С а баруздин самое простое дело конспект 1 класс
Обновлено: 03.07.2024
1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения “Стихи о человеке и его словах”).
2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
- Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
- Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Выставочный стенд с книгами С. Баруздина.
- Карточки для целеполагания и рефлексии.
- Выставка детских иллюстраций к произведению Б. Заходера “Перемена”
- Компьютерная презентация урока.
- Карточки для работы в группах.
- Цветные карандаши для самооценки работы.
- Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
- Проверка домашнего задания (7 минут).
- Знакомство с новым автором (3 минуты).
- Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
- Динамическая пауза (1 минута).
- Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(17 минут).
- Рефлексия(3минуты).
- Информация о домашнем задании(1минута).
1. Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).
– проверить готовность классного помещения к уроку;
– проверить наличие необходимого оборудования урока;
– помочь обучающимся самостоятельно сформулировать цели и тему работы на уроке;
– закрепить знания учеников о “заместителях” жанров и тем литературных произведений.
– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?
Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки:
На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.
– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?
– Если вы внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно сформулировать и тему урока.
Обучающиеся выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.
– Не можем, потому что не знаем тему урока.
Дети догадываются, что треугольник – это “заместитель” жанра стихотворения, а желтый цвет – это “заместитель” темы “О детях и для детей”.
Самостоятельно формулируют тему урока:
2. Проверка домашнего задания (7 минут).
– закрепить умение детей соотносить автора и произведение;
– проверить выразительность чтения;
– продолжить работу по развитию связной речи обучающихся;
– проверить умение точно иллюстрировать отрывки изучаемых произведений.
Отвечают на вопрос учителя :
– А. Барто “ Катя”, Б. Заходер “Перемена”
Учащиеся демонстрируют подготовленные задания (по выбору):
3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором (3 минуты).
– познакомить обучающихся с некоторыми этапами жизни и творчества детского поэта и писателя Сергея Баруздина.
Рассказ об авторе.
4. Самостоятельная работа со стихотворением С. Баруздина (3 минуты).
– формировать осознанность самостоятельного чтения молча.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
– Прочитайте фамилию автора, название и текст стихотворения. | Самостоятельно читают фамилию автора, заголовок. Читают молча текст стихотворения. |
5. Динамическая пауза (1 минута).
– снять умственное напряжение детей;
– дать возможность проявить двигательную активность.
Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.
5. Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения (17 минут).
– продолжать работу по формированию умения работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте и аргументировать свое мнение, опираясь на текст);
– расширять кругозор и обогащать словарный запас обучающихся при работе в группах;
– учить определять главную мысль произведения.
– Какие бывают слова? Найдите ответ в тексте.
– Предлагаю поработать в группах и подобрать слова, которые вы считаете
ясными,
твердыми,
мягкими,
смелыми,
упрямыми,
суровыми.
2. Работа в тетрадях на с.16. (2 минуты).
3. Выразительное чтение (3 минуты).
4. Определение главной мысли стихотворения (3 минуты).
5. Подбор пословицы(3 минуты).
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. |
Дерево смотри в плодах, а человека в делахю |
Умный не тот, кто может говорить, а тот, кто много знает. |
Находят в тексте стихотворения ответ на вопрос учителя.
Работают в группах.
Выполняют задание в тетрадях.
Слушают чтение учителя.
Самостоятельно отрабатывают выразительность чтения.
Обучающиеся определяют, что главная мысль произведения С.Баруздина заключена в последней строке стихотворения :“Человек без дела – человек без слова”. Высказывают свое понимание этих слов, аргументируя собственное мнение словами из текста.
6. Рефлексия (3 минуты).
Задачи:
– учить самостоятельно подводить итог урока;
– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;
карточки самых удавшихся своих действий на уроке.
Заполняют табло результатов (примерно).
7. Информация о домашнем задании (1 минута).
– объявить и записать на доске домашнее задание;
– разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.
Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.
А звали человека Алёшкой.
Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова разные говорить.
Увидит отца, скажет:
Увидит мать, скажет:
Увидит на улице автомобиль, скажет:
Ну, а есть захочет, так и скажет:
— Мама! Я есть хочу!
Однажды отец уехал по делам в другой город. Несколько дней прошло отец письмо домой прислал.
Мать прочитала письмо. И Алёшка решил прочитать. Взял письмо в руки, покрутил и так и сяк, а понять ничего не может.
Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Написала отцу ответ.
И Алёшка тоже решил папе письмо написать. Карандаш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить карандашом по бумаге, а на ней одни каракули получаются.
Вот и оказалось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.
Читать да писать и то не умеет!
Самое простое дело
До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.
И оказалось, что чтение — самое простое дело.
Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:
Видит лошадь, говорит:
Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:
— А я уже читать умею!
— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.
Показал отец Алёшке другую книгу.
— Это что? — спросил.
Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.
— Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка.
— Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолёт.
Перевернул отец страницу:
— А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками.
— Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец.
Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:
— Теперь эту почитай!
Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки.
— Не могу, — сказал, — здесь без картинок.
— А ты слова прочти, — посоветовал отец.
— Слова я не умею, — признался Алёшка.
— Вот то-то и оно! — сказал отец.
И больше ничего не сказал.
Ведро воды
Раньше не раз так случалось: мать попросит о чём-нибудь Алёшку — соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесёт, сама воду выльет, и дело с концом!
Но вот однажды Алёшка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.
Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть!
И Алёшка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофёра и даже колесо потрогал, что выше самого Алёшки ростом…
Тем временем шофёр капот захлопнул: видно, починил в моторе всё, что нужно.
— А теперь машина поедет? — поинтересовался Алёшка.
— Не поедет, пока воду не зальём, — ответил шофёр, вытирая руки. — А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?
— Близко, — ответил Алёшка. — Совсем рядом.
— Вот и добро! — сказал шофёр. — Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь?
— Не возражаю! — сказал Алёшка.
Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.
— Я дядю привёл, воды позаимствовать, — объяснил Алёшка матери, открывшей им дверь.
— Проходите, пожалуйста, — сказала мать и провела шофёра в кухню.
Шофёр набрал полное ведро воды, а Алёшка своё принёс — маленькое — и тоже налил.
Вернулись они к машине. Шофёр вылил воду из своего ведра в радиатор.
— И моё! — сказал Алёшка.
— И твоё! — сказал шофёр и взял Алёшкино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спасибо! Бывай!
Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала.
Алёшка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго ещё смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит:
— Мама! Давай я тебе помогу!
— Уж не подменили ли мне сына? — удивилась мать. — Что-то я его не узнаю!
— Нет, не подменили, это я! — успокоил её Алёшка. — Просто я помогать тебе хочу!
Нужный гвоздь
Утром мать сказала отцу:
— Вечерком забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.
Мать в этот день дома была.
Собралась она в магазин.
— Ты поиграй пока, сынок, — попросила она. — А я быстро вернусь.
— Поиграю, — пообещал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню.
Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать.
Штук десять забил!
Мать вернулась из магазина.
— Это кто же столько гвоздей в стенку позабивал? — удивилась она, войдя в кухню.
— Я, — с гордостью сказал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьёт.
Не хотелось матери Алёшку огорчать.
— Давай поступим так, — предложила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо?
— Хорошо! — согласился Алёшка.
Мать взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил большой гвоздь повыше.
— Вот этот гвоздь самый нужный, — сказала мать и повесила на него кастрюльку.
Теперь Алёшка, как зайдёт на кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька?
Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил.
Как Алёшке учиться надоело
Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.
Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же ещё!
До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.
И оказалось, что чтение — самое простое дело.
Видит он — в книжке дом нарисован, говорит:
Видит лошадь, говорит:
Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:
— А я уже читать умею!
— Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь.
Показал отец Алёшке другую книгу.
— Это что? — спросил.
Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.
- Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.
проверка выполнения заданий в тетрадях.
2.Работа над новым материалом:
А) Организация класса:
-Ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И сегодня предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.
Б) первичное чтение и восприятие текста:
Чтение стихотворения учителем:
-Какие бывают слова?
-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.
-Какие слова вам понравились?
-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые слова- мама, радость, тепло ,солнце.
-Мне нравятся слова смелые. Я хочу быть военным, и мне пригодятся эти слова - вперед, за Родину, защитник.
В) Аналитическое чтение:
Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов:
всякие не поймаешь
Человек без дела - человек без слова.
-Знакомы ли вам эти слова?
-Да, эти слова нам встречались в стихотворении.
-Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение .
Отметить карандашом данные слова в тексте.
-Прочитайте задание 2 к тексту.
1 группа ( хорошо читающие дети)
2 группа ( слабочитающие дети)
Выполнить задание 2 в тетради
Запиши разные слова. ( По группам )
Работа с учителем:
упражнения на гибкость и скорость чтения:
1) Прочитать предложение по стрелке : слова → бывают → разные → слова → бывают → всякие → слова → бывают → ясные → твердые → и → → мягкие.
2) Прочитать предложение по номерам слов :
Слова (1), стоит ( 9), упрямые (4 ), каждым (11), суровые (5), непременно (7), бывают (2), дело (8), за (10), но (6), смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку).
Работа с учителем.
Проверка выполнения работы:
Нежные - милая, мамочка, любимая, ласковая
Твердые - выучить, сделать, необходимо
Упрямые - хочу, буду, дай
Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами.
Это стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще с одним произведением этого же автора.
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз- два, раз-два, будут на дрова.
Чтение 1 части произведения по абзацам хорошо читающими учениками .
-О ком этот рассказ?
-Этот рассказ о мальчике Алешке.
-В каком классе учился Алешка?
-Мальчик учился в первом классе.
-Почему Алешка ушел из школы?
-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.
Давайте еще раз прочтем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.
-Как можно озаглавить эту часть рассказа?
-Сколько лет исполнилось Алешке?
-Мальчику исполнилось семь лет.
-Зачем мальчик пошел в школу?
-Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать.
-Как учился Алешка?
-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить .
Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.
Дети пересказывают текст от имени мальчика.
-Как вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?
( дети высказывают свои предположения)
-О том, что произошло на самом деле с Алешкой, мы узнаем с вами на следующем уроке.
Читайте также: