Конспект урока по химии 8 класс химические свойства кислорода

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: колба с пробкой, кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.), порошок серы, красный фосфор, лучинка, спиртовка, спички, сливная кружка.

Дидактический материал: учебник “Химия 8 класс” Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; химический диктант (Приложение 1), проверочные листы (Приложение 2) и (Приложение 3).

Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование новых знаний и умений.

Эпиграф к уроку:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.

Берцелиус

Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на доске: “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Берцелиус

1. Определение темы и целей урока.

– Предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, внимательно его послушайте и попытайтесь назвать тему урока, а также определить, чему мы будем учиться на этом уроке.

Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превращаться.
Да, будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!

– Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?

Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

– Какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

  • узнать химические свойства кислорода;
  • меть записать уравнения химических реакций;
  • уметь назвать полученные вещества.

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции, следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.

Записывают тему в тетрадь.

– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте запишем его в тетрадь и дадим ему определение:

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом.

– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.
Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:

– Какие признаки реакции вы наблюдали?

– Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект ещё одним определением:

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся:

– Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе?

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь:

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

2. Правила составления названия оксидов.

Для того чтобы учащиеся ознакомились с правилом составления названия оксидов, учитель организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний:

– Ребята, я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с правилом составления названий оксидов по учебнику [1], с.162 и рассказать это правило друг другу.

Учитель корректирует работу учащихся, организует самоконтроль по схеме:

Слово “оксид” + название элемента + указание валентности (в скобках) для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность.

– Назовите оксиды, образовавшиеся в результате химических реакций.

– Запишите эти названия в тетрадь.

3. Изучение химических свойств кислорода.

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:

Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающей взаимодействие магния с кислородом и назвать полученное вещество.

Затем учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

– Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества. Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке.

– Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции окисления, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления, запишите новое понятие и его определение в тетрадь:

Медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция окисления.

Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция горения.

Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия оксиды.

Школьники приобретают новые знания, используя информацию учебника.

Узнают правило составления названий оксидов по учебнику, а затем, работая в парах, объясняют это правило друг другу.

Называют оксиды: оксид углерода (IV), оксид серы (IV), оксид фосфора (V) и записывают их названия в тетрадь.

Ребята записывают уравнение химических реакций и название вещества в тетради.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции и называют полученное вещество:

2Mg + O2 ––> 2MgO (оксид магния)

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.

Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода, серы и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом.

Школьники верно называют признаки реакции.

Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.

Ребята умело используют знания прошлого урока.

Школьники правильно определяют состав веществ.

Учащиеся осознают содержание понятия оксиды.

Обеспечение взаимопомощи в ходе парной работы.

Дети осваивают правило по составлению названия оксидов.

Учащиеся верно освоили правило.

Учащиеся понимают то, каким образом можно использовать полученные знания на практике

– “солнечные лучи”, “ножницы” и упражнения на развитие познавательно-психических процессов:

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению соответствий предложенных явлений с реакциями горения и медленного окисления:

– Для того, чтобы вы более детально разобрались в сущности реакций горения и медленного окисления, я предлагаю вам выполнить в группах следующее задание (Приложение 2).

Для выполнения задания учитель делит класс на 3 группы, раздаёт каждой группе проверочный лист (Приложение 2) и перед каждой группой ставит проблемный вопрос:

– Среди перечисленных явлений выберите те, которые относятся к реакциям горения и те, которые относятся к реакциям медленного окисления. Групповую работу выполните на проверочном листе, один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу.

  • 1 уровень – удовлетворительно;
  • 2 уровень – хорошо;
  • 3 уровень – отлично.

Учитель фиксирует домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания: § 60, 61, ответить на вопросы после параграфа, отмеченные треугольником и квадратом. Составить конспект на тему “Применение кислорода”, используя информацию § 62. (это задание для всех)

Задания, отмеченные кружочком и звёздочкой, выполняют желающие учащиеся.

  • Составить кроссворд, ключевое слово которого “кислород”;
  • Составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнём;
  • Сочинить сказку, стихи об огне.

(Все творческие задания, выполненные учащимися, оцениваются учителем)

В финале урока можно зачитать стихотворение:

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
И он для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нём сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети,
Теперь и вам известно – это кислород!

Литература:

1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2002.

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса средней школы М.: Просвещение, 1989.

3. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки по химии Волгоград: Учитель, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по химии. Тема:"Химические свойства кислорода. Применение кислорода".

Технология критического мышления

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина

г. Калининград

201 6 г.

Цель урока: изучение химических свойств кислорода; ознакомление с применением кислорода. Тип урока: урок изучения нового материала. Технология критического мышления Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, межпредметная беседа. Приемы обучения : создание проблемной ситуации при помощи проблемных вопросов; Самостоятельная, групповая работа учащихся при постановке и решении учебных проблем.

Цель урока: изучение химических свойств кислорода; ознакомление с применением кислорода.

Задачи урока

Оборудование

Эпиграф урока

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия.

Й.Я. Берцелиус

«Химические свойства кислорода

Демонстрационные опыты

  • На столе: склянки, заполненные кислородом;фосфор, сера, уголь, магний, ложечки для сжигания, спиртовка, спички, известковая вода, зажигалка. В склянках уже есть кислород. Можно кислород получить на уроке.
  • Каким способом собирают полученный кислород?
  • Собираем в пробирку дном вниз, т.к. кислород тяжелее воздуха.
  • А как его определять?
  • Тлеющей лучинкой – она вспыхивает.
  • Если опустить в сосуд с кислородом тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, так как при горении угля образуется оксид углерода (lV).Это качественная реакция на углекислый газ.

Демонстрационные опыты

Записываем уравнения проделанных реакций

С + О 2 = СО 2

S + О 2 = S О 2

4P +5O 2 = 2P 2 O 5

2Mg + O 2 = 2MgO



Запомните. Химические свойства – совокупность химических реакций, в которых участвует вещество. Окисление - реакции взаимодействия веществ с кислородом. Реакции окисления – экзотермические. Горение – реакции окисления, происходящие с выделением тепла и света. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород с валентность два (II) .

Даём названия оксидам

СО 2 – оксид углерода ( IV)

P 2 O 5 – оксид фосфора ( V)

S О 2 – оксид серы ( IV)

MgO – оксид магния

Горение сложных веществ СН 4 +О 2 = СО 2 +Н 2 О + Q Демонстрационный эксперимент Горение пропан – бутановой смеси (сжиженный газ в зажигалке) Зажига́лка — портативное устройство для получения огня. Зажигалка в зависимости от используемого топлива может быть газовой или бензиновой.

Горение сложных веществ

СН 4 +О 2 = СО 2 +Н 2 О + Q

Демонстрационный эксперимент Горение пропан – бутановой смеси (сжиженный газ в зажигалке)

Зажига́лка — портативное устройство для получения огня. Зажигалка в зависимости от используемого топлива может быть газовой или бензиновой.

Кислород – это газ.

Тяжелее воздуха.

Без запаха, вкуса, цвета.

Мало растворим в воде.

Поддерживает дыхание и горение.

Можно получить в лаборатории разложением некоторых сложных веществ.

Химические свойства

неМе+О2 → Оксиды

Ме+О2 → Оксиды

Сл. в-ва +О2 → Оксиды

Дыхание (медицина, авиация, подводники)

Горение (металлургия, взрывы, техника, резка Ме)

Закрепление Допишите схемы реакций и составьте уравнения. Дайте названия продуктам реакции. О 2 +Н 2 → О 2 +А L → О 2 + N 2 → (II)

Закрепление

Проверяем! О 2 +2Н 2 = 2 Н 2 О 3О 2 +4А L = 2А L 2 О 3 О 2 + N 2 = 2 N О

О 2 +2Н 2 = 2 Н 2 О

3О 2 +4А L = 2А L 2 О 3

О 2 + N 2 = 2 N О

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

"Химические свойства кислорода".

Тип урока: комбинированный.

Основная часть – формирование новых знаний и умений.

способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;

обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, оксиды;

сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;

способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека.

способствовать формированию: умений выделять общие и существенные признаки и свойства; умений увидеть проблему и найти пути её решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;


Воспитательные: положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Основные понятия
Окисление
Горение
Оксиды

Оборудование и реактивы: учебник; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; реактивы для демонстрации химических свойств кислорода; закрытых спиртовка, лучинка, спички, стаканы, ложки для сжигания веществ, гидроперит + MnO 2
Планируемые результаты обучения .

Знать определения: окисление, горение, оксиды.

Уметь записывать химические уравнения реакций, отражающие химические свойства кислорода; расставлять коэффициенты в химических уравнениях, называть полученные вещества.

Дидактический материал : учебник “Химия 8 класс” Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. М.: Просвещение, 2010.


План-конспект урока

Эпиграф к уроку:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.

После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.


II. Актуализация знаний учащихся


От нужды, порой от скуки были созданы науки.

Век за веком пролетали- люди многое узнали,

Тем не менее , народ знать не знал про кислород.

Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?

Газ без запаха, без вкуса, незаметен на просвет.

На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Были , правда, рассужденья о дыханье, о горенье,

Даже был предсказан он под названьем ФЛОГИСТОН.

Англичанин Джозеф Пристли свойства газов изучал,

Взявши линзу, жаром солнца все что увидел , нагревал.

Над окалиною ртути как-то опыт проводил

Получилась капля ртути, плюс какой-то газ открыл.

В нем свеча горела ярче, дольше мышь могла дышать,

При нагреве в этом газе ртуть окислилась опять.

Так попутно в атмосфере и азот еще открыл!

Шведский химик Карл Шееле раньше кислород открыл

Но об опытах в журнале чуть позднее сообщил.

Но не Пристли, ни Шееле, не сумели оценить.

Или где-то для чего-то, газ открытый применить.

Антуан Лавуазье эти опыты проверил

Все старательно измерил и научно доказал:

Флогистона нет в природе, а все дело в кислороде!

И дыханье и горенье-это просто окисленье!

Рассказывают интересные факты о кислороде.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.

III. Целеполагание и планирование

Определение темы и целей урока.

– Читая стихотворение, подумайте: Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках реакции?

Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

- Следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.

• Познакомиться с химическими свойства кислорода;

• Научиться записывать химические уравнения реакций, отражающие химические свойства кислорода;

• Закрепить знания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях;

• Научиться давать названия оксидам, запомнить некоторые исторические(тривиальные названия)

Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции,

Записывают тему в тетрадь.

Знакомятся с целями урока, планируют свою деятельность.

Мотивация на приобретение новых знаний.

Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий.


IV. Изучение нового материала


Изучение химических свойств кислорода.

Кислород энергично реагирует со многими веществами: простыми – металлами и неметаллами и сложными.(схема на доске)

– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте дадим ему определение:

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом.

– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.


С неметаллами

Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом, серой, фосфором.

Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:

С углеродом

2 Mg + O 2 ––>2 Mg O

4P + 5O 2 ––> 2P 2 O 5
Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:

2) С металлами

С большинством металлов кислород реагирует уже при комнатной температуре

Железо сгорает в кислороде при температуре с треском и разбрасыванием искр, при этом образуется железная окалина Fe 3 O 4 – это соединение двух оксидов железа: FeO в валентности (II) и Fe 2 O 3 в валентности (III):

Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом:

(Показ опыта горение железа с ютуба


Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие вещества образуются в процессе взаимодействия с кислородом.

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами . Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Общая формула оксидов:

О – это кислород в валентности (II),

Х и У – это индексы, полученные исходя из валентностей элемента.

Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся:
Как назвать вещества:

Na2O, CaO, Al2O3,CO,CO2,

Проблема: оксид натрия, оксид калия или алюминия называются прекрасно. А как быть с двумя разными оксидами углерода?

Если у элемента возможно несколько оксидов, то в названии обязательно указывается валентность этого элемента:

CO -оксид углерода ( II ), CO 2-оксид углерода ( IV ).

А есть еще исторически сохраненные названия веществ:

N 2 O -оксид азота ( I ), закись азота, веселящий газ.

NO -оксид азота( II ), окись азота

NO 2-оксид азота ( IV ), (диокись) диоксид азота, бурый газ, лисий хвост

N 2 O 3-оксид азота( III ),триокись (триоксид)азота

CO -оксид углерода( II ), закись углерода, угарный газ

CO 2-оксид углерода( IV ), диокись(лиоксид углерода) углерода, улекислый газ

Теперь попробуем самостоятельно написать уравнения горения
бора, лития, бария.

3) сложными веществами

Кислород реагирует и со многими сложными соединениями

Учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде:

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

Вывод: при реакции горения сложного вещества получаются оксиды тех элементов, из которых состоит вещество.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция окисления.

Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора, железа с кислородом воздуха и с чистым кислородом.

Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.

Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция горения.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Учащиеся знакомятся с определением понятия оксиды.

Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.

Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции.

Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.

Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.

Вспоминают пройденный материал, пытаются ответить на вопрос.

Учащиеся знакомятся с определением понятия медленное окисление.

Ребята привести примеры из жизни.

Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.

(по необходимости записывают в тетрадь)

Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода и фосфорас кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом.

Школьники верно называют признаки реакции.

Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.

Ребята осознают содержание понятия горения.

(по необходимости записывают в тетрадь)

Школьники правильно определяют состав веществ.

Ребята осознают содержание понятия оксиды.

(по необходимости записывают в тетрадь).

Ребята умело используют знания прошлого урока.

Школьники правильно определяют состав веществ.

Ребята умело используют знания прошлого урока.

Ребята осознают содержание понятия медленное окисление.

(по необходимости записывают в тетрадь).


V. Закрепление и обобщение изученного материала


Работа по закреплению полученных знаний.

Учитель организует самостоятельную деятельность детей с целью проверки полученных ими новых знаний.

Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист и просит выполнить задание индивидуально каждого.

Какое название соответствует данному веществу Р 2 О 5 , если известно, что валентность фосфора переменная?

Б.Оксид фосфора ( III )

В. Оксид фосфора ( V )

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Какое название соответствует

данному веществу C О 2 , если известно,

что валентность углерода переменная?

Б.Оксид углерода ( IV )

В. Оксид углерода ( II )

Выберите формулу вещества,

3.Допишите уравнение реакции горения ,

Какое название соответствует данному веществу Al 2 О 3 , если известно, что валентность алюминия постоянная?

Б.Оксид алюминия ( III )

В. Оксид алюминия ( V )

3.Допишите уравнение реакции горения , расставьте коэффициенты

Какое название соответствует

данному веществу К 2 О , если известно,

что валентность калия постоянная?

Б.Оксид калия ( I )

В. Оксид калия ( II )

Выберите формулу вещества,

3.Допишите уравнение реакции горения ,

После выполнения задания учащиеся сдают листочки учителю.

Учащиеся определяют границы известного материала путём применения для выполнения заданий полученных знаний.

Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.


VI. Рефлексия

Подведение итогов урока.

Ребята отвечают на вопросы,

Учащиеся выявляют степень выполнения учебных целей.


VII. Задание на дом

§ 20, 21 читать, учить свойства, выучить определения из словарика и ответить на вопросы 4-12,

*задачи 1-3 стр.60. (доп.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Продолжить формирование знаний учеников о кислороде.

1.Изучить химические свойства кислорода. Совершенствовать умения учащихся составлять уравнения химических реакций.

2.Развивать практические навыки и умения учащихся, навыки технологически безопасных приемов работы с химическими веществами.

3.Воспитывать бережное отношение к школьному оборудованию и химическим реактивам.

Читайте также: