Конспект урока 4 класс литературное чтение лермонтов

Обновлено: 03.07.2024

Предметные : формировать навыки выразительного чтения на примере стихотворений М.

Ю. Лермонтова, совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения,

чтения, учить с равнивать темы и интонац ионные рисунки стихов, нах одить тропы в стихах

Метапредметные : создать условия для ра звития умения самостоятельно работать с кн игой,

умения слушать; участвовать в диалоге; слуша ть и понимать других; высказывать свою

точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи с учётом с воих у чебных и жиз ненн ых

ситуаций; осуществлять личностную и познавательную рефлексию.

Л ичностные : установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом,

формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи, уважительное отношение к иному мнению, навыки

сотрудничества в разных ситуац иях, умение не создавать к онфликтов и находить выходы

Оборудование : выставка книг М.Ю. Лермонтова, портрет М.Ю. Лермонтова,

Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

ВложениеРазмер
moy_konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme_dary_tereka.docx 27.45 КБ
prezentatsiya1.pptx 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кирсанова Э.Г.

Дата проведения: 04.10.2013

День открытых дверей в ГБОУ СОШ №799.

Цель урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Установка на работу.

Проверяет готовность к уроку

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

Готовятся к уроку

Проверка домашнего задания.

Какое произведение изучали на прошлом уроке?

- Какова главная мысль сказки?

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10).

Что нового вы узнали о поэте?

– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова(слайд11)

– Какие открытия сделали?

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.

Интерактивная доска выключается.

Что такое Терек? (слайд13)

Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись).

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова?

Читают информацию о реке.

Прочитайте текст про себя.

Какие слова вам были непонятны? (слайд13)

дары, Казбек, Дарьял, валун

Читают, объясняют значение слов.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14)

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

Олицетворения, эпитеты, сравнения.

Метафора – скрытое сравнение.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине? (слайд15)

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд16).

С кем сравнивается море?

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?(слайд17)

- С кем сравниваются облака?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?(слайд18).

- Найдите сравнение в этих строках.

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой.

Читают памятку с экрана:

11. Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения. (слайд19)

Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя

- Да, они ему понравились

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

Закончите предложения. (Слайд 20).

Сегодня на уроке:

У меня получилось…

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

Урок закончен. Большое спасибо.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.
  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7. Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи .

В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

Т ерек Река на Северном Кавказе, впадает в Каспийское море.

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье , глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Олицетворения: Эпитеты: Сравнения:

И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза. Он взыграл, веселья полный,- И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.

Закончите предложения. Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… Я узнал…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"

Конспект урока изучения нового материала.

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение".


Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100").


Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом».



Конспект урока по ЧТЕНИЮ на тему: "М.М Зощенко"(2 урок) (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЧТЕНИЮ.


Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

Развивающие: развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.

ПРЕДМЕТНЫЕ: прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.


Урок литературного чтения в 4 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (конспект урока в соответствии с ФГОС по программе Школа России + презентация к уроку М.Ю.Лермонтов).

Содержимое разработки

Урок Литературного чтения в 4-ом классе

Подготовила: Каплина Любовь Павловна,

учитель начальных классов, ВКК

МКОУ Новомеловатская СОШ

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку; психологически настроить учащихся на деятельность.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Выполняют просьбы учителя, отвечают на вопросы учителя.

-Руки? На месте!

- Ноги? На месте!

- Локти? У края!

- Спина? Прямая!

Предлагает детям создать хорошее, дружелюбное настроение, улыбнуться друг другу. Для активизации внимания учащихся и настроя на деятельность задает вопросы:

-Руки? (На месте!)

- Ноги? (На месте!)

- Локти? (У края!)

- Спина? (Прямая!)

Речевая разминка

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный.

1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения,

Далее спрашивает учащихся, какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным.

Изучение нового учебного материала

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях);

- отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений;

- развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности;

- воспитывать уважительное отношение к природе.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Отвечают на вопрос учителя, что прозвучали стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником.

Читают название темы на экране и убеждаются в правильности своих предположений.

Один ученик читает задачи урока.

Сообщает, что во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга.

Предлагает послушать другие его стихи и ответить, о каком поэте идет речь.

Спрашивает, чьи стихотворения прозвучали.

Предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, пользуясь учебником. Выслушивает предположения детей, открывает слайд с названием темы урока. Затем открывается слайд с задачами урока для учащихся

Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка)

Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)

Один ученик показывает на карте Кавказ. Дети отвечают, что Кавказские горы - самые высокие горы России.

Слушают рассказ учителя.

Обращается к детям:

-Ребята, вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе.

Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.

Учитель рассказывает о годах жизни Лермонтова, проведенных на Кавказе:

- Впервые Л. побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины Л. , посвященные Кавказу (демонстрирует слайд).

2. Словарная работа.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.

Знакомятся с правильным значением непонятных слов.

Предлагает учащимся перед чтением стихотворения провести словарную работу, чтобы лучше понять его содержание.

Просит детей самостоятельно объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун)

Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов:

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Познавательныеобщеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) и логические.

Первичное чтение стихотворения

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.

Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.

Читают стихотворение 2-3 раза.

После паузы спрашивает ребят, понравилось ли им стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало.

Предлагает учащимся прочитать стихотворение самостоятельно 2-3 раза

Чтение по частям и анализ стихотворения

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Метафору – скрытое сравнение.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

- Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.

- Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине?

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?

С кем сравнивается море?

познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме)

Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?

- С кем сравниваются облака?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?

- Найдите метафору в этих строках.

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

Познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).

Познавательные логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаю: до неба шар

Никак не долетит.

Одновременно выполняют движения.

Первый раз читают с обычной интонацией, второй раз – с восхищением, третий раз – ласково, четвертый – с сердитой интонацией.

Дети должны читать стихотворение каждый раз с разной интонацией и одновременно выполнять движения.

Работа над выразительностью

Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.

Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде.

Просит учащихся расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями

Познавательные. Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Читают памятку с экрана:

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Проецирует слайд - памятку, как правильно читать стихотворение.

Познавательныеобщеучебные (смысловое чтение)

Выбирают в жюри 2-х человек. Дети-члены жюри занимают свои места. Остальные учащиеся по желанию участвуют в конкурсе по прочтению стихотворений.

Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор

Проводит конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.

Познавательные общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Цель: познакомить учащихся с продолжением стихотворения;сформулировать выводы о теме и основной мысли стихотворения подвести итог проделанной на уроке работе.

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя.

- Да, они ему понравились.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения.

Читает концовку стихотворения.

Проводит обобщающую беседу:

-Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)

Регулятивные (умение оценивать свои действия)

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):

Найти другое стихотворение Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.

познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Родился великий русский поэт в Москве 15 октября 1814 года, но раннее детство провел в имении своей бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны в Тарханах Пензенской губернии. Бабушка заменила ему мать, рано умершую от чахотки.

Сам М.Ю.Лермонтов рос ребенком слабым и болезненным. Он рано начал говорить, а вот ходить стал только к 4 годам.Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, музицировал, рисовал. Учился в благородном пансионе при Московском университете, затем поступил и в университет.В пансионе он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский,— сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Читайте также: