Система российского права и система права республики башкортостан конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

2. Виды институтов права

3. Отрасль права характеризуется:

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

Законотворческий процесс в РФ

1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

2. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

4) санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ , Совет Федерации , члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ , законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух палатный, то для принятия закона требуется согла сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Российское право имеет свои специфические особенности, выделяющие его среди всех остальных стран. Уникальность права каждого государства зависит от действующей системы права.

Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты.

Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА

ВИДЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

По сферам распространённости:

  • межотраслевые (действуют в рамках двух и более отраслей);
  • отраслевые (характерны для одной конкретной отрасли).

По выполняемым функциям:

  • регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения);
  • учредительные (закрепляют правовой статус субъекта);
  • охранительные (следят за нормальным ходом и развитием общественных отношений и оберегают их от пагубного воздействия со стороны).

По правовому характеру:

  • материальные (отношения по производству и обмену материальных благ);
  • процессуальные (регулируют организационные и процедурные вопросы).

По внутренней структуре:

  • простые (простая структура);
  • сложные (во внутренней структуре выделяются самостоятельные элементы).

ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Отрасли права характеризуются предметом и методами правового регулирования.

  • Предмет — общественные отношения, которые образуют особые системы связи между юридическими нормами.
  • Методы — различные способы правового воздействия государства на общество.

Все отрасли права делят на:

Государственное (конституционное) право основывается на конституции государства. Закрепляет формы правления, территориального устройства, прав и обязанностей населения, избирательного права и системы, функционирование и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распределительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления.

Уголовное право состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовно-процессуальное право включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, которые регулируют судопроизводство по гражданским делам.

Семейное право регламентирует брачно-семейные взаимоотношения.

Финансовое право регулирует юридическое содержание общественных отношений.

Трудовое право устанавливает и следит за надлежащим исполнением трудовых отношений.

Процессуальное право регулирует процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Конституционно-правовые основы деятельности республиканского парламента были заложены в период работы Верховного Совета двенадцатого созыва, которым под непосредственным руководством Муртазы Губайдулловича Рахимова была принята Конституция Республики Башкортостан, являющаяся надежным гарантом общественно-политического, социально-экономического и культурно-духовного развития республики.

Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской России закрепил принципы демократического, правового и социального государства на уровне Конституции. В Основном Законе определены основополагающие начала, играющие роль несущей конструкции целенаправленно формирующейся республиканской системы права. Ее становление стало возможным с началом строительства в России федеративного государства новой формации.

Конституция республики позволила в Башкортостане сформировать одну из наиболее развитых, действенных и целостных систем регионального законодательства в России. Накоплен богатый опыт правотворчества и правоприменительной практики. Республиканская система права включает 6 кодексов и свыше 240 законов, множество подзаконных нормативных правовых актов и имеет комплексный характер. Вместе с федеральными правовыми актами (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня) она регулирует наиболее важные стороны общественной жизни в соответствии с волей народа Республики Башкортостан.

Анализ республиканской системы права позволяет выявить комплексные институты, совпадающие с отдельными институтами отраслей федеральной правовой системы. Отмечу, есть определенная условность их рассмотрения как таковых, ибо правовые нормы находятся в состоянии взаимного переплетения, и это является необходимым условием упорядочения всего сложного комплекса общественных отношений. Можно считать свершившимся фактом реально действующую республиканскую правовую систему, основанную на нескольких отраслях права: 1) конституционное; 2) административное; 3) муниципальное; 4) финансовое; 5) природоресурсное; 6) экологическое; 7) аграрное; 8) социального обеспечения.

В конституционном праве закреплены основы конституционного строя республики, правового положения личности, системы государственных органов и их полномочий. Приоритетным нормативным правовым актом этой отрасли является Конституция республики, изменения которой были обусловлены необходимостью обеспечения укрепления государственности Башкортостана на основе комплексного развития всей системы законодательства. Они были связаны с выстраиванием вертикали исполнительной власти, изменением порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, совершенствованием местного самоуправления и необходимостью усиления парламентского контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

Сегодня Конституция является надежной основой развития республиканской системы права и соответствует самым высоким международным стандартам. В ней провозглашены приоритеты народовластия, развития рыночной экономики, основанной на социальном партнерстве, обеспечения мира и безопасности. Она была и остается фундаментом деятельности государственных органов на правовых принципах, когда общественные отношения определяются верховенством прав человека как высшей социальной ценности.

В Башкортостане действует конституционная система власти, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан непосредственно народом, а также через органы государственного и муниципального управления. Государственная власть реализуется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется Государственным Собранием – Курултаем, Президентом, Правительством, судами Республики Башкортостан.

Аадминистративное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов республики. Высшим из них согласно статье 91 Конституции является Правительство, возглавляемое Президентом Республики Башкортостан. Оно является постоянно действующим, обеспечивает исполнение Конституций России и Башкортостана, федерального и республиканского законодательства.

В Основном Законе закреплено, что Президент Республики Башкортостан определяет основные направления социально-экономического развития Башкортостана, формирует Правительство и руководит его деятельностью, определяет структуру исполнительных органов государственной власти. Назначает Премьер-министра Правительства с согласия республиканского парламента, назначает и освобождает от должности его заместителей, принимает иные кадровые решения.

В законодательстве уточнены компетенция, состав, структура, порядок деятельности Правительства и отношения с другими структурами публичной власти. Оптимизация его работы связана с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию республики, существенным обновлением правовых актов, являющихся основой формирования и реализации полномочий.

В результате значительно повысилась роль Правительства в системе государственного управления, регулировании социальных процессов, повышении эффективности системы органов исполнительной власти.

В становлении муниципального права важную роль играют конституционные нормы и принципы. Они являются фундаментом правового регулирования участия населения в решении вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Правовой основой реализации муниципальной власти являются нормы федерального и республиканского законодательства, устанавливающие порядок формирования и деятельности муниципальных органов, наделения их отдельными государственными полномочиями, а также порядок передачи им материальных и финансовых средств, прекращения исполнения делегированных государственных полномочий.

Определены организационные, территориальные, финансово-материальные и иные основы муниципальных образований, статус, полномочия, компетенция их управленческих структур. Последние самостоятельно управляют собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы.

В результате целенаправленного развития муниципального права, местное самоуправление, сформированное в Башкортостане, характеризуется последовательностью развития и эффективным взаимодействием с органами государственного управления. Оно сегодня представляет собой неотъемлемый элемент публичной власти Республики Башкортостан.

В республике на основе комплексного развития норм действующего федерального законодательства происходит развитие финансового права. В Конституции установлены принципы финансово-экономической деятельности органов публичной власти. В статье 115 закреплено, что бюджетное устройство определяется федеральными и республиканскими законами. Башкортостан в пределах своей компетенции участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов, бюджетных правоотношений и налогообложения. Устанавливает налоги и сборы в свой бюджет в соответствии с федеральным законом.

Важными являются правовые основы регулирования бюджетного процесса, установления порядка составления проекта бюджета, рассмотрения и его утверждения. Законом о бюджетном процессе в соответствии с Конституцией России, Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом Российской Федерации и Конституцией республики установлено бюджетное устройство, определены полномочия участников бюджетного процесса и порядок его организации.

В установлении межбюджетных правоотношений приоритетное значение имеет также закон о межбюджетных отношениях, в котором законодательно урегулировано взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, разграничены расходы и доходы республиканского и местных бюджетов, определены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов всех уровней, а также порядок образования фондов финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, софинансирования расходов муниципального развития.

Для проведения эффективной государственной политики является принципиальным ежегодное принятие парламентом по представлению Президента Республики Башкортостан республиканского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, что позволяет оптимизировать использование финансовых средств в стратегически важных направлениях развития республики.

Следующим важным элементом республиканской системы права является природоресурсное право. Согласно статье 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и защищаются как основа жизни и деятельности многонационального народа Башкортостана. Республиканскими законами устанавливается порядок управления и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами.

Кодексом республики о недрах отрегулированы общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, использованием торфа, иных минеральных ресурсов, производственных отходов, добычей и охраной подземных вод. В этом законодательном акте содержатся правовые основы соблюдения прав пользователей недр, защиты интересов государства и граждан.

В установлении правопорядка в сфере использования природных ресурсов приоритетное значение имеют законы о питьевой воде, регулировании водных и лесных отношений, правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и иные нормативные правовые акты.

К природоресурсному вплотную примыкает экологическое право, являющееся отраслью республиканской системы права, обеспечивающей защиту природных объектов и всей окружающей среды. Согласно ст. 44 Конституции граждане имеют право на благоприятные природные условия, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

В Башкортостане сложилось развитое экологическое законодательство, ставшее основой создания безопасных условий жизнедеятельности населения и сохранения природной среды. В Экологическом кодексе республики признано, что охрана природы, экологическая безопасность жизнедеятельности человека – неотъемлемые условия устойчивого экономического и социального развития. Законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закреплено обязательство юридических и физических лиц, причинивших ущерб здоровью и имуществу граждан, возместить его в полном объеме.

На основе реализации норм экологического права в Башкортостане обеспечиваются сохранение безопасной окружающей среды, защита жизни и здоровья населения, гармоничное взаимодействие общества и природы. Созданный комплекс правовых мер позволил сформировать систему государственных гарантий с целью реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В нашей республике получило значительное развитие и аграрное право. Приняты законодательные акты, направленные на государственное регулирование развития агропромышленного производства, фермерства и личных подсобных хозяйств. Законодательными актами о регулировании земельных отношений и государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов установлены полномочия государственных органов, предельные нормы предоставления гражданам земельных участков в собственность. Определены правовые основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов.

Созданы юридические условия поддержки аграрного сектора экономики на основе реализации государственных программ, предоставления субсидий для формирования системы страхования рисков в сельском хозяйстве, развития племенного животноводства и элитного семеноводства. Установлен комплекс мер для обеспечения решения иных агротехнических задач.

В результате в Республике Башкортостан обеспечено поступательное развитие всего аграрного производства. За 1999-2008 годы объем продукции сельского хозяйства увеличился в 1,6 раза. Республика по объему производства целого ряда сельскохозяйственной продукции в последние годы занимает передовые позиции в стране. Такие экономические показатели являются весомым итогом создания правовых основ реализации государственной аграрной политики Республики Башкортостан.

В республиканской системе права значительное развитие получило право социального обеспечения. В статье 11 Конституции Башкортостан признан социальным государством, где созданы условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие граждан.

Сформирована правовая база проведения активной социальной политики, позволяющая оказывать помощь малоимущим слоям населения, обеспечивать доступность и бесплатность общего образования и медицинского обслуживания. Эффективное использование государственных средств основывается на адресной социальной помощи.

В Трудовом кодексе Башкортостана, законе о реализации в республике федеральных полномочий в области занятости населения определены правовые основы регулирования трудовых отношений, обеспечения конституционных гарантий трудовых прав граждан. Созданы юридические меры содействия занятости населения, предупреждения безработицы, подготовки кадров, профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан.

Государственная социальная политика опирается на республиканское законодательство, включающее Семейный кодекс, законы об основных гарантиях прав ребенка, охране семьи, материнства, отцовства и детства, ежемесячном пособии на ребенка, государственной поддержке многодетных, а также молодых семей.

Законы о патронатном воспитании, дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядке и размере выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка, вознаграждении, причитающемся приемным родителям, являются основой различных форм защиты и устройства детей, оставшихся без попечения взрослых.

Обширная правовая база осуществления сильной государственной политики в этой сфере включает законы о ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил, социальной поддержке инвалидов и жертв политических репрессий, доплате к пенсиям граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности в период политических репрессий, адресной помощи и обслуживании населения. Формирование комплекса правовых мер по социальной защите наших граждан всегда является предметом особого внимания нашего Президента Муртазы Губайдулловича Рахимова.

Приняты нормативные правовые акты для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. Сформирована содержательная нормативная база обеспечения развития культуры, образования, спорта, физкультуры и туризма.

Сегодня Башкортостан по совокупности демографических показателей входит в число наиболее благополучных субъектов Российской Федерации. Республика становится признанным очагом культурного развития, крупным научным и образовательным центром. Это стало итогом межнационального сотрудничества, сохранения общественной стабильности, ведения общественных преобразований в интересах граждан и трудолюбивого народа республики.

Вместе с тем, говоря о наших бесспорных достижениях, хотелось бы остановиться на вопросах, затрудняющих обогащение республиканской системы права.

В условиях отсутствия отлаженных механизмов и традиций разграничения полномочий, относящихся к совместному ведению Федерации и субъектов, наличие сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленной в статье 72 Конституции, порождает множество проблем. Практика показывает, что происходит неуклонное расширение федеральной составляющей в сфере совместного ведения центра и субъектов. В Конституции России отсутствует изложение компетенции субъектов Федерации, их реальная юрисдикция остается не вполне ясной. И, как следствие, возникают проблемы осуществления правотворческой деятельности законодательных органов субъектов Федерации, которая является их основной функцией. Эта ситуация – порождение несовершенства самой Конституции и причина затруднения развития субъектами собственной системы законодательства. При этом фактически не берется во внимание тот факт, что нормативные правовые акты регионов являются составной частью единой правовой системы страны, и их защита должна обеспечиваться также и институтами федеральной власти. Но на практике они не имеют ни судебной, ни прокурорской защиты.

Для возможного разрегулирования сложившейся ситуации представляется целесообразным ограничение федерального уровня принятием рамочных правовых актов, не допускающих чрезмерного детального законодательного регулирования тех или иных сфер общественной жизни, но конкретизирующих правомочия субъектов федерации и определяющих способы, методы и формы их защиты.

В соответствии с частью 6 статьи 76 Конституции России в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой названной статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Однако я не могу припомнить ни одного случая воплощения в реальность данной статьи Основного закона России.

Хочу отметить, что до сих пор не работает также и статья 85 Конституции России, что проявляется в отсутствии правового механизма проведения согласительных процедур для устранения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Вместе с тем именно проведение согласительных действий является наиболее эффективной формой устранения противоречий между разноуровневым законодательством в федеративном государстве. Поэтому представляется необходимым сместить приоритет в их устранении от сложившейся практики прокурорских протестов и судебных решений в сторону эффективного использования согласительных процедур.

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, реализуя законотворческую инициативу, неоднократно вносило предложения по устранению выше означенных проблем, но не всегда мы находим поддержки у думских парламентариев по тем или иным причинам.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы в формировании правовой системы страны, существующее конституционное поле по своему содержанию остается значимым достижением современной российской государственности. Конституция Башкортостана и республиканская система права в данной правовой конструкции являются одним из важных и действенных ее составных элементов.

Сегодня в Башкортостане сформирован стабильный конституционный правопорядок, обеспечивающий эффективное регулирование общественных отношений, проявляемое в правомерной деятельности органов и институтов публичной власти, равенстве всех форм собственности и свободе предпринимательства.

Конструктивное взаимодействие формирующегося гражданского общества и государства, отсутствие конфликта их интересов, ответственность органов власти за обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина – основной итог реализации принципов Конституции республики и создания республиканской системы права, ставших гарантом неуклонного поступательного развития Башкортостана.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Система российского права. Законотворческий процесс"

Российская система права относится к романо-германской правовой системе. Главную роль в ней играет нормативный правовой акт, судебный прецедент занимает небольшое место (в сравнении с англосаксонской правовой системой).

Для романо-германской правовой семьи характерны следующие особенности:

· единая иерархически построенная система источников права; главную роль в формировании права играет законодатель;

· наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

· важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

· деление системы права на отрасли.

Эти особенности, как вы уже догадались, также характерны и для российской правовой системы.

В качестве одного из основных признаков права мы называли системность. Нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу. Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три её уровня: отрасли права, институты права и нормы права.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.

Принято выделять следующие основные отрасли системы российского права:

· Конституционное (государственное) право. Нормы конституционного права регулируют взаимоотношения личности и государства.

· Административное право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц в ходе исполнения ими их непосредственных функций.

· Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

· Финансовое право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с расходованием денежных средств.

· Экологическое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством, обществом и природой, включая вопросы природоохранной деятельности.

· Процессуальное право. Регулирует отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел.

· Международное право. Это регулируемая система прав и обязанностей, которые приняли на себя государства в отношениях друг с другом.

· Налоговое право. Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

· Трудовое право. Отрасль права, регулирующая отношения в сфере наёмного труда.

· Семейное право. Регулирует отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления и так далее.

· Уголовное право. Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказания за данные действия.

Институты права – тоже группы правовых норм, но более мелкие. Скажем, в гражданском праве выделяют институты наследования, дарения, залога или институт проведения игр и пари.

Норма права – это конкретное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством. Например, когда речь идёт о наследовании, отдельные нормы устанавливают очерёдность наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три: гипотеза, диспозиция и санкция. Разберёмся с каждым.

Гипотеза (предположение) – описывает обстоятельства вступления нормы в действие.

Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило поведения, права и обязанности участников правоотношений.

Санкция (взыскание) – предусматривает последствия неисполнения нормы.

В целом структуру правовой нормы можно представить в виде схемы.

Гипотеза – если… Диспозиция – то… И санкция – иначе…

Можно выделит следующие формы (виды) правовых норм:

· Дозволение – что можно делать – предоставление права на совершение определённых положительных действий.

· Предписание – что нужно делать – установление обязанности совершать определённые действия.

· Запрет – чего нельзя делать – установление требования воздержаться от определённых действий.

Что является источниками права? Так называют те формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

Хронологически первый источник права – правовой обычай. Это неписаное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается всей его карательной силой.

Самый распространённый источник в романо-германской правой семье – нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Ещё один источник права – договор. У него есть определённая специфика. Нормы, установленные договором, действуют лишь в течение того времени, которое самим договором обозначено. Когда условия договора оказываются выполненными или он прекращает своё действие, прекращаются и те правоотношения и обязательства, которые он породил.

Законодательство устанавливает иерархию, то есть систему господства и подчинения, норм права.

Но законы не рождаются сами по себе. Появление нового закона – это очень трудный и долгий путь, который и принято назвать законотворчеством.

Законотворческий процесс – это процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Процесс законотворчества включает в себя следующие стадии:

Законодательная инициатива – это предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и его членам, Депутатам Государственной Думы, Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов федерации, Конституционному и Верховному судам Российской Федерации (по вопросам их ведения).

После поступления законопроекта на рассмотрение депутатов Государственной Думы начинается основная работа над будущим законом. Совет Госдумы направляет поступивший законопроект в профильный комитет, в котором едёт основная работа с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, разбором альтернативных вариантов и так далее.

Во время первого чтения обсуждению подлежат основные, самые важные положения законопроекта. В случае несогласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передаётся вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его разработку. Комитет обязан доработать законопроект с учётом сделанных замечаний и внесённых предложений, после чего представить его для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения, которое можно назвать самым тщательным, идёт детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесёнными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Третье чтение – это завершающее обсуждение законапроекта в нижней палате парламента, в ходе третьего чтения депутатам не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. Именно в рамках третьего чтения уже идёт речь об одобрении или неодобрении.

В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов, то есть 50 % плюс один голос.

Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством, т. е. не менее двух третьих голосов.

После принятия закона депутатами Государственной Думы он в течение пяти дней передаётся на рассмотрение Совету Федерации, где должно пройти его утверждение.

Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы.

Далее процедура голосования строится таким образом. Обычный федеральный закон получает одобрение, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации, а за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Если в течение четырнадцать дней закон не был рассмотрен в верхней палате парламента, то он также считается одобренным.

Но совет Федерации может не только одобрять, но и отклонять законы. В этом случае закон отправляется на доработку и повторное рассмотрение в Государственную Думу.

Для преодоления возникших разногласий между палатами парламента и для выработки общего решения может быть создана так называемая согласительная комиссия, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и одобрению Советом Федерации.

В случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации закон может быть принят без согласия верхней палаты парламента, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третьих (2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту, который в течение двух недель должен его рассмотреть и подписать.

Вето – это право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона и до вступления его в силу, а мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания.

В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьих (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то закон считается принятым и подлежит подписанию Президентом.

В тоже время Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

После подписания закона главой государства закон обнародуется и вступает в силу.

Цель обнародования – это довести содержание нового закона до всеобщего сведения путём публикации его в определённом издании.

В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио, а также разосланы государственным органам либо переданы по иным каналам связи.

Также в Конституции нашей страны сказано, что неопубликованные законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Закон вступает же в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременном их разделении на относительно самостоятельные части (отрасли и институты)

Право представляет систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей

Система права Нормы права Правовой институт Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений Это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений Это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные правила поведения

Правовой институт

Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений

Это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные правила поведения

Отрасли права ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ) ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ (исправительно-трудовое) СЕМЕЙНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ и др. Табл. 31 стр. 216

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ)
  • ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ (исправительно-трудовое)
  • СЕМЕЙНОЕ
  • ГРАЖДАНСКОЕ
  • УГОЛОВНОЕ
  • ЗЕМЕЛЬНОЕ
  • ТРУДОВОЕ и др.

Табл. 31 стр. 216

Институт права – это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определенного вида общественных отношений Гражданское право включает в себя институт собственности, институт купли-продажи, дарения, наследования и др. Например, конституционное право включает в себя институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др.

Институт права – это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определенного вида общественных отношений

Гражданское право включает в себя институт собственности, институт купли-продажи, дарения, наследования и др.

Например, конституционное право включает в себя институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др.

Система права Отрасли права Институты права Нормы права Подзаконные акты Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Подзаконные акты федеральных органов власти Местные подзаконные акты Локальные подзаконные акты Процессуальное право Материальное право Законы РФ Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Законы субъектов РФ Устанавливает процедуру применения норм права Регулирует определенную сферу общественных отношений

Подзаконные акты

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Подзаконные акты федеральных органов власти
  • Местные подзаконные акты
  • Локальные подзаконные акты

Процессуальное право

Материальное право

  • Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

Устанавливает процедуру применения норм права

Регулирует определенную сферу общественных отношений

Система права Отрасли права Институты права Нормы права Подзаконные акты Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Подзаконные акты федеральных органов власти Местные подзаконные акты Локальные подзаконные акты Законы РФ Процессуальное право Материальное право Гражданское Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Законы субъектов РФ Гражданское процессуальное право админстративное Уголовно-проц-е уголовное семейное Арбитражный процесс Конституционное судопроизводство трудовое

Подзаконные акты

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Подзаконные акты федеральных органов власти
  • Местные подзаконные акты
  • Локальные подзаконные акты

Процессуальное право

Материальное право

  • Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

Гражданское процессуальное право

Материальное право представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих общественные отношения, в которых субъекты права удовлетворяют свои непосредственные потребности и интересы.

  • Материальное право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общественные отношения.
  • Процессуальное право - право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Иными словами это совокупность норм, непосредственно регулирующих порядок применения норм материального права.

Процессуальное право представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих процедуру применения санкций норм материального права.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами

права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным

исполнением норм материального права.

Иными словами, нормы процессуального права производны от

материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций

норм материального права.

Формы (источники) права – это установленные государством официальные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения

Формы (источники) права – это установленные государством официальные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения

Источники права Источники права Сущность Правовой обычай Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантированно его принудительной силой Юридический прецедент (судебный и административный) Решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последующих аналогичных дел Нормативный договор (соглашение, договоренность) Совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающих субъектов нормативный правовой акт Акт компетентного гос.органа или акт, принятый путем референдума, содержащий в себе нормы права и установленные рамки их действия

Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантированно его принудительной силой

Юридический прецедент (судебный и административный)

Решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последующих аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договоренность)

Совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающих субъектов

нормативный правовой акт

Акт компетентного гос.органа или акт, принятый путем референдума, содержащий в себе нормы права и установленные рамки их действия

Система законодательства – это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых форм

В одном нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах

Система законодательства Отраслевое законодательство Внутриотраслевое законодательство Содержит нормы, которые регулируют определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (например. Семейное, административное, трудовое законодательство Комплексное законодательство Содержит нормы, относящиеся к определенному институту права (например, авторское законодательство в гражданском законодательстве, банковское зак-во в в финансовом зак-ве) Содержит нормы несколько отраслей права, регулирующих различные виды общественных отношений, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (например, экономическое, военное законодательство)_ Система права и система законодательства, как и общественная жизнь, находятся в постоянном изменении и развитии. Изменение общественных отношений влечет изменение системы права и системы законодательства.

Содержит нормы, которые регулируют определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (например. Семейное, административное, трудовое законодательство

Содержит нормы, относящиеся к определенному институту права (например, авторское законодательство в гражданском законодательстве, банковское зак-во в в финансовом зак-ве)

Содержит нормы несколько отраслей права, регулирующих различные виды общественных отношений, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (например, экономическое, военное законодательство)_

Система права и система законодательства, как и общественная жизнь, находятся в постоянном изменении и развитии. Изменение общественных отношений влечет изменение системы права и системы законодательства.

Читайте также: