Конспект по ознакомлению с окружающим миром животные
Обновлено: 04.07.2024
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
- познакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, коза, лошадь), их детёнышами;
- познакомить с особенностями поведения животных, что едят, какую пользу приносят людям;
- формировать умение различать домашних животных по опознавательным признакам, узнавать и правильно называть их на картинках;
- воспитывать любовь к животным.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
- Ребята, помните к нам в гости приходили кот Матроскин и пёс Шарик? Они прислали нам письмо. Давайте прочитаем:
2. Знакомство с домашними животными.
- Посмотрите, кот Матроскин вложил в конверт фотографии животных, которых пёс Шарик фотографировал.
Карточки ставятся на фланелеграф.
- Назовите, кто на них нарисован? (Кошка, собака, корова, лошадь, коза).
- Молодцы! Это всё домашние животные. Домашние, потому что они живут либо в доме вместе с человеком, например, как кошка и собака, либо во дворе у человека, например, как корова, лошадь, коза и собака.
- Ну, что ребята, поедим в Простоквашино? Ехать туда нужно поездом!
- Ну вот мы и приехали в Простоквашино. Нас встречает кот Матроскин!
Матроскин: — Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приехали. Когда пёс Шарик уходил, он сказал, что пойдёт фотографировать домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, переводит грузы и людей, питается сеном и травой.
- Ребята, кто это? (Лошадь).
- Отправляемся на луг в гости к лошади!
4. Физкультминутка.
Лош.: — Здравствуйте, ребята! Да, был у меня пёс Шарик. Напугал меня своим фотоаппаратом. Скажу вам куда он пошёл, если покажите про меня физкультминутку.
- Ребята, приготовились, встали прямо, руки на поясе.
Я лошадка, я скачу,
Я копытами стучу:
Ты скачи – скачи, конёк!
Лошадка: — Молодцы! Он пошёл к домашнему животному, у которого есть рога, хвост, вымя, кто даёт молоко.
- Кто это, ребята? (Корова).
- Отправляемся в гости к корове!
Кор.: — Здравствуйте, ребята. Был у меня пёс Шарик. Куда пошёл, скажу, если скажите мне, какое домашнее животное, как голос подаёт?
- Ребята, скажите, как корова голос подаёт? (Му-у).
Кор.: — Молодцы, ребята! Пёс Шарик пошёл к домашнему животному, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода.
- Кто это ребята? (Коза).
Коза: — Здравствуйте, ребята! Пёс Шарик действительно у меня. Он своим фотоаапаратом напугал всех моих детёнышей, и они перепутались с детёнышами других домашних животных. Помогите каждому детёнышу найти свою маму и я отпущу Шарика.
- Ребята, посмотрите на доску. Назовите домашних животных, которые здесь изображены. (Кошка, собака, корова, лошадь, коза).
- Скажите, как называют детёнышей кошки? (Котята).
- Даня, найди, пожалуйста, котят и поставь их рядом с кошкой.
- Молодцы! Ребята, вы всё сделали правильно! А вот и наш пёс Шарик!
Шар.: — Простите меня. Я больше так не буду!
Матр.: — Спасибо вам, ребята, что помогли найти Шарика!
- Пожалуйста. Ну, что ребята, а нам пора на поезд, ехать обратно в детский сад!
• формировать представление о значении животных в природе и для человека.
• развивать связную речь детей.
• воспитывать любовь к домашним и диким животным, умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс.
Интерактивная доска, демонстрационный материал, карточки с изображением диких и домашних животных на каждого ребенка; раздаточные и наглядные материалы, карандаши, листочки.
Словарная работа: стадо, табун, стая, пастух.
Ход занятия.
Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Кто на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Воспитатель: Рыжая хозяюшка
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Воспитатель: Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Воспитатель: Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Кто пасется на лужайке,
Без панамке и без майки,
Отгоняет вредных мух,
Когда ребята отгадывают загадки, воспитатель вешает на доску картинку с изображением домашнего или дикого животного.
Воспитатель: Давайте еще раз с вами назовем этих животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске). – Кто это? (воспитатель указывает только на домашних животных)
Дети: Корова, собака, коза, свинья.
Воспитатель: Молодцы. Как можно назвать, одним словом этих животных?
Дети: Домашние.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому, что за ними ухаживает человек, они не могут заботиться о себе сами.
Воспитатель: Правильно, человек заботиться о своих домашних животных, строит им жилище: корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку. За это домашние животные помогают человеку в жизни. А как они помогают?
Дети: Корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.
Воспитатель: А это кто? (воспитатель указывает на диких животных)
Воспитатель: Как, можно одним словом назвать этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что они заботятся сами о себе. Дикие животные добывают себе корм сами, о них никто не заботится.
Воспитатель: Какие особенности у животных?
Дети: Лапы, копыта, рога, хвост, шерсть.
Воспитатель: Молодцы! Пока мы с вами отгадывали животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок. (Дети рассматривают на интерактивной доске картинку и распределяют кто, где живет).
Воспитатель: Что это?
Дети: Деревенский домик. Там живут домашние животные.
Воспитатель: А это?
Дети: Лес. А здесь живут дикие животные.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте.
У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты.
Я – охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь, И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.
Воспитатель: А лиса это, какое животное?
Дети: Лиса дикое животное, она очень хитрая.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, летом большая группа коров пасется на лугу. Как можно назвать эту большую группу коров, одним словом?
Воспитатель: А когда пасутся кони?
Воспитатель: А кто их пасет?
Воспитатель: А когда в лесу бегают много волков, вместе, как их можно назвать одним словом?
Дети: Волчья стая.
Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся с животными.
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок.
(Повторяется на каждую руку)
(Дети подходят к интерактивной доске, на которой изображены животных, дети соединяют взрослого животного и детёныша, работают в парах).
Воспитатель: Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание или нет! (воспитатель показывает заранее заготовленный правильный ответ и сверяет с детьми). Молодцы ребята! Вы каждому детенышу нашли маму. А сейчас мы немного отдохнем.
Чок-чок-чок, чок-чок, чок!
К пастушку бежит бычок.
Может, ему скучно очень.
Даст бычку воды напиться.
(Одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки) За рога его возьмет
И на травку уведет.
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули. Ребята, а как вы думаете, чем питаются домашние и дикие животные? Посмотрите на экран и скажите кто, что ест?
Дети смотрят на экране картинки еды животных и распределяют их животным.
Воспитатель: Давайте проверим. Чем питается корова?
Дети: Сеном, травой.
Воспитатель: Чем питается кошка?
Дети: Рыбой, любит пить молоко.
Воспитатель: Чем питается кролик?
Дети: Морковкой, капустой.
Воспитатель: Чем питается медведь?
Дети: Медом, ягодами, рыбой.
Воспитатель: Дети, вы все молодцы! Вы все знаете о животных. Вот мы с вами и побывали в мире животных. О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
Дети: О домашних и диких животных.
Воспитатель: Ребята животных нужно беречь и любить. На этом наше занятие закончено.
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_prirody.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
(в старшей группе).
Образовательная. Расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных.
Рассматривание иллюстраций: Забота человека о диких животных, зоопарк.
Беседы с детьми.
Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, картинки на которых изображены дикие животные и их детёныши.
Ход занятия: Часть1
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные-это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие-это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей.
Как животные готовятся к зиме.
Воспитатель. Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке-летом.
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?
Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.
(воспитатель демонстрирует иллюстрации.)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так что голодать белочке зимой не приходиться.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
(Дети высказывают своё мнение).
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть.
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение.)
Животные, которые впадают в спячку.
Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробуждается от сна.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Так шевелят ушками
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише-
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходит медведь по лесу,
Топтался и рычал
Хотел он очень меда
А где достать- не знал.
Рассказы детей о диких животных.
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.
Дети становятся в круг, берётся мяч небольшого размера. Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы.
Правила игры: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч.
Остальные могут выразить свое согласие с его высказыванием хлопками в ладоши своё несогласие топая ногами.
Что умеет делать?
Как называется его детёныш?
Как называется его жилище?
Ребенок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана.
Давайте вспомним о каких зверях мы сегодня говорили (ответы детей).
А что вы узнали интересного? (Ответы.)
А кто из вас знает пословицы о животных, о природе?
А ещё мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать.
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей средней группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о домашних животных.
Задачи:
- Закреплять знания детей о жизни домашних животных и отношения к ним человека(внешний вид, строение, питание).
- Развивать диалогическую речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.
Материал к занятию: картинки с изображением домашних животных.
Предварительная работа:
- Наблюдение за животными дома.
- Беседа о животных.
- Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций.
- Когда наши далекие предки еще жили на деревьях, никаких домашних животных у них не было.
- Первобытные люди на животных охотились. Детенышей добытых животных сразу не сьедали, а старались приручить.
- Дикую кошку давным давно приручили египтяне.
- А кто же был первым зверем, которого приручил человек?
- Это, ребята, был волк.
- Волки помогали нашим предкам на охоте и охраняли стада.
- Именно от них произошли все породы домашних собак.
- Ребята, а какие породы собак Вы знаете?
- Пудель, немецкая овчарка, далматин, боксер, колли, шарпей, дог, бультерьер, ротвейлер, такса, лабрадор, пекинес и другие.
- Ребята, а каких еще домашних животных Вы знаете?
-Вот послушайте загадку:
Хвост - крючком,
Нос - пяточком,
Посередине - спинка,
На спинке – щетинка. (Поросенок)
- Вот еще одна загадка:
Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают. (Коровы)
- А еще каких знаете домашних животных?
-Правильно, корова, свинья, коза, лошадь.
- Почему корову, лошадь, свинью, овцу, кролика называют домашними животными?
- Да потому что, ребята, эти животные обитают вблизи людей и приносят им большую пользу. Люди ухаживают за ними и проявляют большую заботу: кормят, поят, строят специальное жилье – клетки, сараи, загоны, коровники, конюшни).
- Каких животных можно еще назвать домашними, которые живут в городских квартирах?
- Это кошка и собака, правильно.
- Как люди заботятся о домашних животных?
- Смогут ли выжить домашние животные без помощи человека?
- Нет, не смогут. Они погибнут или заболеют.
- А кто лечит больных домашних животных?
- Это доктор для животных - врач-ветеринар.
- Ребята, а для чего люди держат собак?
- Собаки несут службу на границе, помогают разыскивать преступников, охраняют помещения.
- Кто из домашних животных дает людям молоко?
- Правильно, это корова и коза.
- На каких домашних животных можно ездить?
- На лошадях и собаках.
Цель:
Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в умении называть животных и их детенышей, в правильном назывании жилища.
Развивающие: Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность.
Оборудование:
картинки с изображением животных леса, их детенышей, пищи, которую употребляют животные и их жилища, настольные игры, костюм зайчика.
Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Организационный момент:
Воспитатель приглашает детей пройди в группу.
В группу забегает мальчик в костюме зайчика.
Зайчик: -Здравствуйте, ребята. Я очень хочу вернуться домой в лес, но злая Баба Яга меня не пускает.
Воспитатель: здравствуй, Зайчик, а чем мы тебе можем помочь?
Зайчик: -Нужно выполнить все задания и тогда я вернусь домой.
Воспитатель: - Ребята, поможем зайчику?
Дети: -Да, поможем.
Воспитатель: - Первое задание. Нужно отгадать загадки.
1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
- Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
- Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса) - Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь следующее задание.
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Зайчик: - Молодцы, ребята. А вы знаете где живут лесные звери.
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Зайчик: - Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, я проголодался, а вы знаете, что любят есть животные.
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Воспитатель: -Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей).
Воспитатель: - Злая Баба Яга всех зверей перепутала. Помогите узнать, кто же здесь лишний:
лиса, медведь, заяц, дятел;
волк, еж, конь, лиса;
заяц, слон, медведь, белка;
ежонок, медведица, зайчонок, лисенок;
курица, белка, еж, лиса.
Зайчик: - Ребята, молодцы. Вы отгадали почти все задания. Устали? Давайте с вами сделаем физминутку.
Дети вместе с зайчиком выполняют упражнения.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас выполним последнее задание.
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – яблоки. Дети благодарят зайку за угощение. Ребята вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Дети отвечают: да!
Читайте также: