Конспект я гражданин республики беларусь

Обновлено: 07.07.2024

В данном занятии мы изучаем символику Республики Беларусь.

Содержимое разработки

Тема: Я – гражданин Республики Беларусь

Цель: расширять представления обучающихся о республике, в которой они живут; формировать положительный образ родной страны и чувство любви к ней.

- углублять знания обучающихся о Родине;

- развивать потребность в знаниях о Родине, обогащать словарный запас учащихся;

- воспитывать чувство любви к Родине, уважения и гордости за свой народ, язык.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нем живем…

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Взявшись за руки, идем.

Слова в пословицах рассыпались, их надо собрать.

Дома и стены помогают

В гостях хорошо, а дома лучше

Родная сторона – мать, чужая – мачеха

Своя земля и в горсти мила

Человек без Родины, что соловей без крыльев

Везде хорошо, а дома лучше

Нашу страну называют краем голубых озер, краем зеленых лесов. А еще ее называют землей под белыми крыльями.

Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями, они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее и так и называют – земля под белыми крыльями.

Каждый знает, что аист – символ родной Беларуси.

Что такое символика? Это понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Республика Беларусь, как и каждая страна имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень древние времена в качестве флагов использовали украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок материи с какой-либо буквой, рисунком, символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым государственным флагом является Флаг Дании с 1219.

Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зеленый, белый. Красный цвет – знак Солнца, зеленый – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств.

Вторым государственным символом является Государственный герб.

Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны.

Излучает он чудесный свет,

У него – высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней нашего герба.

Гармонично сочетает герб,

Воедино сопрягает он

Солнце и колосья, свет и хлеб,

Человеком чтимый испокон.6

В ярких выразительных тонах

Колоски, цветы родных полей.

В толстых геральдических томах

Нет герба красивей и светлей.

Третий символ – Государственный гимн

Символом любого государства является и гимн – торжественная песня

Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.

Наша Родина – Республика Беларусь, и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, ее язык, природу, достопримечательности родного края.

Перед нами карта Беларуси. Давайте ее рассмотрим. Республику Беларусь можно поделить на 6 частей. Эти части называются областями. И в каждой области есть главный областной город. Назовем эти города.

Кто соседи Беларуси? Рассмотрите и запомните.

У вас на столах, но на них не подписаны названия городов и соседей Республики Беларусь. Обозначь город.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа " Я - гражданин Республики Беларусь" для учащихся 2-4 классов. Материалы мероприятия можно использовать при проведении классного часа или первого урока.

Тема. Я – гражданин Республики Беларусь.

Цели: привитие интереса к истории и традициям своей страны; осознание себя гражданами Республики Беларусь;

расширение кругозора;

воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за родной край.

Оборудование:

для учащихся – карточки для чтения стихов и игр, контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.

Организационный момент

Учащиеся входят в класс, рассаживаются за парты. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

А) обращение учителя, поздравление с началом учебного года

- Дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! И я надеюсь, что вы также с нетерпением ждали этого дня.

Вы заметили, что сегодня утром все прохожие улыбались, глядя на вас, таких красивых, нарядных, счастливых? Улыбались потому, что догадывались о том, что вы второклассники.

Вы заметили, как горды были ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Горды тем, что вы уже второклассники.

И я горжусь и радуюсь тому, что у меня такие чудесные ученики!

Б) обмен впечатлениями о летнем отдыхе

- А как вы отдыхали? Что интересного произошло на летних каникулах? Чем они вам запомнились? Поделитесь информацией с друзьями.

( свободные высказывания учащихся)

- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Белая Русь мая!

Чыстая ты мая!

Родная ты мая!

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

- Правильно, это аист. (картинка)

Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.

Беседа о нашей Родине – Республики Беларусь

А) - В какой стране мы живем? (в Беларуси)

Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)

Прочитайте, пожалуйста, стихи о Беларуси, которые подготовил для вас аистенок.

Я – дзяýчынка-беларуска

З васíльковымí вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзíма.

Я – беларус маленькí,

З блакíтнымí вачыма.

Хачу í я, каб лепей

Жыла мая Радзíма.

Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.

Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все вожможное, чтобы наша Родина процветала.

Беларусь – небольшая страна с населением около 10 миллионов человек. Живут в республике не только белорусы, но и русские, евреи, украинцы, литовцы, поляки и люди других национальностей. С давних времен они все вместе давали отпор врагу, строили новую жизнь. Белорусы научились жить в мире, любви, уважении друг к другу и другим людям планеты Земля.

Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.)

В нашем классе, где мы будем учиться, тоже есть государственные символы, и занимают они самое почетное место. (Учитель указывает место над доской.)

Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.

Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Респу­блики Беларусь. Что вы видите?

Как вы думаете, почему изображен венок из колосьев? Почему на венке цветки клевера и льна?

Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на фла­ге? А знаете ли вы, что они обозначают?

Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя поло­са — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благо­родство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является сим­волом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом сим­волизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.

Что символизирует каждый цвет флага нашей республики?

Государственный герб Золотистый

Голубой Государственный флаг

- Соединить линией цвет с гербом или флагом.

- Какие три цвета повторяются? Какой цвет преобладает?

Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в са­мые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.

Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к сим­волам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.

- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)

- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны.

Мяжуе з Польшчай, Украíнай,

Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыцце твае í гонар твой.

- На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. Назовите города– областные центры? В какой области живем мы? Какой город является областным центром Брестской области? Чем знаменит город Брест?

- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)

- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске, вспоминая правило)

- А в каком городе живем мы с вами? Что вы знаете о родном городе?

Пинск отмечает свой день рождения 5 ноября 1097 года. В этом году город будет отмечать свое 915 – летие.

Найдите на карте город Пинск. Обозначьте его красным флажком.

- Аистенок предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильм «Моя Беларусь.

О многом мы уже сегодня говорили, но вы увидите и что-то новое, о чем и расскажите.

(ученики просматривают фильм, отвечают на вопросы:

-Какой главный закон есть в Беларуси? (Конституция. Учитель демонстрирует книжечку. 15 марта страна отмечает День Конституции РБ)

- Какая белорусская природа? (Прекрасная, леса, поля, луга, реки и озера, многочисленные растения и животные.)

- Что в фильме видели с далекого прошлого нашей страны? (Замки)

- А какой белорусский народ? (мирный, гостеприимный, трудолюбивый)

- Сложить начало и конец пословиц.

Хто працуе заýтра як знойдзеш.

Хочаш есцí калачы той не сумуе.

Сёння зробíш не сядзí на печы.

- О чем все эти пословицы говорят?

- Какой ваш самый главный труд?

Е н е л а д г (легенда)

Случилось это давным-давно. Земли тогда еще не было. Везде стояла мертвая вода, а посередине торчал камень. Внезапно надвинулись тучи, загремел гром, начала сверкать молния. Она била своими огненными стрелами в камень. От камня отскочили три искорки- белая, красная и желтая и упали в воду. Вода закипела, свет померк, стало темно-темно. Когда же молния закончилась, то произошло чудо: вода расступилась, появилась земля. Очень скоро в воде и на земле появилась жизнь. Сначала рыбы, птицы, звери, а потом и человек. Звали его Бай. Когда пришло время ему умирать, то позвал он своих сыновей и поделил свое богатство между ними. А про самого младшего сына, которого звали Белополь, позабыл, потому что того не было в этот момент дома, Белополь был на охоте. Ему остались в наследство только две собаки. Одну собаку отпустил в правый бок, другую в левый. А по их следу реки покатились: Двина и Днепр. Вот на этих просторах и начал Белополь свое хозяйство строить. От Белополя берут свое начало люди, имя которым – белорусы.

- Что интересного запомнили из легенды?

Д) беседа о родном языке

- Аистенок полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо.

Я прыйду да вас ý госцí.

И мы будзем весела гуляць.

Але спачатку мяне

Паспрабуйце вы адгадаць.

Вам необходимо отгадать загадки и собрать первые буквы в слово.

Я í хмарка, í туман,

Ручаёк í акíян,

Я лятаю í бягу

í шкляною быць магу. (Вада.)

Па кустах пакацíýся,

На зубах раскусíýся. (Арэх.)

Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,

Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)

Круглая лíтара кацíлася па полí

Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)

- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?

- Послушайте стихотворение, какой вопрос он задавал?

Француз па-французску,

Па-польску – паляк

Гавораць з маленства,

А я, мама, як?

Замежную мову

Я садзе вучу,

А на беларускай –

Не мею, маýчу.

Чаму, адкажы мне,

Ты, тата í дзед

Не размалялí

На роднай нíдзе?

Я русскую мову

Люблю í вучу.

Í нашу таксама

Я ведаць хачу.

Буквар беларускí

Прашу мне купíць

Í родную мову

Пачну я вучыць.

- А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?

4. Подведение итогов урока

А) - Прачытайце па-беларуску сказы. Дапоýнíце íх.

Мы жывём у прыгожай ______________ .

У Беларусí жывуць ________________.

Родная мова беларусаý ______________.

- Наш аистенок на своих крылышках пусть унесет ваши пожелания всем беларусам. (Дети пишут свои пожелания на аистенке. Желающие могут зачитать свои записи.)

В) заключительное слово учителя

- Наш первый урок подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о Великой Отечественной войне и послевоенных годах, о героях нашей Родины, современной науке, народном промысле, культуре, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом, ну и, конечно же, совершим незабываемые экскурсии по знаменитым местам Беларуси.


Цели: в процессе деловой игры рассмотреть понятия гражданство, патриотизм;
воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки; продолжить развивать умения вести диалог, высказывать свое мнение.

Задачи: 1) сформировать группы из учащихся класса;

2) познакомить с понятием гражданство, принципами гражданства Республики Беларусь;

3) обсудить в группе и вынести на всеобщее рассмотрение поставленные вопросы.

Форма: деловая игра

Оборудование: государственная символика (герб, флаг, гимн), листы бумаги, фломастеры, ручки.

Литература:

Структура.

  1. Оргмомент.
  2. Нормы группового взаимодействия
  3. Переходим на один язык (ассоциации к слову РОДИНА)
  4. Вступительное слово учителя (постановка цели).
  5. Работа в группах по 2 чел. Кого называют гражданином? Патриотом?
  6. Дискуссия.
  7. Стихи о Беларуси. Групповое чтение
  8. Просмотр презентации
  9. Подведение итогов.

10. Фото на память

Ход классного часа

2. Нормы группового взаимодействия:

Тихий режим звучания

Правило поднятой руки

Звучит песня Белая Русь

Высказываются по одному

4. Вступительное слово учителя.

- Любовь к Родине… Что стоит за этими словами?

Наверно только отправившись куда-нибудь далеко, за пределы своей страны, и прожив там достаточно долгое время, мы начинаем ощущать тянущее чувство тоски по тем местам, где мы родились, выросли…Ностальгия…

Мы не часто задумываемся о таком понятии как гражданство, а, тем не менее, каждый человек, родившись, становится гражданином.

В статье 3 рассмотрены принципы гражданства Республики Беларусь:
- каждый имеет право на гражданство;
- гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от основания его приобретения;
- гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
- никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
- Республика Беларусь стремится избежать случаев без гражданства.

5. Работа в группах по 2 чел. Кого называют гражданином? Патриотом?

- Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах по 2 человека

1.Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

2.Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

3.Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

Слово учителя :

- Говоря сегодня о гражданстве, необходимо вспомнить еще об одном понятии – патриотизм.

На ваш взгляд, что это такое?

- Всякого ли гражданина можно назвать патриотом?

- Как вы думаете, почему в последнее время, уделяется большое внимание данному вопросу?

Происходит обсуждение, при котором учащиеся высказывают свою точку зрения.

-Каким должен быть гражданин?

- Кто может быть гражданином Республики Беларусь.

- Что нужно сделать, чтобы воспитать достойных граждан своей страны.

В начале обсуждение пройдет в группах. Для этого мы разобьем класс на 3группы. Каждая группа рассмотрит задание и подготовит выступление по своей проблеме, а затем все вместе обсудим и подведем итоги.

1. Учитель разбивает класс на группы и раздает лист с вопросом.

Учитель уточняет у учащихся, что им может пригодиться для того, чтобы ответить на вопрос; знакомит с литературой по данной теме и оборудованием.

На работу в группах отводится от 5 до 10 минут.

2. После этого представители от групп сообщают мнение группы по данному вопросу. Всем остальным предлагают обсудить (при этом учитель или ведущий ведет дискуссию).

Вопросы для обсуждения.

1 группа. Кто может быть гражданином РБ?

2 группа. Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги)

3 группа. Каким образом можно воспитать достойного гражданина РБ?

Быть гражданином своей страны – это значит…

  • Знать откуда ты родом и почитать традиции своего рода (или своей семьи);
  • Знать историческую летопись своего города и своей страны;
  • Почитать законы того государства, гражданином которого ты являешься;
  • Знать флаг, гимн и президента своей страны

3. Учитель вместе с учащимися подводит итог дискуссии.

  1. Стихи о Беларуси. Групповое чтение под звуковое сопровождение
  2. Просмотр презентации
  3. Подведение итогов.

10. Фото на память

Патриотическая песня

Я твой и телом и душой,

Кого любить, как не тебя!

Моя душа – высокий храм!

Тебе, отчизна, я отдам

Пусть из руин моей груди

«Дай, боже, родине моей

Не буду громко повторять

Что ты дороже мне всего

1 группа.

Что значит быть гражданином?

2 группа.

Кто может быть гражданином РБ?

3 группа.

Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги)

4 группа.

Что для вас значит быть гражданином РБ?

5 группа.

Каким образом можно воспитать достойного гражданина РБ? Предложите конкретные пути.

6 группа.

Каким должен быть гражданин РБ на ваш взгляд? (ответ напишите на листах бумаги).

7 группа.

Что для вас значит быть гражданином РБ?

Словарь понятий.

Апатриты – лица, не имеющие гражданства.

Бипатризм – двойное гражданство, которое допускают некоторые государства. Оно может возникать по факту рождения в другой стране или в результате приема в гражданство другого государства.

Бипатриды – лица, имеющие двойное гражданство.

Гражданин – человек, характеризующийся своей правовой принадлежностью к тому или другому государству.

Гражданство – политическая и правовая принадлежность человека к определенному государству; законы, предоставляемые свободы и установленные обязанности, которые на него распространяются.

Декларация - официальное заявление, торжественное провозглашение принципов политики, основных положений каких - либо программ.

Конвенция (соглашение)- один из видов международного договора; устанавливает взаимные права и обязанности государства в какой – либо области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит рассмотреть понятия гражданство, патриотизм; воспитать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.

- рассмотреть понятия гражданство, патриотизм;
- воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки;

- продолжить развивать умения вести беседу, высказывать свое мнение.

Воспитатель:

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, —
Мы все с рожденья в нем живём…

Воспитатель:

Воспитанник:

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

Воспитатель:

Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

Родина-мать, умей за нее… (постоять)
Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей)
Где мать родила, там и Р… (Родина)
Везде хорошо, а дома… (лучше)
Чужбина-калина, Родина-… (малина)
Родину, как и родителей, на чужбине не… (меняют)

Воспитанник:

Радзіма наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.

Воспитатель:

Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

Воспитанник:

Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.

(с, м, в, л, и, и, к, а, о). (СИМВОЛИКА)

А что это такое? Что вы о ней знаете?

Ответы детей:

Воспитатель:

Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Воспитанник:

Государственный флаг – это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самый старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

Воспитанник:

Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье,
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка.

Воспитатель:

Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым государственным символом является герб.

Воспитанник:

Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.

Воспитанник:

Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.

Воспитатель:

Воспитатель:

Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

Воспитанник:

Воспитанник:

В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с теплым чувством,
Гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Воспитанники встают и поют гимн Республики Беларусь.

Воспитанник:

Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім на век,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.
Люблю я пераліў заранак
І сінявочкі-васількі,
У белых хустачках сялянак
На сенажаці ля ракі.
У полі кветак назбіраю,
Ўпаду у росную траву.
У косы сеня наўплятаю…
Ах, як шчасліва я жыву!
І хоць багацця я не маю,
Але скажу з усёй душой:
Другім багатая, я знаю, —
Сваёй Радзімай дарагой.

Воспитанник:

Я – беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.

Воспитанник:

Я – дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…

Воспитатель:

Наша Родина – Республика Беларусь, и мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и достопримечательности родного края. А знаете ли вы, почему наша Беларусь так называется?

Легенда о Беларуси

Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое… Прыйшлі беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ён і пачаў нас надзяляць: “Рэкі вам даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Спёкі ў вас ніколі не будзе, але і холаду – пагатоў. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, как былі ўсе ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ што-небудзь. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках – касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзьмі вы будзіце таленавітымі на музыку, на песні, на вершы… На дойлідства – таксама. І будзіце вы жыць ды жыць…

Воспитатель:

А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (лен)

2. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочками у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (лось)

Воспитатель:

время проверить ваши знания.

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Сколько человек проживает в нашей стране?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

Воспитанник:

Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.

Воспитатель:

И вам, будущим агрономам, летчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

Берегите Землю, берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!

Название работы: Я – гражданин Республики Беларусь

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Дата добавления: 2014-06-03

Размер файла: 21.94 KB

Работу скачали: 100 чел.

Ход учебного занятия

- На планете Земля очень много стран. Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.

- Какое имя у этой страны? (Беларусь.)

- Это Беларусь – имя нашей родины, где мы родились, живём, учимся.

- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)

- Как называются эти части? (Области.)

- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Минск, Гродно, Витебск, Гомель, Брест, Могилёв . )

- Какой город главный среди городов? (Минск.)

- Как его можно назвать ещё? (Столица.)

- Поднимите глазки на доску и посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)

- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Литва, Польша, Украина и т.д.)

- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)

- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (гимн, герб, флаг.)

- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.

· Я вижу колосья. · Я вижу красную звезду.

· Я вижу кленовый листок – контур нашей республики. · Я вижу красные цветки клевера.

· Я нашёл голубые цветки льна. · В середине находится земной шар.

· Я вижу лучи солнца. · Внизу красно-зелёная лента.

· Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.

- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.

Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.

Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.

В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.

Земля и Солнце – знак жизни.

Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы детей.) Да, во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.

Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.

Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.

Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”

- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, несмотря на герб РБ, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?

- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)

- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)

- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?

- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)

- По сколько колосьев с каждой стороны?

- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.

- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)

- Да, это флаги. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.

- Посмотрите на флаги, которые лежат у вас на парте. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)

- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.

- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)

- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.

Белый цвет – цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

- Что ещё можно увидеть на флаге РБ?

- Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь – красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.

- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.

Беседа о государственном гимне РБ.

- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушали на торжественной линейке? (Гимн РБ.)

- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)

- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)

Я человек (показываем рукой на себя),

всегда готов стать рядом (шаг в сторону),

иль чуть впереди (шаг вперёд),

протянуть руку помощи (протягиваем руку вперёд),

легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),

подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),

обернуться к отставшим (поворот назад),

перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперёд),

подняться после неудачи ( приседаем и встаём),

пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),

бороться с собственной ленью (боксируем),

дотянуться до мечты (тянемся вверх),

глубоко вздохнутьпо несбывшемуся (вздыхаем),

и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руку вверх).

Беседа о столице РБ. Игра “Расшифруй слово” (работа в парах).

- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас ещё очень интересное задание. Если вы расшифруете слово, а для этого нужно соединить числа в порядке возрастания, то узнаете название одного из самых красивых городов нашей родины.(14,10,15,19,12.)

- Молодцы, ребята, вы снова порадовали Мудрую Сову. Какое звание носит Минск? (Город-герой.)

- Как вы думаете, за какие заслуги? (За мужество жителей города в годы войны.)

- В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один – самый большой и главный город. Это – Минск. В Минске работает Президент страны и Правительство.

В Минске много красивых мест (архитектурных сооружений): Привокзальная площадь, Дом Правительства, Дворец Республики, цирк, Минск-Арена.

Национальная библиотека РБ является одной из самых больших в мире. Библиотека имеет книгохранилище, много читальных залов, культурных центров.

Минск-Арена представляет собой спортивно-развлекательный комплекс.

В Минске есть подземная дорога – метро.

Минск – один из самых красивых городов Европы.

Минск был полностью разрушен в годы войны. Минск – современный город с широкими проспектами, зелёными улицами, новыми высокими зданиями.

Задание “Достопримечательности Минска”.

- Ребята, перед вами лежат листочки с заданием. Что на них изображено? (Достопримечательности Минска.) Закрасьте те кружочки, под которыми изображены достопримечательности Минска, где вы уже побывали.

Беседа “Растительный и животный мир Республики Беларуси”.

- Ребята, вам понравилось расшифровывать слова? Тогда Мудрая Сова предлагает вам расшифровать ещё одно слово. Если соедините кораблики по порядку, то вы узнаете название реки, которую можно увидеть в Минске.

- Правильно, это красивая река Свислочь. Её можно увидеть в удивительном месте нашей столицы – в Троицком предместье. Посмотрите на изображение на доске.

- В Беларуси много рек и озёр, которые нужно беречь. Озеро Нарочь – самое большое, чистое и красивое озеро нашей страны. Очень красивые Браславские озёра, озеро Свитязь.

- Назовите деревья, которые растут в лесах и парках нашей страны. (Ответы детей.)

Игра “Да или нет?”

- Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси, то вы хлопайте, если не произрастают и не проживают, то тихонько топайте ногами.

Сосна, можжевельник, бамбук, тополь, ива, ландыш, королёк, папоротник, рысь, сова, лебедь, страус, крокодил, бегемот, медведь, купальница, барсук. (Показ незнакомых детям животных и растений.)

- В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща. Там живут очень редкие животные – зубры. Посмотрите на картинки, на которых изображены животные. Что у них общее? (Эти животные занесены в Красную книгу РБ: чёрный аист, дикий кабан, косуля, норка, куница.)

- Отгадайте загадки и узнаете продукцию белорусских предприятий.

2.Хотя ни языка, ни ног

Найти бы ты у них не смог.

Они нужны не для красы –

Диктуют время нам… (Часы.)

3.В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодище. (Холодильник.)

5.Что за чудо – синий дом!

И детишек много в нём.

Носит обувь из резины.

И питается бензином!

Дом по улице идёт,

На рботу всех везёт,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

6.Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн.)

7.Два сонца, два круга

Догоняют друг друга.

Согнулся в дугу.

Согнулся в дугу – Сижу и бегу. (Велосипед.)

8.На водопой не хожу,

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу. (Трактор.)

9.Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)

- Ребята, Мудрая Сова прощается с вами. Сегодня на уроке вы своими знаниями доказали, что достойны носить звание “Я - гражданин Республики Беларусь”.

Читайте также: