Конспект по сценической речи

Обновлено: 03.07.2024

Педагогическое кредо: обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых и литературных традиций, занятия сценической речью помогут раскрыть творческую индивидуальность каждого подростка, помогут его социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Количество учащихся: 12 человек.

Продолжительность занятия: 1 ч. 30 мин.

Данный открытый урок адресован педагогам дополнительного образования детей,

работающим в театральных объединениях общеобразовательных школ и УДОД,

методистам системы дополнительного образования детей, учителям начальных классов и логопедам общеобразовательных школ.

Цель занятия – формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине

разминка, голосообразование, дыхание, артикуляция, дикция, художественное чтение ;

ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения

развивающие

способствовать развитию внимания и памяти;

развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную

деятельность в коллективе;

воспитательные

способствовать воспитанию терпения, усидчивости;

воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Наглядные пособия: слайды с изображением парусника, карта с изображением

Дидактические пособия: карточки со стихотворным тестом.

Методы обучения: личный показ, репродуктивный метод, метод упражнения,

диалогический метод, словесный метод, метод игрового существования.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, аудио

Структура занятия

I. Вводная часть занятия: 10 мин.

-Организационный момент: знакомство с детьми.

определение эмоционального состояния учащихся.

-Выявление речевых и актерских зажимов – упражнение «Командир-

-Знакомство учащихся с целью открытого занятия.

II. Основная часть занятия: формирование представления о разделах, основных

1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с

макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений.

2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в

3. Голосообразование - формирование свободного течения звука.

Вибрационный массаж-разогрев мышц, участвующих в голосообразовании.

Упражнение на рождение звука.

4. Дикция – формирование представления о дикции на материале скороговорок.

Исполнение скороговорок с движением. Знакомство с комплексом артикуляционной

гимнастики, включающим упражнения для языка, губ, челюстей. Исполнение

5. Задание-ключ - исполнение стихотворения. Формирование навыков

коллективной работы, закрепление изученного на занятии.

III. Заключительная часть – 15 мин.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с

Ход занятия

I. Вводная часть

хлопок соседу, затем повернуться вокруг себя. Далее игра усложняется. Нужно

подпрыгнуть и сказать свое имя (хлопок, поворот вокруг себя, подпрыгнуть и сказать

имя). Игра проводится под ритмичную музыку.

II. Основная часть занятия.

На экране слайд с изображением карты

Педагог вместе с детьми рассматривает карту.

Педагог : «Карта старинная, с непонятными записями. На ней изображено

несколько островов. Но названий островов и страны, которую они образуют, нет.

Оказывается, карта не только старинная, но и волшебная!

Мы не смогли прочитать записи на карте, но по отдельным фразам поняли, что,только выполнив все задания, нам откроются названия островов и название страны. Итак,

впереди у нас необыкновенные открытия.

После долгой дороги для бодрого настроения необходимо выполнить весёлые

1. Разминка проводится под музыку .

- Разогрев суставов. Исходное положение - стоя. Для выполнения этого

упражнения активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали

ниже, затем также медленно как можно дальше откинуть е. назад. Всего 8 раз.

плеча попеременно. Всего 8 движений.

вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения

вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.

Педагог: «Ребята, посмотрите на карту (обращает внимание на экран)! Появилось

2. Стоит нам закрыть глаза, как неведомые силы перенесут нас на другой остров.

Педагог: «Для того, чтобы узнать название нового острова, необходимо выполнить

задание, написанное в карте.

А это комплекс дыхательных упражнений.

положение.Сначала выдох длится 3 счета, затем 6, 9 и т.д. Вдох (4 счёта) – задержка дыхания (4 счёта) – выдох (4 счёта). Повторить 6 раз.

воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.

Педагог обращает внимание на карту (экран) и говорит: «Ребята, появилось

Дыхание – основа речевого звучания. Дыхание необходимо актёру для долгой фразы или монолога на сцене. Голос актёра может звучать то громко и быстро, то тихо и протяжно. Достичь это возможно, только владея хорошим дыханием. Выработать хорошее дыхание актёру помогают упражнения, гимнастика, с которой мы сейчас познакомились. Над дыханием актёры работают всю жизнь .

острове. Наверное, на нём никто не обитает. (Поворот вокруг себя под звучание гонга ).

Мы нарушим тишину и проверим возможности нашего голоса.

Но прежде вы должны узнать о том, что голос – это инструмент актёра. Никакой

музыкальный инструмент не может соперничать с голосом. Голос человека очень

выразителен и богат самыми разнообразными красками. Достигается это с помощью

резонаторов – высокого, среднего, низкого (педагог показывает их нахождение).

помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется

Выполнение вибрационного массажа:

-Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному, свободному течению звука.

-Делаем массаж открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до

-Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

-Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый,

позитивный, мягкий контакт:

до появления внутреннего отклика и звукового резонанса.

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе

- Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между

- Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха,

появления звукового резонанса.

Педагог : «Этот остров поможет раскрыть секреты возникновения звука. Что нужно,

Звучит гонг. Поворот вокруг себя.

Педагог: «Наш парусник подплыл к новому острову. Чтобы не заблудиться на острове, нужен компас. Компас находился вместе с картой. Он необычный. Вместо

Педагог читает : «Каждый должен обладать превосходной дикцией,

Ребята, какие важные слова открыл для нас старинный компас? Выполнить

указания компаса помогут упражнения, или иначе артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти .

Дети выполняют артикуляционную гимнастику под музыку:

Исполняются скороговорки (с движением):

- Шесть мышат в камышах шуршат (рассказать, как сплетню)+движение.

- Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

- Расскажите про покупки (вопрос-ответ).

- Шли, шли, шли (три темпа: медленный – умеренный – быстрый).

Движения с мячиком (мягким):

- Шла Саша по шоссе (движение исполняется под произнесение текста, после

чего мяч передаётся соседу).

- Добыл Бобыль бобы (мяч переда.тся на ударное слово.)

- Один: Добыл Бобыль бобы.

Второй: Добыл Бобыль бобы.

Третий: Добыл Бобыль бобы.

Четвертый: Добыл Бобыль бобы ит.д. (Это задание выполняется с мячом в трёх

темпах. Если у кого-то мяч упал или не соблюдается заданный темп, тот выбывает).

-Наша река широка как Ока.

-Как Ока широка наша река.

Ребята делятся на команды: по 5-6 человек в каждой команде. Задача: произнести

скороговорку одновременно всей командой с актерским посылом - похвалиться перед

другой командой, добавив движение (шаги). Движение происходит на каждое слово в

скороговорке навстречу соседней команде.

Педагог обращается к детям, чтобы они обратили внимание на карту и

Педагог: «Ребята, вы, конечно, поняли, что дикция – это чёткое, ясное

произношение слов, фраз. Каждый актёр работает над дикцией всю свою жизнь,

5. Педагог : «Ребята, мы прибыли на последний остров с необычным названием

должна вручить вам карточки, которые находились в тубе (педагог раздаёт карточки).

Дети их читают вслух:

1-ый ребёнок: Страну чудес искали мы давно.

2-ой ребёнок: И вот на горизонте нам дано

3-ий ребёнок: Увидеть острова:

4-ый ребёнок: Разминка, Дикция, Свободное дыханье,

5-ый ребёнок: Они потребуют особого вниманья.

6-ой ребёнок: Страна чудес научит вас

7-ой ребёнок: Свободно мысли излагать

9-ый ребёнок: Зажимы снимет – это важно !

10-ый ребёнок: Изменит ваш голосовой диапазон,

11-ый ребёнок: А для актеров очень важен он.

12-ый ребёнок: В стране ждет много интересных встреч,

Педагог: А называется она – (дети смотрят на карту, на которой появляется

Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!

Педагог: Благодаря вашему упорству, старанию, желанию хорошо выполнить все

III. Заключительная часть

Окончилось наше путешествие на паруснике (слайд на экране), но по окончании

нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

1. На каких островах мы сегодня побывали? Название какой страны мы открыли?

2. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?

3. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?

4. Как добиться хорошей дикции?

5. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому

Краткое подведение итогов занятия .

Список используемой литературы

Литература для педагога:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.

2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.

3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых.

М.: Просвещение, 1999.

4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение,

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.:

6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.

7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие.

М.: Просвещение, 1985.

8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.

9. Петрова А . Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство,

10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.

11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.

12 . Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.

13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2004.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по сценической речи

Дата проведения : 20. 11. 2019

Группа : 1 курс очного отделения

Урок №: 7 (45 минут)

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга , мониторинг уровня усвоения начальных навыков изученного материала по дыханию, дикции.

Задачи:

Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Образовательные:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

- развитие познавательных интересов и творческого потенциала;

- развитие осмысленной и грамотной речи.

- развитие артикуляторов, в особенности губ и языка;

- психологическое и эмоциональное раскрепощение будущих эстрадных исполнителей;

- формирование активной и точной подачи речи.

Воспитательные:

- активизация творческих способностей студентов;

- умение работы в коллективе и с партнером;

- творческое взаимодействие с педагогом для достижения поставленной цели.

Тип урока: комбинированный (обучающий + тренировочный).

Основные методы работы:

- наглядный (практический показ):

- словесный (объяснение, беседа):

- практический (разучивание и исполнение упражнений, скороговорок).

Средства обучения:

Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч, гимнастические палки, скакалка.

Педагогические технологии:

Межпредметные связи:

- практика актерских этюдов;

- освобождение и снятие мышечных зажимов;

- музыкальный диапазон интонаций человеческого голоса.

В основе всего урока положена обучающая и личностно-ориентированная технология.

Обучающая:

- исправление дефектов звукопроизношения,

- улучшение внятности и разборчивости речи.

Личностно-ориентированная:

- обязательная оценка и корректировка процесса и результата деятельности у учащихся в ходе урока;

- формирование у учащихся уверенности в своих силах, повышение личной самооценки.

План занятия:

Организационный момент – 5 минут

Теоретическая часть - 10 минут

Практическая часть – 25 минут

Подведение итогов урока- 5 минут

Ход урока:

Организационный момент .

Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.

Практическая часть .

Заключительная часть

Организационная часть урока :

- вход учащихся в класс;

- объяснение предмета и цели урока;

- учащиеся распределяются на сцене в шахматном порядке;

Основная часть урока (30 мин) :

- упражнения на снятие мышечных зажимов (легкая разминка)

- упражнения для развития фонационного дыхания и снятие зажимов связок и гортани;

- упражнения для вывода звука вперед (вибрационный массаж);

- упражнение активного произношения согласных с гласными;

- упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, артикуляционный комплекс;

- упражнения для четкой произношения звуков на ряде согласных на хлопке рукой, дикционный комплекс;

- упражнения для развития точной и яркой подачи слов на примере скороговорок;

- упражнение для выделения главного слова в скороговорке;

- упражнение для выталкивание звука диафрагмой

- упражнение на примере актерского этюда для эмоциональной подачи скороговорки;

- упражнение на развитие слуха и правильного посыла звука в партнера;

- разучивание новой скороговорки;

- упражнение для закрепления активного звучания и проговаривания слов.

Заключительная часть урока:

- подведение итогов урока.

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Стоит поп на копне, колпак на попе

Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

как учительница русского языка, читающая диктант.

как преподаватель по речи

как обиженный ребенок

как скандальная бабка

как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

Выращивание цветов

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Скакалка

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

Упражнения выполняется с гимнастическими палками.

Исходное положение: стойка, ноги шире плеч, палка – горизонтально перед грудью.

Выпад вперед – ХО

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Выпад вперед – ХА

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Выпад вперед – ХУ

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Выпад вперед – ХЫ

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Далее удлиняется выдох

Выпад вперед – ХА, ХО

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Выпад вперед – ХУ, ХЫ

Вернуться в и.п. Сброс воздуха

Далее упражнение выполняется с этими же парами согласных, но в движениях сценического боя.

Комплексное упражнение.

Выполняя это упражнение, следует зафиксировать внимание на равномерном распределении воздуха при выдохе на всю строку. Рекомендуется совмещать выполнение упражнения с движениями.

4.Подведение итогов занятия.

Далее педагогом проводится анализ работы на уроке, выдается домашнее задание, называется конкретное задание для проработки по каждому студенту. Выставление оценок за урок.

Данный материал поможет совершенствовать умения и навыки выполнения речевого тренинга. Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля. Воспитывать навыки коллективной работы.

ВложениеРазмер
stsenicheskaya_rech.docx 36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

  • Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  • Воспитывать навыки коллективной работы.

Возраст детей : 12-17 лет

Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч.

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть - 15 минут
  3. Практическая часть –50минут (перемена -10 минут)
  4. Подведение итогов урока- 5 минут
  5. Рефлексия -5 минут
  1. Организационный момент . Педагог приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть .

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  • Купи кипу пик
  • Стоит поп на копне, колпак на попе
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

  • Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

Перерыв – 10 минут.

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

1. Учащимся предлагается, абстрагируясь от содержания, прочитать предлагаемый текст по выбору как:

2. вечернюю сказку матери ребенку;

3. письмо, которое человек читает полушепотом;

4. завещание умершего дедушки;

2. Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом - действие и т. п.

4.Подведение итогов занятия.

– На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена учащихся, кому и какие упражнения следует повторить дома). Самоанализ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Формирование представления о скороговорках - как основы развития дикции.

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

Количество учащихся - 12

Форма проведения: занятие – игра

Оборудование для педагога:

фонограммы для музыкального сопровождения

Оборудование для детей:

карточки с текстом для упражнения «диктор;

карточки со скороговорками, разбитыми на части;

Структура занятия

Ход занятия:

- Послушайте, как мы сегодня будем приветствовать друг друга.

Здравствуйте, ребята! (Произношу нараспев, мелодично. Дети поют в ответ: Добрый день!)

Рада вас видеть, надеюсь, у всех хорошее настроение.

-Повторяйте за мной ритмический рисунок (по группам, хлопками). Молодцы, все справились.

(произношу название темы неразборчиво). - Я надеюсь, что вы меня поняли…. Почему? (дети подсказывают, что я говорила с плохой дикцией).

-А что такое дикция? (ответ: дикция- это чёткое, ясное произношение слов, фраз).

Нельзя себе представить хорошего актера с плохой дикцией. Каждый человек, который хочет быть успешным, должен обладать хорошей дикцией. Поэтому мы сегодня изучаем скороговорки, так как- это лучший способ развить сценическую речь (К. Станиславский). (Вывожу тему занятия на экран)

-Скороговорка - это короткая фраза со сложной артикуляцией для тренировки дикции и произношения.

Разминка под ритмичную музыку.

-Разогреваем суставы. Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы : запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

- Произнесите гласные звуки И - Э – А – О– У – Ы с разной интонацией и ударением по группам.

Работа над скороговорками.

-Как правильно учить скороговорку? (ответы детей)

шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.

шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.

Шаг 3: Произнесите текст четко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.

Нужно говорить четко и без ошибок, передавая мяч. Определяем победителя.

Итоги занятия. 1. Как добиться хорошей дикции? 2.Расскажите, как правильно учить скороговорку. 3. Почему изучение скороговорок необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?

Дидактический материал к занятию

Детям предлагается повторить за педагогом определённый ритм, с постепенным усложнением ритмического рисунка.

Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

Артикуляционная гимнастика. Выполняется под ритмичную музыку или счёт по 8 раз:

Упражнения для развития голоса:

2.Чудо-лесенка – петь звукоряд в пределах интервала октава:

Чудо - лесенкой шагаю. Высоту я набираю. Шаг на горы, шаг на тучи. А подъем все выше, круче. Не робею, петь хочу я. Прямо к солнцу полечу я.

1. Дум – дам - дам, дум - ба - дам, дум – дам - дам, дум - ба – дам Дум - дам-дам, дум -ба- дам,дум – дам - дам, даб.

2. Дум - дам-дам, дим-би-да-би-ди, дум-би-да-би-ди, дам-би-да-би-ди дум-дам-дам, дим-би-да-би-ди, дум-би-да-би-ди, даб.

3. Даб - даб-даб, дабиди, дабиди, даб-даб-даб, дабиди, дабиди даб-даб-даб, дабиди, дабиди,даб-даб-даб, даб.

Работа над скороговорками. На экране – пошаговая инструкция для правильного выучивания скороговорок.

шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.

шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.

Шаг 3: Произнесите текст чётко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и чётко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.

Дети разбиваются на две группы. Перед ними по 9 скороговорок, разбитых на части. Задача команд - - правильно и быстро собрать скороговорки и произнести их.

Список использованной литературы:

Читайте также: