С а баруздин самое простое дело конспект 1 класс

Обновлено: 03.07.2024

1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения “Стихи о человеке и его словах”).

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

  • Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
  • Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
  • Выставочный стенд с книгами С. Баруздина.
  • Карточки для целеполагания и рефлексии.
  • Выставка детских иллюстраций к произведению Б. Заходера “Перемена”
  • Компьютерная презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Цветные карандаши для самооценки работы.
  • Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
  • Проверка домашнего задания (7 минут).
  • Знакомство с новым автором (3 минуты).
  • Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
  • Динамическая пауза (1 минута).
  • Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(17 минут).
  • Рефлексия(3минуты).
  • Информация о домашнем задании(1минута).

1. Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).

– проверить готовность классного помещения к уроку;
– проверить наличие необходимого оборудования урока;
– помочь обучающимся самостоятельно сформулировать цели и тему работы на уроке;
– закрепить знания учеников о “заместителях” жанров и тем литературных произведений.

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки:

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

– Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.

Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

– Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются, что треугольник – это “заместитель” жанра стихотворения, а желтый цвет – это “заместитель” темы “О детях и для детей”.

Самостоятельно формулируют тему урока:

2. Проверка домашнего задания (7 минут).

– закрепить умение детей соотносить автора и произведение;
– проверить выразительность чтения;
– продолжить работу по развитию связной речи обучающихся;
– проверить умение точно иллюстрировать отрывки изучаемых произведений.

Отвечают на вопрос учителя :

– А. Барто “ Катя”, Б. Заходер “Перемена”

Учащиеся демонстрируют подготовленные задания (по выбору):

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором (3 минуты).

– познакомить обучающихся с некоторыми этапами жизни и творчества детского поэта и писателя Сергея Баруздина.

Рассказ об авторе.

4. Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).

– формировать осознанность самостоятельного чтения молча.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения. Самостоятельно читают фамилию автора, заголовок.
Читают молча текст стихотворения.

5. Динамическая пауза (1 минута).

– снять умственное напряжение детей;
– дать возможность проявить двигательную активность.

Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.

5. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения (17 минут).

– продолжать работу по формированию умения работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте и аргументировать свое мнение, опираясь на текст);
– расширять кругозор и обогащать словарный запас обучающихся при работе в группах;
– учить определять главную мысль произведения.

– Какие бывают слова? Найдите ответ в тексте.
– Предлагаю поработать в группах и подобрать слова, которые вы считаете
ясными,
твердыми,
мягкими,
смелыми,
упрямыми,
суровыми.

2. Работа в тетрадях на с.16. (2 минуты).

3. Выразительное чтение (3 минуты).

4. Определение главной мысли стихотворения (3 минуты).

5. Подбор пословицы(3 минуты).

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Дерево смотри в плодах, а человека в делахю
Умный не тот, кто может говорить, а тот, кто много знает.

Находят в тексте стихотворения ответ на вопрос учителя.

Работают в группах.

Выполняют задание в тетрадях.

Слушают чтение учителя.

Самостоятельно отрабатывают выразительность чтения.

Обучающиеся определяют, что главная мысль произведения С.Баруздина заключена в последней строке стихотворения :“Человек без дела – человек без слова”. Высказывают свое понимание этих слов, аргументируя собственное мнение словами из текста.

6. Рефлексия (3 минуты).

Задачи:
– учить самостоятельно подводить итог урока;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

Заполняют табло результатов (примерно).

7. Информация о домашнем задании (1 минута).

– объявить и записать на доске домашнее задание;
– разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Жил в нашем доме чело­век. Боль­шой или малень­кий, трудно ска­зать. Из пелё­нок он дав­ным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.

А звали чело­века Алёшкой.

Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова раз­ные говорить.

Уви­дит отца, скажет:

Уви­дит мать, скажет:

Уви­дит на улице авто­мо­биль, скажет:

Ну, а есть захо­чет, так и скажет:

— Мама! Я есть хочу!

Одна­жды отец уехал по делам в дру­гой город. Несколько дней про­шло отец письмо домой прислал.

Мать про­чи­тала письмо. И Алёшка решил про­чи­тать. Взял письмо в руки, покру­тил и так и сяк, а понять ничего не может.

Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Напи­сала отцу ответ.

И Алёшка тоже решил папе письмо напи­сать. Каран­даш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить каран­да­шом по бумаге, а на ней одни кара­кули получаются.

Вот и ока­за­лось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.

Читать да писать и то не умеет!

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И ока­за­лось, что чте­ние — самое про­стое дело.

Видит он — в книжке дом нари­со­ван, говорит:

Видит лошадь, говорит:

Обра­до­вался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — ска­зал отец. — Давай посмот­рим, как ты читаешь.

Пока­зал отец Алёшке дру­гую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на кар­тинке жук нари­со­ван с зон­ти­ком, а под ним что-то написано.

— Это жук с зон­ти­ком, — объ­яс­нил Алёшка.

— Вовсе это и не жук с зон­ти­ком, — ска­зал отец, — а вертолёт.

Пере­вер­нул отец страницу:

— А это, — отве­чает Алёшка, — мячик с рож­ками и ножками.

— Это не мячик с рож­ками и нож­ками, а спут­ник, — ска­зал отец.

Тут он про­тя­нул Алёшке ещё одну книгу:

— Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.

— Не могу, — ска­зал, — здесь без картинок.

— А ты слова про­чти, — посо­ве­то­вал отец.

— Слова я не умею, — при­знался Алёшка.

— Вот то-то и оно! — ска­зал отец.

И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так слу­ча­лось: мать попро­сит о чём-нибудь Алёшку — соль при­не­сти из сосед­ней ком­наты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сде­лает вид, что не рас­слы­шал, и про­дол­жает играть. Мать вста­нет, сама соль при­не­сёт, сама воду выльет, и дело с концом!

Но вот одна­жды Алёшка отпра­вился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тро­туара огром­ный само­свал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.

Какой пяти­лет­ний маль­чишка про­пу­стит слу­чай лиш­ний раз на машину взглянуть!

И Алёшка не про­пу­стил! Оста­но­вился, рот рас­крыл, смот­рит. Мед­ведя бле­стя­щего на ради­а­торе уви­дел, руль в кабине шофёра и даже колесо потро­гал, что выше самого Алёшки ростом…

Тем вре­ме­нем шофёр капот захлоп­нул: видно, почи­нил в моторе всё, что нужно.

— А теперь машина поедет? — поин­те­ре­со­вался Алёшка.

— Не поедет, пока воду не зальём, — отве­тил шофёр, выти­рая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?

— Близко, — отве­тил Алёшка. — Совсем рядом.

— Вот и добро! — ска­зал шофёр. — Тогда я у тебя водички поза­им­ствую. Не возражаешь?

— Не воз­ра­жаю! — ска­зал Алёшка.

Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.

— Я дядю при­вёл, воды поза­им­ство­вать, — объ­яс­нил Алёшка матери, открыв­шей им дверь.

— Про­хо­дите, пожа­луй­ста, — ска­зала мать и про­вела шофёра в кухню.

Шофёр набрал пол­ное ведро воды, а Алёшка своё при­нёс — малень­кое — и тоже налил.

Вер­ну­лись они к машине. Шофёр вылил воду из сво­его ведра в радиатор.

— И моё! — ска­зал Алёшка.

— И твоё! — ска­зал шофёр и взял Алёш­кино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спа­сибо! Бывай!

Машина взре­вела как зверь, вздрог­нула и поехала.

Алёшка стоял со своим пустым вед­ром на тро­туаре и долго ещё смот­рел ей вслед. А потом вер­нулся домой и говорит:

— Мама! Давай я тебе помогу!

— Уж не под­ме­нили ли мне сына? — уди­ви­лась мать. — Что-то я его не узнаю!

— Нет, не под­ме­нили, это я! — успо­коил её Алёшка. — Про­сто я помо­гать тебе хочу!

Нужный гвоздь

Утром мать ска­зала отцу:

— Вечер­ком забей, пожа­луй­ста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.

Мать в этот день дома была.

Собра­лась она в магазин.

— Ты поиг­рай пока, сынок, — попро­сила она. — А я быстро вернусь.

— Поиг­раю, — пообе­щал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.

Моло­ток достал, гвозди и стал по оче­реди их в стенку забивать.

Штук десять забил!

Мать вер­ну­лась из магазина.

— Это кто же столько гвоз­дей в стенку поза­би­вал? — уди­ви­лась она, войдя в кухню.

— Я, — с гор­до­стью ска­зал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.

Не хоте­лось матери Алёшку огорчать.

— Давай посту­пим так, — пред­ло­жила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне при­го­дится. Хорошо?

— Хорошо! — согла­сился Алёшка.

Мать взяла клещи и выта­щила из стены десять гвоз­дей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил боль­шой гвоздь повыше.

— Вот этот гвоздь самый нуж­ный, — ска­зала мать и пове­сила на него кастрюльку.

Теперь Алёшка, как зай­дёт на кухню, так на стенку смот­рит: висит кастрюлька?

Зна­чит, и верно, что он самый нуж­ный гвоздь забил.

Как Алёшке учиться надоело

Испол­ни­лось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школь­ный год ещё не кон­чился, зима только-только в осен­них днях стала про­гля­ды­ваться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже счи­тать умеет. Книжку может про­честь, если она круп­ными бук­вами напе­ча­тана, слова на бумаге напи­сать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смот­рел, а солнце прямо Алёшке в лицо све­тило. На солнце Алёшка все­гда кур­но­сый: он смор­щился и нос у него стал, как китай­ское яблочко. И вдруг Алёшка почув­ство­вал, что ему надо­ело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры скла­ды­вать. Что же ещё!

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И оказалось, что чтение — самое простое дело.

Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:

Видит лошадь, говорит:

Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:

— А я уже читать умею!

— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.

Показал отец Алёшке другую книгу.

— Это что? — спросил.

Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.

- Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.

проверка выполнения заданий в тетрадях.

2.Работа над новым материалом:

А) Организация класса:

-Ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И сегодня предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.

Б) первичное чтение и восприятие текста:

Чтение стихотворения учителем:

-Какие бывают слова?

-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.

-Какие слова вам понравились?

-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые слова- мама, радость, тепло ,солнце.

-Мне нравятся слова смелые. Я хочу быть военным, и мне пригодятся эти слова - вперед, за Родину, защитник.

В) Аналитическое чтение:

Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов:

всякие не поймаешь

Человек без дела - человек без слова.

-Знакомы ли вам эти слова?

-Да, эти слова нам встречались в стихотворении.

-Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение .

Отметить карандашом данные слова в тексте.

-Прочитайте задание 2 к тексту.

1 группа ( хорошо читающие дети)

2 группа ( слабочитающие дети)

Выполнить задание 2 в тетради

Запиши разные слова. ( По группам )

Работа с учителем:

упражнения на гибкость и скорость чтения:

1) Прочитать предложение по стрелке : слова → бывают → разные → слова → бывают → всякие → слова → бывают → ясные → твердые → и → → мягкие.

2) Прочитать предложение по номерам слов :

Слова (1), стоит ( 9), упрямые (4 ), каждым (11), суровые (5), непременно (7), бывают (2), дело (8), за (10), но (6), смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку).

Работа с учителем.

Проверка выполнения работы:

Нежные - милая, мамочка, любимая, ласковая

Твердые - выучить, сделать, необходимо

Упрямые - хочу, буду, дай

Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами.

Это стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще с одним произведением этого же автора.

Мы пилили доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры, легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз- два, раз-два, будут на дрова.

Чтение 1 части произведения по абзацам хорошо читающими учениками .

-О ком этот рассказ?

-Этот рассказ о мальчике Алешке.

-В каком классе учился Алешка?

-Мальчик учился в первом классе.

-Почему Алешка ушел из школы?

-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.

Давайте еще раз прочтем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.

-Как можно озаглавить эту часть рассказа?

-Сколько лет исполнилось Алешке?

-Мальчику исполнилось семь лет.

-Зачем мальчик пошел в школу?

-Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать.

-Как учился Алешка?

-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить .

Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.

Дети пересказывают текст от имени мальчика.

-Как вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?

( дети высказывают свои предположения)

-О том, что произошло на самом деле с Алешкой, мы узнаем с вами на следующем уроке.

Читайте также: