Конспект урока по географии 5 класс обобщение литосфера

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Анжелла Амурхановна Мсоева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Ардон РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Литосфера.Обобщающий урок.
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания

проведенного в рамках семинара директоров

Учитель - Мсоева А.А.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: физическая

Цели и задачи:

1.Активизировать познавательный интерес учащихся к географии.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группе , коллективе.

4.Развивать логическое мышление, внимание, память.

5.Выявить эрудированных учащихся.

6.Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу

поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся

результаты: Формировать

способность к саморазвитию.

Цели будут достигнуты через развитие следующих УУД:

ЛичностныеУУД

РегулятивныеУУД

Познавательные

Коммуникативные

информации, участие в

работать в парах).

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы

активны и внимательны. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое:

учебник, тетрадь, ручка, атласы, дневник.

Ответы учащихся.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Ответы учащихся.

Учащиеся должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания,

применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.

Учитель мотивирует учащихся на высокие результаты.

3. Актуализация знаний.

4. Начало игры

Объяснение условий игры

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир тайн и загадок,

одной из оболочек Земли -

литосферы. Наша задача: закрепить полученные знания по

теме, а чтобы наше путешествие было интереснее между командами, проведем брейн-

ринг, а чтобы победить, вам понадобятся ваши знания.

В игре участвуют 2 команды: Вопросы и задания обсуждаются всей командой. За

каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победит та команда, которая наберёт

большее количество жетонов.

написания проверяют работы друг у друга и выставляют оценки.

Итак, начнём игру.

1 тур Разминка

1. Чем материковая земная кора отличается от океанической?( толщиной)

2.В каком состоянии находится ядро земли? (раскаленном)

3. Какие виды движений земной коры вы знаете?(Вертикальные и горизонтальные)

4. Где располагаются самые подвижные участки земной коры?(в Тихом океане)

Литосфера. Обобщение темы

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

География. Обобщающий урок по теме "Литосфера" 5 или 6 класс (в зависимости от программы). Представлен конспект урока и презентация к уроку. Урок составлен в виде игры, в ходе которой по этапам необходимо добраться до вершины горы. На каждом этапе задания различной сложности, это и тесты, и загадки, работа с картой и задание, которое любят все школьники "Найди ошибку". Есть и физкульминутка, связанная с темой урока.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Землетрясения (1990). Учебный фильм по географии.mp4

Памятка поведение при Землетрясении.jpg

Выбранный для просмотра документ Ведомость для жюри.docx

Урок – игра по теме Литосфера

Знатоки минералов

Видеовопрос

Заморочки из бочки

Книга рекордов литосферы

Дополнительные вопросы

За каждый по 1 б

Домашнее задание

Выбранный для просмотра документ Видеовопрос.docx

Что такое землетрясение? Вследствие чего оно происходит? Какой силой могут быть землетрясения?

Из каких крупных блоков состоит литосфера? Что происходит, когда взаимодействуют континетальная и океаническая литосферная плиты?

Покажите на карте, где чаще всего происходят землетрясении? Какие вы знаете сейсмические пояса?

Выбранный для просмотра документ Литосфера 5 класс.docx

5 класс Литосфера

Продолжать развивать навыки работы с картой, внимание, память, познавательный интерес;

Формировать системность знаний, логическое мышление, умение понимать причинно-следственные связи;

Воспитывать сознательное отношение к обучению, коммуникабельность, эстетическое восприятие природы, экологическую культуру.

Формировать умение работать в коллективе, группе, готовность и способность к саморазвитию.

Тип урока: урок – обобщение

Форма проведения: Урок – игра

Накануне урока ученики объединяются в три группы для совместной работы, подбирают название команд, готовят эмблемы и домашнее задание, повторяют материал по изученной теме, знакомятся с коллекцией минералов.

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята сегодня у нас не обычное утро! Нам ласково улыбается солнышко. Возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, поздороваемся и с нашими гостями. А теперь с хорошим настроением начнём урок. Сегодня мы завершаем изучать первую оболочку земли. Что это за оболочка, как она называется? (Литосфера). Как вы думаете, чем мы будем занимать на уроке, раз тема наша подошла к концу изучения ? (Обобщать тему Литосфера).

Тайны земных недр раскрывают геологи, сейсмологи, вулканологи, спелеологи. Изучая литосферу, мы превратились в сказочных гномов, которые спускаются в подземелье и оно отрывало нам свои тайны. Вы узнали про внутреннее строение земли, внешние и внутренние силы, которые изменяют поверхность, горные породы и полезные ископаемые, рельеф нашей планеты. Настало время подводить итоги. А сделаем мы это в форме игры. Поэтому эпиграфом нашего урока я выбрала такие слова: « Играя проверяем, что умеем мы и знаем. Наш урок – это соревнование. В нём будут брать участие три команды.

Проведение игры

Презентация команд (обучающиеся поясняют, как название команд связана с темой урока и озвучивают тему д/з) мах 6 б

Учитель: Поскольку у нас сегодня соревнования, у нас есть жури – это ученики 9 класса. После каждого конкурса за правильный ответ команда получает определённое количество балов и по их количеству будем определять команду – наилучших знатоков темы.

Географическая разминка

Проявлением внутренних сил Земли являются:

2. Горы на поверхности Земли образуются в основном впоследствие

Г) Вертикальных движений земной коры

Е) Столкновения литосферных плит

3. Наибольшей по площади равниной в мире является:

Ж) Северо- Крымская

Й) Великая Китайская

4. Наибольшую часть Объёма внутреннего строения планеты составляет

5. Какие из названных горных пород люди используют как топливо:

Р) Каменный уголь

6. Сильнейшие разрушения во время землетрясений наблюдают:

7. Наивысшая горная система Земли – это:

Ц) Крымские горы

2. Знатоки минералов

Учитель. У меня вопросы командам (дополнительные):

Из чего состоит литосфера?

Что такое полезные ископаемые?

Какие бывают горные породы по происхождению?

А сейчас каждой команде необходимо взять по три коробочки с полезными ископаемыми, назвать их и определить, как люди используют их в повседневной жизни.

Доп. Ученик : Вы уже знаете, что самый твёрдый минерал – это бриллиант, а какой минерал самый мягкий нет.

По шкале твёрдости минералов бриллиант будет иметь твёрдость 10, а самый мягкий минерал, который имеет твёрдость 1 – это тальк. Эго молодые мамы используют в качестве присыпки своим малышам.

Видеовопрос

А теперь – внимание вопросы. Для обсуждения 1 минута.

Учитель: А может ли человек быть причиной землетрясения?

Ученик. Да, человек может стать причиной землетрясения. Несколько землетрясений в 60-х годах прошедшнго века в США во время испытания ядерной бомбы. В 1999 году после массовых взрывов в Югославии землетрясения прокотились по ближайшим территориям: эхо зафиксировалив Карпатах и Крыму. В 2003 году в Ираке после массированной бомбардировке произошло несколько сильных землетрясений.

Учитель: Скажите есть ли вулканы у нас на Крымском полуострове?

Заморочки из бочки

Книга рекордов литосферы

У меня к вам ребята вопросы. Команды не только отвечают , но и показывают на физической карте географические объекты о которых будет идти речь. За вашими ответами будут наблюдать жюри. И так вопросы?:

Наивысшая вершина России ( г. Эльбрус )

Наивысшая вершина мира (Джомолунгма, Эверест)

Самая глубокая речная долина в мире ( Большой каньон Колорадо)

Во время его извержения погиб целый город в Древнем Риме Везувий)

Самая глубокая впадина на суше Земли (Мёртвое море)

Самый активный вулкан в России ( Ключевская Сопка)

Наибольшее нагорье в мире ( Тибет)

Наибольшая по площади низменность на Земле (амазонская)

Самая протяженная горная система в мире ( Горы Анды)

Ребята, пока жюри поводят итоги нашей игры давайте вспомним наш урок и скажите, какие чувства и комментарии вы можете высказать о нём?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-викторина "Литосфера" разработан с целью систематизации и обобщения знаний учащихся по теме.

Тема: Литосфера

Тип урока: урок-викторина

Деятельность обучающихся:

Виды: - обобщают и систематизируют знания и умения по теме

Формы: - решение учебных и практических задач;

- работа с текстом учебника;

- работа со справочным материалом.

Планируемые результаты:

Предметные: - знать содержание всей темы

Метапредметные: - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

-осуществлять расширенный поиск информации;

- формировать готовность к самообразованию.

Личностные: - адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности.

Оборудование: физическая карта полушарий, образцы каменного угля и нефти, черные ящики, разноцветный мел, карточки с заданиями.

Организационный момент.

Формируются 2 команды игроков и болельщики

Постановка целей урока.

Мотивация деятельности учащихся

Итогом нашего урока станет оценивание знаний и умений каждого учащегося.

Проведение викторины.

По 6 уч-ся от каждой команды подходят к столу и берут карточки с вопросами. На обдумывание 10 сек. Уч-ся отвечают. Итого записывается в турнирную таблицу.

Назвать основные виды движения литосферных плит.

Поясните,какие новые формы рельефа возникают на равнинах под воздействием выветривания.

По происхождению горные породы делятся..

Высота какой горы – 8848м?

Какой минерал самый распространенный на Земле?

Какая гора самая высокая в Крыму?

Самый твердый минерал..

Какая горная система самая высокая?

Чем заканчивается жерло вулкана?

Как называется самый высокий действующий вулкан Евразии?

На каком материке нет действующих вулканов?

Команды по очереди называют равнины до тех пор, пока одна из них после 5-ти секундной паузы не сможет дать ответ.

Угадать-что находится в ящике? Командам разрешается задать 5 вопросов учителю, а потом дать ответ.

В черном ящике – 1 команда- нефть,2 команда - каменный уголь.

1-ый вариант – вулкан, гейзер, Анды, звезда, эпицентр

2-ой вариант – землетрясение, магматизм, нефть, Везувий, Нептун

Земная кора и верхняя часть мантии это…

Большие блоки, на которые разбита литосфера- это…

Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами – это…

Разрушение и смена горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влажности и живых организмов – это…

Огромные насыпи песка серповидной формы в пустыне- это…

Сочетание нескольких минералов или одного в большом кол-ве в земной коре –это…

Горы по высоте делятся…

Затопленные прибрежные части материков с глубинами от 0 до 200 метров называют…

Самая большая равнина в мире….

Самая длинная горная система…

Полезные ископаемые по использованию делятся…

Горячие источники, которые бьют фонтаном из-под Земли,называются…

Самая тяжелая внутренняя часть Земли – это…

Колебания земной поверхности и подземные толчки, которые возникают вследствие внезапных смещений и разрывов в глубине земной коры или в верхней части мантии называется…

Магму, которая вылилась на поверхность называют…

Выветривание бывает трех видов…

Вода исполняет три вида работ (разрушительную, транспортную, творческую)

Все минералы и горные породы,которые используют люди называются…

Равнины по высоте делятся..

В переводе на русский язык горы Памир означают

Самое большое плоскогорье мира

К топливным полезным ископаемым принадлежат

Однородные тела, которые состоят из одного вещества, называются…

Канал вулкана, по которому поднимается магма, называется….

Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги в турнирной таблице, считает баллы, выставляет оценки учащимся.

- Сегодня на уроке я узнал,что..

- У меня вызвал интерес….

- У меня вызвало затруднение..

- Я работал на уроке…

7. Домашнее задание.

Читайте также: