Садко 4 класс пнш презентация конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: познакомиться с былиной "Садко".

Задачи:

  • уметь читать былину, работать с текстом;
  • уметь давать определения литературным терминам;
  • знать правила чтения былины, ее особенности;
  • воспитывать ценностное отношение к русской истории.

Ход урока

Мотивационный этап

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины

Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

- О чем идет речь в стихотворении?
- О каких преданиях говорится? (о фольклоре)
- Что такое придания старины?

- С каким преданиями мы уже знакомились? (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
- Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре)

Актуализация опорных знаний

- Определите жанр произведения и закройте соответствующую графу в таблице.
- Кто выполнит задание без ошибок, узнает, с каким литературным произведением будем знакомиться на этом уроке.

Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор. (Скороговорка)

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. (Потешка)

Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет - выйди вон.
Целый кон считай ворон! (Считалка)

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка не лай.
Белолапка, не скули,
Мою Таню не буди! (Песня)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Сказка)

Угадай, что за шапка:
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Загадка)

Поспешишь - людей насмешишь. (Пословица)

- Название какого литературного произведения осталось в таблице? (былина)
- Что такое былина? (Жанр фольклора, основанный на повествовании с частицами истории)
- Назовите уже известных героев былин? (Илья Муромец, Соловей Разбойник, Добрыня Никитич)

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с былинами.
- А с какой именно вы узнаете, просмотрев отрывок.

Постановка цели и задач урока

- С какой же былиной мы познакомимся? (Садко)
- Какая же тема нашего урока? (Былина "Садко")
- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с былиной "Садко")

- Вспомним, как же правильно читать былину.
- Посмотрите на доску, среди этих слов выберете те, которые подходят для чтения былины. (Выбирают: напевая, делая ударения на слог, делать паузы)

- А теперь пришло время знакомится с былиной. (читаю отрывок)
- Молодцы. Какие слова для вас были не понятны?

  • Гусельщик - человек играющий на гуслях.
  • Спотешал - веселил.
  • Четных пирах – праздник богатых людей.
  • Синь-горюч камень - священный камень, наделенный целебными свойствами.
  • Яровчаты - сделаны из дерева.
  • Сомутилася - смешалась.
  • Жаловать - наградить.
  • Велик заклад - спорить на что ни будь.
  • Буйную - непокорную, шумную.
  • Барыши - прибыль, деньги.
  • Червленный - темно красный, но в данном случае красивый.
  • Золотая Орда - соседнее с Русью государство.
  • Бочки-сороковки - бочки объемом 40 ведер.
  • Скатным жемчугом - круглым жемчугом.

Физминутка

Анализ текста

- Какие черты сказочного жанра вам удалось обнаружить в былине в этом отрывке? (зачин)
- Подтвердите словами из текста.

Как во славном городе / во Новгороде
Ай как был Садко / да гусельщик.

- Существование двух миров.

А по вечеру как по позднему
Волна в озере как расходилася,
Как вода с песком да сомутилася!

- Выдуманные персонажи: Водяной, золотая рыбка.

Как тут вышел царь Водяной к нему.
А что есть рыба-то - перья золотые все..

- Какое число управляет повествованием: сколько раз Садко не звали на пиры?
- Найдите подтверждение из текста. (находят и зачитывают)
- Сколько раз купцы закидывали невод в море?

- Перечислите сведения, которые роднят былину с историей.
- Да, действительно, синь горюч камень существует и до сих пор к нему приходят люди.
- Пребывание Садко в подводном мире показывает связь былины со сказкой. Как вы думаете, какой? (Сказка "О рыбаке и рыбке")

Работа с текстом

- Художники очень часто обращаются к теме былин.
- А как же называются картины, нарисованные к произведению? (иллюстрации)

Иллюстрации к былине

Иллюстрации к былине "Садко"

- Сейчас мы с вами рассмотрим несколько иллюстраций. Ваша задача подобрать к каждой из них подходящий отрывок из былины.

- Молодцы. Эти иллюстрации нарисовал наш современник Спирин Геннадий Константинович.
- Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах, для этого образуем четверки.
- Вспомним правила работы в группах.

  1. Проявляй активность.
  2. Слушай друга, не перебивая.
  3. Говори спокойно и ясно.
  4. Говори только по делу.
  5. Говори по очереди.
  6. Реагируй жестами и знаками возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  7. Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  8. Обращайся к другу по имени.

- На прошлых уроках вы изучали былину "Илья Муромец и Соловей Разбойник". И сейчас мы сравним эти две былины.
- Каждая группа выберет себе вопрос, по которому будет работать.
- После того, как все группы будут готовы, мы составим сравнительную таблицу.

- На выполнение даю вам 2 минуты. (Дети читают вопрос и дают свой ответ)

  1. Кто главный герой? (Илья Муромец, Садко)
  2. Кем являются главные герои? (Богатырь, гусляр)
  3. Чем главные герои выделяются среди других людей? (Силой, умением искусно играть на гуслях)
  4. Род занятий главных героев? (Воин, купец)
  5. Где происходят события былин? (Чернигов, Новгород)
  6. Куда главный герой держит путь? (В Киев, в Золотую Орду)
  7. Какие сказочные герои присутствуют в былинах? (Соловей Разбойник, Водяной)
  8. Сравните зачин. (Зачин указывает на исторические факты. В каком городе проживал герой)

Рефлексия

  • Вспомним, какая тема нашего урока? (Былина "Садко")
  • Какую цель мы перед собой ставили? (Познакомиться с былиной)
  • Что такое былина?
  • Как нужно читать былины?
  • Чем былина похожа на сказку?

Домашнее задание

- Подготовить выразительное чтение отрывка былины "Садко".
- Спасибо за урок, до свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения 4 класс

Урок литературного чтения 4 класс

Быль Былина рассказывает о том, что было, что происходило на самом деле.

Быль Былина рассказывает о том, что было, что происходило на самом деле.

Сели в ряд богатыри на честном пиру, Ай один стоит-то на приступочке. Для ко.

Сели в ряд богатыри на честном пиру, Ай один стоит-то на приступочке. Для кого взял во крепки руки гусельки? Кому славу петь? Кого величать? Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.


Палаты белокаменные Дружина хоробрая Бесчётная казна Заморские страны Гусель.

Палаты белокаменные Дружина хоробрая Бесчётная казна Заморские страны Гусельки яровчатые -- богатый каменный дом -- храброе войско -- большое количество денег -- за границей Руси -- весёлые гусли

Сели в ряд богатыри на честном пиру, Ай один сидит на приступочке. Для кого в.

Сели в ряд богатыри на честном пиру, Ай один сидит на приступочке. Для кого взял во крепки руки гусельки? Кому славу петь? Кого величать? Он расскажет нам о морском царе… Как зовут главного героя былины ?

В каком городе жил Садко?

В каком городе жил Садко?

На каком инструменте играл Садко?

На каком инструменте играл Садко?

 Как познакомились морской царь и Садко?

Как познакомились морской царь и Садко?

Какую тайну поведал купцу хозяин морей?

Какую тайну поведал купцу хозяин морей?

Каким путём разбогател Садко?

Каким путём разбогател Садко?

Сколько кораблей построил Садко?

Сколько кораблей построил Садко?

Зачем Садко отправился в заморские страны?

Зачем Садко отправился в заморские страны?

Какой выкуп потребовал морской царь?

Какой выкуп потребовал морской царь?

О чём просил морской царь Садко?

О чём просил морской царь Садко?

Что вызвала на море игра Садко?

Что вызвала на море игра Садко?

Из скольких невест делал выбор Садко?

Из скольких невест делал выбор Садко?

Кто помог Садко выбраться из плена?

Кто помог Садко выбраться из плена?

Кому Садко построил церковь?

Кому Садко построил церковь?

Взаимопроверка 1. В Новгороде 2. На гуслях 3. Садко играл на берегу Ильмень-о.

Взаимопроверка 1. В Новгороде 2. На гуслях 3. Садко играл на берегу Ильмень-озера 4. В озере живёт рыба-золотые перья 5. Спорил с купцами 6. 30 кораблей 7. Торговать 8. Самого Садко 9. Поиграть на пиру 10. Бурю и гибель кораблей 11. Из 900 невест 12. Седой старик 13. Святому Николаю (Миколе Можайскому)

Оцените работу без ошибок 1—2 ошибки 3—4 ошибки более 4 ошибок

Оцените работу без ошибок 1—2 ошибки 3—4 ошибки более 4 ошибок

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 110 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2015 6022
  • PPTX 10 мбайт
  • 392 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Краснова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.

Урок лит.чтения в 4 классе (21.10.16 г)

Предметные: научить выделять отличительные особенности былины (наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины, присутствие черт сказочного жанра); читать былины.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: научить обучающихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности,

пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.

Коммуникативне УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного

Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.

Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.

Актуализация знаний. Мотивация.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

- О чем идет речь в стихотворении? О каких преданиях говорится? (о фольклоре)

- Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре).

- Что такое былина и что отличает ее от других жанров литературы? (Былина-это повествование, в котором есть черты истории и есть сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения).

- Какой вывод можно сделать ? Докажите это примерами из учебника. (Черты истории – географические названия: Киев-град, Чернигов, село Карачарово, Муром, реальные события.

- Какое домашнее задание вам было задано?

- Кто хочет нам кратко рассказать о том, с какой былиной он познакомился?

- Скажите, а легко ли нам было читать былину? Почему? (Былину читать трудно, потому что былины раньше пели, их надо читать распевно, в них непривычные сочетания слов).

- Попробуйте определить цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с новой былиной; совершенствовать умение читать текст былины; научиться выделять отличительные особенности былины).

Действия для достижения поставленной цели.

- Внимательно прочитайте стихотворение на доске.

Сели в ряд богатыри на честном пиру,

Ай один стоит-то на приступочке.

Для кого взял во крепки руки гусельки?

Кому славу петь? Кого величать?

Он расскажет нам о морском царе, да о Новгороде.

- Это строки с секретом. Догадайтесь, о каком былинном герое пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (Садко)

- Откройте учебник на стр. 66, рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен Садко. Поделитесь своими впечатлениями. (Садко не богатырь, он гусляр).

- Садко жил в богатом торговом городе Новгороде. Вспомните, какой город был столицей Руси во времена славных подвигов богатыря Ильи Муромца? (Киев)

- Как создавались былины? Давайте прочитаем объяснение Сергея Александровича в учебнике на стр. 65.

- Какой вывод можно сделать? (Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. Они воспевали мужественных воинов, рассказывали о событиях при княжеском дворе Владимира Красное Солнышко. Эти былины создавались не простым народом, а дружинниками, поэтому в них много подробных и достоверных описаний воинского снаряжения, ратных подвигов, упоминание исторических мест.

- Совсем другие былины новгородские, они сказочные. В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр. Эти былины рассказывают о приключениях купцов, гусляров).

- Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (нет)

- В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем объяснить их смысл.

Чтение учителем первой части былины – показ напевного прочтения.

- Поделитесь вашими впечатлениями. Какие картины вы представили ярче всего?

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут.

Танцуют, кружат и поют.

- Получилось у вас читать былину нараспев?

Подведение итогов урока.

- В чем отличие? (в первой был герой-богатырь, а во второй герой-гусляр)

- Кто определит, каким был нам в былине представлен чужой мир? (подводное царство) А свой мир? (город Новгород).

- Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?

- Где они вам могут пригодиться в жизни?

- Мы наблюдали красоту и богатство устного народного творчества в сказках и былинах, на следующем уроке мы посмотрим, как это используется авторами в литературе.

- Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?

- Оцените свои умения, полученным сегодня на уроке по шкале в Дневнике читателя: насколько вы научились находить отличия былины от волшебных сказок, научились читать их.

Фольклор — синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются

№ слайда 2

Фольклор — синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства — словесного, музыкального, хореографического и театрального.

Былины - русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северног

№ слайда 3

Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению.

№ слайда 4

Былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему о чем-то очень существенном.

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вар

№ слайда 5

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (один из которых изложен Щеголенком В. П.).


№ слайда 6


№ слайда 7

Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице по

№ слайда 8

Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том чи

№ слайда 9

Среди героев былин люди необычные, наделенные определенными качествами, в том числе и отрицательными (хвастовство, гордыня, корысть - этими качествами обладал Садко).Но в тоже время эти люди способны стать лучше. Былина учит тому, что если человек на верном пути, то он всегда найдет поддержку, помощь, пусть даже это будут чудеса (эпизод со старцем).

Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам р

№ слайда 10

Внутреннее содержание этой былины во многом необычно и не соответствует нормам русского эпоса. Основной конфликт в ней — это конфликт между Садко, бедным гусляром, и богатыми новгородскими купцами. Разрешение этого конфликта носит, однако, не столько былинный, сколько сказочный характер. Герой приобщается к богатству, и тем создается счастливый для Садко исход этого столкновения.

Собиратели русского фольклораФ.Е. КоршРыбников П.Н.Гильфердинг А.Ф.

№ слайда 11

Собиратели русского фольклораФ.Е. КоршРыбников П.Н.Гильфердинг А.Ф.

Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIX—XX вв. (отсутствие профес

№ слайда 12

Результаты изучения бытования былин в крестьянстве XIX—XX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса.

В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построен

№ слайда 13

В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем соде

№ слайда 14

В своем историческом развитии былины претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни былин сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно.

Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали трад

№ слайда 15

Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать былины, то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого былинного сюжета.

Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими,

№ слайда 16

Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение былинного текста.

Спасибо за внимание!

№ слайда 17

Читайте также: