Конспект по русской музыкальной литературе

Обновлено: 04.07.2024

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

ВложениеРазмер
konspekt_glinka.docx 32.68 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыкальной литературе

(третий год обучения)

Цель: воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: знакомство учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

Ход урока по музыкальной литературе при изучении жизненного и творческого пути М.И.Глинки можно построить так:

Неподалеку от села Новоспасское Смоленской губернии, на крутом берегу реки Десны стоял большой дом с четырьмя колоннами. Хозяйкой этого дома была Фекла Александровна Глинка, строгая и своенравная помещица. В этом доме 20 мая 1804 года у Евгении Андреевны и Ивана Николаевича родился сын Михаил. Фекла Александровна распоряжалась не только судьбами крепостных, но и участью родных детей. По ее приказу мальчик был перенесен на ее половину. Родителям было велено навещать его пореже. Детство Глинки было проведено в унылом бабушкином заточении. У бабушки был сердитый нрав, она кричала на слуг, а маленький Миша не переносил грубостей, он плакал, прижимался к няне. Маленький Миша был одинок, он любил рисовать мелом, ударяя палочками по медным тазам и кастрюлям, ловко подражал звонарям, он долго слушал, как под высокими палочками постепенно замирают звуки. В шесть лет, после смерти бабушки, перед мальчиком открылся мир – широкий и удивительный. Он не мог надышаться вволю, набегаться по дорожкам старого парка. Он останавливался, прислушивался – всюду таились звуки. Источником самых живых восторгов для маленького Миши был оркестр его дяди. У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников, в таком случае посылали за музыкантами к дяде, за 8 верст. Музыканты оставались несколько дней и, когда танцы за отъездом гостей прекращались, играли, бывало, разные пьесы.

1812 год. Армия Наполеона приближалась к Смоленску. Иван Николаевич вывез семью в Орел. Рассказывали, что под Ельней, возле Новоспасского, бои были особенно жестоки. Участвовали в них и близкие родственники Глинки – офицеры, герои Отечественной войны. Весной 1813 года мальчик вместе с родителями возвратился домой, в Новоспасское. В честь победы торжественно звонили колокола. Война закончилась, пришли новые заботы, обсуждалось, где учиться Михаилу. Вскоре в доме появились гувернеры и домашние преподаватели. Юный воспитанник с легкостью осваивал математику и иностранные языки, увлекался рисованием, чтением книг. И только на занятиях музыкой Михаил преображался – был сосредоточен и не по-детски настойчив. На всякий случай родители решили сократить часы занятий у фортепиано.

Самые дорогие воспоминания о Пансионе были связаны с неожиданными приездами А.С.Пушкина. Пушкин появлялся в Пансионе под вечер, после окончания уроков. Он приходил повидаться с младшим братом, Левушкой, который был одноклассником Глинки.

В каникулы и в первые годы после окончания пансиона, посещая Новоспасское, Михаил имел возможность много и самостоятельно работать с оркестром своего дяди Афанасия Андреевича. Таким образом, работая с оркестром Глинка постигал общие закономерности музыкального искусства и одновременно учился основам композиторской техники.

В 1822 году Михаил Глинка блестяще закончил пансион в звании коллежского секретаря. Он в совершенстве владел тремя европейскими языками, научился читать и писать по персидски. На выпускном вечере Глинка покорил всех своей игрой на фортепиано, и пансионское начальство пророчило ему успехи на службе и в свете.

По волнам скользят гондолы,

Искры плещут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанном романсе.

Прославленные итальянские артисты часто обращались к русскому маэстро с просьбой написать для них недостающую, на их взгляд, в опере арию. Арии, сочиненные М.И.Глинкой, порою нравились публике больше, чем остальная музыка оперы. Михаил Иванович полюбил Италию, полюбил ее музыку. Но с каждым днем тоска по родине все больше тяготила его, и весной 1834 года композитор вернулся в Россию.

Вскоре М.И.Глинку узнали за пределами России. Первый с оперой композитора М.И.Глинки познакомился знаменитый композитор и пианист Ф.Лист, приехавший на гастроли в Санкт-Петербург. Он был восхищен сочинениями русского композитора.

Перед прослушиванием учитель задает вопрос:

- Какой музыкальный инструмент использовал композитор для создания испанского национального колорита?

Три года провел М.И.Глинка в Испании. Ему не хотелось покидать эту прекрасную солнечную страну.

- Сколько тем использовал композитор в произведении, каковы они по характеру?

- Каким русским народным музыкальным инструментам подражают инструменты симфонического оркестра?

После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Близким и преданным другом в последние годы жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил несколько фортепианных пьесок.

Как счастлив был бы М.И.Глинка, если бы мог знать, что музыка его переживет века, что ее услышат и полюбят ценители музыки. Его произведения прочно вошли в репертуары театров и оркестров всего мира. Имя М.И.Глинки носит Государственный центральный музей музыкальной культуры в Москве. Его имя присвоено Нижегородской и Новосибирской консерваториям, Челябинскому театру оперы и балета, Малому залу Санкт-Петербургской государственной филармонии. В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в Новоспасском, там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.

10 Нотные примеры I действие. Интродукция. Мужской хор Женский хор Каватина Антониды Рондо Антониды Трио 10

11 II действие. Полонез Краковяк Вальс Мазурка III действие. Песня Вани 11

14 Нотные примеры Жаворонок. Слова Н. Кукольника Попутная песня. Слова Н. Кукольника Постепенно замедляя Я помню чудное мгновенье. Стихи А. Пушкина Выдающиеся русские оперные певцы Николай Фигнер ( ) Сергей Лемешев ( ) 14

34 Нотные примеры Для берегов отчизны дальной. Стихи А. С. Пушкина. Спесь. Стихи А. К. Толстого. Песня темного леса. Слова А. П. Бородина Спящая княжна. Слова А. П. Бородина. Выдающиеся российские певцы Александр Пирогов Иван Козловский Дмитрий Хворостовский 34

36 Нотные примеры I часть. Главная тема. Побочная тема II часть. Главная тема Побочная тема Средний раздел III часть IV часть. Главная тема IV часть. Побочная тема 36

54 Массовые хоровые сцены Действующие лица Взаимоотношения древних славян и природы раскрываются в обрядовых сценах проводов масленицы, праздника Ивана Купалы, гимне Яриле-солнцу. - Царь Берендей тенор. - Снегурочка сопрано. - Лель, пастух альт. - Весна-Красна меццо-сопрано. - Дед Мороз бас. - Мизгирь, торговый гость баритон. - Купава, молодая девушка сопрано. Музыкальная характеристика персонажей Реальные, земные Сказочные Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, народ Снегурочка, Весна, Леший - Песенные и плясовые темы, диатоника, подголосочная полифония в хоровых эпизодах. - Имитация звучания народных инструментов: Арфа с фортепиано подражает гуслям, Кларнет пастушьим свирелям. - Необычные гармонические созвучия. - Уменьшенные и увеличенные лады. - Мелодии инструментального типа. -Красочные, колоритные оркестровые краски: В музыке Лешего в третьем действии звучат четыре валторны и удары палкой по тарелке. Музыка сверкающих светлячков фигурации флейты и арфы с колокольчиками на фоне контрабасов и тубы в низком регистре. 54

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

ВложениеРазмер
konspekt_glinka.docx 32.68 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыкальной литературе

(третий год обучения)

Цель: воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: знакомство учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися закономерностей возникновения и развития музыкального искусства 19 века. Формирование интереса у учащихся к русской музыке 19 века, расширение их музыкального кругозора и развитие слушательских умений.

Ход урока по музыкальной литературе при изучении жизненного и творческого пути М.И.Глинки можно построить так:

Неподалеку от села Новоспасское Смоленской губернии, на крутом берегу реки Десны стоял большой дом с четырьмя колоннами. Хозяйкой этого дома была Фекла Александровна Глинка, строгая и своенравная помещица. В этом доме 20 мая 1804 года у Евгении Андреевны и Ивана Николаевича родился сын Михаил. Фекла Александровна распоряжалась не только судьбами крепостных, но и участью родных детей. По ее приказу мальчик был перенесен на ее половину. Родителям было велено навещать его пореже. Детство Глинки было проведено в унылом бабушкином заточении. У бабушки был сердитый нрав, она кричала на слуг, а маленький Миша не переносил грубостей, он плакал, прижимался к няне. Маленький Миша был одинок, он любил рисовать мелом, ударяя палочками по медным тазам и кастрюлям, ловко подражал звонарям, он долго слушал, как под высокими палочками постепенно замирают звуки. В шесть лет, после смерти бабушки, перед мальчиком открылся мир – широкий и удивительный. Он не мог надышаться вволю, набегаться по дорожкам старого парка. Он останавливался, прислушивался – всюду таились звуки. Источником самых живых восторгов для маленького Миши был оркестр его дяди. У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников, в таком случае посылали за музыкантами к дяде, за 8 верст. Музыканты оставались несколько дней и, когда танцы за отъездом гостей прекращались, играли, бывало, разные пьесы.

1812 год. Армия Наполеона приближалась к Смоленску. Иван Николаевич вывез семью в Орел. Рассказывали, что под Ельней, возле Новоспасского, бои были особенно жестоки. Участвовали в них и близкие родственники Глинки – офицеры, герои Отечественной войны. Весной 1813 года мальчик вместе с родителями возвратился домой, в Новоспасское. В честь победы торжественно звонили колокола. Война закончилась, пришли новые заботы, обсуждалось, где учиться Михаилу. Вскоре в доме появились гувернеры и домашние преподаватели. Юный воспитанник с легкостью осваивал математику и иностранные языки, увлекался рисованием, чтением книг. И только на занятиях музыкой Михаил преображался – был сосредоточен и не по-детски настойчив. На всякий случай родители решили сократить часы занятий у фортепиано.

Самые дорогие воспоминания о Пансионе были связаны с неожиданными приездами А.С.Пушкина. Пушкин появлялся в Пансионе под вечер, после окончания уроков. Он приходил повидаться с младшим братом, Левушкой, который был одноклассником Глинки.

В каникулы и в первые годы после окончания пансиона, посещая Новоспасское, Михаил имел возможность много и самостоятельно работать с оркестром своего дяди Афанасия Андреевича. Таким образом, работая с оркестром Глинка постигал общие закономерности музыкального искусства и одновременно учился основам композиторской техники.

В 1822 году Михаил Глинка блестяще закончил пансион в звании коллежского секретаря. Он в совершенстве владел тремя европейскими языками, научился читать и писать по персидски. На выпускном вечере Глинка покорил всех своей игрой на фортепиано, и пансионское начальство пророчило ему успехи на службе и в свете.

По волнам скользят гондолы,

Искры плещут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанном романсе.

Прославленные итальянские артисты часто обращались к русскому маэстро с просьбой написать для них недостающую, на их взгляд, в опере арию. Арии, сочиненные М.И.Глинкой, порою нравились публике больше, чем остальная музыка оперы. Михаил Иванович полюбил Италию, полюбил ее музыку. Но с каждым днем тоска по родине все больше тяготила его, и весной 1834 года композитор вернулся в Россию.

Вскоре М.И.Глинку узнали за пределами России. Первый с оперой композитора М.И.Глинки познакомился знаменитый композитор и пианист Ф.Лист, приехавший на гастроли в Санкт-Петербург. Он был восхищен сочинениями русского композитора.

Перед прослушиванием учитель задает вопрос:

- Какой музыкальный инструмент использовал композитор для создания испанского национального колорита?

Три года провел М.И.Глинка в Испании. Ему не хотелось покидать эту прекрасную солнечную страну.

- Сколько тем использовал композитор в произведении, каковы они по характеру?

- Каким русским народным музыкальным инструментам подражают инструменты симфонического оркестра?

После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Близким и преданным другом в последние годы жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил несколько фортепианных пьесок.

Как счастлив был бы М.И.Глинка, если бы мог знать, что музыка его переживет века, что ее услышат и полюбят ценители музыки. Его произведения прочно вошли в репертуары театров и оркестров всего мира. Имя М.И.Глинки носит Государственный центральный музей музыкальной культуры в Москве. Его имя присвоено Нижегородской и Новосибирской консерваториям, Челябинскому театру оперы и балета, Малому залу Санкт-Петербургской государственной филармонии. В июне 1982 года состоялось открытие возрожденной усадьбы М.И.Глинки в Новоспасском, там были восстановлены дом и парк, где прошли юные годы великого русского композитора.

Татьяна Савельева


Предлагаемая автором Рабочая тетрадь — это составная часть Опорных конспектов по русской музыкальной литературе. Пособие представляет из себя практикум для закрепления учебного материала, которое даёт также возможность осуществлять контроль над процессом усвоения учебного материала, формированием и развитием специальных компетенций и гуманитарной образованности учащихся.

Рабочая тетрадь предназначена для занятий в классе и сочетает задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал опорных конспектов.

В ходе образовательного процесса задания в практикуме выполняют диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую функции.

С точки зрения содержания Рабочая тетрадь составлена с опорой на три типа закрытых тестовых заданий (альтернативный ответ, восстановление соответствия, выбор правильного ответа из предложенных вариантов) и открытые задания, которые предполагают внесение в текст пропущенной информации, терминов и понятий.

Помимо тестовых заданий в Рабочую тетрадь включены визуальная нотная викторина и табличная форма для аудио и видео викторин по изученным музыкальным произведениям.

Рабочую тетрадь можно частично использовать при реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Ниже приводятся примеры заданий. Более полный вариант — в прикреплённом файле.




Читайте также: