Рождественский русская природа 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру; - формирование основ экологической грамотности; - воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

(В игре принимают участие две команды).

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану –

Присяду на пенек.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. От каждого класса представлена команда. Давайте их поприветствуем.

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ.

На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

Почему мать-и-мачеха получила такое название?

Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? ( Смородина).

Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? ( Клен).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Капитаны по очереди произносят названия деревьев и кустарников. Побеждает последний назвавший дерево (кустарник).

Назови лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, осина, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Сосна, берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, слива, смородина, малина, рябина. Так как …

Вяз, осина, липа, дуб, ель. Так как …

Яблоня, груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Колокольчик, клубника, ромашка, ландыш, фиалка. Так как …

4-й конкурс. Загадки для болельщиков.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. ( Береза ).

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. ( Ели ).

Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. ( Желудь ).

Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. ( Ива ).

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. ( Клен ).

Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? ( Липа ).

Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. ( Рябина ).

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? ( Звери ).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ).

Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ).

Почему весной запрещена охота? ( Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

У рака на 2 ноги больше, чем у паука, а у пчелы на 4 ноги меньше, чем у рака. Сколько ног у каждого из них? Сколько ног у жука? (6) Сколько ног у паука? (8)

Когда цапля стоит на одной ноге – она весит 3 кг. Какой будет масса цапли, если она станет на обе ноги? (3 кг)

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Комары и лягушата на болоте.

Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. ( Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.

А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

Загадки для болельщиков

Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).

Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).

Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение С. В. Михалкова, поэта-юбиляра, о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

4 чтец: Прогулка. ( С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? ( Дети перечисляют ).

Ведущий: Нужно помнить, что бумага разлагается в течение 2 лет, необожженная жестяная консервная банка — 90 лет, полиэтиленовая пленка — 200 лет, алюминиевая банка — 500 лет, стекло — более 1000 лет.

Д. Шостакович. Прелюдия №5

Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!

7 чтец
Люди- человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!

Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?

Ребята, я надеюсь, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. ( М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. ( Награждение команд ).

Акимушкин И. И. Причуды природы. М., 1981.

Детская энциклопедия: Растения. М., 2003.

Как прекрасен этот мир. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 1998.

Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю предлагаю конспект урока развития речи в 6 классе Описание природы.

Тип урока: Урок развития речи Цель: Исследовать особенности текстов описания природы, учить писать сочинение-описание.

Оборудование: Мультимедийное оборудование

1. Беседа и объяснение материала

1. - Какие типы текста вы знаете?

- Как вы думаете, ребята, а сегодня мы будем учиться создавать тексты какого типа?

Давайте будем вспоминать, что мы знаем об описании и одновременно заполнять схему в рабочих картах урока.

- Что характерно для описания?

(1. Описать можно любой предмет или явление. Описание основано на перечислении признаков этих предметов или явлений.

2. Какой вопрос мы можем задать к описанию?

Каков предмет? Какой?

3. Как вы думаете слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте – описании?

Прилагательные, т.к. они тоже обозначают признак предмета).

Композиция (построение) текста описания:

В тексте - описании сначала называется сам предмет или явление или впечатление от него. Затем уже перечисляются признаки предмета, причем такие, на которые хочет обратить наше внимание автор. 3 часть выражает авторское отношение к предмету, но она часто отсутствует 2. Анализ текста. Давайте проанализируем текст-описание для того, чтобы увидеть все особенности, которые мы перечислили.

Зима! Что может быть прелестнее этой поры с её яркими солнечными утрами, и морозными днями, синими ранними сумерками, полными таинственной прелести, с её ветреными ночами, когда по чёрному бездонному небу, как тени, несутся лёгкие облака, а звёзды кажутся такими далёкими, тусклыми!

Недаром зиму называют волшебницей. И в самом деле, какой искусницей надо быть ей, чтобы развешивать на деревьях искристые гирлянды инея, окутывать всё прозрачной дымкой, делать сказочным, фантастическим, необыкновенным, рисовать с таким мастерством причудливые узоры на оконных стёклах, покрывать волшебным ковром голую, неуютную чёрную землю, украшать ослепительной мишурой всё кругом.

Беседа по тексту:

- Какова тема текста?

(Тема текста – зима)

-Определите основную мысль текста?

(Зима – волшебница, мысль отражена в названии)

-Назовите предмет описания. (зима) А признаки явления?

- Много ли в тексте прилагательных?

-На какие признаки указывают данные прилагательные?

- Какими средствами пользуется автор, чтобы показать волшебство зимы?

(средствами языковой выразительности : олицетворение, метафора, эпитет)

-Вспомним, что такое эпитет? Для чего эпитеты используются в речи?

(Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Прилагательные употребляются в переносном смысле.

Э. усиливают выразительность образов, уточняет выразительные признаки предметов или явлений. Могут выражать авторскую оценку).

-Любит ли зиму автор?

Зимушка-зима в этом тексте предстает перед нами настоящей волшебницей. Писатель эмоционально, красочно описывает зиму. Истинному художнику удается не только увидеть красоту природы, но и создать творение, захватывающее, образное рассказывающее о зиме. Используемые средства выразительности языка помогают нам живо представить картину. Вы, ребята, тоже можете использовать средства языковой выразительности в своих творческих работах. И мы увидели на примере данного текста особенности текста – описания.

- Ребята, а как называются картины, на которых изображена природа?

- Словесное описание природы и местности тоже называется пейзажем.

?- Какую картину рисует писатель?

(великолепную картину зимнего леса январским утром)

3.Оценки и итог урока.

Наш урок подходит к концу. Многие ребята хорошо работали, отвечали на поставленные вопросы, выполняли задания, активно работали в группах. ……. Получают…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе. Учащиеся знакомятся с текстами писателей Н.Сладкова, М.Пришвина. Применяются сборники стихов А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.Рождественского, А.Майкова. На уроке учащиеся слышат музыкальный цикл П.И.Чайковского "Времена года". Все это прививает любовь к родной природе, к бережному отношению к ней. На уроке применялись приемы ТРКМЧП: синквейн, групповая дискуссия.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Бузулукского района Оренбургской области.

Конспект урока по литературе:

«Природа в изображении

(с применением ТРКМЧП)

Подготовила: Танеева Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Красногвардейская СОШ

Тема урока: Природа в изображении русских писателей

Цель урока: 1) познакомить учащихся с произведениями русских

писателей, художников и композиторов о родной

2) развивать умение анализировать лирические

произведения, навык выразительного чтения

стихотворений о родной природе;

3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение

Оборудование: сборники стихотворений А.С.Пушкина, Ф.Тютчева,

И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.Рождественского,

А.Майкова, тексты Н.Сладкова и М.Пришвина,

репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина, презентация.

Организационный момент.

Работа по теме урока.

«Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь,

поймите её язык: в тихом шелесте леса,

в песенках зимней вьюги или в звонком говоре

весенних ручьёв.

Георгий Скребицкий

- О чем мы с вами будем говорить, определите тему урока?

2. Вступительное слово учителя.

Родная природа – второй наш дом.

-Раз это урок литературы и тема связана с природой, то какие же цели мы поставим перед собой?

Перед вами репродукции картин великих русских художников: И.Левитана, И.Шишкина. Этих художников называют художниками-пейзажистами.

- Что означает слово пейзаж?

В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают своё отношение к ней, передают свои впечатления от неё, любовь к родной земле.

-Давайте составим СИНКВЕЙ на тему ПРИРОДА

Окружает, бережется, сохраняется.

Материальный мир Вселенной.

Нам хорошо известно имя великого русского поэта А.С.Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Здоровью моему полезен русский холод…

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Групповая дискуссия по картине.

- Вам нравится эта картина?

- Что вас в ней привлекает?

- По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень?

- Каким настроением пронизана работа художника?

Используйте слова и сочетания из стихотворения Пушкина, описывая природу.

Сентябрь – первый месяц осени. Ф.Тютчев об этой поре писал так:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

- Какой день можно назвать хрустальным?

- Что значит лучезарны?

А вот таким увидел лес осенью И.Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеною

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

- Назовите краски осени, увиденные поэтом.

- Какое настроение у лирического героя, как вы о нём догадались?

- Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?

- Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовою?

Трудно представить сентябрь без цветов! И среди их множества – астра. Послушайте историю этого цветка.

Этому прекрасному цветку посвятил своё стихотворение Вс. Рождественский:

Осень над парком тенистым ложится

Золотом клёнов на воды пруда.

Кружатся листья. Умолкнули птицы.

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

Астру с прямыми её лепестками

Так бы её вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звёздную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шёпот: это астры беседуют с родными звёздами.

- Послушайте, ребята, и вы этот шёпот астр, может быть, и поймёте, о чём они беседуют со звёздами.

У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок: астры, гладиолусы, флоксы, хризантемы. Расскажите о нём.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

А сколько в лесу грибов!

М.Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно собирал грибы. Берёзки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.

- А о какой поре осени написал А.Майков:

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…?

- Верно, речь идёт о глубокой осени, о предзимье.

Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений.

Прослушивание грамзаписи.

- Как вы об этом догадались?

-А сейчас я попрошу вас написать 5-минутное эссе по теме, что вы узнали с сегодняшнего урока. Желаю удачи.

Домашнее задание.

Выучить одно стихотворение о родной природе наизусть и дать анализ стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всеволод Рождественский Русская природа
Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
1956 г.


1. Жанр:__________________________________________________________________
2. Главная тема:___________________________________________________________
3. Основная мысль:_________________________________________________________
4. Образы и символы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Композиция:________________________________________________________________
6. Размер стихотворения:_____________________________________________________
7. Рифма:____________________________________________________________________
8. Художественные средства выразительности:
Эпитеты:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метафоры:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворения:_______________________________________________________________
Сравнения:____________________________________________________________________
9. Звукопись:
Ассонанс:____________________________________________________________________
Аллитерация:________________________________________________________________
10. Морфологическая структура:____________________________________________________________________
11. Синтаксические средства:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Порядок слов:______________________________________________________________
13. Каким вы представляете лирического героя?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


-75%

Современные методики преподавания дисциплин среднего общего образования и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Читайте также: