Природные сообщества 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.

научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.

I. Организационный этап

– Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.

Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация)

СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.

СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.

СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка, аист – болото, вода

Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.

СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

Белого медведя и лягушку;

– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.

СЛАЙД 9: Тогда помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!

СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)

Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.

Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".

Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.

СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).

СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.

Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в тексте!

Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.

СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.

СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в тетради .

Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)

СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.

Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

IV. Этап закрепления знаний

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

– А теперь – поиграем :

СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?

№ 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;

№ 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;

№ 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;

№ 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.

СЛАЙД 18: Проверим себя:

№ 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото

№ 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика

№ 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)

№ 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.

– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.

V. Домашнее задание

И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда.

Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

Учебный материал представляет собой технологическую карту урока, в которой прописаны УУД учащихся на уроке.

ВложениеРазмер
prirodnye_soobshchestva.rar 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природные сообщества.

Цель урока : обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

  • продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Содержание учебного материала.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

  1. Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды )

- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:

  • Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.
  • Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
  • Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.
  1. Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний

1 группа (самостоятельно)

- Выберите из правого столбика п риспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:

1.Медведь А). тёплый мех

2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края

3.Ласточка В). спячка

4.Белка Г). оцепенение

5.Лиса Д). запасы на зиму

2 группа (самостоятельно)

- Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст)

3 ). Фронтальная работа с остальной частью класса

- Предложи свой вариант ответа.

4) Оценка качества усвоения пройденного материала

Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Пытаются найти взаимосвязи

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные : управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

общеучебные: умение структурировать знания

Коммуникативные : управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные: умение структурировать знания,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные : волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Выявление места и причины затруднения

- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля.

Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9)

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Это и есть наша тема урока

- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи. ( Слайд 10)

Тема: Природные сообщества

Цель: познакомиться с природным сообществом

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).

Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.

Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания.

  1. Работа в группах по изучению нового материала

Задание для группы №1

- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа) (Слайд 11)

Маршрутный лист №1

2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?

3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?

Задание для группы №2

- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2.

Маршрутный лист №2

Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.

1.Что такое цепь питания?

2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.

3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?

Задание для группы №3

- Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.

Маршрутный лист №3

  • Производители –
  • Потребители –
  • Разлагатели –

- Допролните термины к схеме, составленной группой №2

5. Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4

Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14)

- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Ход урока.

Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.

Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.

Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)

Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).

Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)

Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).

По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18) 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)

Анализируется работа в группах.

Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).

Задается домашнее задание (Слайд № 26).

План-конспект урока по биологии (5 класс) по теме:

Конспект урока и презентация по теме "Природные сообщества" 5 класс.

Учитель: Крысова Светлана Михайловна.

Тема: Природные сообщества.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Обучающие:

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;

различать и характеризовать разные природные сообщества;

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

Развивающие:

продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда;

воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.

Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.

Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)

Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).

Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)

Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).

По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18)
2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)

Анализируется работа в группах.

Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).

Задается домашнее задание (Слайд № 26).

Ребята, спасибо за урок, до свидания!..\Desktop\Презентация природ сооб.pptx

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Природные сообщества.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и пробное учебное действие

Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды )

- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:

Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.

Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.

2) Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний

1 группа (самостоятельно)

- Выберите из правого столбика п риспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:

1.Медведь А). тёплый мех

2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края

3.Ласточка В). спячка

4.Белка Г). оцепенение

5.Лиса Д). запасы на зиму

(1-В, 2-Г, 3-Б, 4- Д, 5- А) (Слайд 3)

2 группа (самостоятельно)

- Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст) (Слайд 4-5)

3 ) Фронтальная работа с остальной частью класса

- Предложи свой вариант ответа.

4) Оценка качества усвоения пройденного материала

3. Выявление места и причины затруднения

- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля. (Слайд 6-8)

Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Это и есть наша тема урока

- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи . (Слайд 10)

Тема: Природные сообщества

Цель: познакомиться с природным сообществом

Задачи урока: (Слайд 11)

из каких звеньев состоит природное сообщество;

почему организмы объединяются в сообщества;

к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.

5. Реализация построечного проекта.

используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).

Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.

Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания. (Слайд 12)

Работа в группах по изучению нового материала

Задание для группы №1 (Слайд 13)

- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа)

Маршрутный лист №1

Что общего между живой и неживой природой?

2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?

3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?

Задание для группы №2 (Слайд 14)

- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2.

Маршрутный лист №2

Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.

1.Что такое цепь питания?

2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.

3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?

Задание для группы №3 (Слайд15)

- Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.

Маршрутный лист №3

Производители – Потребители – Разлагатели –

- Допролните термины к схеме, составленной группой №2

6 . Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4

Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 16)

- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.

7 . Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя интерне ресурсы, маршрутный лист №5

- Какие растения встречаются в лесу?

- Назовите растительноядных животных.

- Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу?

Физкультминутка

8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (Слайд 17)

- Что такое природное сообщество?

- Из каких звеньев оно состоит?

- Что такое цепь питания?

- Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? Разлагателей?

- Какой процесс в природном сообществе обеспечивает движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу?

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( Слайд 18)

Выберите правильные суждения

Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.

Производители – синица, волк, олень.

Потребители – это берёза, капуста, ромашка.

Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.

Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.

Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,4 ,5,6)

10. Включение в систему знаний и повторение.

Используя рисунки, составьте цепи питания, состоящие не более чем из 3-4 звеньев. Определите, к какому природному сообществу принадлежит ваша цепь питания.

11. Итог урока (Слайд 19-20)

Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли выполнить в начале урока

12. Информация о домашнем задании

изучить текст § 20 учебника и выполнить задания в конце параграфа. (Слайд 21)

13. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (Слайд 22)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  • Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
    • Перцептивный аспект (аспект восприятия):
      • словесно-наглядные методы.
      • эвристические (частично – поисковый) методы.
      • дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
      • эвристическая беседа.
      • Стимулирование и мотивация долга и ответственности:
        • использование заданий для самоконтроля, поощрение.
        • создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.
        • устные (фронтальный);
        • письменные (программированный контроль).

        Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.

        • ученик – учитель;
        • ученик – литературный источник (конспект) –Приложение 2;
        • ученик – компьютер;
        • ученик – ученик (работа в парах).

        Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.

        Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на V уровень (по Бабанскому) – перенос ЗУН в новые ситуации.

        Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

        I. Организационный этап

        а) Вступление – приветствие.

        – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
        Для этого мне понадобиться ваша помощь.
        Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
        Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
        Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
        Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
        Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
        Спасибо, я ценю честных людей!
        Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

        б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

        СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.

        в) Постановка задач урока самими учащимися.

        – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

        II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

        а) Постановка проблемного вопроса.

        – Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

        СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.

        III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

        – Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.

        СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.

        • Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
        • Лягушка, аист – болото, вода
        • Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
        • Зебру и аиста;
        • Белого медведя и лягушку;
        • Варана и лису?

        – А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

        – А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

        – Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это:БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.

        СЛАЙД 9: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!

        СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

        – А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
        Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
        Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".
        Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.

        СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).

        СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
        Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в конспекте!
        Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.

        СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.

        СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в конспекте пробелы.
        Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)

        СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

        СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
        Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

        IV. Этап закрепления знаний

        а) Подведение итогов.

        – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

        – А теперь – поиграем:

        • № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
        • № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
        • № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
        • № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
        • № 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото
        • № 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика
        • № 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
        • № 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.

        – Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.

        V. Домашнее задание

        1. Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
        2. Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

        VI. Рефлексия

        1. Больше всего мне понравилось …
        2. Сегодня я понял (а), что думать …
        3. Главным на уроке для меня было …

        – Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.

        Читайте также: