Конспект по развитию речи в средней группе на тему деревья осенью

Обновлено: 04.07.2024

Организационный момент.
Ну-ка, дети, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Тут такие чудеса –
Лунтик к нам пришёл сюда!

Основная часть.
Лунтик: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые!
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Мы рады тебя видеть Лунтик, какой у тебя красивый сундучок. Интересно, что там лежит? А вам ребята, интересно?
Дети: Да!
Лунтик: Мне тоже интересно, что там, но я не смог его открыть.
Воспитатель: А я кажется, знаю, как его открыть! Только нужна ваша помощь. Ну-ка повторяйте, ребята за мной.

Сундучок открыли мы!

Воспитатель: Лунтик, да здесь листочек.
Лунтик: Ребята, а с какого дерева упал этот листочек?
Дети: С клена.
Лунтик: А если он упал с клёна, то он какой?
Дети: Кленовый.
Лунтик: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лунтик: А назовите, мне тогда приметы осени.
Дети называют приметы осени (листья опали, птицы улетают на юг, солнышко не так сильно греет, небо пасмурное, идут дожди, дует холодный ветер …)
Лунтик: (удивляется, говорит какие дети молодцы, всё знают). Ребята, а вы знаете, что этот кленовый листочек волшебный, он поможет вам сегодня попасть в лес и там попутешествовать. Вы этого хотите?
Дети: Да.
Лунтик: Ну, тогда счастливого пути, а я вас тут подожду, у меня ещё много дел. Да, вот ещё, что сундучок возьмите с собой он вам пригодится.
Дети и Воспитатель: (благодарят Лунтика).
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг и повторяйте за мной.

Двигательно-речевая миниатюра с увеличенной двигательной активностью.
По дорожке в лес идём,
В лес идём, в лес идём.
А потом бегом, бегом,
Всё бегом, бегом, бегом.
По дорожке скок да скок,
Скок да скок, скок, да скок.
Вот уж близок наш лесок,
Наш лесок.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Какой чистый и свежий воздух в лесу.

Воспитатель: Теперь, представьте, что наши стульчики – это пенёчки, давайте присядем на них.
Да откроем сундучок, посмотрим, что там Лунтик нам ещё оставил.
(Воспитатель приоткрывает сундучок).
Ребята, да тут загадки. Послушайте их внимательно.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех … (Волк).

(Воспитатель прикрепляет волка).

Ой, ребята стая волков приближается к нам, давайте завоем, как волки.
Дети: Произносят у-у-у…
Стая ближе, давайте завоем ещё громче, а теперь напугаем их, затопаем, волки испугались, убежали и воют тихо- тихо, потому, что они далеко.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт
Знают рыжую в лесу –
Очень хитрую … (лису).
Воспитатель: Вот она какая, наша лиса. Давайте скажем про неё вот такие чистоговорки:
СА-СА-СА, к нам пришла лиса.
СЫ-СЫ-СЫ, хвост пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ, в лесу увидели лису.
Воспитатель: Кого, называют хозяином леса,
Кто косолапый и неуклюжий….
Дети: Медведь.
Воспитатель: Кто в лесу грызёт орешки, прыгает с ветки на ветку …
Дети: Белка.
Воспитатель: А как называется жилище, где живёт белка?
Дети: Дупло.
Воспитатель: А кто самый колючий житель леса?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много зверей в нашем лесу. Но мне кажется, что мы про кого-то забыли. Как вы думаете про кого?
Дети: Про зайца .
Воспитатель: Да он не один, посмотрите, как их много в нашем лесу.
Давайте с ними поиграем.
Под стульчиками у вас травка, возьмите её, положите себе на колени и повторяйте за мной.

И катались на траве,
От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.

Стала, гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.

Воспитатель: Вот так зайчики весело играют, а теперь садитесь поудобнее и внимательно послушайте одну историю, которая произошла с нашими зайчатами.


Воспитатель читает.
- Произошло это поздней осенью, когда все лесные жители готовились к холодной зиме. Жили-были в лесу маленькие зайчата, всю осень они весело играли и скакали по лесу, даже хитрая лиса не могла их поймать в высокой сухой траве. Но однажды утром, когда зайчата проснулись, они не узнали свой лес. Вся трава, деревья, кусты, всё было покрыто белым снегом. Зайчата посмотрели на свои серые шубки и очень расстроились.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они расстроились?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю помочь зайчикам, сменить шубки. Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда идите, присаживайтесь за свои столы. Здесь вас ждут зайчата, которым надо помочь поменять шубку, а поможет нам белый волшебный песочек. Но сначала надо зайчика помазать клеем, возьмем кисточки и аккуратно намажем им ушки, головку, туловище, лапки и хвостик. А теперь возьмем волшебный песочек, захватим его пальчиками и засыпаем им зайку. Так зайка поменяет свою шубку. А чтобы шубка крепче держалась, прижмем её указательным пальчиком.

Дети выполняют задание.
Воспитатель, говорит, что все ребята молодцы, справились с заданием, просит ребят отпустить зайчат в лес к маме.
После этого воспитатель собирает детей возле себя, говорит, что пришло время возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Закрывайте глазки и произнесите слова
1, 2, 3, 4, 5, в садик мы пришли опять!
Рефлексивный компонент (ответная реакция детей).
Лунтик: Ребята, вот вы и вернулись обратно, как я рад.
Вам понравилось ваше путешествие?
Расскажите, где вы были, кого встретили, кому помогали?
Что для вас было самым интересным?
Дети: Да!.
Лунтик: Значит у вас всё получилось! Как здорово! Давайте похлопаем друг другу. А я вам приготовил сюрприз за ваши старания. Лунтик угощает детей и прощается с ними.

Цель: развивать и совершенствовать диалогическую речь у детей, грамотно вести диалог.

Интегративные цели:

Продолжительность: 20 минут

Участники: дети, воспитатель

Возраст: 4-5 лет

Предварительная работа:

• Беседы об осени.

• Чтение художественной литературы о животных.

Методы и приемы обучения:

• словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка,

• практические (дидактические игры, опорные карточки).

Ход НОД

Мотивация

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (осень)

Воспитатель: - Посмотрите, посреди поляны стоит дерево без листочков.

Все деревья нарядные, а ему грустно.

Воспитатель: - Ребята, для того чтобы на дереве появились листочки нужно выполнить задания, давайте найдем листочек № 1, а в пути нам будет светить солнышко.

Листочек № 1. (желтый)

Воспитатель: - Ребята, набежала тучка и спрятала от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко и лучики появятся: - какое солнышко? (дети: ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).

Воспитатель: - Вот какое теплое солнышко, давайте погреемся на солнышке.

Интерактивная технология: здоровьесбережение – самомассаж.

Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки).

Солнышко согрело нам щечки. (растирают щечки).

Солнышко согрело нам ножки. (растирают ножки).

Солнышко согрело нам носик. (растирают носик).

- Согрелись. А теперь давайте повесим на дерево первый листочек. (дети вешают).

На дереве появляется 1 желтый листок.

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем второй листочек. Дети ищут Листочек № 2.

Воспитатель: - Ребята, в лесу живет много разных животных, я буду называть вам животного, а вы мне ответите, как можно назвать ласково этого животного?

1. Лиса - лисенок,

2. Волк - волчонок,

3. Медведь - медвежонок,

4. Белка - бельчонок,

5. Заяц - зайчонок,

7. Кабан – кабанчик

8. Лось - лосенок

9. Барсук - барсучонок

10. Рысь - рысенок

11. Хомяк - хомячок

12. Мышь - мышонок

На дереве появляется 2 красный листок.

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем третий листочек с заданием.

Воспитатель: - Ребята, возьмите по одному листочку. А теперь найдите у кого одинаковые листочки. (Дети делятся на пары).

Воспитатель: - Ребята, возьмите конверты с заданием. Присаживайтесь за стол, чтобы выполнить задание.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Мотивационный Нужно найти предметы, которые у вас на картинке. Дети принимают предложенную ситуацию

2. Организационный Предлагаю вам разделиться на пары. Возьмите по конверту (Оранжевые, красные, желтые листочки) Дети делятся на группы с помощью парных листочков.

3. Деятельностный Договоритесь, кто будет озвучивать ответ, называя слово, помещайте листочек на ветку. Дети общаются, подбирают картинки, каждая группа дает ответ.

4. Заключительный Вы правильно подобрали предметы. На дереве появилось много листочков. Дети проговаривают.

1. Воробей, ворона, дятел - птицы;

2. Бабочка, комар, божья коровка, пчела - насекомые;

3. Клен, береза, ель, дуб - деревья;

4. Бархатцы, ромашка, подснежник, роза - цветы;

5. Крыжовник, клубника, малина, смородина - ягоды.

6. Мухомор, лисичка, рыжик, опята – грибы.

На дереве появляется 4 оранжевый листок.

- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Ходит осень по дорожке (ходьба на месте)

Промочила в лужках ножки (трясем ножками)

Ходит осень, бродит осень (хлопаем ладонями по ногам)

Ветер с клена листья сбросил (качаем руками над головой)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем четвертый листочек с заданием.

Листочек № 4 предлагает нам назвать признаки осени, а поможет нам таблица.

Дети садятся на стульчики, составляют рассказ по картине с помощью мнетаблицы.

Воспитатель: - Какие признаки осени вы знаете?

(Дети по одному подходят к ноутбуку нажимают кнопку еsc появляется картинка и ребенок называет признак осени. Дети берут осенние листочки и вешают на дерево).

Воспитатель: - Мы составили рассказ об осени. А кто хочет рассказать сам полностью. (Ребенок рассказывает рассказ, опираясь на мнемотаблицу, и вешает листочек на дерево).

Воспитатель: - Ребята, полюбуйтесь, каким красивым стало наше дерево. Ему тоже радостно стоять на полянке. А дерево дарит вам листочки, они помогут вспомнить рассказ об осени, и рассказать его родителям. Воспитатель: - нам пора возвращаться в детский сад.

- Ребята, давайте скажем волшебные слова:

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. //Дошкольное воспитание 2007, №3

2)Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

3) Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

4) Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М. : Просвещение, 1999.

5) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

6) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О. С. – М. : Просвещение, 1993.

7) Игра дошкольника. / Под ред. Новоселовой С. Л. - М. : Просвещение, 1989.

8) Максаков А. И., Тумакова Г. Т. Учите, играя. – М. : Просвещение, 1983.

9)Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2005.

10)Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

11)Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. -М: ТЦ Сфера, 2008.

13) Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. – М. : Просвещение, 1988.

Автор: Смоленцева Марина Александровна

Организация: МКДОУ д/с №8

Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

  1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
  2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
  3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Словарная работа: осень, воет, гудит, стонет, ревет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Если на деревьях, листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года (и теперь все вместе)осенью зовется.

Чем хороша осень, что она дарит нам? (овощи, фрукты, грибы, ягоды) Что происходит осенью с природой? (солнце не такое яркое, часто идет дождь, опадают листья, дует ветер, птицы улетают в теплые края)

Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).

А можно сказать, что осень разноцветная? (да). Расскажите, еще какая погода осенью?

Если идет дождь –.. (дождливая), если сильный ветер –..(ветреная), если очень холодно-..(холодная), а сыро-то..(сырая), небо все заволокло тучами-..(пасмурная)..Но вот показалось солнышко и стало тепло-..(солнечная, теплая), на небе ясно, ни тучки- ..(ясная), осень на дворе, погода -..(осенняя). Что происходит с листьями. (опадают, цвет меняют)

Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (на столе осенний букет из листьев). Лист клена называется- ..(кленовый), лист березы –(березовый), рябины(рябиновый), осины(осиновый), дуба-(дубовый).

Ой, ребята, вы чувствуете, подул ветерок? Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Я вам, ребята, предлагаю поиграть с листочками.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках). (Присаживайтесь, ребята на стульчики)

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени, справились с заданием.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:

«Появилась в небе клякса

Если клякса заревёт,

Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется, дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)

А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Автор: Аниканова Инна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1492 СП №2484
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию "Осенние деревья" средняя группа
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию

Воспитатель:
Ребята, посмотрите на свои листочки и скажите с какого он дерева. Листочек с берёзы, он …(берёзовый) Листочек с дуба, он …(дубовый) Листочек с клёна, он …(кленовый) Листочек с тополя, он …(тополиный)
Составление описательного рассказа.
Расскажите о своём листочке, с какого он дерева, какого цвета, какой формы. (Заслушать рассказы троих детей)

Читайте также: