Конспект урока по литературному чтению 3 класс крылов лисица и виноград

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Басня Крылова "Лисица и виноград" разработан и апробирован для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа" по литературному чтению и соответсвует стандартам нового поколения. На уроке дети знакомятся с новыми баснями Эзопа и Крылова, учатся формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения. Дети выступпают в роли исследователей. Знакомятся с краткой биографией древнегреческого баснописца Эзопа и И.А. Крылова. Учатся в тексте басни находить пословицы и мораль. На этапе закрепления проводится небольшой тест, который можно проводить как индивидуально, так и в парах.

Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.
- развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.

- формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитательные возможности текста.


УУД П - высказывать оценочные суждения о героях прочитанного произведения; - с/м работать со словарём
М П - ориентироваться в учебнике, находя нужный текст по Содержанию; - быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; - находить в специально выделенных разделах нужную информацию
Л составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем Ресурсы: - выставка книг баснописцев, презентация, аудиозапись басни Крылова

Организационный момент.

(эмоциональный настрой на урок).

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы.

То и буду выполнять.

У меня получится,

И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)

Введение в тему урока

1.Работа с выставкой книг

Докажите, свой ответ.

- Итак, кто же догадался, какая тема урока? (Высказывают предположения о теме урока.)

- А как вы думаете, они одинаковые или разные? (Дети делаю прогноз)

- Вот сейчас мы посмотрим, правы вы или нет.

Изучение нового материала.

- Лисица часто становилась главной героиней сказок. Выберите основные признаки, присущие лисице:

Сегодня мы познакомимся с произведениями, героем которых тоже стала лиса.

Чтение статьи учебника о басне, с.58.

Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни его живы. Слайд № 3.

- В каком жанре оно написано?

- Из каких частей состоит басня Эзопа?

- Какой вывод делает автор?

Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.

Рассказ учителя. Слайд № 4.

Крылов Иван Андреевич 1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова ". книгой мудрости самого народа".

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

О памятнике: Слайд № 5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: воспитывать интерес к содержанию литературных произведений и заинтересованность биографией авторов данных произведений, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения; работать в паре.

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; работать с несколькими источниками информации, текстами; проводить сравнительный анализ двух произведений; свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Инструментальный блок

-развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения, творческое воображение, фантазию, логическое мышление;

-воспитывать нравственные качества, интерес к литературе.

Методы и формы обучения

Словесные (рассказ, беседа, разъяснение), наглядные

(иллюстрации), практические (упражнение).

Фронтальная, индивидуальная, групповая и парная формы работы.

Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: В 2ч. / Чуракова Н.А. / Учебник, 2014-Ч.2: 184 с.

Для учителя: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Для учащихся: учебник.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия и термины

Лоза, гроздья, рделись, яхонты, отколь, неймёт, попусту, досада, тотчас.

Русский язык, Окружающий мир

Высказывают собственное мнение и аргументируют его.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Оценивают свою деятельность, делают выводы.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Этап урока Структурные компоненты деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты,

формируемые УУД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный этап (мотивация).

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными.

Коммуникативная: формирование навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 3 класса

Отличный ресурс, хороший материал, полностью соответствует аннотации. Разработка действительно качественная, презентация красочная, содержит иллюстрации. К сожалению, на нескольких слайдах размер шрифта чуть меньше рекомендуемого 24ps, но в целом - очень интересный урок.

Очень трудная тема для освоения в начальной школе - басня. Эта разработка значительно облегчит её изучение! Спасибо!

Красочная презентация поможет на уроке донести тему басни до сознания детей. Очень интересный урок. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок литературного чтения 3 класс 3 четверть

Учитель: Творогова Светлана Юрьевна

Р аботать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль

В ыделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Р аботать с несколькими источниками информации, текстами .

Проводить сравнительный анализ двух произведений.

С вободно ориентироваться в корпусе учебных словарей .

П онимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказы вать собственную точку зрения.

Р аботать в паре .

О существлять самоконтроль и за ходом выполнения работы и полученного результата.

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

1. Организационный момент.

Начинаем наш урок, пусть он пойдёт ребятам впрок.

- Над какой темой мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?

- С каким новым литературным жанром мы познакомились?

(Мы познакомились с жанром басни)

- Что такое басня?

(Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом.)

У вас на парте лежат листочки, на которых начерчена таблица.

Цифрами я указала номера вопросов.

Верите ли вы, что.

. басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

. в баснях высмеиваются достоинства людей.

. мораль в басне может быть пословицей.

. первые басни возникли 2500 лет назад.

. И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.

. баснописец – писатель, который сочиняет басни.

. басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

- Какие вопросы вызвали затруднения?

-На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем после того, как изучим тему урока.

- Отложите листочки в сторону.

- С баснями, каких авторов мы знакомились на предыдущих уроках?

На доску таблички:

(Мы познакомились с баснями Эзопа и Ивана Андреевича Крылова) 3 слайд

- Посмотрите на ленту времени. Что можно установить по ней?

( По ленте времени мы можем установить, что Эзоп писал свои басни 2500 лет назад. Он жил в Древней Греции. Его басни современницы менее древних сказок. До этого басни уже существовали и существовали пословицы. Басни Крылова написаны200 лет назад. Иван Крылов жил в России.)

На доску таблички:

2500 лет назад 200 лет назад

3. Проверка домашнего задания. Повторение изученного:

- С какой басней вы работали дома?

- Вспомним текст басни. Кто хочет прочесть её выразительно?

- Скажите, как вы понимаете мораль этой басни?

На доску табличка:

Лиса и виноград

ФИЗМИНУТКА 4,5, 6слайд

Встаньте, изобразите без слов лису, которая пытается достать виноград (ПОДПРЫГИВАЮТ, ТЯНУТ РУКИ ВВЕРХ, КРУЖАТСЯ НА МЕСТЕ)

4. Работа над новой темой:

- Как вы думаете, называется это произведение?

- Автор этой басни Иван Андреевич Крылов.

На доску табличка:

Лисица и виноград

- И нас два произведения с почти одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

(Мы будем сравнивать эти басни)

- Цель нашего урока: сравнить эти басни. (слайд)

Но для того, чтобы сравнивать, нужно хорошо знать объекты сравнения. Поэтому первой нашей задачей будет исследовать произведения.

Познакомимся подробнее с басней Крылова. Откройте страницу 24. Посмотрите на текст. Значение каких слов нам нужно установить?

(Рделись и яхонты)

- Как будем узнавать значение слов?

(Нам поможет Толковый словарь)

Поработайте в парах, найдите значение этих слов.

(Рделись - … Яхонты - … дети находят слова в словаре. Называют страницу, зачитывают)

(предполагаемые ответы: оскомину – см. в Т. сл. отколь - откуда попусту - зря)

- Наметим линию сравнения: 7 слайд (план сравнения)

- Наденьте на страницы скрепку, чтобы работать с текстами было легче.

- Сравните произведения по форме написания. Какой можно сделать вывод?

(По форме написания: У Эзопа басня – прозаическая, а у Крылова - стихотворная)

На доску табличка: Проза Стих

2. Герои, события

- Сравните героев басен. Как называет героиню Эзоп? А Крылов? Какой делаем вывод?

( Лисица – Кума – лиса. В обоих баснях героиня – животное лиса.)

- Сравните описание поведения героини в баснях. Какой можно сделать вывод?

- В басне Эзопа повествование очень короткое, только факты, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. У Эзопа больше повествования, а у Крылова больше описания. Но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.

На доску табличка:

События и герои похожи

- Сравните басни с точки зрения их построения.

(У Эзопа основная часть, потом мораль, А у Крылова морали нет.)

- Все согласны, что у Крылова нет морали? Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?

- Такая мораль называется скрытой. Как вы думаете, для чего Крылов пользуется скрытой моралью?

- Прочитайте мораль басни Эзопа. Она подходит к басне Крылова?

Значит можно сделать вывод, что мораль одинаковая.

На доску табличка:

- Подведём итог сравнения. Посмотрите на нашу таблицу. Что можно сказать об истории о лисице и винограде? Какой можно сделать вывод? Докажите свою точку зрения.

2500 лет назад 200 лет назад

Лиса и виноград Лисица и виноград

События и герои похожи

(Это история - бродячий сюжет. Крылов мог знать басни Эзопа и создавать свои на эти же сюжеты.)

- По каким вопросам ваше мнение не совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- На какой вопрос вы не нашли ответа на этом уроке?

( . И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.)

2) Устали? Сожмите кулачки и поднимите руки вверх. Теперь разжимая правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, поставьте оценку себе за работу на уроке. Учитель называет оценки учеников.

Читайте также: