Реформы 1860 1870 х гг социальная и правовая модернизация конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

2. Что такое реформа?

Реформа- преобразование, изменение,
переустройство какой-либо
общественной стороны жизни, не
уничтожая основ существующей
социальной структуры.

3. План урока

1864г. – Земская реформа
1870г. - Городская реформа.
1864г. - Судебная реформа.
1874г. - Военная реформа.
1864-1865гг. - Реформа в области просвещения.
Претворение реформ в жизнь

4. Земская реформа Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления- земств.

5. Реформа местного самоуправления 1864г.

6. Реформа местного самоуправления 1864г.

7. Реформа местного самоуправления 1864г.

Земское самоуправление
избират
убернские и уездные
Губернская и уездная
ели
Земские собрания
Земская Управа
Депут
аты
Депу
таты
глас
ные
Уездный
съезд
выборщик
ов
Волостные
сходы
гласные
Депу
таты
Сельские сходы
Курия
Курия городских
Курия
землевла
избирателей выборных от
дельцев
крестьянск
их обществ
избиратели

9. Реформа местного самоуправления 1864г.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения,
был ограничен местными делами:
строительство школ,
больниц, дорог,
развитие местной промышленности и др.
Материальной основой земства был налог, которым
облагалось недвижимое имущество: земля, дома,
предприятия.

Реформа местного самоуправления
•Успех сторонников
конституционного правления;
•вокруг земств сгруппировалась
наиболее демократически
настроенная интеллигенция;
•земства подняли уровень
образования и здравоохранения,
улучшили дороги и т.д.
•их деятельность была
направлена на улучшение
положения крестьянства.

11. Реформа местного самоуправления

Земства не имели
политической силы и
находились под контролем
губернаторов.
Земства были созданы в
губерниях, где преобладало
русское дворянство
Избирательная система
обеспечивала в них
большинство дворян (выборы
были многоступенчатыми и
неравными).

Реформа местного самоуправления 1870г.
В 1870 г. по типу земской реформы проведена
городская реформа. Появились городские думы и
городские управы. Правом выбора в городскую думу
пользовались мужчины с 25 лет и платившие
городские налоги. Они в зависимости от доходов
делились на 3 курии, избиравшие в городскую думу
равное число гласных.

Функции
•Благоустройство
города
•Попечение о местной
торговле и
промышленности
• Здравоохранение
• Образование
• Санитарные и
противопожарные
меры
Крупные
налогоплательщики
Городской голова
Городская управа
Городская дума – 4 года
Средние
налогоплательщики
Мелкие
налогоплательщики
Имущественный ценз

14. Судебная реформа 1864 г. Первым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа 1864 г.

Судебная система России по реформе 1864г.
года
Императо
р
Сенат
Надзорные и
контролирующие
функции
Съезд
мировых
судей
Судебна
я палата
Особые
суды:
Мировой
суд
Избираетс
я Уездным
земским
собранием
Волостной
для
крестьян
Для
духовенст
ва
Для
Окружной
суд
Назначает
ся
император
ом

Военная реформа 1874 г.
Реформы осуществлялись
под руководством военного
министра Д.А. Милютина.
Одной из основных задач
преобразований он считал
сокращение армии в
мирное время при
возможности значительного
увеличения в военный
период за счет создания
обученного резерва.

Военная реформа 1874 г.
Коренным образом изменился порядок пополнения
армии, вводится всесословная воинская повинность.
Призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет.
Общий срок службы в сухопутных войсках- 15 лет,
из них 6 лет действительной службы и 9 в запасе. Во
флоте- 10 лет, 7 лет действительной, 3 года- в
запасе.

Меры по техническому
перевооружению
армии и флота
Коренная
техническая
реконструкция
военных заводов
Замена чугунных
и бронзовых орудий
на стальные
Строительство
парового флота
Замена гладкоствольного оружия
нарезным и
скорострельным

Военная реформа 1874 г.
• Россия получила массовую
армию современного типа;
• Из нее во многом были изгнаны
муштра и палочная дисциплина;
• Поднялся авторитет воинской
службы;
• Переход ко всеобщей воинской
повинности - серьезный удар по
сословной организации
общества;
• Отмена телесных наказаний;
• Улучшение быта.

21. Реформы в области народного образования 1864-1865 гг.

22. Реформа печати 1865 г.

В 1865 г . согласно реформе печати была
значительно смягчена цензура, обществу
предоставили право обсуждения политических
событий.
Положено начало женскому среднему
образованию - появились женские гимназии.
Начало развиваться высшее женское
образование. Открыты высшие женские курсы.

23. Претворение реформ в жизнь

Реформы шли с большим трудом. У царя было
желание подвергнуть их корректировке еще во
время разработки проектов. Разработкой
руководили молодые либералы, а претворяли их старые консерваторы.
Однако остановить ход крестьянской реформы
было уже невозможно и консерваторы начали
наступление на другие реформы. Толчком к этому
послужило покушение в 1866 г. члена тайной
революционной организации Д. Каракозова.
В 1867 г. консерваторам удалось существенно
ограничить права земств. Была ограничена
гласность земских собраний.

Значение реформ состоит в том, что они
способствовали развитию капиталистических
отношений в России.
В результате преобразований в 1860 - 1880-е гг.
экономика России сделала заметный рывок,
стремясь догнать ушедшие вперед развитые
страны мира.
К концу 80-х гг. XIX в. в России завершился
промышленный переворот. Однако пережитки
крепостничества и отставание страны в первой
половине XIX в. не позволили ей встать вровень с
Англией, Францией, Германией.


В уроке рассматриваются земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы, проведённые в России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформы 1860–1870-х годов. Социальная и правовая модернизация"

Далее вы подробнее узнаете о попытке Александра модернизировать российское общество.

Вопросы занятия будут следующими: Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области народного просвещения.

Земства – это выборные органы местного самоуправления в Российской империи в губерниях, уездах и волостях.


Выборы в земства были всесословными, но не были всеобщими: к участию в них допускались только мужчины; у женщин не было права голоса; существовал имущественный ценз. Так, избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. По каждой курии были свои ограничения для участия в выборах. Вследствие такой избирательной системы в земствах преобладали представители дворянства.

Тем не менее за время своей работы земства значительно улучшили уровень народного образования и медицинского обслуживания в России. Содействовали развитию сети дорог, местной промышленности, культуре земледелия среди крестьян.

Земские учреждения как в губерниях, так и в уездах делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами были земские собрания. Исполнительными – земские управы. Они избирались членами земских собраний. За законностью их деятельности следил губернатор.

Однако там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным, земская реформа не проводилась. Так, Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Сибирь и Средняя Азия органов местного самоуправления не получили.

Земская реформа не проводилась на территории Правобережной Украины и Кавказа, а также в польских, литовских, белорусских землях.


Как и в случае с земствами, выборы в городскую думу не были всеобщими. Так, правом выбора в новые органы управления обладали только мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. В зависимости от величины уплачиваемого в город налога избиратели делились на три курии, каждая из которых избирала равное число гласных в городскую думу. То есть по 1/3 гласных избиралось от крупных, средних и мелких налогоплательщиков, вследствие чего в думе преобладали крупные собственники.


Однако деятельность органов городского самоуправления контролировалась государством. Так, в каждой губернии создавался специальный орган – губернское по городским делам присутствие. А городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. В 1870 году органы самоуправления появились в городах центральных российских губерний. В 1874 году – в городах Закавказья, в 1875 году – в Литве, Беларуси и Правобережной Украине, в 1877 году – в прибалтийских городах. Но она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это стало одним из условий формирования в России гражданского общества и правового государства.

К 60-м годам XIX века в реформировании нуждалась и устаревшая судебная система, оформленная ещё во время правления Екатерины II. Поэтому судебная реформа 1864 года вводила в России новую систему судов. Эта система строилась в соответствии с нормами буржуазного права: отделение судебной власти от административной, равенство всех сословий перед законом, введение суда присяжных, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, несменяемость судей и следователей, выборность некоторых судебных органов.

Новая система судов имела чёткую иерархию и разделение полномочий. Реформа сохранила Сенат как высшую судебную инстанцию. Для дел особой важности по личному указанию императора созывался Верховный уголовный суд. Было создано три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата.

Мировые суды создавались в городах и уездах и состояли из одного человека – мирового судьи. Они выбирались уездными земскими собраниями или городскими думами и рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела.

Окружные суды создавались в каждой губернии и состояли из председателя и двух членов. Они рассматривали сложные уголовные и гражданские дела и назначались императором.

Уголовные дела рассматривались с участием двенадцати присяжных заседателей, списки которых утверждались губернатором. Приговоры, вынесенные судом присяжных, не подлежали обжалованию.


Судебная палата учреждалась одна на несколько губерний. Она состояла из четырёх членов и трёх представителей от сословий – предводителя дворянства, городского головы и волостного старшины.

Судебная палата разбирала особо важные уголовные и почти все политические дела. Также она рассматривала апелляции по поводу решения окружного суда, вынесенные без участия присяжных заседателей.

Несмотря на все нововведения, судебная система в Российской империи сохранила некоторые сословные пережитки. Так, например, крестьян судили волостные суды, а для духовенства, военных и высших чиновников также были предусмотрены особые суды. Также следует отметить, что российский император не имел судебной власти и сохранял за собой только право на помилование. Но судебные решения выносились от его имени.

В целом Судебная реформа 1864 года стала самой последовательной из всех преобразований Александра II. Она полностью изменила судебную систему России.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало необходимость технического переоснащения, улучшения снабжения, руководства русской армии. В 1861 году военным министром Российской империи стал Дмитрий Алексеевич Милютин. Именно им были разработаны основные положения военных реформ. Их реализация заняла более 10 лет и затронула все стороны армейской жизни.

В 1860-е годы были реформированы военно-учебные заведения: на смену закрытым кадетским корпусам пришли военные гимназии. Окончившие их могли продолжать образование в специальных профессиональных учебных заведениях — военных училищах. А в созданные в ходе реформы низшие юнкерские училища принимали представителей всех сословий. Высшими военными учебными заведениями были специализированные академии – Артиллерийская, Морская, Генерального штаба.

В 1874 году была введена всеобщая воинская повинность. Таким образом, изменялась система комплектации армии и, что самое важное, отменялась рекрутская система. С этого времени в вооружённые силы Российской империи призывались лица мужского пола всех сословий с 20 лет. Позднее призывной возраст подняли до 21 года.

В то же время от службы в армии освобождались некоторые категории населения: единственные сыновья, единственные кормильцы семьи, духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Освобождённые от призыва были зачислены в ополчение, которое формировалось только в военное время.

Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из которых 6 лет – действительная служба, 9 лет – служба в запасе. На флоте предстояло служить 10 лет. Из них 7 лет – действительной службы и 3 года – в запасе. Срок действительной службы сокращался для тех, кто имел образование.


В ходе проведения реформы были преобразованы различные аспекты военной подготовки в армии: были перевооружены армия и флот; изменилась система боевой подготовки; для всех, кроме штрафников, были отменены телесные наказания; было улучшено питание и переоборудованы казармы; вводилось обучение солдат грамоте.

Милютиным была создана централизованная система организации армии. После реформы страна стала делиться на 15 военных округов, их командующие, в свою очередь, подчинялись военному министру. Военные реформы позволили упростить руководство различными родами войск, повысить их мобильность и усилить боеспособность.


В соответствии с Положением, начальные народные училища могли открывать как общественные учреждения, так и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов. Например, государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в них обычно не превышал трёх лет. Церковно-приходские школы оставались в ведении Синода. Остальные начальные школы переходили в подчинение Министерства народного просвещения.

Средними учебными заведениями становились гимназии двух типов: классические и реальные. Срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет, а их выпускники могли поступать в университеты. Срок обучения в реальных гимназиях составлял 6 лет, но их выпускники не имели возможности поступать в высшие учебные заведения.

В ходе реформы было положено начало женскому среднему образованию в России. Однако женские гимназии по объёму знаний уступали мужским гимназиям. Средние учебные заведения были объявлены бессословными. Но стоимость обучения в них была очень велика.

Также были внесены изменения в области высшего образования. Так, в 1863 году был утверждён новый устав для университетов. Он отменял устав 1835 года и возвращал университетам автономию. В 60-е годы XIX века в России действовало 7 университетов: Петербургский, Московский, Казанский, Киевский, Харьковский, Дерптский, Варшавский.

В 1870-е годы высшее образование в России стало доступным и для женщин. Однако выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты. Поэтому для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Допускались женщины и в университеты, но только в качестве вольнослушателей.


Подведём итоги: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, которые положили начало оформлению в России гражданского общества и правового государства. Но всё же реформы сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения.

Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.

Цели урока:

– раскрыть причины реформ 60–70-х годов XIX века в России; сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.

Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, капитализм; консерватизм, либерализм (Приложение 6).

Основные даты:

Учебно-методический комплект и оборудование:

Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)

1. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам; каждой группе выдаётся табличка с названием реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения, городская реформа).

Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)

2. Информационно-деятельностный этап

Блок №1. Исторические предпосылки реформ Александра II.

ТДЗ: Рассмотрение процессов, характеризующих все сферы жизни российского общества к 1855 году (проведение анализа исторической ситуации в России к началу правления Александра II)

А) Учащиеся записывают в рабочую тетрадь тему и план занятия.

Г) Заключительным этапом работы по этому блоку станет организация и проведения беседы.

Учащиеся (представители групп) отвечают на вопрос.

Блок №2. Реформы Александра II.

ТДЗ: Формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, мероприятиях и итогах либеральных реформ 60–70-х годов XIX века в России.

Учитель: Ребята! Изучив ситуацию в России к началу правления Александра II, мы с вами увидели, что реформы 60–70-х годов XIX века явились закономерным результатом исторического развития нашего государства в предыдущий исторический период. Об этом свидетельствуют те процессы, которые происходили в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах жизни российского общества.

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 6 групп. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, городская реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице. Каждому из вас предложен лист с сеткой таблицы, вы должны её переписать в свою рабочую тетрадь.

А) Участники групп записывают таблицу себе в тетрадь (Приложение 2).

Учитель: Результатом вашей работы станет презентация. Презентация будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

Для повышения эффективности и оптимизации групповой работы учитель заранее готовит инструкцию по организации работы, оценочный лист (Приложение 3, Приложение 4).
Участники групп знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с оценочным листом.

Б) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.

В) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

Д) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.

Блок №3. Итоги и значение реформ Александра II

ТДЗ. Анализ итогов реформ 60–70-х годов XIX века и определение их значения в истории России

Учитель: Ребята! Вы познакомились со схемой. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы составить по этой схеме проблемные вопросы. Запишите свой вопрос на листке и передайте участникам своей группы для ответа на вопрос. Вам нужно оценить ответы участников своей группы на вопрос.

Участники групп записывают свои проблемные вопросы на листок, передают участникам своей группы. Участники групп по очереди отвечают на вопросы. Оценивают ответы участников своей группы.

3. Заключительный этап (закрепление)

Учащиеся отвечают на вопросы

Учитель: Ребята! А теперь вернитесь к первой схеме №1 (Приложение 1) и выполните работу в ней. Проставьте плюс или минус напротив характеристик реформ 60–70-х годов XIX века- показатели их наличия или отсутствия.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос, заданный в начале урока: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?

Подведение итогов урока, сбор таблиц, листов с проблемными вопросами и ответами на них; оценочных листов, выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия

Информация о домашнем задании

Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:



Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Подписание Манифеста об отмене крепостного права.

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

Содержание реформы

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882—1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков — излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость — выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления — уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии — 6 лет (9 лет в запасе), во флоте — 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Читайте также: