Конспект урока пре и при фгос

Обновлено: 05.07.2024

Неизменяемые приставки – приставки, написание которых не зависит от положения и соседства в слове (с-, на-, по-, над- и другие).

Изменяемые приставки – написание которых зависит от соседних букв (раз-/рас-, вз-/вс- и другие) и лексического значения (пре-/при-).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 111-118.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 36.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для изучения рассмотрим несколько примеров употребления слов. Пришёл, прицепил, приморский, прижал, приехал, прибил, прекрасный, преподнёс, придавил, приукрасил, прикрыл, приободрить, прибрежный. Разобьём их на группы.

1 группа: пришёл, приехал;

2 группа: прицепил, прибил;

3 группа: прижал, придавил;

4 группа: приукрасил, прикрыл, приободрить;

5 группа: приморский, прибрежный;

6 группа: прекрасный, преподнёс;

Какое лексическое значение объединяет слова группы?

1 группа: Законченное действие/приближение

2 группа: Присоединение

3 группа: Действие сверху вниз или присоединение

4 группа: Неполнота действия

5 группа: Около, возле

Для этого правила нужно запомнить, что в значении очень и пере- будет приставка пре-; в значении законченности, присоединения, приближения, неполноты, близости будет приставка при-.

В соответствии с этим правилом расставим буквы в словах, которые взяли для анализа.

Пр..шёл – законченность, поэтому и.

Пр..цепил – присоединение, поэтому и.

Пр..морский – около моря, поэтому и.

Пр..жал – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ехал – приближение, поэтому и.

Пр..давил – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..бил – присоединение, поэтому и.

Пр..красный – очень красивый, поэтому е.

Пр..поднёс – очень эффектно подарил, поэтому е.

Пр..украсил – немного добавил, поэтому и.

Пр..крыл – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ободрить – немного ободрил, поэтому и.

Пр..брежный – около берега, поэтому и.

Для работы с этим правилом требуются хорошие знания теории, поэтому мы с вами сейчас попрактикуемся в объяснении написания. Пресытиться – насыщение сверх меры, т.е. значение очень. В этом слове пишем букву е. Преобразовать – предать иной вид, переделать, пишем букву е из-за значения пере-. Превратить – совершенно переделать, из-за значения пере- пишем е. Приобрести – получить в своё обладание, то есть присоединить к себе, поэтому и.

Законченное действие: приблудный, приплыть, прилететь, приделать.

Приближение: пришвартоваться, приблизиться.

Присоединение: приколоть, прикоснуться, привинтить.

Движение сверху вниз: приклонить.

Неполнота действия: призадуматься, приуныл, приоткрыть, присесть, приуменьшить.

Около, возле: прифронтовая, пристанционный, приусадебный

Очень: превысить, презабавный, прескучный.

Пере-: преобразовать, прервать.

Возможно, некоторые слова вы бы отнесли к другому значению. И это будет верным вариантом, ведь, например, слово присесть – это одновременно слово со значением неполноты действия и действия сверху вниз. Таких слов в русском языке много, нужно помнить главное – слова со значением пере и очень имеют приставку пре-.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сачьян Наталья Сергеевна

Русский язык 6 класс

27.09.2018 № 22

Тема: Правописание приставок пре- и при-

Образовательная: в ыявить условия выбора гласных е – и в приставках; ф ормировать навык написания приставок пре-/ при-;

Развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку;

Задача урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Планируемые результаты освоения урока

Предметные: Научиться применять алгоритм правописания приставок ПРЕ – ПРИ на практике.

Коммуникативные. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные самостоятельно организовывать работу.

Регулятивные: создавать алгоритм выполнения орфографического правила.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Притащить, приволжский, прекрасный, преодолеть, притормозить, прервать, презабавный, пребольшой, предлинный.

Актуализация знаний

Редкое растение, выгоревшие волосы, густые заросли, косой дождь, косить траву, коснуться вопроса, касаться стены.

Определение темы и постановка цели урока

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока, какие цели перед собой поставим?

Изучение материала

Догадайтесь, какое общее значение есть у данных слов:

Приближение

Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-.

- Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг другу разные вещи. Чего они только они не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей - всем они этим пользуются, чтобы присоединить.

Замените словосочетания одним словом и запишите в тетрадях, обозначьте орфограммы

Присоединить:

с помощью веревки

с помощью гвоздя и молотка

с помощью иголки с ниткой

с помощью клея.

Определить значение приставки.
Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

канава при дороге

поселок при городе

Определить значение приставки.

Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим.

Вы не открыли окно широко, а только немножко.

Если что - то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, то такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-.

Гласные в приставках пре- и при-

При -

Около, близ

Пришкольный

привокзальный

Соединить, достичь чего-либо, прибавить, приблизиться

Пристроить, примчаться,

прикупить

Чуть-чуть, немного, слегка

Приоткрыть,

прислушаться

Пре -

очень

Презабавный, преувеличить

Сходно со значением приставки пере-

Преградить

Потренируемся немного в написании приставок.

1.Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке.

3.- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался

4.- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

Выполним упражнение 83 у доски.

Физминутка

Прицепить, преинтересный, преодолеть

Прервать, пришкольный, прескучный

Пригореть, преувеличить, презабавный

Приехать, прервать, пришить

Приморский, претворить, привокзальная

Приоткрыть, приблизиться, прехорошенькая

Привинтить, прикрутить, прехрабрый

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре

1)Расположенный у берега. Прибрежный.

2)Задуматься на некоторое время. Призадуматься.

3)Участок около школы. Пришкольный.

4)Очень старательный. Прилежный.

5) Лечь ненадолго. Прилечь.

6) Перестать что-либо делать. Прекратить.

7) Немного открыть. Приоткрыть.

8) Приехать куда-нибудь. Прибыть.

9) Расположенный у дороги. Придорожный.

Поиграем. Игра называется лови ошибку.

Василиса Прекрасная увидела прекрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный преградил им путь друг к другу. Пресмелый Иван-царевич бросился на преужасного Кощея. Кощей превратил Ивана-царевича в камень. Премудрая Василиса нашла ящичек, сделала из его зайца первое, из утки — второе, а из яйца — превкусную глазунью. Иголку сломала, а так как иголка была длинная, она и заштопала острым концом фату. Презлого, престрашного и преужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич ожил (вообще-то он и не умирал), и с Василисой Прекрасной они уехали в свою прелюбимую, прелучшую и прескромную страну

1)Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к родному языку;

Стремление к речевому самосовершенствованию;

Пополнение словарного запаса;

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.


Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.

- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? В каких частях слова пропущены буквы? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

-Как вы думаете, от чего будет зависеть написание приставки? (Их правописание зависит от значения, которое они придают слову).

2. Сейчас мы с вами проведем исследование, которое нам поможет сформулировать правило.

Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".


Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре- и при-.

Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.

Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.

Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-;

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Содержимое разработки

Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре- и при-.

Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения.

Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации.

Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-;

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.

ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

Эта приставка имеет значение неполноты действия.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)

3. Повторение изученного материала.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок, и я пр…бываю в хорошем настроении.

-Докажите, что это текст.

- Как его можно озаглавить? Какова тема текста? Основная мысль?

3. Близость к чему-либо

4. Неполнота действия

Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

1. . Сходно со значением слова очень

2. Сходно со значением приставки пере-

Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

- Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

4. Проблемный вопрос.

Есть слова, значение которых меняется в зависимости от употребления приставок при- и пре-.

Придать – усилить, прибавить

Предать - изменить

Прибывать – 1) прийти, приехать;

Пребывать – находиться где-нибудь, в каком-нибудь состоянии

Приступить - начать

Преступить – самовольно нарушить

Приклоняться – наклоняться, пригибаться

Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение

Составьте с одним словом предложение.

5. Работа с текстом.

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3 группа (слабые)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.

Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить

2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит

3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить

4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный

2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный

3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный

4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил

2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады

3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти

4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать

2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие

3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить

4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать

2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить

3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть

4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить

2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать

3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать

4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный

2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода

3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти

4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера

2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный

3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь

4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)

II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

7. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по опорным словам: пришкольный, привезли, приступили, предовольные (посадка деревьев)

– О чём мы говорили на уроке?

– Что нового узнали?


-75%

Конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Содержательная цель: формирование знаний о правописании приставок Пре- и При-.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, самооценке на основе критериев, навыкам сотрудничества.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели на уроке; обучающийся получит возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах деятельности.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; обучающийся научится оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся научится аргументировать свою точку зрения; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: обучающийся научится правильно писать слова с приставками Пре- и При-.

Необходимое оборудование: Учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Баранова, Т.Ладыженской

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки нахождения назывных предложений; эталоны для самопроверки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Ученик. Если когда-то в жизни мы окажемся в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выйти из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.

Ученик. Учёба – это главный труд школьника. Поэтому на уроках по каждому предмету необходимо пополнять свои знания и не терять время впустую.

Ученик. Учиться надо не ради оценки, а ради знаний, которые тебе всегда пригодятся в жизни. Учиться надо для того, чтобы стать знающим, грамотным человеком.

Учитель. Вы готовы учиться и пополнить знания?

2. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил упражнение 37 без ошибок? У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, мы пока еще допускаем ошибки. И мы должны стараться их не допускать.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Читайте также: