Конспект урока словарный состав русского языка 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

б)мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты :

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников( работа со словарем );

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор( нахождение СПП среди других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Раздаточный материал: карточки с текстами.

Н еобходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?

У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.

Учитель:Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

А теперь скажите мне ,что же обозначает слово компромисс?

У: разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.

Учитель:Хорошо. Пригодится ли нам знание этого слова в жизни? Искусственный?

У:созданный руками человека,неестественный.

Учитель:Где мы можем встретить то, что создано руками человека? Инициатива?

У: принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Учитель:Как вы думаете важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,которые мы записали.Что у вас получилось?

Учитель: А что изучает синтаксис?

У: Словосочетания,предложения и текст.

Учитель: Какие виды предложений вам известны?

У: Простые и сложные.

Учитель: А какими бывают сложные предложения?

У: Союзными,бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Учитель: Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?

У: Так как мы знаем ,к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его особенности нам хорошо известны.

Учитель: А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?

У: Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.

Учитель: Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

У: Сложноподчиненное предложение.

III .Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

Учитель: Так что же именно вызывает у вас затруднение? А какие цели поставим перед собой ?

У: -дать понятие СПП.

-узнать о строении СПП.

-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.

Учитель: Хорошо. Запомните цели, которые вы поставили перед собой. Для начала вспомним ,что мы знаем о словосочетании?

У: Состоит из двух и более слов. Есть главное и зависимое слово.

Учитель: Верно.А как вы думаете, что общего у словосочетания и СПП.

У: У СПП тоже есть зависимая часть.

Учитель: Верно. В СПП зависимая часть называется придаточной. Давайте откроем учебники на с. 52 и прочитаем, что же такое СПП.

А сейчас откроем наши справочники , запишем определение, пример и схему предложения. Обратите внимание ,что главное предложение на схеме обозначается квадратными скобками, а зависимое –круглыми.

Какая трудность у вас может возникнуть при работе с предложениями. С каким видом предложений мы можем спутать СПП?

Учитель. Верно. И ССП и СПП имеют более одной грамматической основы.

Как же различать данные предложения? В чем их основные отличия?

У: Предложения в СПП присоединяются с помощью подчинительных союзов.

Учитель: Мы с вами говорили, что в ССП предложения равноправны между собой. А в СПП?

Учитель: А что мы можем сказать о правилах постановки знаков препинания в СПП?

У: Придаточное предложение отделяется запятой.

I V. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.

Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?

У:Мы узнали особенности СПП.

Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель: Полностью с вами согласна. А для чего ,по –вашему, мы используем с вами в нашей речи СПП?

У: Чтобы выразить сложную мысль, сообщить дополнительную информацию,чтобы сделать нашу речь более яркой.

Учитель: Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам поработать с текстом. На ваших столах лежат карточки с текстом,в котором все предложения пронумерованы. Этот же текст вы видите на слайде. Давайте прочитаем этот текст по цепочке.

(ученики читают по одному предложению текста)

Учитель: Итак,о чем же этот текст?

У: Об истории нашего села.

Учитель: Совершенно верно. А какова основная мысль данного текста.

У: Основная мысль в том, что наше село появилось очень давно.

Учитель: Посмотрите еще раз на текст? Чего в нем не хватает?

Учитель: Давайте попробуем озаглавить его.

У: История Старой Майны.

Учитель: А сейчас я попрошу вас обратить внимание на выделенное слово во 2 предложении. Как вы думаете, что оно обозначает?

Учитель: Давайте обратимся к словарю.

(Один ученик ищет значение в словаре, зачитывает)

Претендент-это лицо, которое претендует, рассчитывает на что-нибудь.

Учитель: А какое в русском языке есть слово, похожее по звучанию на слово претендент?

Учитель: Найдем его значение.

У: Прецедент- событие,имевшее место в прошлом и служащее примером для аналогичных действий в настоящем.

Учитель: Как называем мы такие слова, которые имеют похожее звучание?

Учитель: Верно. Найдите в предложении № 9 слово ,которое имеет пароним.

Учитель: Первый ряд, составьте предложение со словом искусный, второй со словом искусственный.

Учитель: А теперь я попрошу вас выписать номера предложений, которые, по-вашему мнению, можно отнести к СПП.

Учитель: По каким признакам вы выделили эти предложения?

У: Наличие более одной грамматической основы, есть главное и придаточное предложения, придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов.

Учитель: А теперь найдите и выпишите предложение, в котором 2 придаточных предложения.

Учитель: Верно. Давайте начертим схему данного предложения.

(один ученик на доске, остальные в тетради).

V I. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Итак, вы многое узнали сегодня о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?

Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?

Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них.

(работа с заданиями ОГЭ)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Итак, мы сказали с вами, что в СПП особая постановка знаков препинания.

Как вы думаете, какое следующее задание вам предстоит выполнить?

У: Поставить знаки препинания в предложения.

Учитель: Верно. Для чего вы будете это делать?

У: Развивать пунктуационные навыки.

Учитель: Перед вами предложения. Но не все предложения здесь СПП. Вам нужно найти их, выписать и поставить верно знаки препинания.

VIII .Рефлексия учебной деятельности.

- Итак,ребята,чему был посвящен наш урок?

Какие трудности вы испытывали в начале урока?

Что нового узнали о СПП?

Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме.(на слайде)

Учитель: Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу. Запишем домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Добрый день, учащиеся 9Б!

Задание 1. Вспомним! (Устно)

- Что такое лексика?

Проверь себя: словарный состав языка.

- Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.

- Какие лексические группы вы знаете?

Проверь себя: однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, омонимы и паронимы, стилистически ограниченная лексика, заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы; особый раздел лексикологии – фразеология.

Задание 2. Теоретический материал.

В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.

По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:

1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).

Задание 3. Закрепление. Объясните значения неологизмов. (Письменно).

Промоутер, пролонгировать, сквош, инкап, омбудсмен, рекламный трейлер, стритрейсер, биометрический, ГЛОНАСС, ноу-хау, кофе-брейк, буккроссинг, фешен-шоу, арт-объект.

Задание 4. Прочитайте новые слова, широко используемые в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.

Гуглить, твиттить, чатиться, постить, перепостить, запостить, банить, лайкать, коммент, запаролить (компьютер), личка.


Урок познакомит учащихся со словарным богатством русского языка, с основными источниками его пополнения, поможет воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих мыслей.

Учитель русского языка и литературы — Таскинбаева Айгуль Жайжигитовна. CШ имени Б.Сулейменова с.Бегимбет Шалкарский район Актюбинская область

Описание разработки

Задачи:

1) познакомить учащихся со словарным богатством русского языка, с основными источниками его пополнения;

2) воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих мыслей;

3) расширить представление учащихся о языке; развитие их внимания к значению и употреблению слов.

Тип: урок усвоения навыков и умений

Метод: словесный, частично поисковый

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

Судьбу от болезни беспамятства ты защити —

Ведь у человека на долгом и трудном пути,

Помимо матери той, что его родила,

Есть четыре матери, словно четыре крыла (Ученики называют четырёх матерей):

Слово родное, пришедшее к нам от отцов,

Богатство души и обычаи,

Урок русского языка на тему: Развитие словарного состава русского языка

II. Актуализация знаний учащихся. Тестовые вопросы (на интерактивной доске) по предыдущим материалам.

1. Слово лексика содержит понятие:

а) справочник в) словарный состав с) толковый словарь

2. Слово является многозначным, если

а) имеет несколько значений

в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения

с) обозначает только один предмет, признак, действие

3. Слово называется однозначным, если

а) имеет несколько значений

в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения

с) обозначает только один предмет, признак, действие

4. Что такое синонимы?

а) слова одной и той же части речи с противоположным значением

в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова

с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по

5. Выберите правильный вариант определения к слову антоним

а) слова одной и той же части речи с противоположным значением

в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова

с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по

6. Выбор к слову омоним

а) слова одной и той же части речи с противоположным значением

в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова

с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по

7. Укажите фразеологизм.

а) тёплая осень в) бабье лето с) солнечный день

III. Новая тема. Учитель: Изучение любого раздела программы по русскому языку связано со словом. Слова — это строительный материал языка. Не зная слов, человек не может пользоваться языком как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав.

Чем больше слов знает человек, тем богаче, выразительнее и точнее его речь. Для активного усвоения для вас нужно знать 450 - 500 слов в течение 9 лет. Однако человек за час может выучить 100 слов другого языка.

Словарный состав языка тесно связан с жизнью общества. Для того, чтобы узнать, как пополняется словарный состав русского языка рассмотрим несколько словарных статей:

Наряду с исконно русскими словами в русском языке много заимствованных слов.

Словарный сотав русского языка пополняется проникновением в язык слов из других языков:

кофе — слово арабского языка кровать, корабль, парус — греческие слова

сахар — из индийского языка экзамен, студент, экскурсия, экземпляр —латинские сл.

чай — слово по - китайски спорт, футбол, трамвай — английские слова

костюм, компот, бульон — франц. сл. мастер, штурм, солдат — немецкие сл.

халат, утюг, базар, караван, сундук, очаг — из тюркского языка

Вот таким образом русский язык обогащался словами из других языков. Слова, пришедшие из других языков в русский язык, называются заимствованными.

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов.

ВложениеРазмер
iskonno-_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : расширить знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;

- учить определять лексическое значение слова, находить в тексте исконно-русские и заимствованные слова, правильно употреблять их в речи;
- продолжить знакомить с различными лингвистическими словарями;

-развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
развивать культуру речи и обогащать словарный запас учащихся;
развивать логическое и образное мышление;
воспитывать бережное отношение к родному языку, чувство патриотизма,
интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный

Оборудование :словари русского языка, компьютер, медиапроектор.

Несколько учащихся зачитывают свои эссе, подготовленные по материалам прошлого урока.

  1. Слово учителя. ( Учащиеся записывают в тетрадь основные понятия).

В словарном составе русского языка можно выделить два основных пласта слов в зависимости от их происхождения: исконно русскую лексику и лексику заимствованную.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

  1. Общеславянские слова , которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).
  2. Восточнославянские (или древнерусские) слова , которые возникли в русском языке примерно в XI—XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.
  3. Собственно русские слова , появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.

3.Постановка проблемного вопроса.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит ,
Блуждая, лист его дремучий ,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий .

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

(Учащиеся работают в группах, затем весь класс заслушивает ответы друг друга, дополняют. Потом вместе с учителем записываем основные признаки старославянизмов).

- Как вы уже поняли, старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:

  • Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг — ворог, сладкий — солод, млечный — молочный, брег — берег).
  • Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа — хлебороб, ладья — лодка). Сочетание жд на месте ж (чуждый — чужой, одежда — одёжа, вождение — вожу).
  • Щ на месте русского ч (освещение — свеча, мощь — мочь, горящий — горячий).
  • Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец — ягненок, един — один, юноша — уноша).
  • В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:— суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);

— суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);

— приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);

— первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

- Пользуясь этимологическими словарями и словарями и иностранных слов найдите лексику, заимствованную из иностранных языков.

Тюркский: колпак, сарафан, ярлык, шашлык и др.

Греческий: анализ, синтез, лабиринт, поэт и др.

Английский: футбол, пиджак, джаз, яхта и др.

Французский: пюре, тире, пари, кафе и др.

Немецкий: штаб, штурм, шпала, шпиндель, фронт, бутерброд и др.

- Многие заимствованные слова имеют синонимы в русском языке (абсурд — нелепость, дефект — недостаток, ликвидация — устранение).

А для чего в языке нужны заимствованные слова? (Заимствованные слова обогащают нашу речь, делают ее более точной, подчас экономной).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: