Что такое иллюстрация конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

- личностные - формировать бережное отношение к книгам

- метапредметные – развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;

- предметные - -формировать творческий интерес, эстетический вкус, усидчивость, аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная

для учащихся: ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, ластик

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала
  3. Знакомство с новым материалом
  4. Практическая работа
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  1. Оргмомент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.
  2. Повторение пройденного материала. Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы начали знакомство с искусством иллюстрации. Напомните мне, пожалуйста, что такое иллюстрация?

( иллюстрация - это изображение, поясняющее или дополняющее текст в книге).

Почему иллюстрацию относят к искусству?

(потому что прежде всего иллюстрации к книгам рисуют настоящие художники - иллюстраторы, а иллюстрируют они произведения литературного искусства, и в целом – это долгий кропотливый творческий труд)

А каких художников-иллюстраторов вы знаете?

( Евгений Иванович Чарушин, Юрий Алексеевич Васнецов, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Яковлевич Билибин, Евгений Михайлович Рачёв)

Сегодня мы тоже будем с вами в роли художников-иллюстраторов.

Каждому из вас достанется одна буква алфавита, о которой нужно рассказать с помощью иллюстрации и небольшого стихотворения.

Но азбука – это тоже книжка. Давайте вспомним составные части книги, отгадав ребусы

Исследование основных видов и значения иллюстрации. Развитие ассоциативно-образного мышления и фантазии у учащихся. Организация рабочего места и выбор художественных материалов. Анализ техники выполнения рисунка иллюстрации к литературному произведению.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 11.04.2014
Размер файла 28,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Развернутый план-конспект пробного урока рисования, проводимого в 7 классе

Тема: Что такое иллюстрация.

Вид урока: Тематическое рисование.

Тип урока - получение новых знаний.

Задачи урока: Познакомить учащихся с видами иллюстраций. Нарисовать иллюстрацию к литературному произведению.

Цели урока: Образовательные. Познакомить учащихся с понятием иллюстрация и ее основными видами , их значением .

Развивающие: Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом.

Воспитательные: Воспитывать любовь к истории и культуре.

Оборудование урока: Для учащихся: карандаш, ластик, альбом, краски, баночка для воды, кисточки.

Для учителя: компьютер, проектор, презентация, наглядные пособия.

Оформление классной доски:

иллюстрация учащийся художественный рисунок

1. Организационный момент 1 мин.

2. Вводная беседа 2-3мин.

3. Изложение нового материала 7-10 мин.

- объяснение нового материала

-закрепление ранее изученного материала (фронтальный опрос)

4. Практическая работа 20-25 мин.

- инструктаж к практической работе

- самостоятельная работа учащихся (методические указания)

5. Итог урока 1-2 мин.

6. Организационное завершение 1 мин.

- уборка рабочих мест

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня урок рисования проведу я, зовут меня Максим Николаевич. Мое имя написано на доске.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Для урока вам понадобятся: альбом, карандаш, ластик, краски, кисточки, баночка для воды.

-Все ли у вас есть на парте?

Молодцы, все хорошо подготовились.

-Определение целей и задач урока.

-закрепление ранее изученного материала (фронтальный опрос)

В конце урока у вас должен получиться приблизительно вот такой рисунок (показываю готовый наглядный рисунок).

Но сначала давайте вспомним прошлый урок , скажите что же такое живопись? (ответ)

Живопись это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность .

А какие виды живописи вы знаете ? (ответ)

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная.

Какие жанры живописи вам известны ?

Это Портрет, Пейзаж, Марина ,Историческая живопись, Батальная живопись, Религиозная живопись, Анималистическая живопись, Декоративная живопись.

Изложение нового материала

- объяснение нового материала

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, её основа(слайд2).Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

Иллюстрации поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Сравните страницы без иллюстрации и иллюстрированные (слайды 5-8 ) . Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Фронтиспис (фр. frontispiece) (слайд9) - заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги. (слайд10)

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.(слайды 11, 12)

Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях (слайд 13).

Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими(слайд14) .

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом(слайды 15-19) .

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

А вот рисунки ведущих художников-иллюстраторов детской книги в России. (слайды20-23 )

Итак, ребята приступаем к практической части урока.

Вам нужно будет прочитать отрывок литературного произведения, которые я вам раздам и на выбор проиллюстрировать отрывок одного произведения .Вот как выглядит примерная работа. Можете пользоваться наглядными пособиями, но только пользоваться, не срисовывать. Проявите фантазию!

Прослушайте инструктаж к практической работе.

На первом этапе вам необходимо продумать , представить сюжет произведения , какие предметы и герои будут в нем изображены, подумать как будет располагаться альбомный лист, по горизонтали или по вертикали.

На втором этапе вам нужно нарисовать общую форму всех элементов, наметить их контур.

Теперь вы создаете эскиз вашей иллюстрации .Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане.

Цветовое решение . Вначале все элементы прокройте локальными цветами. Обязательно подбирайте гармоничные цвета. Аккуратненько не набирая много краски (удобнее работать круглой кистью, используя палитру для смешивания красок).

На заключительном этапе выполняем детальную проработку всех элементов, контрастнее выделяем значимые элементы .

Прохожу по классу, корректирую индивидуальные ошибки в работах

Провожу фронтальную работу.

-Демонстрирую удачные линейные рисунки

-У доски провожу фронтальную работу по исправлению типичных ошибок

-Выбираю наиболее удачные рисунки для анализа.

Подведение итогов урока.

Сегодня все хорошо справились с заданием, молодцы!

-Приглашаю к доске учащихся с наиболее удачными работами для анализа.

Соответствие предмета заданной теме.

Богатство элементов в соответствии с символикой.

Цветовое решение его значение.

Отметить ребят, которые выполняли работу самостоятельно и справились с заданием.

Организационное завершение урока.

- уборка рабочих мест

Внимание домашнее задание те, кто не успел закончить свои работы доделать их дома в цвете. Вот и закончился наш урок. Всем спасибо!

Не забудьте убрать рабочие места.

Подобные документы

Искусство книжной иллюстрации как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Роль книжной графики в воспитании детей. Выполнение творческой работы "Кощей Бессмертный: иллюстрации к сказке" и анализ её художественных особенностей.

дипломная работа [108,2 K], добавлен 01.05.2015

Понятие и сущность графической иллюстрации, ее возникновение и развитие в России. Анализ творчества художников-иллюстраторов. Анализ методик преподавания уроков тематического (иллюстративного) рисования в современном процессе общего образования.

курсовая работа [4,3 M], добавлен 27.08.2012

Понятие и история искусства книжной иллюстрации. Знаменитые художники-иллюстраторы. Графические редакторы, используемые в школе на уроках компьютерной графики. Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики: методы, приемы, средства.

дипломная работа [104,6 K], добавлен 24.03.2011

План-конспект урока по физической культуре для пятого класса, тема: "Баскетбол". Протокол хронометрирования урока. План письменного анализа урока, а также оценочная карта анализа и эффективности урока. Протокол тестирования физических качеств учащихся.

отчет по практике [54,6 K], добавлен 05.02.2013

Сущность и классификация урока-экскурсии, его основные признаки, различные методы проведения. Организация познавательной деятельности учащихся на пешеходной экскурсии с посещением музея. План-конспект урока-экскурсии "Культовые памятники Минска".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации;

Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся;

Пробудить интерес к наследию русской культуры;

Формировать бережное отношение к книгам;

Формировать усидчивость и аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

для учащихся: альбом, краски, кисть, карандаш, ластик.

Повторение пройденного материала

Знакомство с новым материалом

Подведение итогов урока.

Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Повторение пройденного материала.

Учитель: О каком художнике XX века мы говорила на прошлом уроке?

Учитель: Что изображено на этой картине?

Ученики: кричащий человек

Учитель: какие эмоции передает эта картина?

Ученики: Здесь грустные мысли, одиночество.

Учитель: А как с помощью компоновки главной фигуры Мунк добился ощущения одиночества?

Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы с вами поговорим об искусстве иллюстрации. Я приготовила для вас три варианта толкования слово иллюстрация. Давайте посмотрим и скажем, что же такое иллюстрация ?

Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное истолкование литературного и научного произведения.

Иллюстрация (illustration) – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. В дело вступают образы, и человек получает более полную информацию об объекте.

Учитель: Итак, с толкованием слова иллюстрация мы познакомились. Теперь хотелось бы услышать ваше мнение что такое иллюстрация?

Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения. Они помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста, полнее представить героев произведения.
Конечно, иллюстрации бывают не только в книгах, но и в журналах, газетах, рекламках и других полиграфических изданиях. В некоторых книгах, например, комиксах, детских, сувенирных художественных выпусках иллюстраций больше, чем текста.
Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученики: Так как иллюстрация дает возможность творчески мыслить читателя и понять без слов, что художник хотел передать данным изображением.

Много художников- иллюстраторов работали над литературными произведениями, и творчество некоторых художников мы сегодня с вами рассмотрим.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор.

Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга).

Он иллюстрировал народные сказки,

сказки Льва Толстого, Петра Ершова,

Самуила Маршака, Виталия Бианки

и других классиков русской литературы.

4.Практическая работа. А теперь я вам предлагаю побыть художником-иллюстратором и изобразить в своем альбоме иллюстрацию к любимому литературно-художественному произведению.

5.Подведение итогов урока. Итак, мы закончили нашу работу на сегодня. Дежурный соберёт и вывесит работы на доску. А мы вспомним, для чего нам нужна иллюстрация? Чем она отличается от обычного рисунка?

6.Домашнее задание. Дома предлагаю вам придумать небольшую сказку и нарисовать к этой сказке иллюстрацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока и презентацию по теме: "Искусство иллюстрации. Слово и изображение" для проеведния в 7 классе.

Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

Задачи:

Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися знаний об искусстве иллюстрации, художниках – иллюстраторах. Формировать у обучающихся навыки правильно создавать иллюстрацию, умело связывать ее с текстом;

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением.

Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися знаний об искусстве иллюстрации, художниках – иллюстраторах. Формировать у обучающихся навыки правильно создавать иллюстрацию, умело связывать ее с текстом;

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Личностные УУД: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Познавательные УУД: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях иллюстрации, поиску информации в средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ по тексту.

Коммуникативные УУД: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.

2. Для учащихся: тетрадь для записей, альбом, материал по выбору (краски, карандаши и т.п.).

Читайте также: