Наша страна на карте часовых поясов конспект урока 8 класс полярная звезда

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.

Образовательная – сформировать знания о поясном, декретном и местном времени; дать понятие “часовые пояса”.

Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации - “линия перемены дат”, сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

ТИП УРОКА : урок новых знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, учебник,.

Физическая и политико-административная карты России, глобус, карты атласа, учебник, опорный конспект.

I. Организационный момент.

Знакомство с ходом урока. (Знакомство с этапами урока, состоящие из пролога, основной части и эпилога).

Велика и прекрасна наша Родина. Разнообразна её природа. Огромные равнины большие территории лесов, изумительные по красоте горы, реки, озёра, полезные ископаемые – всё это наша страна. “Любить свою страну - значит знать ее”.

II. Проверка домашнего задания.

Географический диктант. Устно.

1 задание. ГЕОГРАФИЯ В ЦИФРАХ; КРАЙНИЕ ТОЧКИ

1. 17,1 млн.км – площадь России

2. 16 – страны-соседи

3. 14 – сухопутные соседи

4. 2 – морские соседи

5. 12 миль (22,2 км) – территориальные воды

6. 200 миль (370 км) – исключительная экономическая зона

7. 60,9 тыс.км – общая протяженность государственной границы

8. 38,8 тыс.км – протяженность морских границ

9. 7 200 км – самая протяженная граница с Казахстаном

10. 85 – количество субъектов РФ

2 задание. Работа с картой.Дать характеристику физико -географического положения России.

III. Изучение нового материала.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Звучит голос диктора: Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь”.

- Назовите тему нашего урока? (Разница во времени на территории России)

- В чем причина в разнице времени в одно и тоже время на территории нашей страны? (Большая протяженность страны с запада на восток)

- Вспомните, почему происходит смена дня и ночи на Земле.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, то есть против часовой стрелки, если смотреть на Землю с Полярной звезды (с Северного полюса). С вращением Земли связана естественная единица измерения времени – сутки и смена дня и ночи. (Во время рассказа учителя учащиеся заполняют опорный конспект)

- Полный оборот (360`) Земля совершает за сутки, то есть за 24 часа. Значит, за 1 час Земля поворачивается на 15`, так как 360`: 24 = 15`. 1 час это 60 минут, 60 мин: 15` = 4 минуты. Таким образом, за 4 минуты Земля совершает поворот на 1`.

Виды времени: Местное и поясное.

- На разных меридианах в один и тот же момент бывает резное время суток. Значит, сутки начинаются одновременно на всём меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время. Местное время зависит от географической долготы . (Города на 40 меридиане) Архангельск-Вологда-Ярославль-Воронеж-Ростов-на-Дону)

Определение местного времени стр.10.записатьв тетрадь.

Предложил в 1878 г. канадский инженер Сэндфорд (Стив) Флеминг , которое в 1884 г. было принято на Международном астрономическом конгрессе в США (Вашингтон), где присутствовало 26 стран.

- Всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15` каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же двадцать четвёртый) пояс тот, по середине которого проходит нулевой меридиан (Гринвичского). К востоку от любого пояса время увеличивается, к западу – уменьшается. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам (Почему?). Они проведены с учётом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.

- По середине двенадцатого пояса, примерно вдоль 180` меридиана, проходит линия перемены дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты ошибаются на одни сутки. Например, в Новый год, в 00 часов 00 минут, к западу от этой линии 1 января, а к востоку – 31 декабря старого года. Меридиан пролегает между островами Ратманов (Россия) и Крузенштерн (США), но это и есть незримая граница, разделяющая “сегодня” от “вчера” и “завтра” от “сегодня”.

- В нашей стране 8 февраля 1919 г. было введено поясное время и на всей территории было установлено 11 часовых поясов (со II по ХII включительно). Границы ЧП неоднократно менялись.

Положение России во многих часовых поясах имеет определенные достоинства и недостатки.

Положительным является, что ночные часы в разных регионах не совпадают во времени. Эту разницу во времени используют в электроэнергетике для передачи избыточной э/энергии из одних регионов в другие, что дает большую экономию энергии и средств.

Главное неудобство, в том, что при перелетах жителей из европейской части на дальний Восток нарушается биологический ритм.

Записать определение поясного времени стр.10. в тетрадь.

В действительности разница во времени между Москвой и, например, Берлином или Парижем составляет не один, а два часа. Это обусловлено тем, что на всей территории России действует декретное время, отличающееся на один час от поясного. В 1930 г. постановлением (декретом) правительства стрелки часов были переведены на один час вперед по сравнению с поясным временем. Это было сделано с целью более полного использования светлого времени суток, а значит, и в целях экономии электроэнергии. Декретное время II часового пояса, где расположена Москва, называют московским временем. (Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Казани 9 часов. Ответ: 6 часов)

– Летнее время в странах мира

Летнее время было “придумано” в Великобритании с целью экономии энергоресурсов и введено в 1908 г. Стрелка часов на летний период была переведена на 1 час вперёд. С тех пор многие страны стали применять подобный порядок исчисления времени. В Европе это время называют летним, а в Америке – опережающим.

– Летнее время в России.

С 1981 г. в России с марта по сентябрь действует летнее время. В последнее воскресенье марта стрелки часов переводились еще на один час вперед по сравнению с декретным временем. С 2008 г. возврат на декретное время обычно происходил в последнюю субботу октября переводом часовой стрелки на один час назад. С октября 2011 года перевод на зимнее время не осуществлялось.

Однако уже вскоре исследования показали, что россияне хотели бы вернуть перевод часов на зимнее время. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе России с 26 октября 2014 года на зимнее время и в дальнейшем сезонный перевод стрелок осуществляться не будет.

IV. Решение практических задач.

1) С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Казани (II часовая зона), когда в Якутске (VIII часовая зона) полдень.

1. Определить разницу в часовых поясах. 8 – 2 =6

2. Если в Якутске 12 часов, то Казань находится западнее.

(Если город расположен западнее, то разницу отнимаем)

12 – 6 = 8 часов утра

2)С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Красноярске (VI часовая зона), когда в Казани (II часовая зона) 14 часов.

1. Определить разницу в часовых поясах. 6 – 2 = 4

2. Если в Казани 14 часов, то Красноярск находится восточнее.

(Если город расположен восточнее, то разницу прибавляем)

3. 14 +4 = 18 часов

3) Самолет вылетел из Анадыря (11 часовая зона) в Москву (2 часовая зона) в 15.00 по московскому времени. Расчетное время полета 9 часов. Определите время прибытия самолета в Москву.

15 – 9 = 6 часов было в Москве, когда самолет вылетел.

В Москве – 15.00 час.

4) Определить местное время в Москве, если в г.Симферополе 8ч.30 мин.

Шаг 1: Определяем долготу Симферополя и Москвы

Симферополь: 34 в.д.

Шаг 3: Расстояние в градусах переводим в разность по времени:

1 град. = 4 минутам

4 град. = 16 минутам

Шаг 4: Москва находится восточнее Симферополя на 4 градуса, значит солнце встает на 16 минут раньше

Время в Москве: 8ч.30 мин + 16 мин.= 8 ч. 46 мин.

Ответ: время в Москве 8 ч. 46 мин.

5) Определите местное время в Симферополе, когда в Магадане 23ч. 30 мин.

Шаг 1: Симферополь – 34*в.д.

Шаг 2: 150 – 34 = 116 градусов

Шаг 3: 116 х 4 = 464 минуты

Переводим минуты в часы: 464: 60 = 7 часов 44 минуты

Шаг 4: поскольку в Магадане день начинался раньше: 23 ч.30 мин – 7 ч.44 мин = 15 ч.46 мин

Ответ: В Симферополе местное время 15 ч.46 мин.

V. Подведение итога урока

1. Верите ли вы, что в каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и тои же меридиане.

2. Верите ли вы, что границы часовых поясов проходят строго по меридианам?

3. Верите ли вы, что удобно пользоваться местным временем?

4. Верите ли вы, что поясное время – это время в границах одного часового пояса?

5. Верите ли вы, что при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны?

6. Верите ли вы, что в пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит посередине.

7. Верите ли вы, что может возникнуть путаница при пользовании поясным временем?

Домашнее задание: параграф 3, вопросы и задания на стр 13.

5. Самолёт вылетел из Воронежа (II часовая зона) в Оренбург (IV часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт приземлится.

9 + 2 = 11 часов было в Оренбурге, когда самолет вылетел.

11 + 2 = 13 часов

В Оренбурге – 13.00 час.

6. (ОГЭ – 9 кл) Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Анадырь 2) Казань 3) Новосибирск

Ответ:132 (Анадырь – Новосибирск – Казань).

Задача. Если в Москве наступил Новый год (00 часов 00 мин.), можно ли его уже отмечать на Северном полюсе?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о понятиях по теме урока

Задачи: Воспитывать интерес к изучению данной темы

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Территория России с запада на восток имеет протяжённость чуть более 171°, это примерно равно 11 часам, поэтому субъекты федерации отнесли к 11 часовым зонам.

Рис. 1. Часовые зоны РФ

В России часы зимой и летом не переводятся. Время в любой часовой зоне России на 1 час опережает поясное.

Территорию каждого субъекта России полностью отнесли к одной часовой зоне. Только территория Республики Саха (Якутия) разделена на 3 зоны.

По шкале времени РФ московское время соответствует 3-му поясу.

Рис. 2. Что показывают циферблаты некоторых городов РФ, когда в Москве 10:00

Калининградская область живёт по времени, которое на 1 час отличается от московского (если в Москве 12 ч, то в Калининграде 11 ч).

Железнодорожный и воздушный транспорт работает по московскому времени, так же как и телефонная и телеграфная связь.

Линия перемены дат огибает Чукотский полуостров по Берингову проливу, иначе жителям Чукотки пришлось бы вести отдельный календарь, отличный от остальной территории России.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 950 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Наша страна на карте часовых поясов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2021 53
  • DOCX 17.3 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


- систематизировать знания о часовых поясах, о местном, поясном, декретном и летнем времени;

- сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов, разницу в поясном времени территории;

- научить объяснять причины различий во времени на территории России;

- показать важное практическое значение знаний о времени и умений его правильно определять.


Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России:

Приемы решения задач:

1.Для решения задач по определению времени часового пояса необходимо рассчитать разницу между поясами. Для определения времени часовых зон, находящихся к востоку от нулевого меридиана (например, в России), необходимо прибавлять время, а к западу – отнимать.

2. Для решения задач по определению времени прилета самолета не необходимо определить направление полета. Если самолет летит с востока на запад, то от времени самолета нужно вычесть разницу во времени часовых зон, в которых расположены города, указанные в задаче. Затем к полученной разнице прибавить время в полете, получается время, т.е. используем формулу:

Время вылета – разница во времени часовых зон + время в полете =время прилета.

Если самолет летит с запада на восток, то время прилета определяется по формуле:

Время вылета + разница во времени часовых поясов + время в полете = время прилета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока географии в 8 классе по теме "Наша страна на карте часовых поясов" , адаптирован для малокомплектной школы.

РОССИЯ НА КАРТЕ ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ

Ответы учащихся на вопросы в учебнике (параграф 2, стр.9).

II. Получение новых знаний.

1. Изучение темы следует начать с проверки у учащихся знаний о причинах смены дня и ночи на Земле, предложив следующие за­дания:

1) Вспомните из курса природоведения, что такое суточное вращение Земли?

2) Приведите доказательства суточного вращения Земли, поль­зуясь личными наблюдениями и глобусом.

3) Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля и объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверх­ности Земли.

Местное время - это время, определяемое для данного места на Земле; оно зависит от географической долготы и одинаково для всех точек на одном меридиане.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

3. Учитель. Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В практической жизни обычно не пользуются местным временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Как создать единую систему отсчета времени? Оказалось удобным разделить земной шар по меридиа­нам на 24 пояса. Ведь Земля за сутки совершает оборот на 360°, а за час - на 15°. Если разделить территорию земного шара на 24 пояса по 15° каждый, то время в каждом поясе будет отличаться от соседнего на 1 час. Так, еще в XIX в. было введено поясное время.

Поясное время - это время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине.

За нулевой принят часовой пояс, по середине которого проходит меридиан Гринвичской обсерватории. Этот же пояс служит 24-м. Счет часовых поясов ведется с запада на восток. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам; они проведены с учетом административных границ, чтобы та или иная администра­тивная единица была в одном часовом поясе.

Вопросы и задания для закрепления материала.

1. Рассмотрите карту часовых поясов.

Учащиеся совместно с учителем анализируют карту часовых поясов и формируют умение определять поясное время на террито­рии России.

2. В каких часовых поясах находится территория России? (Со II по XII пояс. II пояс - московский, XI и XII пояса объединены в один, значит, всего у нас в стране 10 часовых поясов.)

Чтобы у учащихся не было путаницы в исчислении времени, им следует напомнить, что в нашей стране раньше всего наступает Новый год на Чукотке, т. е. чем восточнее территория, тем раньше на ней начинаются сутки. И от любого пояса к востоку время будет больше, а к западу меньше.

3. Определите, в каких часовых поясах находятся города Санкт- Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск.

4. В каком часовом поясе находится город, в котором вы живе­те? Как различается его поясное время по сравнению с Москвой? С Анадырем?

5. Определите поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов.

Необходимо познакомить учащихся с соответствующими приемами учебной работы:

• По карте часовых поясов определить, в каких часовых поясах находятся города (Хабаровск - в IX, а Челябинск - в IV часовом поясе).

• Определить, на сколько часов различается поясное время этих городов (9-4 = 5 ч.).

• Высчитать поясное время Хабаровска, если в Челябинске 7 часов (Хабаровск находится восточнее Челябинска, значит, там время идет вперед, поэтому 7 ч + 5 ч = 12 ч). Следовательно, если в Челябинске 7 часов, то поясное время Хабаровска - 12 часов.

6. Определите поясное время на Камчатке, если в вашем городе 10 часов.

7. Город К. расположен в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город М., если разница во времени между ними 3 часа?

8. Достаточно сложный вопрос для учащихся - линия перемены дат.

Учитель: Линия перемены дат проведена по 180-му меридиану.

Именно от него и начинаются каждые новые сутки.

«Остров Ратманова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической воды.

Но ведь именно здесь, между этими двумя небольшими остро­вами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незри­мая граница, которая разделяет не континенты, не страны - она от­деляет Сегодня от Вчера и Завтра от Сегодня.

Время идет с востока на запад. И если на острове Ратманова на­ступил новый день, то на острове Крузенштерна еще царит день вчерашний. '

Учитель. В 1930 году в нашей стране специальным постанов­лением (декретом) поясное время было переведено на один час вперед. Это было сделано с целью более полного использования дневного света в течение рабочего дня и экономии электроэнергии. По московскому декретному времени работает весь транспорт и все средства связи России для удобства отсчета времени и избежания путаницы в связи с большим количеством часовых поясов.

В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Еже­годно в последнее воскресенье марта стрелка часов переводились на один час вперед. А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается об­ратно, т. е. переводилось на час назад. Это было сделано также для более полного использования дневного освещения и экономии электро­энергии. Но сейчас у нас одно время – летнее.

Читайте также: