Конспект по теме создание изделий из текстильных материалов

Обновлено: 02.07.2024

Цель уроков: организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта.

1. Продолжить формирование умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта.

2. Научить проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую идею.

3. Закрепить умение подбирать материалы и инструменты, организовывать рабочее место, конструировать швейное изделие, выполнять раскрой и пошив изделия с соблюдением правил безопасного труда.

4. Научить выполнять расчёт материалов и денежных затрат для выполнения проекта.

5. Научить анализировать достоинства и недостатки проекта и проводить самооценку.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, РТ; библиотечка школьной учебной мастерской, примеры творческих проектов обучающихся; фотографии проектов, сделанных пятиклассниками в предыдущие годы; ПК, подключенный к сети Интернет, электронные средства обучения.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные.

В качестве примера творческого проекта в учебнике предложено изготовление юбки с кулиской для резинок. Но это могут быть и другие изделия, рассмотренные в учебнике. При желании изделие можно усложнить, пришив накладные карманы или выполнив оборку по верхнему краю кулиски.

2. Контроль выполнения творческого проекта

Контроль выполнения творческого проекта включает самооценку обучающимся своего проекта и оценку его эксперта- ми, которые запишут свои комментарии в рабочую тетрадь. Художественные ремёсла

В 5 классе обучающиеся изучат технологию создания лоскутных изделий. Это позволит закрепить приобретённые ранее умения выполнять ручные и машинные швейные работы. Однако для создания красивого качественного изделия недостаточно только уметь сшивать лоскуты между собой. Вещь только тогда получится красивой, если лоскуты будут подобраны с учётом законов цветоведения и композиции.

На первом уроке обучающиеся ознакомятся с понятием декоративно-прикладное искусство, видами декоративно-прикладного искусства — узорным ткачеством, вышивкой, кружево- плетением, вязанием, росписью по дереву и ткани, ковроткачеством, а также с образным языком декоративного искусства и народными традициями. Экскурсия в краеведческий музей, организованная учителем, ознакомит учеников с лучшими работами мастеров родного края.

На втором уроке школьники ознакомятся с основами композиции на примерах декоративных изделий. Школьники узнают значение понятий композиция, орнамент, ознакомятся с правилами, приёмами и средствами композиции, символикой — значением элементов узора в вышивке, кружеве. Второй час этого урока отводится знакомству с основными законами цветоведения, цветовым кругом, правилами создания гармоничных цветовых композиций. Практической работой на этом уроке может быть создание композиции в графическом редакторе Райнт или на листе бумаги в клетку.

Для выполнения лоскутных работ каждому обучающемуся понадобится также индивидуальное рабочее место и места коллективного пользования, как и для швейных работ.

При обучении художественным ремёслам задачами воспитания могут быть:

1) воспитание эстетического вкуса;

2) воспитание аккуратности, культуры труда;

3) воспитание творческих качеств личности.

При обучении художественным ремёслам можно выделить следующие задачи развития:

1) развитие сенсорных навыков — умение определять при- знаки и свойства материалов по их цвету, на ощупь;

2) развитие умений учебного труда — наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль;

3) развитие волевой и эмоциональной сферы — уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности.

В конце учебного года обучающиеся оформят портфолио, подготовят доклад и электронную презентацию (2 ч) и защитят итоговый творческий проект (2 ч).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : Технология, 5 класс

Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”;

Задачи: способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности; воспитывать интерес к профессии ткача и прядильщицы.

В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:

2. Вступительное слово учителя

Учитель : Ткань – основной материал для изготовления одежды, нательного белья, головных уборов, постельного и столового белья. Широко используются ткани в производстве обуви, мягкой мебели, портьер, занавесей, платков, пледов, зонтов, хозяйственных сумок и других предметов домашнего обихода.

Значительное количество разнообразных тканей применяется в технике, на производстве, в учреждениях культуры: из тканей делают корд для автопокрышек и скафандры космонавтов, шлифовальную шкурку и парашюты, туристские палатки и театральные занавески, мешочную тару и книжные переплеты, паруса яхт и киноэкраны, фильтры пылесосов и холсты для рисования…

Давайте вспомним, из каких волокон получают ткань?

(ответы учащихся)

Учитель : Как вы уже знаете, ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей (пряжи). Пряжу используют для производства тканей, для изготовления трикотажа, различных ниток, тесьмы.

Из предыдущих уроков мы помним, что пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань, а как называются нити, из которых состоит ткань, вы назовете, заполнив следующую таблицу:

4. Физкультминутка

Учитель : А сейчас я вам буду загадывать загадки.

1. Я вдоль ткани хожу,
А мой братец – поперек (Основа и уток)

2. Топили, колотили,
Мяли, трепали,
Рвали, крутили, ткали,
На стол постилали. (Лен)

3. На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки. (Хлопок)

Ответы спрятаны за цветные овалы с вопросами, учителю только нужно отодвинуть их.

5.“ БУКВЕННАЯ АБРАКАДАБРА”.

Учитель : Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.

1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)

2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)

3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)

4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)

5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)

6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)

7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)

8. Поперечные нити в ткани. (Уток)

6. Домашнее задание: подготовиться к тесту по записям в тетради и таблице.


Цель урока: формировать умения систематизировать знания по материаловедению, способствовать самостоятельной организации учебного труда. Задачи: Образовательная – способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда. Развивающая – способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по свойствам хлопка и льна, работать самостоятельно и в группе. Воспитательная – способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления; формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, уважение к мастерам прошлого и настоящего. Тип урока: открытия новых знаний.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Учебный предмет : Технология 5 класс

Раздел программы: Создание изделий из текстильных материалов

Цель урока: формировать умения систематизировать знания по материаловедению, способствовать самостоятельной организации учебного труда.

Образовательная – способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда.

Развивающая – способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по свойствам хлопка и льна, работать самостоятельно и в группе.

Воспитательная – способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления; формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, уважение к мастерам прошлого и настоящего.

Тип урока: открытия новых знаний.

Ожидаемые результаты:

- Личностные УУД: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

-Метапредметные УУД:

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; работать в команде.

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

-Предметные: Знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити. Умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити.

Дидактические средства обучения : Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. материалы ЭОР.

Раздаточный материал: коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа, игла, клей, ножницы, приложения.

Знакомство учащихся с видами и свойствами химических волокон и тканями из них, с технологиями получения ткани. .

2. Формирование умений определять состав материалов по их свойствам.

3. Формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия.

4.Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

5.Ознакомление с профессией оператор в производстве химических волокон.

Основное содержание темы

Классификация текстильных волокон. Производство текстильных материалов из химических волокон. Виды и свойства тканей из химических волокон. Нетканые материалы из химических волокон.

Химические волокна: искусственные и синтетические; нетканые материалы: клеевые и утепляющие; оператор в производстве химических волокон.

Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. Обучающийся получит, возможность научиться ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи. Находить и выделять главное.

Формировать интерес к процессу производства тканей. Обучающиеся получат знания о производстве химических текстильных материалов, видах и свойствах тканей из химических волокон, со способами получения нетканых материалов.

- волокна химического происхождения,

- нетканые материалы из химических волокон;

- определять состав тканей по их свойствам,

- определять искусственные и синтетические ткани.

Организация образовательного пространства

Ресурсы (дидактические материалы, МТО)

Биология, математика, история, ОБЖ, химия,

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах

Проблемное обучение, исследовательская деятельность

Формирование новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1 этап Самоопределение к деятельности

(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)

Мотивация к учебной деятельности

Вызвать интерес к изучаемому материалу Формулирование темы урока, постановка цели

Постановка целей с учётом уровня знаний учащихся.

Выставка изделий из химических волокон: (летнее платье, шторы, зонтик, плащ…). Проблемные вопросы: Из чего и как изготавливают одежду, зонты, шторы?

Выскажите предположения, из чего и как можно получить ткань?

Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Формирование познавательной цели. Формулирование проблемы.

Коррекция высказанных мнений. Определение целей.

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Изучение учебного материала, его закрепление

Текстильные материалы из химических волокон.

Выполнение лабораторной работы №5.

2. Нетканые материалы из химических волокон

Цели: получить новые знания и расширить кругозор обучающегося

Как получают химические волокна?

На какие группы делятся химические волокна?

Из чего получают химические волокна?

Запомнить и назвать искусственные и синтетические ткани.

Назовите профессии людей участвующие

в создании и производстве тканей?

Что можно изготовить из ткани?

Вопрос: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на ткани появился рисунок?

Просмотр видео с 7 мин.

Работа с рабочей тетрадью стр. 34 задание №2

Физкультминутка

Коммуникативные УУД). Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

(Познавательные УУД). Работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ просмотренного видеоролика с выделением главных понятий.

Контроль и коррекция

Уметь определять ткани.

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)

Закрепление нового

определять направление долевой нити и лицевой стороны тканей на образцах тканей, делать сравнительный анализ прочности окраски тканей.

-Поверьте себя: выполнить задание 4 в рабочей тетради.

Уметь определять состав тканей. Давать характеристику текстильным материалам. Коммуникативные УУД )

Контроль, оценка действий и коррекция их, высказанных мнений.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Подведение под понятия, выведение следствий.

(Регулятивные УУД). Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов. Прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи.

4 этап Рефлексивная деятельность

(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)

Самоанализ и самооценка ученика

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты

Вопросы для подведения итогов:

1. Было интересно….

4. Теперь я могу….

6. Мне захотелось….

Обмениваются мнениями по изученному материалу, делятся впечатлениями.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Нравственно -этического оценивание.

Самоанализ и самооценка учителя

Читайте также: