4 клас конспект уроку в сухомлинський не забувай про джерело

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: расширять и закреплять знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формировать нравственные качества учащихся. Совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах.

Развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам.

Воспитывать интерес к книге, нравственные качества: доброту, благодарность.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст, сенкан.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Методы, приёмы, формы работы:

Прозвенел уже звонок

Друг на друга посмотрите,

На меня теперь взгляните.

На уроке не ленитесь.

- Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы

От добра добра не ищут.

Добра желаешь, добро и делай!

Жизнь дана на добрые дела.

- Какой темой объединены эти пословицы?

Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Беседа. Биография В.А. Сухомлинского.
  • Кто на портрете?
  • Кто это такой?
  • Что знаем из биографии? (ответы детей)
  • Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.
  • Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села. Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
  • Мама, Оксана Авдеевна, работала в колхозе.
  • В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
  • Всех учил ”Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке”.
  • Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института работал учителем украинского и русского языка и завучем.

2. Рассказ учителя

  • Послушайте, ребята, ещё сведения из жизни Сухомлинского.

В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом и нашу большую Родину.

Есть выражение: ”Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты”. С таким же правом можно сказать: ”Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”. Человек любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён умными, добрыми и верными друзьями.

  • Как вы думаете, что это за друзья? Правильно друзья эти – книги. Огромный и поучительный мир врывается к нам со страниц любимых книг.
  • Сегодня на урок мы готовили рассказы и сказки В.А. Сухомлинского.
  • Как вы думаете, почему мы выбрали рассказы этого выдающегося педагога? ( Его книги учат быть добрыми, вежливыми, трудолюбивыми, красивыми, охранять красоту, любить и охранять природу.)
  • К каким произведениям выполнены эти иллюстрации? (”Пурпурный цветок”, ”Праздник первого хлеба”, ”Доброе слово”, ”Самый скупой в мире дед”, ”Какой след должен оставить человек на земле”, ”Возьми ещё один цветок, Тина”).
  • Какие ещё рассказы вы читали, и какие иллюстрации к ним подготовили? Проведём презентацию некоторых прочитанных рассказов (”Борщ со свежим хлебом”, ”Скажи человеку ”Здравствуйте”, ”Старый и Новый год”, ”Потому что я – человек”), ( ответ учащихся и оценивание ).
  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами вместе познакомимся еще с одним рассказом В. Сухомлинского. ”Трудно быть человеком” (Приложение 1)

1. Артикуляционная минутка.

Перед чтением подготовим наш речевой аппарат к правильной и красивой речи.

За – за – за – уходи домой коза.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.

Ор – ор – ор – подмели мы двор

Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.

  1. Изучение и закрепление нового материала.
  1. Предвидение текста по названию и опорным словам.

Ребята, по названию и опорным словам определите содержание рассказа.

Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.

Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).

ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.

(Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

(Хлопаем в ладоши.)

Когда делать нечего…

(Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты – отличник,

Иль совсем наоборот,

(Повороты влево – вправо.)

Разучите танец этот

(Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год!

  1. Ознакомление с текстом методом ”Джигсоу” (учащиеся в домашних группах получают карточку с номером и часть текста, на партах таблички с номерами, и каждый учащийся по своим номером переходит в экспертную группу, в группе читают свою часть, пересказывают её друг другу, возвращаются в свои домашние группы и пересказывают весь рассказ друг другу по частям). (Приложение 2)
  • Каждый получил номер с определённой частью рассказа (поднимите руки 1 номера, 2 номера и т. д. Инструктаж, куда идти каждому номеру).
  • Сейчас вы перейдёте по своим номерам, прочитаете свою часть, перескажите её друг другу, вернётесь в свои группы и перескажите весь рассказ друг другу по частям.
  • Приступили к работе.
  • Вернулись в свои группы. Продолжаем работу.
  1. Пересказ рассказа одной из групп у доски. (Оценивание учащихся).
  • Перескажет нам весь рассказ 2 группа.
  • Теперь определим, какая из групп первоначально угадала правильное содержание рассказа.
  1. Беседа по содержанию.
  • О ком наш рассказ?
  • Кто помог уставшим детям?
  • Какую ошибку совершили дети в рассказе?
  • Почему девочка решила вернуться и поблагодарить женщину?
  • Как вы думаете, почему за Марийкой пошли все дети?
  • Кого в этом рассказе можно осудить и почему?
  • Как вы понимаете выражение ”Трудно быть человеком”?
  • Чему научил нас В. Сухомлинский, написав этот рассказ? (Быть добрыми, вежливыми, честными, культурными, благодарными).
  1. Работа с пословицами.
  • Поработаем с деформированными пословицами
  • У вас на столах лежат слова, вам необходимо из данных слов составить половицы.

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  1. Подведение итогов.
  • Подведём итоги нашей работы.
  • Какие новые сведения узнали из жизни Василия Александровича Сухомлинского?
  • С каким рассказом познакомились?
  • Чему научил нас этот рассказ?
  • Каждая группа подведёт сейчас свой итог, составит сенкан.

VI. Домашнее задание.

Прочитать рассказы из книги ”Сердце отдаю детям”. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.

Я желаю вам добра –

Доброй ночи до утра,

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов.

Уведёт ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет

и в добрый путь!”

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях – мудры.

К ЛЮДЯМ БУДЕТЕ ДОБРЫ ВЫ –

ЛЮДИ БУДУТ К ВАМ ДОБРЫ.

ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

- Ну что же. - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

- Cтоит - сказала Марийка. - Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

  • Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину.
  • Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман. - Ведь мы так устали.
  • Потому что мы люди.

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, вместе со всеми. Трудно быть человеком. - подумал он.

  1. Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
  1. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату.
  1. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

4. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

- Ну что же. - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Cтоит - сказала Марийка.

- Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?

5. Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину. - Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман.

- Ведь мы так устали.

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.



Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа. 1) подготовка к процессу физического воспитания; 2) практическая деятельность на уроке; 3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности. Первый (подготовительный) этап деятельности учителя фи­зич .



Статья "работа с одаренными детьми" Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творчески .


Портфель учителя Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С.Макаренко Обновление современной школы происходит в прямой зависимости от педагогического творчества учителя. Профессиональное развитие учителя – это рост, становление, интеграция и ре .









Крылатые выражения об учителях Что такое крылатые фразы? Крылатые фразы – это цитаты, мифы, или речи, выражения известных людей на определённую тему. Как часто крылатые фразы могут точно определить то или иное поведение. И я бы хотела поделиться с вами некоторыми изречениями известных людей об учителе. &nbs .






ЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ. Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Для каждого ребёнка, который приходит в .



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературное чтение 4 класс

ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ. НЕ ЗАБЫВАЙ ОБ ИСТОЧНИКЕ

Цель: активизировать знания детей о жизни и творчестве выдающегося украинского педагога и писателя; развивать умение анализировать, предвидеть, структурировать текст, выражать свое мнение, выделять главное; развивать речевую компетентность; совершенствовать умение выделять и объяснять связь между причиной и следствием; отработать навыки правильного чтения; корректировать речь учащихся; воспитывать у учащихся ответственность за собственные поступки.

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ИИ. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Артикуляционная гимнастика

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Надуть щеки, сдуть щеки.

2. Работа над анаграммами

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Богатая Наша Украина на реки, озера. Эту красоту следует оберегать, чтобы и будущие поколения могли ею любоваться.

- Что вам известно об этом писателе?

- Какие его произведения мы уже читали?

V. восприятие и осознание НОВОГО материала

- Какое это предложение по цели высказывания?

- К чему побуждает нас автор?

— Как вы считаете, о чем может идти речь в рассказе, который имеет такой заголовок?

2. Выразительное чтение рассказа учителем

- Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства он у вас вызывал?

- Какое настроение создал? Почему?

- Какие картины вы представляли, слушая рассказы?

3. Словарная работа

Чтение колонок слов "эхом" за учителем, затем-вполголоса в парах

Зачин-пример для подражания.

- От чьего имени ведется рассказ?

6. Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения

- Что показал учитель детям?

— Что было на месте пустыря много лет назад?

- Что росло возле него?

- Кто выкопал пруд?

- Что приняли крестьяне на своем совете?

- Как люди соблюдали это постановление?

- Кто приехал в деревню?

- Как прозвали семью? Почему?

- Что стали замечать старые люди?

- Что случилось с прудом?

- В каких словах выражена главная мысль произведения?

Этот текст таким же образом читают еще раз. (Но не более трех раз!)

- Я буду читать предложения, порой умышленно заменяя слово или выражение, а вы быстро ищете его в тексте. Если предложение правильное, то топает ногами правая шеренга. Если предложение неправильное — топает ногами левая шеренга и зачитывает правильный ответ.

- С каким произведением ознакомились на сегодняшнем уроке?

- К чему призывает нас Василий Сухомлинский?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказывать рассказы (с. 75-76).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 677 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2021 36
  • DOCX 15.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель данного урока формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования. Важным составляющим является то, что на уроке используются здоровьесберегающие технологии такие, как музыкотерапия, смена видов деятельности, учет психофизических особенностей детей, физкультминутка, упражнения на развитие психофизических особенностей детей, благоприятный эмоциональный климат в классе.

ВложениеРазмер
Конспект урока 48.95 КБ
Презентация к уроку 1016.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 429 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева

по В. Сухомлинскому

учитель начальных классов

Иванова Анна Вадимовна

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок развития речи.

Цель: формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования.

Личностные: устанавливать связь между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осмысливать ошибки и устранять их.

  • Развивать познавательный интерес, позитивное отношение к сохранению своего здоровья.
  • Развивать речь учащихся.
  • Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
  • Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
  • Прививать любовь к родной природе.
  • Предметные: уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Личностные: уметь осознавать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
  • Метапредметные: поиск и извлечение необходимой информации из своей памяти в соответствии с накопленным жизненным опытом.
  • видеопроектор; доска;
  • компьютер;
  • наглядные пособия, раздаточный материал.

1. Организационный момент - 1 мин.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Иванова Анна Вадимовна, я учитель начальных классов. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

(Выходит помощник, чтобы продемонстрировать упражнение).

- Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

2. Актуализация знаний – 2 мин.

Алгоритм работы над изложением.

- Откройте конверт красного цвета. Вам нужно восстановить правильную последовательность алгоритма работы над изложением. Для этого вам понадобятся карточки, которые лежат перед вами. Расположите их в правильном порядке. Затем вы называете порядок изложения и проверяете свой вариант.

1. Внимательно слушай название текста и сам текст. Можешь записать ключевые слова, яркие образы.

2. Составь план текста.

3. Передай основную мысль каждого пункта плана. Должен получиться маленький текст.

5. У тебя получится черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать.

6. Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и еще раз проверь.

- Проверьте, у всех ли так получилось? Если у вас также, то вы справились с заданием. Оцените себя по первому этапу урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:

(Учитель читает загадку под трель соловья).

В роще чья-то трель,
То ни скрипка, ни свирель:
Песен нет его милей –
Это птичка ( соловей ).

- Верно эта птичка неприметная, но очень голосистая. А как еще его можно ласково назвать? ( соловушка).

- Какая птичка сегодня пришла к нам урок? (соловушка).

- Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока? ( Урок изложения про соловушку).

- Кто согласен, поднимите руку? Вы справились с заданием. Оцените себя на второй ступеньки.

- Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся его писать?

( Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного, развивать свою речь и память).

- Ваша задача внимательно слушать текст, представлять и запоминать образы, которые будут возникать у вас при чтении.

Не забудьте посчитать, сколько получилось частей в тексте.

(Видео. Текст читает мама одного из учеников).

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида.

(По В. Сухомлинскому)

- Сколько получилось частей в тексте? (4).

- Сейчас я буду задавать вопросы, если вы ответили верно, то выберете соответствующую наклейку и оцените себя.

(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают).

1)О чем говорится в этом тексте? (Нужно бережно относиться к природе, заботиться о ней. Быть честным перед самим собой).

2) Какова тема текста? (Честность и бережное отношение к окружающему миру).

3) К какому типу текста отнесете данный рассказ? Докажите. (Повествование. Этот вид текста передает события, сменяющие друг друга действия).

4) Что девочки делали в лесу? Что заставило их заслушаться? (Обедали. Пение соловушки).

5) Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда. ( Лида завернула остатки еды и взяла с собой, а Оля бросила свои остатки под куст).

6) В чём проявилась нечестность Оли? (Нечестность проявляется в том, что она делает хорошее только тогда, когда видят другие).

- Я буду говорить одно действие, а показывать другое. Ваша задача повторять то, что я буду произносить.

(Учащиеся выполняют упражнения)

И.П. – стоя, руки вдоль туловища,

1 – правую руку на пояс,

2 – левую руку на пояс,

3 – правую руку на плечо,

4 – левую руку на плечо,

5 – правую руку вверх,

6 – левую руку вверх,

7 – 8 – хлопки руками над головой,

9 – опустить левую руку на плечо,

10 – опустить правую руку на плечо,

11 – опустить левую руку на пояс,

12 – опустить правую руку на пояс,

13 – 14 – хлопки руками по бедрам.

  1. Деление текста на части и составление плана – 7 мин.

- Перед вами на доске таблица. Посмотрите на нее и скажите, на сколько частей разделим этот текст? (4)

- Верно. Каждая строчка означает часть текста. В первый столбик нужно вставить название части, во второй столбик – иллюстрацию, которая подходит к этой части, а в третий столбик - опорные слова. Что такое опорные слова? (Слова, которые помогут написать сам текст).

- Ваша задача в группе по 3 человека заполнить все пропуски в ней. Откройте желтый конверт. На столе у каждой группы есть свои вопросы, на которые необходимо ответить. Если группа справилось с заданием, то выберете ту наклейку, которую посчитаете нужной.

(Совместное решение поставленной задачи учащимися).

- О чем говорится в первой части? (Как Оля и Лида после долгой дороги обедали в лесу).

- Какая иллюстрация подходит к первой части? (Яичница с хлебом).

- Определите тему этой части? ( Обед в лесу ).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? ( Оля, Лида, яйца, огурцы, пообедать).

- О чем говорится во второй части? (Как подружки не шевелились и слушали прекрасную песню).

- Какая иллюстрация подходит ко второй части? (Соловей).

- Определите тему этой части? ( Чудесная песня ).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончился обед, не шевелились, слушали).

- О чем говорится в третьей части? (Как каждая девочка поступила со своими остатками еды).

- Какая иллюстрация подходит к третьей части? ( Девочка оставила мусор в лесу).

- Определите тему этой части? ( Поступок Оли ).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончил петь, собрала, бросила).

- О чем говорится в четвертой части? (О том, как каждая девочка относится к природе).

- Какая иллюстрация подходит к четвертой части? (Мусорить в лесу запрещено).

- Определите тему этой части? ( Поведение Лиды ).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (спросила, понесет, не видит, стыдно).

- Теперь начнем проверять и заполнять таблицу.

- Запишите план текста к себе в тетрадь.

- Сколько раз в тексте вы начнете писать с красной строки? (Четыре раза).

- Почему нельзя мусорить в лесу? (Если мы будем загрязнять окружающую среду, то мы погубим свое здоровье).

(Учащиеся выполняют упражнения под музыку)

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

- Для того чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. Это задание выполним в группах по 3 человека. Откройте зеленый конверт. Каждой команде нужно будет поработать со словами. Вам дается время, за которое нужно решить, какая орфограмма пропущена, какую букву нужно вставить и назвать правило на эту орфограмму. Когда команда ответит, другие учащиеся должны согласиться (похлопать ), либо не согласиться (потопать). Затем ход переходит другой команде и т.д. После этого мы проверяем, все ли справились с заданием.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

- По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первом столбике? (Безударные гласные в корне слова).

- Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы? (Дорога и соловей – словарные слова, спросила - проверочное слово спросит).

- Что объединяет слова во втором столбике? ( Предлог НЕ с глаголами пишется раздельно).

- На какое правило даны слова в третьем столбике? (Парные согласные по звонкости и глухости).

- Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. (Хлеб – хлеба, скорлупки – скорлупа, обед - обедать).

- Назовите орфограмму в четвертом столбике? (Парные согласные по звонкости и глухости).

- Назовите проверочные слова. (Крошка – крошечка, подружка – подруженька).

- Не забудьте оценить вашу работу на этом этапе урока.

- Запишите текст по плану и проверьте его.

(Учащиеся записывают текст).

На выбор (вместе с родителями):

- Ваша задача оценить свои достижения. На каждом этапе урока вы оценивали себя. Посмотрите на свою лесенку и скажите, что вы узнали, что поняли и чему научились.

(Я справилась со всеми этапами урока. Могу сказать, что я знаю алгоритм работы над изложением. Понимаю, как отвечать на вопросы по тексту. Умею делить текст на части и называть их).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Приветствие “Здравствуйте!”

Перед соловушкой стыдно

Вопросы по содержанию О чем говорится в этом тексте? Какова тема текста? К какому типу текста отнесите данный рассказ? Докажите. Что девочки делали в лесу? Что заставило их заслушаться? Расскажите , как поступила каждая девочка после обеда . Кто из девочек вам больше понравился? Почему? К словам аккуратная, воспитанная , честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением. Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю? В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Составление плана Во время обеда Оля, Лида, яйца, огурцы, хлеб с маслом закончился обед, соловей, не шевелилась, слушали Чудесная песня закончил петь, собрала, бросила, яичные скорлупки Поступок Оли спросила, понесёт мусор, не видит, стыдно, соловушкой Поведение Лиды

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать навык осознанного и выразительного чтения;

- Формировать у детей: представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

- Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли;

- Учить анализировать литературные тексты;

- Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Оборудование: учебник Литературного чтения, ноутбук, интерактивная доска, презентация, разноцветные кружки для оценивания своей работы на уроке.

1) Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Скажите, а при помощи чего вы можете показать сейчас своё настроение? (с помощью своих эмоций, улыбки или её отсутствии).

- Я желаю вам хорошего настроения на всё занятие.

2) Повторение ранее изученных тем.

- Ребята многие произведения, которые вы читаете в нашем учебнике, написаны сто, а то и сто пятьдесят лет назад – в позапрошлом, XIX веке. Они сохранили для нас подробности жизни людей того времени: как тогда одевались, что и из чего ели и пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли.

- О чем эти произведения? В этих произведениях рассказывается о жизни людей?

- А что значит быть человеком? Не героем, не великим, а обыкновенным человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно. Делать добрые дела).

- А как выдумаете, что такое добро? (это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

- Молодцы Ребята.

- Как хорошо, что есть писатели и поэты, которые думают над теми же проблемами, что и мы с вами!

- Откройте стр. 62. Обратите внимание, что в конце названия главы стоит многоточие.

- Какой ответ и перед кем мы должны быть в ответе? (Мы в ответе за людей, за себя и собственные поступки).

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этой главе? (о добре и доброте, взаимопонимании, о бережном отношении человека к природе, людям, животным, об ответственности друг перед другом).

- И первым писателем с чьим творчеством мы познакомимся, это Василий Александрович Сухомлинский. (Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, создатель народной педагогики. Родился 1918 – 1970 в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком).

4) Словарная работа.

- Что такое притча?

Словарь русского языка С.В.Ожегова «При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне.

- Чему учат притчи? (они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить)

- Прежде, чем начать работать над притчей, попробуйте догадаться, какой теме они будут посвящены. Для этого, я предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации. Распределите эти иллюстрации на две группы. По какому принципу это можно сделать? (Презентация. В случае ответа: хорошие поступки и плохие поступки, предлагаю подобрать к этим словосочетаниям слово-синоним: добро и зло)

Итак, какой же теме будет посвящена наша притча? (теме добра и зла)

5) Физминутка.

6) Первичное знакомство с произведением (Чтение рассказа по цепочке).

Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? (Можно. Они делали доброе дело, спасали людей от жажды).

Как поступают первый, второй и третий проезжие?

(первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный)

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему? ( Про 1 и 2, потому что первый проезжий не обратил внимания на то, что у деда с внуком случилась беда, второй сделал хорошо только себе и ни о ком больше не думал).

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)

Какое качество автор считает главным для человека? (доброта и человечность).

Согласны ли вы с автором?

7) Итог урока. Рефлексия.

- С творчеством какого педагог мы сегодня познакомились? (В.А.Сухомлинского).

- Какое главное человеческое качество? (доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого. Именно такими качествами обладают главные герои притчи. Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно).

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Если вы считаете, что хорошо работали и вам все понравилось, то поднимите желтый кружочек, если вы не довольны своей работой на уроке, то поднимите синий кружочек.

8) Домашнее задание.

Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче. Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

От себя, ребята, я хочу пожелать всем воспитывать в себе только хорошие качества обыкновенного человека. И чтобы рядом с вами всегда были только самые добрые люди. Спасибо всем!

Читайте также: