Природные сообщества 5 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
способствовать развитию коммуникативности.
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.
I. Организационный этап
– Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.
Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.
СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.
СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
Лягушка, аист – болото, вода
Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
Белого медведя и лягушку;
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.
СЛАЙД 9: Тогда помогите мне, пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в тексте!
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.
СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в тетради .
Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)
СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
– А теперь – поиграем :
СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?
№ 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
№ 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
№ 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
№ 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
СЛАЙД 18: Проверим себя:
№ 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото
№ 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика
№ 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
№ 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
V. Домашнее задание
И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда.
Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
Учебный материал представляет собой технологическую карту урока, в которой прописаны УУД учащихся на уроке.
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_soobshchestva.rar | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природные сообщества.
Цель урока : обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
- продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
- развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание культуры в организации учебного труда;
- воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Содержание учебного материала.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Настраиваются на урок.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и пробное учебное действие
- Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды )
- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:
- Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.
- Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
- Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.
- Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний
1 группа (самостоятельно)
- Выберите из правого столбика п риспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:
1.Медведь А). тёплый мех
2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края
3.Ласточка В). спячка
4.Белка Г). оцепенение
5.Лиса Д). запасы на зиму
2 группа (самостоятельно)
- Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст)
3 ). Фронтальная работа с остальной частью класса
- Предложи свой вариант ответа.
4) Оценка качества усвоения пройденного материала
Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.
Пытаются найти взаимосвязи
общеучебные: умение структурировать знания,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные : управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
общеучебные: умение структурировать знания
Коммуникативные : управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Познавательные: умение структурировать знания,
осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные :умение выражать свои мысли.
Регулятивные : волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
Выявление места и причины затруднения
- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля.
Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9)
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения
Познавательные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение
задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия
перед его выполнением).
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Это и есть наша тема урока
- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи. ( Слайд 10)
Тема: Природные сообщества
Цель: познакомиться с природным сообществом
Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Реализация построечного проекта.
используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).
Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.
Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания.
- Работа в группах по изучению нового материала
Задание для группы №1
- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа) (Слайд 11)
Маршрутный лист №1
2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?
3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Задание для группы №2
- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2.
Маршрутный лист №2
Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?
Задание для группы №3
- Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.
Маршрутный лист №3
- Производители –
- Потребители –
- Разлагатели –
- Допролните термины к схеме, составленной группой №2
5. Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4
Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14)
- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.
Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
- продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
- развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание культуры в организации учебного труда;
- воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Ход урока.
Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.
Мотивация к уроку:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:
На нем растут ромашки,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых. ( Луг)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).
1.Сформировать понятие о природном сообществе.
2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.
Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).
Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.
Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.
Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)
Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).
Взаимосвязь определяется через цепи питания.
Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).
Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)
Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)
Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).
Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)
Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).
По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18) 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)
3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).
4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)
5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)
Анализируется работа в группах.
Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).
Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).
Задается домашнее задание (Слайд № 26).
План-конспект урока по биологии (5 класс) по теме:
Конспект урока и презентация по теме "Природные сообщества" 5 класс.
Учитель: Крысова Светлана Михайловна.
Тема: Природные сообщества.
Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.
Обучающие:
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;
различать и характеризовать разные природные сообщества;
объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
Развивающие:
продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету;
воспитание культуры в организации учебного труда;
воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.
Мотивация к уроку:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:
На нем растут ромашки,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых. ( Луг)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).
1.Сформировать понятие о природном сообществе.
2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.
Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).
Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.
Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.
Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)
Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).
Взаимосвязь определяется через цепи питания.
Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).
Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)
Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)
Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).
Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)
Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).
По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.
1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18)
2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)
3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).
4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)
5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.
Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)
Анализируется работа в группах.
Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).
Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).
Задается домашнее задание (Слайд № 26).
Ребята, спасибо за урок, до свидания!..\Desktop\Презентация природ сооб.pptx
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Природные сообщества.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация и пробное учебное действие
Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды )
- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:
Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.
Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.
Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.
2) Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний
1 группа (самостоятельно)
- Выберите из правого столбика п риспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям:
1.Медведь А). тёплый мех
2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края
3.Ласточка В). спячка
4.Белка Г). оцепенение
5.Лиса Д). запасы на зиму
(1-В, 2-Г, 3-Б, 4- Д, 5- А) (Слайд 3)
2 группа (самостоятельно)
- Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст) (Слайд 4-5)
3 ) Фронтальная работа с остальной частью класса
- Предложи свой вариант ответа.
4) Оценка качества усвоения пройденного материала
3. Выявление места и причины затруднения
- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля. (Слайд 6-8)
Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Это и есть наша тема урока
- Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи . (Слайд 10)
Тема: Природные сообщества
Цель: познакомиться с природным сообществом
Задачи урока: (Слайд 11)
из каких звеньев состоит природное сообщество;
почему организмы объединяются в сообщества;
к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.
5. Реализация построечного проекта.
используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).
Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.
Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания. (Слайд 12)
Работа в группах по изучению нового материала
Задание для группы №1 (Слайд 13)
- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа)
Маршрутный лист №1
Что общего между живой и неживой природой?
2. Как вещества из неживой природы поступают к животным?
3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе?
Задание для группы №2 (Слайд 14)
- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2.
Маршрутный лист №2
Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа.
1.Что такое цепь питания?
2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.
3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?
Задание для группы №3 (Слайд15)
- Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу.
Маршрутный лист №3
Производители – Потребители – Разлагатели –
- Допролните термины к схеме, составленной группой №2
6 . Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4
Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 16)
- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.
7 . Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя интерне ресурсы, маршрутный лист №5
- Какие растения встречаются в лесу?
- Назовите растительноядных животных.
- Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу?
Физкультминутка
8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (Слайд 17)
- Что такое природное сообщество?
- Из каких звеньев оно состоит?
- Что такое цепь питания?
- Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? Разлагателей?
- Какой процесс в природном сообществе обеспечивает движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу?
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( Слайд 18)
Выберите правильные суждения
Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.
Производители – синица, волк, олень.
Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.
Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.
Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,4 ,5,6)
10. Включение в систему знаний и повторение.
Используя рисунки, составьте цепи питания, состоящие не более чем из 3-4 звеньев. Определите, к какому природному сообществу принадлежит ваша цепь питания.
11. Итог урока (Слайд 19-20)
Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли выполнить в начале урока
12. Информация о домашнем задании
изучить текст § 20 учебника и выполнить задания в конце параграфа. (Слайд 21)
13. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (Слайд 22)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
- Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
- Перцептивный аспект (аспект восприятия):
- словесно-наглядные методы.
- эвристические (частично – поисковый) методы.
- дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
- эвристическая беседа.
- Стимулирование и мотивация долга и ответственности:
- использование заданий для самоконтроля, поощрение.
- создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.
- устные (фронтальный);
- письменные (программированный контроль).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.
- ученик – учитель;
- ученик – литературный источник (конспект) –Приложение 2;
- ученик – компьютер;
- ученик – ученик (работа в парах).
Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.
Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на V уровень (по Бабанскому) – перенос ЗУН в новые ситуации.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.
I. Организационный этап
а) Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
а) Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.
СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.
- Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
- Лягушка, аист – болото, вода
- Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
- Зебру и аиста;
- Белого медведя и лягушку;
- Варана и лису?
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это:БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.
СЛАЙД 9: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
Взаимоотношения делятся на три вида: "+", "–" и "0".
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений ("+": забота о потомстве, проживание в стае; "–": паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в конспекте!
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.
СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в конспекте пробелы.
Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)IV. Этап закрепления знаний
а) Подведение итогов.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
– А теперь – поиграем:
- № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
- № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
- № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
- № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
- № 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 - болото
- № 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 - арктика
- № 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
- № 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
V. Домашнее задание
- Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
- Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
VI. Рефлексия
- Больше всего мне понравилось …
- Сегодня я понял (а), что думать …
- Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Читайте также:
- Перцептивный аспект (аспект восприятия):