Правда сони мармеладовой конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

- Порфирий Пет рович во время беседы с Раскольни ковым советует ему:

«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть

- Лучи тепла, исходящег о от Сониной ду ши, достигают и Раскольн икова.

Именно Сонечка, беззащит - ная жертва жесто кого мира, привела к покаян ию убийцу,

взбунтовавшег ося против несправедливос - ти и бесчеловечности, пожел авшего

переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раско льни - кова. Какие черты

Мачеха Сони, Кат ерина Иван овна, факти чески обрек ает ее на жизнь по

желтому билету. Исто - щенные голо дом дети выжили только благодаря Соне. Она

трактире… После гибели отца, смерти мачех и именно Соня смысл своей жизни

- Жи знь тяжела и дня С они, и для Раскольникова. Но одинаково ли е ё

воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Расколь ников и по каким законам жи вет

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он

протестует против несправед - ливост и. Теория толкает ег о н а путь насилия над

другими ради своего благополучия. Он готов пере - ступить через трупы других,

стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы зате м изменить

Расколь - никова рождают конфл икт в его душе, ведут к р азъединен ию с людьми,

заставляют героя прези - рать себя больше всег о за человечность и чуткость к

страданиям д ругих. Соня идет друг ой доро - гой. Она смиряется и страд ает. Ее

жизнь строится по законам самопожертв ования. Во имя любви к людям она

избирает путь нас илия н ад с обой, ради спасе ния д ругих берёт н а себя тяжести

греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую

- Зачем Раскольни ков идёт к Соне? Как он сам объясняет свой перв ый визит к

Он ищет родст венную душу, ведь Соня тоже преступила. Внач але

Раскольников не видит разницы между своим преступлен ием и преступление м Сони.

Он ви дит в ней своеобразного союзника по преступлен ию и хочет понять, как она с

этим живёт, что поддерж ивает ее, в о имя чего она прест упила.

- Почему Раско льников задаёт вопросы, ко торые доводят Соню до и сступления ?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её

ему непонятны. Он счит ает, что С оня – более преступн ица, чем он са м, ведь она

напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня

герой Соне, но, дума - ется, го ворит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху ,

Раскольников т оже никому этим не пом ог и никого н и от че го не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека,

сосредоточенног о на своих бедах, и змученног о, обреченного, готового ухватиться за

малейшую надежду, но у видел нечто иное, п оро - дившее вопрос: «Поч ему он а так

слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж н е в

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет

- Религиозно сть С они влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о

воскрешении Лаза ря. Почему выбран и менно этот эпиз од из Е вангелия?

Раскольников ходит ср еди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но

не со знает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня ка к во гробе.

Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской

теплился свет ве ры в душе прест упника в в озможное для себя вос кресение.

- Обратимся к текст у. Каково с остояние Сони во в ремя чтения Евангел ия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговарив ала первые слова, но

с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся

преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, о слепленный и неверующий,

уверовал в Бога, и дрожала от радостного о жидания чуд а.

- Чер ез знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, жи вущих по

иным законам, зако - нам человечес кого б ратства. Не равноду шие, ненависть и

жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в

героине. Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенн ое чтение

детей, д умая не о себе, а о своих ближних . Уходя о т девушки, о н го ворит, что скажет,

только к кому пр идёт с признанием Раскольников, но и где это произой дёт – в

квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает ко мнату. Капернаумов –

Капернаум – го род, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился

Иисус Христос после то - го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его

возлежал в доме, многие мытар и и гр ешники пришли и возлегли с ним и ученикам и

Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с

Так и в комнате Сони в квартире п ортного Капернаумова сходятся грешники,

страдальцы, убогие – все б ольные и жаждущие исц еления. Сюда приходит и

Раскольников, чтобы сознаться в преступле - нии. Почему именно Соне герой

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело

окружающее она восприни мает серд цем, душой, а не разум ом, как Р аск ольников.

- Почему, прежде чем признатьс я Соне, Раск ольников пре дложил ей д илемму ?

Если бы Со ня ответила, что лучше жи ть Катерине Ивановне с детьми, чем

Лужину, то Расколь - ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел

право убить процентщицу. Но Соня не может р ешать: кто должен жить, а кто

Она понимает, как м учается Раскольников, и сама испытывает эти мучения

Выслушав ег о исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмен а

ценностей: истинное, Бож ие было заменен о в душе Р аскольников а дьявольски м.

Рассудочная, бездушная тео рия стала его верой и закон ом.

считает, что един - ственный путь спасения – через покаяние и искупление

гордыней, и гот ова идти с н им до к онца, да и себя она считает грешни цей.

- Ч уда воскрешения ждет теперь Раскольников о т Сони. На Сен ной п лощад и,

когда он вспоминает советы Сони, у него рождается о щущение полноты жизни: «.

все разом в нем размягчилось, и хлы - нули слезы. он стал на колени среди площади,

Окончательное освобождение Раскольник ова от его прежних идей

Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каки м

«…Он не раскаивался в сво ём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все

прежние свои поступки и совсем не нашёл их так г лупыми и безоб разными, как

его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидет ь…Презирали его, смеялись

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кла нялись. «Они

любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как о на идёт, и хвалили

- Возрождение приходит к Раскольник ову как преодоление болезни. Какие сны

Раскольников видит сон о моро вой язве: претворение в жизнь его теори и. Все

люди вообразили себя Героями, причастными к высшей и стине, и стремят ся повести

человечество в царство счастья и справедливост и. Но никто не желает и дти вслед:

ведь гением - предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые

переходят в драки, вспыхивают войны. Во им я счастья всего человечества люди

- П устая земля, где люди перебили д руг д руга, - вот логический итог теории

Раскольникова. Только после этого сна начинается осво бождение героя из - под власти

идеи, именно сон помогает ему сде - лать по следний шаг – со знательно отказаться от

своей теории. Раск ольников излеч ился не только от фи зической болез ни, но и от

болезни индивидуализма, рухнула та с тена, которую в свои х мыслях он возвел межд у

дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что - то как бы

появляются слёзы – символ очищения, рубеж нового этапа его жи зни. «В этот д ень

ему даже показалось, что как б удто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на

понимает, что стать человеком – значит о брести те нравственные идеалы, без которых

невозможно жить с людьми, се рдцем принять нормы чел овеческ их взаимоот ношений.

за сильным, у мным и гордым героем, а за Соней , видя в ней высшу ю правду: лучше

страдание, чем насилие – страдание очищает. Соня исповедует н равственные идеалы,

которые, с точки зрения писателя, наиболее близки русскому народу: идеалы

смирения, всепрощ ения, молчаливой покорности. Своей жалостью и человечн остью

Соня верну ла герою ту полн оту восприятия се бя самого и окружающего, к оторая,

убеждает нас, что и сточник обновления мира не в борьбе и протесте, не в

переустройстве общ ества, а в нрав ственном у совершенствовани и личности.

- Возможно ли с частье, пост роенное на несчастье дру гих?

- Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть

И.В.Золотарёва, Т.И .Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс.

Г.Фефилова. Л итерату ра. Планы - конспекты дл я 105 урок ов. – М.: АСТ, 2016

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи:

образовательные:

развивающие:

развитие навыков аналитического чтения и художественного пересказа;

воспитательные:

воспитание сострадания, неприятия зла .

Оборудование:

рабочее место учителя:

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2010.

Литература:

Литература. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.И.Коровина – М. Просвещение, 2007.

Структура урока:

Организационный момент 1 мин

Вступительное слово учителя 4 мин

Проблемный диалог 25 мин

Просмотр и обсуждение видеофрагментов 10 мин

Заключительное слово учителя 3 мин

Подведение итогов урока, домашнее задание 2 мин

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя

На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

hello_html_6c49b383.jpg

hello_html_mdb4baa3.jpg
hello_html_7dadde0a.jpg

Проблемный диалог с опорой на текст романа

– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:

hello_html_cda9a2c.jpg

Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.

– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?

Художественный пересказ эпизода учащимися.

Вот некоторые детали.

Цифра 30 имеет определенный евангельский подтекст:

30 целковых заработала Соня;

за 30 серебренников Иуда предал своего учителя Христа;

Свидригайлов собирался предложить Дуне тысяч до 30;

30 копеек вынесла Соня своему отцу на похмелье.

Колоссальный смысл приобретает эта деталь в исповеди Мармеладова: бездна унижения, до которой дошел несчастный отец.

Еще одна деталь.

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

– Обратимся к исповеди Мармеладова. Перечитаем финальные строки.

Эти евангельские строки придают великий и таинственный смысл исповеди отца Сони.

А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.

– Расскажите, как это произойдет.

Художественный пересказ эпизода.

Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.

Намечены два пути: примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.

В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование. Раскольников этого понимать не хочет.

– Какие два факта можно выделить, прочитав письмо?

(Честное имя Дуни восстановлено. Предстоит замужество.)

Итак, сформулирована идея, идея самопожертвования и сострадания. Вот чего Раскольников не хочет и не может принять. Он спорит сам с собой.

И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.

– В каком эпизоде это произойдет?

(У постели умирающего отца)

hello_html_ma2a46e.jpg

По окончании просмотра – обсуждение:

Почему Соня остановилась у порога?

Такой ли вы представляли себе героиню?

В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки.

– Почему она робеет? Кто еще был у него в тот момент?

(Она стесняется матери и сестры Раскольникова.)

А затем происходит безобразная сцена на поминках. Но прежде чем Достоевский соберет там всех персонажей, еще в 4 части 4 главы Раскольников сам придет к Соне.

hello_html_m18e56aa6.jpg

Откройте эту сцену.

(Бедность и страдание.)

– Почему Раскольникову так важно смутить Соню?

(Его истерзали сомнения, а Соня – человек глубоко верующий.)

- Обратите внимание на жест Раскольникова. Что он делает?

Затем Раскольников требует, чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.

Художественный пересказ эпизода.

Это ли не чудо, что словам Святого писания внемлют униженные, оскорбленные, отвергнутые обществом люди. Но у Господа всё возможно. Возможно даже возрождение самой заблудшей души. Чудо произошло.

– В чем же новое слово Раскольникова?

hello_html_m41e1cd3c.jpg

– До каких пределов может дойти способность Сони принять зло?

– Что главное в поведении героини?

(Она смиряется и страдает.)

hello_html_m5cb74ae4.jpg

– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?

hello_html_73f2e7b7.jpg

Заключительное слово учителя

hello_html_25bc85b1.jpg

Подведение итогов урока

Домашнее задание

1.Подготовка к восприятию.

3.Работа по теме урока.

- Расскажите о жизни Сони.

- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

- Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

- Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

- Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

- Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

- Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

- Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

- А как каторжане относились к Соне?

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

- Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

- Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003


Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.



ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?

• Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

Родион Раскольников и Соня Мармеладова — два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал Достоевского.

Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Согласно П. С. Соловьёву (русскому поэту, философу, публицисту), среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь.

Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены с этим учением… Давайте ещё раз перечитаем страницы романа и убедимся в справедливости этого утверждения…

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

• Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделайте вывод о причине бедственного положения Мармеладовых (ч. 1, гл. II).

• О жизни Сони Мармеладовой мы узнаём вместе с Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (ч. 4, гл. IV).

• Какую роль в этой сцене играет Библия? Обратите внимание на цифры: Соня отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?

• С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? (ч. 5, гл. IV) Почему именно ей признаётся в убийстве? Может ли его понять Соня?

• В чём качественное отличие Сони от Раскольникова?

• Какими примерами из текста можно подтвердить, что Соня — олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения? (ч. I, гл. II; ч. III, гл. 4; ч. IV, гл. IV; ч. V, гл. IV; ч. VI, гл. V, VIII; эпилог, гл. II)

• Почему каторжане любят Соню?

• По убеждению Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости.

• Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?

• Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

2. Творческая работа (в парах) с текстом романа

• Письменно составьте цитатный портрет Сони, подчеркнув её беззащитность, хрупкость и большую нравственную силу.

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни

Вывод. Героев спасёт вера, сострадание; им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности человеческой жизни

4. Постановка и решение проблемной ситуации (работа в группах)

1-я группа.

• Как отвечает Достоевский на вопрос: как уничтожить на земле зло?

2-я группа.

3-я группа.

Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь к Соне.

4-я группа.


5. Обобщающее слово учителя

— Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они как два противоположных полюса, не могущие существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони — идея смирения.

Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: Наполеон — символ неограниченной власти; аршин пространства — символ одиночества, кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

У ч и т е л ь.
Достоевский-психолог… Важным средством внутреннего самораскрытия героев в романе являются диалоги и монологи. Но не менее важна их форма, поскольку монологи у Достоевского имеют форму спора героя с самим собой. Он одновременно высказывает противоположные точки зрения на происходящее.

Монологи в романе диалогичны, и в этом проявляется полифонизм (разные точки зрения на один факт), а диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как они представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

Комментарий.
Группы получают карточки с текстом отрывков из романа. В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическое состояние персонажей произведения. Учащиеся должны восполнить пропуски.

2-я группа.
Она не выдержала и вдруг (1) заплакала. В мрачной тоске смотрел он на неё. Прошло пять минут. «А ведь ты права, Соня,— (2) проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг (3).— Это я про Лужина и промысел для себя говорил… Я это прощения просил, Соня… Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой (4) к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на неё; но он встретил на себе беспокойный и до муки (5) взгляд её, тут была и любовь…
Ключ. 1) Горько; 2) тихо; 3) ослабел; 4) ненависти; 5) заботливый.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

Читайте также: