Конспект по литературе 7 класс автор повествователь рассказчик

Обновлено: 04.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

I. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём
Вступительная беседа:

— Кто из героев произвёл на вас наибольшее впечатление?

Составление плана статьи:

— Прокомментируйте понятия титулярный советник, подполковник, приказчик, девица.

— *В чём сложность композиции повестей и как в них отразилась точка зрения трёх повествователей: титулярного советника (подполковника, приказчика, девицы), помещика Белкина, А. С. Пушкина? Что даёт этот художественный приём для понимания смысла повестей?

Как вы понимаете название повести и эпиграф к ней?

Прокомментируйте слова и выражения роковая книга, князь Вяземский, сребролюбивый, по казённой надобности.

Каково было положение станционных смотрителей в России?

Почему симпатии автора на их стороне?

*Как в этом фрагменте отразилась психология титулярного советника, помещика Белкина и черты биографии самого Пушкина?

Группа 2.
Расскажите о двух встречах рассказчика и смотрителя до приезда смотрителя в Петербург.

Прокомментируйте слова и выражения шлафрок, почтовый домик, от беды не отбожишься, в разгоне, нагайка, почтовая книга, на паперти, почтмейстер, ротмистр.

Сравните детали портрета смотрителя во время его первой и второй встречи с рассказчиком.

Что и почему изменилось во внешности и психологическом состоянии Самсона Вырина?

Какими положительными качествами обладал смотритель? Почему он хотел вернуть Дуню домой?

*Как в рассказах о Дуне проявились черты характера Вырина?

*Какой смысл имеет описание интерьера дома станционного смотрителя?

V. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста.
Фрагменты повести в актёрском исполнении

Прокомментируйте слова и выражения отставной унтер-офицер, по Литейной, молебен у Всех Скорбящих, повеса.

Что чувствовал смотритель, придя к Минскому?

*Какие детали портрета говорят о его душевном состоянии?

Почему он отверг деньги Минского и почему пожалел об этом?

*Почему смотритель не стал жаловаться на Минского?

*Почему Вырин не поверил Минскому, что Дуня счастлива?

VI. Трагическое и гуманистическое в повести

Почему третья встреча рассказчика со смотрителем оказалась такой печальной?

Как Вырина характеризует причина его смерти?

*Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

*Какие мысли автора можно назвать гуманистическими?

*Прокомментируйте значение имени Самсон (др.-евр. — солнечный) и фамилии Вырин (выр, др.-рус. — пучина, омут).

VII. Практическая работа.
Составление плана характеристики Самсона Вырина.

Подбор цитатных примеров.

1. Происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина.

2. Предыстория героя (рассказ о жизни Вырина до знакомства с повествователем).

3. Авторские приёмы создания образа Самсона Вырина:
1) Значение имени и фамилии героя.
2) Появление героя в повести.
3) Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета).
4) Интерьер, мир вещей, характеризующий Вырина.
5) Поступки героя. Ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
6) Речь героя, её особенности.
7) Оценка героя другими персонажами.

4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.

5. Читательские оценки образа Самсона Вырина и их аргументация.

Итоговый вопрос:

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Вырине.

Прочитать библейский сюжет о блудном сыне.

Индивидуальные задания.

Основное содержание урока.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.

II. Дуня и Минский

Групповая работа: Группа 1. Дуня.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Дуни:

— В чём Дуня виновата перед смотрителем? Докажите, что она чувствовала себя виноватой. Оцените её поступок.

— Почему Дуня бросила смотрителя: по молодости и неопытности, чтобы покинуть почтовую станцию или по любви?

— Почему финал повести вызывает грустные чувства?

Группа 2. Минский.

Выберите из текста ключевые цитаты и заполните таблицу:

Сделайте вывод о характере и поступках Минского:

— Можно ли оправдать поступок Минского? Аргументируйте свой ответ, помня, что в XIX веке были иные, чем теперь, общественные правила.

— Почему Минский так грубо обошёлся со смотрителем:
потому что занимал более высокое общественное положение;
думал, что откупился от старика;
рассердился, что смотритель нарушил его свидание с Дуней;
боялся, что смотритель хочет ему отомстить?

III. Судьба Дуни и притча о блудном сыне

Группа 3.
Сопоставление судьбы Дуни и притчи о блудном сыне.

Перескажите библейский сюжет о блудном сыне.

В чём вина блудного сына? Почему отец принял его после скитаний?

В чём гуманистический смысл этой притчи?

Какие чувства она вызывает?

С какой целью Пушкин вводит этот эпизод в повесть?

Сопоставьте притчу о блудном сыне с повестью, заполнив цитатную таблицу:

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно

Пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его… пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи…

Отец его сжалился; и… пал ему на шею и целовал его. Сын сказал: я согрешил против неба и пред тобою и недостоин называться сыном твоим

IV. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения.
Образ рассказчика

Группа 4. Рассказчик.

Дайте характеристику образу И. П. Белкина:

1. Происхождение, возраст, социальное положение и предыстория И. П. Белкина.

2. Авторские приёмы создания образа И. П. Белкина:
— Предположите, почему у рассказчика такие имя и фамилия.
— Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
(Как Белкин оценил Дуню? Каково его отношение к смотрителю? Почему он не мог забыть эту семью?)
— Речь И. П. Белкина, её особенности. Какие авторские интонации и оценки звучат в его монологе о станционных смотрителях?
— Авторское отношение к герою, способы его выражения. Почему автор постоянно перебивает рассказ смотрителя повествованием И. П. Белкина?

3. Почему в повести одни и те же герои и события даются в восприятии разных персонажей? Найдите примеры, доказывающие это утверждение.

Заполните цитатную таблицу:

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Найдите фрагменты, где рассказчиками являются С. Вырин и И. П. Белкин.

Почему Пушкин вводит в повествование несколько рассказчиков?

Какие цитаты показывают нам авторскую точку зрения на происходящее?

Как рассказчик относится к Дуне, к Минскому, к Самсону Вырину? Подтвердите своё мнение цитатами.

Кому он симпатизирует больше всего?

Сопоставьте поступки, чувства и речь Вырина и Минского во время двух встреч героев в Петербурге.

Заполните цитатную таблицу:

— Докажите, что у каждого героя была своя правда. Обоснуйте свой ответ.

VI. Развитие представлений о повести

Работа со словарём литературоведческих терминов.

VII. Презентация и защита учащимися своих рисунков.

Какие нравственные проблемы поставлены в повести?

Домашнее задание

Индивидуальные задания.

Подготовить вопросы для викторины по произведениям Пушкина.

Групповое задание.

Выполнить учебный проект.

Следующие уроки: М. Ю. Лермонтов. "Песня про про купца Калашникова" >>>

О "ПОВЕСТЯХ
ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА"

Из пояснительных статей
литературоведа А. Л. Слонимского

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. По он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что мы без всяких толкований сразу чувствуем правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей сообщил рассказчик в начале повести?

2. Какими увидел он героев во время цервой встречи? Что рассказал о бедной Дуне ее отец? Что думал о судьбе дочери Самсон Вырин, почему он так горевал? Сбылись ли предположения станционного смотрителя?

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вис вызвала?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Выучите наизусть строчки, в которых Пушкин говорит об особых минутах творчества, прочитайте их вслух, подчеркнув чтением это состояние вдохновения.

3. Подготовьте план вечера, посвященного произведениям Пушкина (стихотворения, поэмы, повести).

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОБРАЗ И. П. БЕЛКИНА В ПРЕДИСЛОВИИИ К "ПОВЕСТЯМ. "

В. С. Белькинд
Ещё раз о "загадке" И. П. Белкина

Среди пушкинистов до сих пор не утихает спор о том, кто же такой Иван Петрович Белкин и какова его роль в сюжетно-композиционной организации цикла.

Белкин И. П. — это лишь особое читательское восприятие, та призма, проходя через которую, объединяются в общую рамку различные стилевые потоки. Присутствие Белкина (а оно важно для всех рассказов цикла) помогает соотнести на равных началах различные контексты (устный сказ рассказчиков, точку зрения героев, авторское начало) с различными типами читательского восприятия.

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.

Контрастность двух типов читательского сознания заключена уже в эпиграфе, который был напечатан на титульном листе прижизненного издания в 1831 году.

Этот эпиграф, важный для понимания всего цикла, — купированный отрывок из контекста фонвизинской комедии.

Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
Mилон. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын! Откуда что берется!

Пушкин оставляет в эпиграфе только одно — митрофановское толкование истории, соответствующее позиции ненарадовского помещика. Но ему было важно показать, что существует и правомерен другой подход и осмысление различных жизненных историй, другая возможность читательского восприятия.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма. Повествование ведется от первого лица.

РАЗНИЦА МЕЖДУ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ И РАССКАЗЧИКОМ

Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. Рассказчик живет в каждом конкретном тексте – это, к примеру, старик и старуха, которые жили у самого синего моря. Он непосредственный участник каких-то событий.

А повествователь всегда находится над рассказчиком, он историю излагает целиком, являясь участником событий или свидетелем жизни героев. Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.

Зачем автор иногда скрывается под маской или поручает повествование своему герою?

Чтобы представить и раскрыть свой замысел во всей полноте, автор надевает на себя разные маски – в том повествователя и рассказчиков. Два последних – очевидцы событий, читатель им верит. Отсюда возникает ощущение достоверности происходящего. Автор будто на сцене – страницах произведения – играет один множество ролей созданного им спектакля. Поэтому так интересно быть писателем!

КТО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СИЛЬВИО?
В КАКОМ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПРИБЕГАЕТ
К ПОДОБНОМУ ПРИЁМУ?

Ответ на вопрос: кто рассказывает историю Сильвио – раскрывается как матрёшка:

Повествование ведется от первого лица: рассказчик участвует в действии, именно ему, молодому армейскому офицеру, Сильвио поверяет тайну незаконченной дуэли. Интересно, что финал ее И.Л.П. узнает от противника Сильвио. Таким образом, рассказчик в повести становится и поверенным двоих персонажей, каждый из которых сам рассказывает свою часть повести, которая дана от первого лица и в прошедшем времени. Поэтому рассказанная история кажется достоверной.

Вот такое сложное построение, казалось бы, незамысловатой повести.

Сквозь слова рассказчика Гринёва слышен голос автора, Пушкина. Это его ирония сквозит в повествовании о детстве, воспитании Петруши, это Пушкин говорит устами своего героя о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Марксовского района Саратовской области

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

русского языка и литературы

Крайнова Евгения Михайловна

Цели урока: 1)Раскрыть роль образа повествователя;

2)воспитание чуткого отношения к людям, своим близким;

3)расширение читательского кругозора учащихся.

  1. Орг.момент (проверка готовности к уроку, приветствие).
  2. Проверка знаний учащихся. Тест.(см. Приложение)

Какие слова вы записали?

(Ребята могут назвать слова Выра, Вырин, станционный смотритель и др.)

Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?

Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.

Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки.

А вот как оценил это произведение Л.Н.Толстой (зачитывается отрывок).

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей:

(рассмотрение репродукций рисунков Пушкина ).

Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.

Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

А в чём трагедия Самсона Вырина?

Каким он встречается нам в начале повести?

Каков Вырин через 4 года? (стр.103)

За что он корил себя?

(уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)

Почему он решил, что Дуня будет несчастной?

(Жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)

Что за человек Минский?

(Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом)

Работа с текстом. Зачитать рассказ мальчика о приезде барыни (с.112)

Вопросы к учащимся:

1)Что заставило её приехать?

2)По каким словам вы поняли, что это Дуня?

1)Кто из героев повести не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? ( повествователь)

2)Кому из героев рассказчик симпатизирует? ( Самсону Вырину)

3)Какое настроение у вас после прочтения этой повести? (Грустное, печальное)

4)Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

( Заставила задуматься, как мы относимся к близким людям)

В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.

Открылся он в 1972 году в здании почтовой Вырской станции. К 40-м годам XIX века она состояла из двух каменных домов, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, к ней относились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец, пожарная каланча.

Во второй половине дома-музея - ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит в прошлое русского

дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В центре ямщицкой - стол с утварью, на стенах - упряжь для лошадей, одежда ямщиков. Четвертая часть помещения занята

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Повести Белкина — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, автор- ство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несу- ществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

всех этих людей к известным им

  • У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской.
  • Общность интересов и духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим.
  • Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, а с точки зрения обыкновенного человека.

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все рассказчики принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначи-тельны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле.

2.Содержание предисловия повести.

Вопрос: Что мы о нем узнаем?

От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.

Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина? Белкин оказывается идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от других лиц.

Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?

Белкин оказывается идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от других лиц.

Вымышленный рассказчик-

Иван Петрович

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 26.10.2020. Класс: 7-А Номер урока: 25

Планируемые результаты

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные :

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Оборудование: рабочие тетради, чистые листочки, учебники, опорный конспект (на доске).

Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.

3. В какой город уехал Минский с Дуней? (Петербург)

4.Какова судьба Самсона Вырина? (он спился и умер)

5. Какую роль играет в повести сын пивовара? (показал рассказчику могилу Вырина)

2.Кто такой ротмистр Минский? ( молодой гусар, обманом увезший Дуню )

3. Каким образом Минский обманул Самсона Вырина? (прикинулся больным, по отъезду предложил довезти Дуню до церкви)

4.Что дал Минский Вырину за Дуню? (деньги)

5. Картины с каким сюжетом висели на стенах в доме Самсона Вырина? (возвращение блудного сына)

1-й этап. Вхождение в тему урока. Подготовка школьников к восприятию нового произведения .

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их. Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным . Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?

Учащийся: Над проблемой отношения детей и родителей (Запишем её в тетрадь.)

— Как вы понимаете смысл названия?

— Что такое станция во времена Пушкина?

Учащийся: Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.

Учитель: -Кого называли смотрителями?

Учащийся: Смотритель – начальник почтовой станции.

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.

— В каком значении употреблено это слово?

— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Учащийся :Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.

Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)

– О каком эпизоде идет речь? ( смятые ассигнации )

– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель: Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

Учащийся: Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

— Что изменилось в этом портрете? (

-Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию . (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)

Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.

— А сам смотритель остался прежним или изменился? (Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)

— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Учащийся: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.

Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?

Учитель:— Что происходит в Петербурге?

Учащийся: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.

Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?

Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни . Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?

Учитель: Как смотритель относится к дочке?

Учитель: Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. Что он увидел?

Учащийся: Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.

Учитель: Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель: Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)

— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель: — Похожи ли эти истории?

Учащийся: И да, и нет.

Учитель: Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Учащийся: Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Учащийся: Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

Учитель: — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Учащийся: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

4. РЕФЛЕКСИЯ. Оценивание активных учащихся.

Подготовка к домашнему сочинению

Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем (по ранее составленному плану)

Читайте также: