Конспект по следующей тематике профилактика нарушений осанки у детей

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Татьяна Викторовна Смирнова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ" Д/с Незабудка"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Профилактика нарушений осанки у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Профилактика нарушений осанки у детей

В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки.

Почему у современного ребёнка развивается нарушение осанки? Причин,

спобствующих формированию патологической осанки у детей много.

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент

рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном

( внутриутробном) и более позднем периоде развития ребёнка, связанные с

ограничением двигательной активности. Всё это отрицательно сказывается

на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Следует подчеркнуть, что

первом году жизни ребёнка и продолжается в течение всего дошкольного

сглаживаются, когда ребёнок лежит. В связи

с тем, что скелет ребёнка

дошкольного возраста имеет значительный процент хрящевой ткани, он

положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель)

гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание,

при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи

нарушения. Чтобы в школе у ребёнка не возникли проблемы с повышенной

утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

величавость,

непринуждённом положении в покое и при движении. Осанка формируется

с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния

костной системы, связачно – суставного и нервно- мышечного аппарата,

привычного положения тела.

патологическую. Правильная физиологическая осанка характеризуется не

только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребёнка.

П р и правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо

выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены

параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная

осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она

отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная

способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно

обеспечивает равномерное поступление воздуха в

респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанке

может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов и

ребёнок более подвержен частым респираторным заболеваниям.

образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы

лопатки находились на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах без майки).

Поговорить с ним, предложить рассказать короткое стихотворение для

того, чтобы снять первоначально возникшее у него

напряжение и

естественную

позвоночника.

расположены

горизонтальную

симметричны ли надплечья.

в процессе выработки хорошей осанки имеют строго

соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда

и других видов самостоятельной деятельности.

особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-

положение головы и плечевого пояса.

Размеры мебели соответствуют росту ребёнка: длина сиденья стула – длине

бёдер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет

отдохнуть позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке,

если стул велик для данного ребёнка) Постель не должна быть слишком

РЕБЁНКА НА 20- 25 СМ, ЧТОБЫ ОН МОГ СВОБОДНО ВЫТЯНУТЬСЯ.

Поза ребёнка в любых видах его деятельности должна постоянно быть

в центре внимания взрослых.

Во время сна ребёнок может часто менять положение своего тела. Нельзя

грудной полости. Искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две

точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между

ними. Связочно – мышечный аппарат перерастягивается. Лучше всего, если

ребёнок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный,

нагрузка от тяжести на обе ноги. В естественном положении ноги несколько

расставлены ( так удобнее удержать равновесие), носки немного развёрнуты

наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение

тела, неправильный изгиб позвоночника.

При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки

чуть- чуть без (напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо

прямо ( вперёд на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать,

спокойная ходьба сопровождается лёгким взмахом, быстрая – энергичными

Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, во время

настольно- печатных игр должна быть удобной и ненапряжённой. Локти

обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена

Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной осанкой.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках. Кроме того правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов: ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.

Формирование осанки происходит в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.

Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее влияют сильно влияют на детей в период бурного роста (6 – 7 лет). И наша задача – предупредить заболевание опорно – двигательного аппарата. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Просто дети очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении и стоянии. В связи с этим следует уделять большое внимание детской мебели.

Стол и стулья должны соответствовать росту ребенка.

Кровать должна быть ровной с жестким основание и мягким матрасом, с невысокой, желательно ортопедической подушкой. Желательно приучать ребенка спать на боку или спине.

А что ещё можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

Дети должны полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, витаминов, что содержится во вкусной и здоровой пище.

Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей)

Нельзя носить сумку, даже лёгкую на плече.

Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20 – 30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это здорово, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы. Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как её обеспечить: уговорами, террором, системой премий и штрафов, - решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у детей не будет.

Советы родителям по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, значительное количество детей (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки, а так же выявляется функциональная недостаточность стоп (67, 2 – 67, 3%) (Шарманова С. Б., Федоров А. И.) Осанка - привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать поздних нарушений, опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка. С целью предупреждения нарушений осанки у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т. п.)

Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

Одним из признаков плоскостопия является уплощение стоп. Уплощение стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, следствие этого является - нарушение осанки. В связи с вышеизложенным, профилактика плоскостопия у детей имеет важное значение.

Соблюдение приводимых ниже несложных рекомендаций будет способствовать формированию правильного свода стоп у детей и предупредит возникновение плоскостопия.

С целью предупреждения плоскостопия у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь: не рантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек, сланцев, валенок.

2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе – по траве, песку, а в холодное время года, в помещении – по ковру, полу. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием.

3. Во время ходьбы детей необходимо обращать внимание на правильную постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки.

4. Вечером перед сном рекомендуется ежедневное обмывание ног прохладной водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим, жестким полотенцем до появления ощущения тепла и покраснения кожи.

5. Большое значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений: различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками вовнутрь и т. п., подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, стоя, катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.

Читайте в этой статье:

Причины нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.

Причины нарушения осанки.

Существует целый ряд причин, из-за которых могут произойти нарушения осанки у ребенка. В грудном и младшем возрасте это: - перенесенные болезни (малокровье, рахит, хронические заболевания верхних дыхательных путей);

- недостаточное пребывание на свежем воздухе;

- отсутствие физических упражнений и закаливания.

У детей, которые начинают посещать детский сад и школу, ко всему перечисленному прибавятся также:

- неправильное положение за письменным столом или партой;

- повышенная физическая нагрузка на одни и те же мышцы (в школе ребенок больше сидит, чем ходит);

- ношение портфеля (ранца, спортивной сумки) постоянно в одной руке. Например, правши в основном носят портфель в правой руке и не меняют ее.

Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.

Неправильная осанка чаще всего формируется в период активного роста ребенка с семи до пятнадцати лет. Поэтому профилактические мероприятия рациональнее начинать с раннего детства. Вот, так и получится забота о правильной осанке у малыша. Ведь вы хотите предотвратить проблему, а не бороться с ней почти безуспешно, не так ли?

Советы родителям детей до 1 года.

Не нужно укладывать малыша на мягкие перины. Лучше, чтоб детская постель была ровной, матрас не очень мягким, в идеале ортопедическим.

Не пробуйте усаживать младенца преждевременно, до полугода. Да, это очень удобно устроить ребенка на диванчике или в кресле, обкладывая подушками для безопасности. Но какой будет результат? Безопасность безопасностью, а позвоночнику у ребенка 4-5 месяцев большие нагрузки противопоказаны! Лучше дождитесь, пока малыш сможет садиться самостоятельно. Обычно это хорошо получается у деток, которые активно пробуют ползать.

Начиная с трех месяцев, как можно чаще укладывайте ребенка на животик. Постарайтесь не носить малыша все время на одной и той же руке, а также не водить за одну и ту же руку, когда дитя будет учиться ходить. До девяти месяцев не ставьте ребенка на ножки, если он не захочет этого сам. Когда ребенок пойдет самостоятельно, можно заняться физзарядкой вместе. А маленькие пробежки очень повеселят и малютку, и родителей!

Советы родителям детей старше 1 года.

Избежать рахита, частых простудных заболеваний поможет грудное вскармливание. Кормите ребенка грудью как можно дольше! Пусть даже выход на работу из декрета до срока не станет причиной раннего отлучения от груди. Вы же мечтаете, чтобы ребенок вырос здоровым и сильным?

Приучите ребенка спать ровно на животике или на спине. Если он постоянно сворачивается калачиком, мягко поправляйте позу.

Ежедневно гуляйте с малышом на свежем воздухе. На улице обязательно играйте в подвижные игры – в мяч, в догонялки. Приучайте ребенка лазать по турникам, подтягиваться. По возможности, ходите с раннего возраста на массаж и в бассейн.

Особое внимание обратите на обувь. И тапочки, и сапоги, и кроссовки, и босоножки покупайте по размеру! Любая обувь не должна быть слишком тесна или слишком свободна. Хорошо, если имеется небольшой каблучок. Не берите у знакомых обувь старших детей, чтобы ваш ребенок ее доносил! В самом идеальном состоянии обувь уже приобретает форму ноги того человека, который в ней ходил.

На формирование неправильной осанки влияет неправильное сидение на стуле. Не разрешайте ребенку сидеть на краю стула или подложив под себя ногу. В такой позе очень страдает поясничный отдел позвоночника. Дошкольника научите самостоятельно контролировать свою осанку во время сидения или лежания. В будущем для школьных книжек и тетрадок лучше приобрести рюкзак или ранец, который можно носить на спине.

Пусть ребенок больше двигается, плавает, бегает и меньше засиживается за компьютером.

Рекомендаций и советов, как не допустить развитие нарушений осанки у детей, очень много. Никогда не окажется лишним сходить вместе с ребенком на консультацию к врачу ортопеду или специалисту по физвоспитанию в детском садике. Проявите личную инициативу! Кстати, а как сейчас сидит ваш малыш за мультиками – ровно или кривит спинку?

подготовила - Пузикова И. М.

инструктор по физической культуре

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Как добиться положительного настроя ребенка Очень важно, чтобы гимнастика не стала для ребенка неприятной обязанностью,.

Профилактика проблем осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Рекомендации для педагогов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей в зимний период Предлагаю вам игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста, а так как сейчас за нашими.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки - правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель - без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2022 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Котова Татьяна Александровна

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от

толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Краткое описание документа:

Котова Татьяна Александровна

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от

толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Читайте также: