Конспект урока словарный состав русского языка 9 класс
Обновлено: 05.07.2024
б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Метапредметные результаты :
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников( работа со словарем );
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор( нахождение СПП среди других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Раздаточный материал: карточки с текстами.
Н еобходимое оборудование: учебник, проектор.
Демонстративный материал: презентация.
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.
Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?
У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.
Учитель:Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.
Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.
Оцените друг друга.
0 ошибок-оценка 5
А теперь скажите мне ,что же обозначает слово компромисс?
У: разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.
Учитель:Хорошо. Пригодится ли нам знание этого слова в жизни? Искусственный?
У:созданный руками человека,неестественный.
Учитель:Где мы можем встретить то, что создано руками человека? Инициатива?
У: принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Учитель:Как вы думаете важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,которые мы записали.Что у вас получилось?
Учитель: А что изучает синтаксис?
У: Словосочетания,предложения и текст.
Учитель: Какие виды предложений вам известны?
У: Простые и сложные.
Учитель: А какими бывают сложные предложения?
У: Союзными,бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
Учитель: Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?
У: Так как мы знаем ,к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.
Учитель: А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?
У: Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.
Учитель: Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
У: Сложноподчиненное предложение.
III .Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
Учитель: Так что же именно вызывает у вас затруднение? А какие цели поставим перед собой ?
У: -дать понятие СПП.
-узнать о строении СПП.
-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.
Учитель: Хорошо. Запомните цели, которые вы поставили перед собой. Для начала вспомним ,что мы знаем о словосочетании?
У: Состоит из двух и более слов. Есть главное и зависимое слово.
Учитель: Верно.А как вы думаете, что общего у словосочетания и СПП.
У: У СПП тоже есть зависимая часть.
Учитель: Верно. В СПП зависимая часть называется придаточной. Давайте откроем учебники на с. 52 и прочитаем, что же такое СПП.
А сейчас откроем наши справочники , запишем определение, пример и схему предложения. Обратите внимание ,что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое –круглыми.
Какая трудность у вас может возникнуть при работе с предложениями. С каким видом предложений мы можем спутать СПП?
Учитель. Верно. И ССП и СПП имеют более одной грамматической основы.
Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?
У: Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.
Учитель: Мы с вами говорили, что в ССП предложения равноправны между собой. А в СПП?
Учитель: А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?
У: Придаточное предложение отделяется запятой.
I V. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.
Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?
У:Мы узнали особенности СПП.
Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель: Полностью с вами согласна. А для чего ,по –вашему, мы используем с вами в нашей речи СПП?
У: Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию,чтобы сделать нашу речь более яркой.
Учитель: Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом,в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке.
(ученики читают по одному предложению текста)
Учитель: Итак,о чем же этот текст?
У: Об истории нашего села.
Учитель: Совершенно верно. А какова основная мысль данного текста.
У: Основная мысль в том, что наше село появилось очень давно.
Учитель: Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает?
Учитель: Давайте попробуем озаглавить его.
У: История Старой Майны.
Учитель: А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает?
Учитель: Давайте обратимся к словарю.
(Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает)
Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь.
Учитель: А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент?
Учитель: Найдем его значение.
У: Прецедент- событие,имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем.
Учитель: Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание?
Учитель: Верно. Найдите в предложении № 9 слово ,которое имеет пароним.
Учитель: Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный.
Учитель: А теперь я попрошу вас выписать номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП.
Учитель: По каким признакам вы выделили эти предложения?
У: Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов.
Учитель: А теперь найдите и выпишите предложение, в котором 2 придаточных предложения.
Учитель: Верно. Давайте начертим схему данного предложения.
(один ученик на доске, остальные в тетради).
V I. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Итак, вы многое узнали сегодня о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?
Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?
Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.
(работа с заданиями ОГЭ)
VII . Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания.
Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить?
У: Поставить знаки препинания в предложения.
Учитель: Верно. Для чего вы будете это делать?
У: Развивать пунктуационные навыки.
Учитель: Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.
VIII .Рефлексия учебной деятельности.
- Итак,ребята,чему был посвящен наш урок?
Какие трудности вы испытывали в начале урока?
Что нового узнали о СПП?
Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме.(на слайде)
Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. Запишем домашнее задание.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Добрый день, учащиеся 9Б!
Задание 1. Вспомним! (Устно)
- Что такое лексика?
Проверь себя: словарный состав языка.
- Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.
- Какие лексические группы вы знаете?
Проверь себя: однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы, стилистически ограниченная лексика, заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы; особый раздел лексикологии – фразеология.
Задание 2. Теоретический материал.
В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.
По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:
1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).
Задание 3. Закрепление. Объясните значения неологизмов. (Письменно).
Промоутер, пролонгировать, сквош, инкап, омбудсмен, рекламный трейлер, стритрейсер, биометрический, ГЛОНАСС, ноу-хау, кофе-брейк, буккроссинг, фешен-шоу, арт-объект.
Задание 4. Прочитайте новые слова, широко используемые в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.
Гуглить, твиттить, чатиться, постить, перепостить, запостить, банить, лайкать, коммент, запаролить (компьютер), личка.
Урок познакомит учащихся со словарным богатством русского языка, с основными источниками его пополнения, поможет воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих мыслей.
Учитель русского языка и литературы — Таскинбаева Айгуль Жайжигитовна. CШ имени Б.Сулейменова с.Бегимбет Шалкарский район Актюбинская область
Описание разработки
Задачи:
1) познакомить учащихся со словарным богатством русского языка, с основными источниками его пополнения;
2) воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих мыслей;
3) расширить представление учащихся о языке; развитие их внимания к значению и употреблению слов.
Тип: урок усвоения навыков и умений
Метод: словесный, частично поисковый
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
Судьбу от болезни беспамятства ты защити —
Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо матери той, что его родила,
Есть четыре матери, словно четыре крыла (Ученики называют четырёх матерей):
Слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Богатство души и обычаи,
II. Актуализация знаний учащихся. Тестовые вопросы (на интерактивной доске) по предыдущим материалам.
1. Слово лексика содержит понятие:
а) справочник в) словарный состав с) толковый словарь
2. Слово является многозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
3. Слово называется однозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
4. Что такое синонимы?
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
5. Выберите правильный вариант определения к слову антоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
6. Выбор к слову омоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
7. Укажите фразеологизм.
а) тёплая осень в) бабье лето с) солнечный день
III. Новая тема. Учитель: Изучение любого раздела программы по русскому языку связано со словом. Слова — это строительный материал языка. Не зная слов, человек не может пользоваться языком как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав.
Чем больше слов знает человек, тем богаче, выразительнее и точнее его речь. Для активного усвоения для вас нужно знать 450 - 500 слов в течение 9 лет. Однако человек за час может выучить 100 слов другого языка.
Словарный состав языка тесно связан с жизнью общества. Для того, чтобы узнать, как пополняется словарный состав русского языка рассмотрим несколько словарных статей:
Наряду с исконно русскими словами в русском языке много заимствованных слов.
Словарный сотав русского языка пополняется проникновением в язык слов из других языков:
кофе — слово арабского языка кровать, корабль, парус — греческие слова
сахар — из индийского языка экзамен, студент, экскурсия, экземпляр —латинские сл.
чай — слово по - китайски спорт, футбол, трамвай — английские слова
костюм, компот, бульон — франц. сл. мастер, штурм, солдат — немецкие сл.
халат, утюг, базар, караван, сундук, очаг — из тюркского языка
Вот таким образом русский язык обогащался словами из других языков. Слова, пришедшие из других языков в русский язык, называются заимствованными.
Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов.
Вложение | Размер |
---|---|
iskonno-_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока : расширить знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;
- учить определять лексическое значение слова, находить в тексте исконно-русские и заимствованные слова, правильно употреблять их в речи;
- продолжить знакомить с различными лингвистическими словарями;
-развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
развивать культуру речи и обогащать словарный запас учащихся;
развивать логическое и образное мышление;
воспитывать бережное отношение к родному языку, чувство патриотизма,
интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование :словари русского языка, компьютер, медиапроектор.
Несколько учащихся зачитывают свои эссе, подготовленные по материалам прошлого урока.
- Слово учителя. ( Учащиеся записывают в тетрадь основные понятия).
В словарном составе русского языка можно выделить два основных пласта слов в зависимости от их происхождения: исконно русскую лексику и лексику заимствованную.
Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.
- Общеславянские слова , которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).
- Восточнославянские (или древнерусские) слова , которые возникли в русском языке примерно в XI—XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.
- Собственно русские слова , появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.
Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.
Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.
3.Постановка проблемного вопроса.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит ,
Блуждая, лист его дремучий ,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий .
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
(Учащиеся работают в группах, затем весь класс заслушивает ответы друг друга, дополняют. Потом вместе с учителем записываем основные признаки старославянизмов).
- Как вы уже поняли, старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:
- Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг — ворог, сладкий — солод, млечный — молочный, брег — берег).
- Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа — хлебороб, ладья — лодка). Сочетание жд на месте ж (чуждый — чужой, одежда — одёжа, вождение — вожу).
- Щ на месте русского ч (освещение — свеча, мощь — мочь, горящий — горячий).
- Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец — ягненок, един — один, юноша — уноша).
- В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:— суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);
— суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);
— приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);
— первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).
- Пользуясь этимологическими словарями и словарями и иностранных слов найдите лексику, заимствованную из иностранных языков.
Тюркский: колпак, сарафан, ярлык, шашлык и др.
Греческий: анализ, синтез, лабиринт, поэт и др.
Английский: футбол, пиджак, джаз, яхта и др.
Французский: пюре, тире, пари, кафе и др.
Немецкий: штаб, штурм, шпала, шпиндель, фронт, бутерброд и др.
- Многие заимствованные слова имеют синонимы в русском языке (абсурд — нелепость, дефект — недостаток, ликвидация — устранение).
А для чего в языке нужны заимствованные слова? (Заимствованные слова обогащают нашу речь, делают ее более точной, подчас экономной).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Читайте также: