Конспект я гражданин республики беларусь
Обновлено: 07.07.2024
В данном занятии мы изучаем символику Республики Беларусь.
Содержимое разработки
Тема: Я – гражданин Республики Беларусь
Цель: расширять представления обучающихся о республике, в которой они живут; формировать положительный образ родной страны и чувство любви к ней.
- углублять знания обучающихся о Родине;
- развивать потребность в знаниях о Родине, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство любви к Родине, уважения и гордости за свой народ, язык.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом,-
Мы все с рожденья в нем живем…
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Взявшись за руки, идем.
Слова в пословицах рассыпались, их надо собрать.
Дома и стены помогают
В гостях хорошо, а дома лучше
Родная сторона – мать, чужая – мачеха
Своя земля и в горсти мила
Человек без Родины, что соловей без крыльев
Везде хорошо, а дома лучше
Нашу страну называют краем голубых озер, краем зеленых лесов. А еще ее называют землей под белыми крыльями.
Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями, они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее и так и называют – земля под белыми крыльями.
Каждый знает, что аист – символ родной Беларуси.
Что такое символика? Это понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Республика Беларусь, как и каждая страна имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень древние времена в качестве флагов использовали украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок материи с какой-либо буквой, рисунком, символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым государственным флагом является Флаг Дании с 1219.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зеленый, белый. Красный цвет – знак Солнца, зеленый – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.
Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств.
Вторым государственным символом является Государственный герб.
Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны.
Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.6
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.
Третий символ – Государственный гимн
Символом любого государства является и гимн – торжественная песня
Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.
Наша Родина – Республика Беларусь, и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, ее язык, природу, достопримечательности родного края.
Перед нами карта Беларуси. Давайте ее рассмотрим. Республику Беларусь можно поделить на 6 частей. Эти части называются областями. И в каждой области есть главный областной город. Назовем эти города.
Кто соседи Беларуси? Рассмотрите и запомните.
У вас на столах, но на них не подписаны названия городов и соседей Республики Беларусь. Обозначь город.
Сценарий классного часа " Я - гражданин Республики Беларусь" для учащихся 2-4 классов. Материалы мероприятия можно использовать при проведении классного часа или первого урока.
Тема. Я – гражданин Республики Беларусь.
Цели: привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;
расширение кругозора;
воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.
Оборудование:
для учащихся – карточки для чтения стихов и игр, контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.
Организационный момент
Учащиеся входят в класс, рассаживаются за парты. Учитель и ученики приветствуют друг друга.
А) обращение учителя, поздравление с началом учебного года
- Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! И я надеюсь, что вы также с нетерпением ждали этого дня.
Вы заметили, что сегодня утром все прохожие улыбались, глядя на вас, таких красивых, нарядных, счастливых? Улыбались потому, что догадывались о том, что вы второклассники.
Вы заметили, как горды были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Горды тем, что вы уже второклассники.
И я горжусь и радуюсь тому, что у меня такие чудесные ученики!
Б) обмен впечатлениями о летнем отдыхе
- А как вы отдыхали? Что интересного произошло на летних каникулах? Чем они вам запомнились? Поделитесь информацией с друзьями.
( свободные высказывания учащихся)
- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Белая Русь мая!
Чыстая ты мая!
Родная ты мая!
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
- Правильно, это аист. (картинка)
Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.
Беседа о нашей Родине – Республики Беларусь
А) - В какой стране мы живем? (в Беларуси)
Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)
Прочитайте, пожалуйста, стихи о Беларуси, которые подготовил для вас аистенок.
Я – дзяýчынка-беларуска
З васíльковымí вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзíма.
Я – беларус маленькí,
З блакíтнымí вачыма.
Хачу í я, каб лепей
Жыла мая Радзíма.
Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.
Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все вожможное, чтобы наша Родина процветала.
Беларусь – небольшая страна с населением около 10 миллионов человек. Живут в республике не только белорусы, но и русские, евреи, украинцы, литовцы, поляки и люди других национальностей. С давних времен они все вместе давали отпор врагу, строили новую жизнь. Белорусы научились жить в мире, любви, уважении друг к другу и другим людям планеты Земля.
Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.)
В нашем классе, где мы будем учиться, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)
Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.
Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Республики Беларусь. Что вы видите?
Как вы думаете, почему изображен венок из колосьев? Почему на венке цветки клевера и льна?
Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на флаге? А знаете ли вы, что они обозначают?
Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя полоса — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благородство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является символом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.
Что символизирует каждый цвет флага нашей республики?
Государственный герб Золотистый
Голубой Государственный флаг
- Соединить линией цвет с гербом или флагом.
- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?
Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в самые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.
Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к символам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.
- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)
- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны.
Мяжуе з Польшчай, Украíнай,
Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.
Твой родны край, твая Айчына –
Жыцце твае í гонар твой.
- На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. Назовите города– областные центры? В какой области живем мы? Какой город является областным центром Брестской области? Чем знаменит город Брест?
- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)
- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске, вспоминая правило)
- А в каком городе живем мы с вами? Что вы знаете о родном городе?
Пинск отмечает свой день рождения 5 ноября 1097 года. В этом году город будет отмечать свое 915 – летие.
Найдите на карте город Пинск. Обозначьте его красным флажком.
- Аистенок предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильм «Моя Беларусь.
О многом мы уже сегодня говорили, но вы увидите и что-то новое, о чем и расскажите.
(ученики просматривают фильм, отвечают на вопросы:
-Какой главный закон есть в Беларуси? (Конституция. Учитель демонстрирует книжечку. 15 марта страна отмечает День Конституции РБ)
- Какая белорусская природа? (Прекрасная, леса, поля, луга, реки и озера, многочисленные растения и животные.)
- Что в фильме видели с далекого прошлого нашей страны? (Замки)
- А какой белорусский народ? (мирный, гостеприимный, трудолюбивый)
- Сложить начало и конец пословиц.
Хто працуе заýтра як знойдзеш.
Хочаш есцí калачы той не сумуе.
Сёння зробíш не сядзí на печы.
- О чем все эти пословицы говорят?
- Какой ваш самый главный труд?
Е н е л а д г (легенда)
Случилось это давным-давно. Земли тогда еще не было. Везде стояла мертвая вода, а посередине торчал камень. Внезапно надвинулись тучи, загремел гром, начала сверкать молния. Она била своими огненными стрелами в камень. От камня отскочили три искорки- белая, красная и желтая и упали в воду. Вода закипела, свет померк, стало темно-темно. Когда же молния закончилась, то произошло чудо: вода расступилась, появилась земля. Очень скоро в воде и на земле появилась жизнь. Сначала рыбы, птицы, звери, а потом и человек. Звали его Бай. Когда пришло время ему умирать, то позвал он своих сыновей и поделил свое богатство между ними. А про самого младшего сына, которого звали Белополь, позабыл, потому что того не было в этот момент дома, Белополь был на охоте. Ему остались в наследство только две собаки. Одну собаку отпустил в правый бок, другую в левый. А по их следу реки покатились: Двина и Днепр. Вот на этих просторах и начал Белополь свое хозяйство строить. От Белополя берут свое начало люди, имя которым – белорусы.
- Что интересного запомнили из легенды?
Д) беседа о родном языке
- Аистенок полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо.
Я прыйду да вас ý госцí.
И мы будзем весела гуляць.
Але спачатку мяне
Паспрабуйце вы адгадаць.
Вам необходимо отгадать загадки и собрать первые буквы в слово.
Я í хмарка, í туман,
Ручаёк í акíян,
Я лятаю í бягу
í шкляною быць магу. (Вада.)
Па кустах пакацíýся,
На зубах раскусíýся. (Арэх.)
Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,
Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)
Круглая лíтара кацíлася па полí
Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)
- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?
- Послушайте стихотворение, какой вопрос он задавал?
Француз па-французску,
Па-польску – паляк
Гавораць з маленства,
А я, мама, як?
Замежную мову
Я садзе вучу,
А на беларускай –
Не мею, маýчу.
Чаму, адкажы мне,
Ты, тата í дзед
Не размалялí
На роднай нíдзе?
Я русскую мову
Люблю í вучу.
Í нашу таксама
Я ведаць хачу.
Буквар беларускí
Прашу мне купíць
Í родную мову
Пачну я вучыць.
- А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?
4. Подведение итогов урока
А) - Прачытайце па-беларуску сказы. Дапоýнíце íх.
Мы жывём у прыгожай ______________ .
У Беларусí жывуць ________________.
Родная мова беларусаý ______________.
- Наш аистенок на своих крылышках пусть унесет ваши пожелания всем беларусам. (Дети пишут свои пожелания на аистенке. Желающие могут зачитать свои записи.)
В) заключительное слово учителя
- Наш первый урок подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о Великой Отечественной войне и послевоенных годах, о героях нашей Родины, современной науке, народном промысле, культуре, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом, ну и, конечно же, совершим незабываемые экскурсии по знаменитым местам Беларуси.
Цели: в процессе деловой игры рассмотреть понятия гражданство, патриотизм;
воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки; продолжить развивать умения вести диалог, высказывать свое мнение.
Задачи: 1) сформировать группы из учащихся класса;
2) познакомить с понятием гражданство, принципами гражданства Республики Беларусь;
3) обсудить в группе и вынести на всеобщее рассмотрение поставленные вопросы.
Форма: деловая игра
Оборудование: государственная символика (герб, флаг, гимн), листы бумаги, фломастеры, ручки.
Литература:
Структура.
- Оргмомент.
- Нормы группового взаимодействия
- Переходим на один язык (ассоциации к слову РОДИНА)
- Вступительное слово учителя (постановка цели).
- Работа в группах по 2 чел. Кого называют гражданином? Патриотом?
- Дискуссия.
- Стихи о Беларуси. Групповое чтение
- Просмотр презентации
- Подведение итогов.
10. Фото на память
Ход классного часа
2. Нормы группового взаимодействия:
Тихий режим звучания
Правило поднятой руки
Звучит песня Белая Русь
Высказываются по одному
4. Вступительное слово учителя.
- Любовь к Родине… Что стоит за этими словами?
Наверно только отправившись куда-нибудь далеко, за пределы своей страны, и прожив там достаточно долгое время, мы начинаем ощущать тянущее чувство тоски по тем местам, где мы родились, выросли…Ностальгия…
Мы не часто задумываемся о таком понятии как гражданство, а, тем не менее, каждый человек, родившись, становится гражданином.
В статье 3 рассмотрены принципы гражданства Республики Беларусь:
- каждый имеет право на гражданство;
- гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от основания его приобретения;
- гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
- никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
- Республика Беларусь стремится избежать случаев без гражданства.
5. Работа в группах по 2 чел. Кого называют гражданином? Патриотом?
- Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах по 2 человека
1.Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями
2.Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3.Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
Слово учителя :
- Говоря сегодня о гражданстве, необходимо вспомнить еще об одном понятии – патриотизм.
На ваш взгляд, что это такое?
- Всякого ли гражданина можно назвать патриотом?
- Как вы думаете, почему в последнее время, уделяется большое внимание данному вопросу?
Происходит обсуждение, при котором учащиеся высказывают свою точку зрения.
-Каким должен быть гражданин?
- Кто может быть гражданином Республики Беларусь.
- Что нужно сделать, чтобы воспитать достойных граждан своей страны.
В начале обсуждение пройдет в группах. Для этого мы разобьем класс на 3группы. Каждая группа рассмотрит задание и подготовит выступление по своей проблеме, а затем все вместе обсудим и подведем итоги.
1. Учитель разбивает класс на группы и раздает лист с вопросом.
Учитель уточняет у учащихся, что им может пригодиться для того, чтобы ответить на вопрос; знакомит с литературой по данной теме и оборудованием.
На работу в группах отводится от 5 до 10 минут.
2. После этого представители от групп сообщают мнение группы по данному вопросу. Всем остальным предлагают обсудить (при этом учитель или ведущий ведет дискуссию).
Вопросы для обсуждения.
1 группа. Кто может быть гражданином РБ?
2 группа. Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги)
3 группа. Каким образом можно воспитать достойного гражданина РБ?
Быть гражданином своей страны – это значит…
- Знать откуда ты родом и почитать традиции своего рода (или своей семьи);
- Знать историческую летопись своего города и своей страны;
- Почитать законы того государства, гражданином которого ты являешься;
- Знать флаг, гимн и президента своей страны
3. Учитель вместе с учащимися подводит итог дискуссии.
- Стихи о Беларуси. Групповое чтение под звуковое сопровождение
- Просмотр презентации
- Подведение итогов.
10. Фото на память
Патриотическая песня
Я твой и телом и душой,
Кого любить, как не тебя!
Моя душа – высокий храм!
Тебе, отчизна, я отдам
Пусть из руин моей груди
«Дай, боже, родине моей
Не буду громко повторять
Что ты дороже мне всего
1 группа.
Что значит быть гражданином?
2 группа.
Кто может быть гражданином РБ?
3 группа.
Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги)
4 группа.
Что для вас значит быть гражданином РБ?
5 группа.
Каким образом можно воспитать достойного гражданина РБ? Предложите конкретные пути.
6 группа.
Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги).
7 группа.
Что для вас значит быть гражданином РБ?
Словарь понятий.
Апатриты – лица, не имеющие гражданства.
Бипатризм – двойное гражданство, которое допускают некоторые государства. Оно может возникать по факту рождения в другой стране или в результате приема в гражданство другого государства.
Бипатриды – лица, имеющие двойное гражданство.
Гражданин – человек, характеризующийся своей правовой принадлежностью к тому или другому государству.
Гражданство – политическая и правовая принадлежность человека к определенному государству; законы, предоставляемые свободы и установленные обязанности, которые на него распространяются.
Декларация - официальное заявление, торжественное провозглашение принципов политики, основных положений каких - либо программ.
Конвенция (соглашение)- один из видов международного договора; устанавливает взаимные права и обязанности государства в какой – либо области.
Работа позволит рассмотреть понятия гражданство, патриотизм; воспитать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.
- рассмотреть понятия гражданство, патриотизм;
- воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки;
- продолжить развивать умения вести беседу, высказывать свое мнение.
Воспитатель:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, —
Мы все с рожденья в нем живём…
Воспитатель:
Воспитанник:
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Воспитатель:
Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.
Родина-мать, умей за нее… (постоять)
Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей)
Где мать родила, там и Р… (Родина)
Везде хорошо, а дома… (лучше)
Чужбина-калина, Родина-… (малина)
Родину, как и родителей, на чужбине не… (меняют)
Воспитанник:
Радзіма наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.
Воспитатель:
Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.
Воспитанник:
Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.
Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.
(с, м, в, л, и, и, к, а, о). (СИМВОЛИКА)
А что это такое? Что вы о ней знаете?
Ответы детей:
Воспитатель:
Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Воспитанник:
Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самый старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.
Воспитанник:
Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье,
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка.
Воспитатель:
Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.
Вторым государственным символом является герб.
Воспитанник:
Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.
Воспитанник:
Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.
Воспитатель:
Воспитатель:
Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.
Воспитанник:
Воспитанник:
В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с теплым чувством,
Гордо эту песню пой!
Звучит музыка. Воспитанники встают и поют гимн Республики Беларусь.
Воспитанник:
Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім на век,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.
Люблю я пераліў заранак
І сінявочкі-васількі,
У белых хустачках сялянак
На сенажаці ля ракі.
У полі кветак назбіраю,
Ўпаду у росную траву.
У косы сеня наўплятаю…
Ах, як шчасліва я жыву!
І хоць багацця я не маю,
Але скажу з усёй душой:
Другім багатая, я знаю, —
Сваёй Радзімай дарагой.
Воспитанник:
Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.
Воспитанник:
Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…
Воспитатель:
Наша Родина – Республика Беларусь, и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и достопримечательности родного края. А знаете ли вы, почему наша Беларусь так называется?
Легенда о Беларуси
Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое… Прыйшлі беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ён і пачаў нас надзяляць: “Рэкі вам даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Спёкі ў вас ніколі не будзе, але і холаду – пагатоў. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, как былі ўсе ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ што-небудзь. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках – касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзьмі вы будзіце таленавітымі на музыку, на песні, на вершы… На дойлідства – таксама. І будзіце вы жыць ды жыць…
Воспитатель:
А теперь предлагаю немного поиграть.
Игра “Отгадай загадки”
1. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (лен)
2. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)
3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (картофель)
4. Под листочками у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)
5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (лось)
Воспитатель:
время проверить ваши знания.
Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Сколько человек проживает в нашей стране?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?
Воспитанник:
Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.
Воспитатель:
И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.
Берегите Землю, берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!
Название работы: Я – гражданин Республики Беларусь
Категория: Конспект урока
Предметная область: Педагогика и дидактика
Дата добавления: 2014-06-03
Размер файла: 21.94 KB
Работу скачали: 100 чел.
Ход учебного занятия
- На планете Земля очень много стран. Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.
- Какое имя у этой страны? (Беларусь.)
- Это Беларусь имя нашей родины, где мы родились, живём, учимся.
- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)
- Как называются эти части? (Области.)
- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Минск, Гродно, Витебск, Гомель, Брест, Могилёв . )
- Какой город главный среди городов? (Минск.)
- Как его можно назвать ещё? (Столица.)
- Поднимите глазки на доску и посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)
- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Литва, Польша, Украина и т.д.)
- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве литовцы, в Польше поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)
- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (гимн, герб, флаг.)
- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.
· Я вижу колосья. · Я вижу красную звезду.
· Я вижу кленовый листок контур нашей республики. · Я вижу красные цветки клевера.
· Я нашёл голубые цветки льна. · В середине находится земной шар.
· Я вижу лучи солнца. · Внизу красно-зелёная лента.
· Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.
- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.
Клевер символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.
Лён прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён символ труда, знак добра и достатка.
В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.
Земля и Солнце знак жизни.
Пятиконечная красная звезда символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы детей.) Да, во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.
Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета “Рэспубліка Беларусь”.
Таким образом, герб нашей страны яркая и запоминающаяся “книга”.
Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”
- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, несмотря на герб РБ, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?
- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)
- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)
- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?
- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)
- По сколько колосьев с каждой стороны?
- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.
- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)
- Да, это флаги. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.
- Посмотрите на флаги, которые лежат у вас на парте. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)
- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет символ солнца.
- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)
- Зелёный цвет символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.
Белый цвет цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.
- Что ещё можно увидеть на флаге РБ?
- Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.
- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Беседа о государственном гимне РБ.
- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушали на торжественной линейке? (Гимн РБ.)
- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)
- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)
Я человек (показываем рукой на себя),
всегда готов стать рядом (шаг в сторону),
иль чуть впереди (шаг вперёд),
протянуть руку помощи (протягиваем руку вперёд),
легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),
подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),
обернуться к отставшим (поворот назад),
перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперёд),
подняться после неудачи ( приседаем и встаём),
пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),
бороться с собственной ленью (боксируем),
дотянуться до мечты (тянемся вверх),
глубоко вздохнутьпо несбывшемуся (вздыхаем),
и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руку вверх).
Беседа о столице РБ. Игра “Расшифруй слово” (работа в парах).
- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас ещё очень интересное задание. Если вы расшифруете слово, а для этого нужно соединить числа в порядке возрастания, то узнаете название одного из самых красивых городов нашей родины.(14,10,15,19,12.)
- Молодцы, ребята, вы снова порадовали Мудрую Сову. Какое звание носит Минск? (Город-герой.)
- Как вы думаете, за какие заслуги? (За мужество жителей города в годы войны.)
- В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один самый большой и главный город. Это Минск. В Минске работает Президент страны и Правительство.
В Минске много красивых мест (архитектурных сооружений): Привокзальная площадь, Дом Правительства, Дворец Республики, цирк, Минск-Арена.
Национальная библиотека РБ является одной из самых больших в мире. Библиотека имеет книгохранилище, много читальных залов, культурных центров.
Минск-Арена представляет собой спортивно-развлекательный комплекс.
В Минске есть подземная дорога метро.
Минск один из самых красивых городов Европы.
Минск был полностью разрушен в годы войны. Минск современный город с широкими проспектами, зелёными улицами, новыми высокими зданиями.
Задание “Достопримечательности Минска”.
- Ребята, перед вами лежат листочки с заданием. Что на них изображено? (Достопримечательности Минска.) Закрасьте те кружочки, под которыми изображены достопримечательности Минска, где вы уже побывали.
Беседа “Растительный и животный мир Республики Беларуси”.
- Ребята, вам понравилось расшифровывать слова? Тогда Мудрая Сова предлагает вам расшифровать ещё одно слово. Если соедините кораблики по порядку, то вы узнаете название реки, которую можно увидеть в Минске.
- Правильно, это красивая река Свислочь. Её можно увидеть в удивительном месте нашей столицы в Троицком предместье. Посмотрите на изображение на доске.
- В Беларуси много рек и озёр, которые нужно беречь. Озеро Нарочь самое большое, чистое и красивое озеро нашей страны. Очень красивые Браславские озёра, озеро Свитязь.
- Назовите деревья, которые растут в лесах и парках нашей страны. (Ответы детей.)
Игра “Да или нет?”
- Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси, то вы хлопайте, если не произрастают и не проживают, то тихонько топайте ногами.
Сосна, можжевельник, бамбук, тополь, ива, ландыш, королёк, папоротник, рысь, сова, лебедь, страус, крокодил, бегемот, медведь, купальница, барсук. (Показ незнакомых детям животных и растений.)
- В нашей республике есть уникальный заповедник Беловежская пуща. Там живут очень редкие животные зубры. Посмотрите на картинки, на которых изображены животные. Что у них общее? (Эти животные занесены в Красную книгу РБ: чёрный аист, дикий кабан, косуля, норка, куница.)
- Отгадайте загадки и узнаете продукцию белорусских предприятий.
2.Хотя ни языка, ни ног
Найти бы ты у них не смог.
Они нужны не для красы
Диктуют время нам… (Часы.)
3.В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище холодище. (Холодильник.)
5.Что за чудо синий дом!
И детишек много в нём.
Носит обувь из резины.
И питается бензином!
Дом по улице идёт,
На рботу всех везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
6.Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн.)
7.Два сонца, два круга
Догоняют друг друга.
Согнулся в дугу.
Согнулся в дугу Сижу и бегу. (Велосипед.)
8.На водопой не хожу,
Коли хочешь, попашу,
Коли хочешь, помолчу. (Трактор.)
9.Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
- Ребята, Мудрая Сова прощается с вами. Сегодня на уроке вы своими знаниями доказали, что достойны носить звание “Я - гражданин Республики Беларусь”.
Читайте также: