сказать о длине этих геометрических фигур? Длина фигур совершенно разная. Длина красной фигуры короче длины чёрной фигуры, а длина чёрной – короче зелёной. Что же такое длина? Это расстояние от одного конца предмета до другого. Говорить о длине луча (как и прямой) неправильно.

Посмотрите на изображение:


Посчитайте, сколько красных мерок помещается на зелёном отрезке. (На видео показано, как прикладывается красная мерка и на зелёном отрезке она помещается 4 раза).

Сколько синих мерок помещается на зелёном отрезке? (На видео показано, как прикладывается синяя мерка и на зелёном отрезке она помещается три раза).

Почему так происходит?

Длина полосок разная. Поэтому такие мерки не подходят для измерения длины.

Мы говорим сантиметр, это длинное слово, поэтому во всём мире договорились сантиметр обозначать так: СМ.

Для измерения отрезков используют точный инструмент – линейку. (На экране показана линейка).

С какого числа начинается линейка? (С ноля). Линейка должна лежать под отрезком, а ноль должен совпадать с началом отрезка. (На видео показ измерения линейкой). Чтобы каждый раз не считать, когда измеряем отрезок, сантиметры на линейке обозначены числами по порядку.

Какова длина нашего отрезка? (На видео показан отрезок, к которому приложена линейка).

Длина отрезка 8 сантиметров. (На экране запись над отрезком – 8 см).

Сегодня мы будем учиться измерять и чертить отрезки заданной длины.

Посмотрите на рисунок и назовите те фигуры, у которых нельзя измерить длину.



Посмотрите на рисунок. Найдите на нём отрезок, равный одному сантиметру. Сколько клеток он занимает? (1 сантиметр – это две клетки тетрадного листа).

Определите и запишите длину отрезков, не пользуясь линейкой.



Разбор тренировочных заданий.


Впишите цифрами длину предметов и обозначьте единицу длины сантиметр.



Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.


1. Верно ли, что на картинке изображена детская комната?

2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу?

3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов?

4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг?

5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа?

1.Верно ли, что на картинке изображена детская комната? Верно

2. Верно ли, что игрушка самолёт стоит на нижней полке в шкафу? Неверно.

3. Верно ли, что в вазе на столе лежит 5 апельсинов? Неверно.

4. Верно ли, что в шкафу на нижней полке стоит 10 книг? Неверно.

5. Верно ли, что окно расположено слева от шкафа? Верно.

Сколько порций мороженого можно купить на эти монеты, если 1 порция мороженого стоит 8 рублей? Объедините группы монет. Запишите правильный ответ.

Оборудование: выставка книг, сказочные герои, геометрический материал, полоска в 1 см.

Ход урока

I. Организационный момент

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

II. Устный счет

Сегодня на уроке к нам пришли герои из произведения Григория Остера. “38 попугаев”.

(Портрет автора, выставка книг.)


Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит гимнастику для своих друзей, а сегодня она хочет провести гимнастику для нас. Гимнастику ума.


Слайд 1, 2, 3, 4 (см. Приложение)

1. Игра, “Какие карточки перевернуты?”.

– Какой карточки в этом ряду не хватает?

2. Игра “Пятый лишний”.

1 8 5 А 7


3. Игра “Найди нужную запись”.

(На доске иллюстрации 2 банана и 2 банана, 6 ананасов из них 3 съедены.)







Прочитайте по разному:

6 – 3
6 без 3
6 – 3
Из 6 вычесть 3
От 6 отнять 3
6 уменьшить на 3
2 + 2
2 да 2
2 + 2
К 2 прибавить 2
2 увеличить на 2

Молодцы! Справились с эти заданием.

III. Физкультминутка

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

IV. Изучение нового материала

1. Ребята, что-то наша мартышка притихла, к чему-то прислушивается. Послушайте, кто-то ползет.


Правильно ползет удав. (Иллюстрация удава).

– Какой комплимент ему сказала мартышка?

– Что хотел узнать удав?

– Кто из друзей ему помог? Как?

– Кем был измерен удав?

38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.

– Почему удав получился разной длины?

Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и на оборот.

– Чем мы можем измерить длину класса?

Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см ). (На доске появляется запись сантиметр см.)

Сантиметр – это единица измерения.

Рассмотрите мерку в 1 см.

– Положите полоску на лист тетради.

– Сколько клеток она занимает?

(Показать на доске.)

- Что такое отрезок?

Задание приготовил попугай. (Иллюстрация попугая).


Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось?

(На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого отрезка.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о единице измерения длины – сантиметре.

Планируемые результаты

- новую единицу измерения – сантиметр;

- правила измерения длины отрезка с помощью линейки .

- определять длину отрезка с помощью линейки;

- чертить отрезки разной длины.

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: осуществлять самоанализ и самоконтроль результата.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку по математике "Сантиметр" (УМК "Школа России", 1 класс) 770.91 КБ
Конспект урока по математике "Сантиметр" (УМК "Школа России", 1 класс) 519.07 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России. Изучение нового материала.


Конспекты уроков по математике УМК"Школа России" 4 класс

Конспекты уроков УМК "Школа России" 4 класс.


План-конспект урока по математике "Виды треугольников" 4 класс, программа "Школа России"


Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема - "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.) Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де.


Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 2(урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 2;ум.


Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 3 (урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умноженияПланируемые результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;уме.


Содержимое разработки

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Учить измерять предметы при помощи линейки, сравнивать, применять алгоритм сравнения фигур.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дать первоначальное представление о длине как о новом признаке сравнения предметов.

- Составить и открыть алгоритм измерения отрезка с помощью линейки,

учить измерять отрезки в см.

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

(оценка и самооценка своей деятельности)

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

- принимать участие в работе парами;

- понимать задаваемые вопросы и выражать свою точку зрения (формирование речи).

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

-раздаточный материал (полоски бумаги в конверте, геометрические фигуры на доске).

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.

Коммуникативные: формирование речи

-Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры.)

-Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)

- А теперь откройте глаза. Что изменилось?

-Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше.

-А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а у других фигур есть.

- А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие.

-А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.

- Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении. - А какое умение помогло выполнить это задание? (Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать вывод)

- По каким признакам мы сравнивали фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

-А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем?( знаки появляются на доске)

-Вы хотите узнать новые свойства предметов по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков?( Хотим.)

-Такие свойства предметов называются величинами.

(На доске появляется слово величина)

- Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь? (нет.)

- Так что же мы должны выяснить на уроке?( Мы должны выяснить, что является величиной.)

- Возьмите конверт . Что в нём? ( Полоски разных цветов.)

- Предложите задание с этими полосками. (Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.)

- Сравните полоски. Что можете сказать о них? (Высказывания детей.)

- Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?) ( Сравнивали длину полосок.)

- Является ли длина полосок величиной? (Да длина – это величина, потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).

-Мы знакомимся с величиной – длина.

(На доске появляется слово длина)

- Какие ещё предметы можно сравнить по длине? (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)

- Сравните свои ладошки по длине.

Выданы на парты полоски бумаги разной длины и мерки (дети работают в парах).

-Вернёмся к полоскам бумаги .

-Какие они ?(с деление и без)

-А ещё какие? (разные по цвету)

-Что мы можем с ними сделать? (наложить друг на друга - сравнивать, измерять)

-Как измерить?(надо приложить мерку жёлтого цвета к началу полоски, считаю количество мерок, называю ответ) (аналогично измеряют полоску меркой другого цвета)

Дети измеряют полоски мерками- вывод: мерки разные- ответы разные.

-Почему получились разные ответы?

Возникновение проблемной ситуации

III Постановка учебной задачи

Цель этапа: вовлечение обучающихся в постановку темы и цели урока

Познавательные: умение осуществлять анализ.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в высказываниях.

-Почему нам не удалось прийти к единому мнению?

-Люди договорились использовать единую мерку-сантиметр. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке сегодня?(узнаем о новой единой мерке – см, будем учиться измерять предметы при помощи см.)

IV. Открытие нового знания

Цель этапа: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока

-Сравним наши предположения с темой урока в учебнике на стр.66.

-Рассмотрите иллюстрацию вверху страницы на клетчатой основе, 1 сантиметр-это две тетрадные клетки.(на доске запись)(рассматривают)

-Посчитаем сколько см красный отрезок? Зелёный отрезок? Синий? Оранжевый отрезок? (дети отвечают).

-Обратите внимание на отрезки под верхней клетчатой иллюстрацией, какова длина красного отрезка, кто сможет сразу назвать? Зелёного?

-Какой инструмент поможет нам в измерении предметов? (линейка)

-Рассмотрите линейку. Что вы на ней видите? (деления и цифры)

(Учитель показывает отрезок длиной 1 см на линейке)

-Как измерить полоску с помощью линейки? (ответы детей)

Составляем алгоритм работы с линейкой

-Возьмите в руки линейку и положите её вдоль под отрезком.

-Приложите начало линейки к началу отрезка, посмотрите с каким числом совпал конец линейки? Назовите число.

-Почему длина отрезка получилась разная? (прикладывали не верно).

-Следовательно, есть определённое правило измерения длин отрезков с помощью линейки. Выводим алгоритм

1Положите линейку вдоль отрезка.

2.Найдите на линейке цифру ноль (может не совпадать с началом линейки)

3.Приложить ноль на линейке к началу отрезка.

4.Посмотрите с каким числом совпал конец линейки.(дети называют число)

5.Назовите длину отрезка.

V. Первичное закрепление.

Цель этапа. Создание условий для применения на практике новых знаний.

-Измерьте при помощи линейки полоску бумаги .

--Назовите длину синего отрезка и синего карандаша на странице учебника (по середине)

VI. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.(самооценка и самоконтроль)

-Измерьте длину отвёртки и шурупа на полях страницы 66. (работают в парах)

Цель этапа. Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии.

Познавательные: ориентирование в системе знаний.

Подведём итог.
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

-Какой новый способ открыли на уроке? (составили алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки)

– Где в жизни могут пригодиться знания единиц длины?
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу (оценивание смайликами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока математики с презентацией классе по теме "Сантиметр". УМК система Л.В.Занкова, 1-й класс.

Учитель начальных классов высшей категории

Хлопянова Татьяна Витальевна

Урок математики

1 класс система Л.В.Занкова

Тема урока: Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины. Сантиметр. Урок-исследование.

Цель урока: дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о необходимости измерения длины единой единицей измерения – сантиметром; осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.

создать условия для знакомства учащихся с новой единицей измерения длины – сантиметр;

способствовать развитию умения: пользоваться изученной единицей измерения, сравнивать, делать обобщения на основе наблюдений;

способствовать формированию умения работать в группе, паре.

Оборудование:

мерки различной длины, листочки с отрезками для индивидуальной работы, ИКТ.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.

Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в работе группы и пары.

I. Актуализация знаний (Слайд 2. Презентация)

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Мы знаем, что для измерения длины раньше использовались разные мерки, а измерительные приборы те, которые были всегда при себе: локоть, пядь, сажень, вершок, ладонь, ярд, дюйм, фут).

- Мы измеряли длину некоторыми из этих мерок.

- Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела.

- Значит, эти мерки нужно усовершенствовать, я вас правильно поняла?

– Что хотите сказать? Какова длина удава?

38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.

– Почему длина удава выходила всё время разной?

– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета?

– Как же быть, какой выход вы можете предложить?

- Мерки должны быть одинаковыми

Физминутка (слайд 4)

- Сейчас вы будете исследователями. Кто такие исследователи?

- Работать будете в группах. Вспомним правила работы в группе (слайд 5).

Каждая группа получит мерку, при помощи которой вы будете измерять ширину парты.

Практическая работа по группам.

1 группа – измеряет розовой меркой.

2 группа – измеряет зелёной меркой.

3 группа – желтой меркой

Представление результатов (обсуждение, аргументирование, обоснование)

- Почему получилось разное количество мерок?

- Какой же общий вывод можно сделать? (Для измерения длины нужно пользоваться одной меркой).

- Как вы думаете, настоящие учёные к какому выводу пришли?

Они нашли единую мерку для измерения длины.

- А может, вы знаете, что это за мерка? (Сантиметр)

- Где можем посмотреть на сантиметр? (На линейке)

- Положите перед собой линейки. Покажите 1 см на линейке. А чтобы все ребята увидели, давайте от ваших разноцветных полосок отрежем 1 см и наклеим на лист бумаги.

(Дети выполняют работу и поднимают над головой).

- Теперь все увидели, что же такое за величина – 1 см.

- А теперь найдите в учебнике с.26 отрезок АК. Какой он длины? (Далее дети читают информацию учебника №62, выполняют задания).


- Что заметили? Почему получились одинаковые результаты? (Измеряли одной меркой - сантиметром).

Далее №63 – самостоятельная работа.

По окончании – взаимопроверка (дети ставят + или – в тетради соседа в зависимости от правильности выполнения задания).

Затем – проверка по слайду (слайд 6)

I V . Рефлексия.

V. Итог урока.

- Ничего страшного, если у кого-то сегодня не все получилось. Мы только учимся, на следующем уроке мы продолжим то, что начали сегодня. Я думаю, дальше у вас будет получаться все лучше и лучше. Спасибо за урок!

с общепринятыми единицами

измерения длины.

Урок-исследование.

1 класс. Система Л.В.Занкова

Хлопянова Татьяна Витальевна




Инструктаж по работе в группе Первое правило : умей слушать и понимать других. Второе правило : не перебивай. Третье правило : дай возможность высказать свое мнение каждому. Четвертое правило : умей договариваться и приходить к общему мнению.

Инструктаж по работе в группе

Первое правило : умей слушать

и понимать других.

Второе правило : не перебивай.

Третье правило : дай возможность

высказать свое мнение каждому.

Четвертое правило : умей договариваться и приходить к общему мнению.

Мальчик-с-Пальчик – 6см Дюймовочка – 3 см Крошечка-Хаврошечка – 8 см 6 – 3 = 3 см 8 – 3 = 5 см

Мальчик-с-Пальчик – 6см

Дюймовочка – 3 см

Крошечка-Хаврошечка – 8 см

Читайте также: