Рождественский русская природа 6 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру; - формирование основ экологической грамотности; - воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
(В игре принимают участие две команды).
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. От каждого класса представлена команда. Давайте их поприветствуем.
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ.
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Почему мать-и-мачеха получила такое название?
Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? ( Смородина).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? ( Клен).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Капитаны по очереди произносят названия деревьев и кустарников. Побеждает последний назвавший дерево (кустарник).
Назови лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, осина, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Сосна, берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, слива, смородина, малина, рябина. Так как …
Вяз, осина, липа, дуб, ель. Так как …
Яблоня, груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Колокольчик, клубника, ромашка, ландыш, фиалка. Так как …
4-й конкурс. Загадки для болельщиков.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. ( Береза ).
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. ( Ели ).
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. ( Желудь ).
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. ( Ива ).
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. ( Клен ).
Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? ( Липа ).
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. ( Рябина ).
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Ведущий: На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? ( Звери ).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ).
Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ).
Почему весной запрещена охота? ( Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
У рака на 2 ноги больше, чем у паука, а у пчелы на 4 ноги меньше, чем у рака. Сколько ног у каждого из них? Сколько ног у жука? (6) Сколько ног у паука? (8)
Когда цапля стоит на одной ноге – она весит 3 кг. Какой будет масса цапли, если она станет на обе ноги? (3 кг)
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Комары и лягушата на болоте.
Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. ( Грибы ).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.
А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
Загадки для болельщиков
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение С. В. Михалкова, поэта-юбиляра, о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
4 чтец: Прогулка. ( С.Михалков )
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? ( Дети перечисляют ).
Ведущий: Нужно помнить, что бумага разлагается в течение 2 лет, необожженная жестяная консервная банка — 90 лет, полиэтиленовая пленка — 200 лет, алюминиевая банка — 500 лет, стекло — более 1000 лет.
Д. Шостакович. Прелюдия №5
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
7 чтец
Люди- человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?
Ребята, я надеюсь, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
День ЗЕМЛИ. ( М. Дубин )
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. ( Награждение команд ).
Акимушкин И. И. Причуды природы. М., 1981.
Детская энциклопедия: Растения. М., 2003.
Как прекрасен этот мир. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 1998.
Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985
В помощь учителю предлагаю конспект урока развития речи в 6 классе Описание природы.
Тип урока: Урок развития речи Цель: Исследовать особенности текстов описания природы, учить писать сочинение-описание.
Оборудование: Мультимедийное оборудование
1. Беседа и объяснение материала
1. - Какие типы текста вы знаете?
- Как вы думаете, ребята, а сегодня мы будем учиться создавать тексты какого типа?
Давайте будем вспоминать, что мы знаем об описании и одновременно заполнять схему в рабочих картах урока.
- Что характерно для описания?
(1. Описать можно любой предмет или явление. Описание основано на перечислении признаков этих предметов или явлений.
2. Какой вопрос мы можем задать к описанию?
Каков предмет? Какой?
3. Как вы думаете слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте – описании?
Прилагательные, т.к. они тоже обозначают признак предмета).
Композиция (построение) текста описания:
В тексте - описании сначала называется сам предмет или явление или впечатление от него. Затем уже перечисляются признаки предмета, причем такие, на которые хочет обратить наше внимание автор. 3 часть выражает авторское отношение к предмету, но она часто отсутствует 2. Анализ текста. Давайте проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.
Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!
Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.
Беседа по тексту:
- Какова тема текста?
(Тема текста – зима)
-Определите основную мысль текста?
(Зима – волшебница, мысль отражена в названии)
-Назовите предмет описания. (зима) А признаки явления?
- Много ли в тексте прилагательных?
-На какие признаки указывают данные прилагательные?
- Какими средствами пользуется автор, чтобы показать волшебство зимы?
(средствами языковой выразительности : олицетворение, метафора, эпитет)
-Вспомним, что такое эпитет? Для чего эпитеты используются в речи?
(Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Прилагательные употребляются в переносном смысле.
Э. усиливают выразительность образов, уточняет выразительные признаки предметов или явлений. Могут выражать авторскую оценку).
-Любит ли зиму автор?
Зимушка-зима в этом тексте предстает перед нами настоящей волшебницей. Писатель эмоционально, красочно описывает зиму. Истинному художнику удается не только увидеть красоту природы, но и создать творение, захватывающее, образное рассказывающее о зиме. Используемые средства выразительности языка помогают нам живо представить картину. Вы, ребята, тоже можете использовать средства языковой выразительности в своих творческих работах. И мы увидели на примере данного текста особенности текста – описания.
- Ребята, а как называются картины, на которых изображена природа?
- Словесное описание природы и местности тоже называется пейзажем.
?- Какую картину рисует писатель?
(великолепную картину зимнего леса январским утром)
3.Оценки и итог урока.
Наш урок подходит к концу. Многие ребята хорошо работали, отвечали на поставленные вопросы, выполняли задания, активно работали в группах. ……. Получают…
Урок литературы в 6 классе. Учащиеся знакомятся с текстами писателей Н.Сладкова, М.Пришвина. Применяются сборники стихов А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.Рождественского, А.Майкова. На уроке учащиеся слышат музыкальный цикл П.И.Чайковского "Времена года". Все это прививает любовь к родной природе, к бережному отношению к ней. На уроке применялись приемы ТРКМЧП: синквейн, групповая дискуссия.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Бузулукского района Оренбургской области.
Конспект урока по литературе:
«Природа в изображении
(с применением ТРКМЧП)
Подготовила: Танеева Ирина Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Красногвардейская СОШ
Тема урока: Природа в изображении русских писателей
Цель урока: 1) познакомить учащихся с произведениями русских
писателей, художников и композиторов о родной
2) развивать умение анализировать лирические
произведения, навык выразительного чтения
стихотворений о родной природе;
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение
Оборудование: сборники стихотворений А.С.Пушкина, Ф.Тютчева,
И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.Рождественского,
А.Майкова, тексты Н.Сладкова и М.Пришвина,
репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина, презентация.
Организационный момент.
Работа по теме урока.
«Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь,
поймите её язык: в тихом шелесте леса,
в песенках зимней вьюги или в звонком говоре
весенних ручьёв.
Георгий Скребицкий
- О чем мы с вами будем говорить, определите тему урока?
2. Вступительное слово учителя.
Родная природа – второй наш дом.
-Раз это урок литературы и тема связана с природой, то какие же цели мы поставим перед собой?
Перед вами репродукции картин великих русских художников: И.Левитана, И.Шишкина. Этих художников называют художниками-пейзажистами.
- Что означает слово пейзаж?
В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают своё отношение к ней, передают свои впечатления от неё, любовь к родной земле.
-Давайте составим СИНКВЕЙ на тему ПРИРОДА
Окружает, бережется, сохраняется.
Материальный мир Вселенной.
Нам хорошо известно имя великого русского поэта А.С.Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:
И с каждой осенью я расцветаю вновь…
Здоровью моему полезен русский холод…
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Групповая дискуссия по картине.
- Вам нравится эта картина?
- Что вас в ней привлекает?
- По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень?
- Каким настроением пронизана работа художника?
Используйте слова и сочетания из стихотворения Пушкина, описывая природу.
Сентябрь – первый месяц осени. Ф.Тютчев об этой поре писал так:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
- Какой день можно назвать хрустальным?
- Что значит лучезарны?
А вот таким увидел лес осенью И.Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеною
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом.
- Какое настроение у лирического героя, как вы о нём догадались?
- Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?
- Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовою?
Трудно представить сентябрь без цветов! И среди их множества – астра. Послушайте историю этого цветка.
Этому прекрасному цветку посвятил своё стихотворение Вс. Рождественский:
Осень над парком тенистым ложится
Золотом клёнов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы.
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми её лепестками
Так бы её вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звёздную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шёпот: это астры беседуют с родными звёздами.
- Послушайте, ребята, и вы этот шёпот астр, может быть, и поймёте, о чём они беседуют со звёздами.
У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок: астры, гладиолусы, флоксы, хризантемы. Расскажите о нём.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
А сколько в лесу грибов!
М.Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно собирал грибы. Берёзки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.
- А о какой поре осени написал А.Майков:
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей.
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…?
- Верно, речь идёт о глубокой осени, о предзимье.
Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений.
Прослушивание грамзаписи.
- Как вы об этом догадались?
-А сейчас я попрошу вас написать 5-минутное эссе по теме, что вы узнали с сегодняшнего урока. Желаю удачи.
Домашнее задание.
Выучить одно стихотворение о родной природе наизусть и дать анализ стихотворения.
Всеволод Рождественский Русская природа
Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.
Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.
И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
1956 г.
1. Жанр:__________________________________________________________________
2. Главная тема:___________________________________________________________
3. Основная мысль:_________________________________________________________
4. Образы и символы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Композиция:________________________________________________________________
6. Размер стихотворения:_____________________________________________________
7. Рифма:____________________________________________________________________
8. Художественные средства выразительности:
Эпитеты:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метафоры:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворения:_______________________________________________________________
Сравнения:____________________________________________________________________
9. Звукопись:
Ассонанс:____________________________________________________________________
Аллитерация:________________________________________________________________
10. Морфологическая структура:____________________________________________________________________
11. Синтаксические средства:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Порядок слов:______________________________________________________________
13. Каким вы представляете лирического героя?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-75%
Современные методики преподавания дисциплин среднего общего образования и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Читайте также: