Хрупкая веточка бажов конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

. В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый, как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал.
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.
. Тихо. и я здесь невольно застыла,
Стрелки не вижу, и время забыла.
Мысли тая о бессмертье Бажова,
Вижу всегда его только живого.

Оценить 737 2

Познакомить учащихся с биографией П.П. Бажова и историей написания сказов, с увековечиванием его памяти.

Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

Воспитывать любовь к Родине, развивать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Ход занятия

Организационный момент:

. В синем звенящем уральском морозе,

Мудрую душу в морщинах храня,

Взгляд, отведя от застывшей берёзы,

Павел Петрович глядит на меня.

Близкий, как дедушка, мудрый, как сказка,

Добрый, как песня, седой, как Урал.

Кажется, будто напрасно две даты

Кто-то на камне пред ним написал.

. Тихо. и я здесь невольно застыла,

Стрелки не вижу, и время забыла.

Мысли тая о бессмертье Бажова,

Вижу всегда его только живого.

Посмотрите, какие фарфоровые фигурки помогают нам сегодня в проведении занятия!

Основная часть:

Павел Петрович Бажов родился 15 (27) января 1879 году на Урале в городе Сысерти в семье потомственных горнозаводских рабочих. Его отец был хорошим мастером, гордым и веселым человеком. Семья часто кочевала с места на место по всему Уралу, так как заводские приказчики не желали мириться с несдержанным на язык мастеровым.

Благодаря частым переездам будущий писатель еще в детстве узнал,

прочувствовал жизнь и быт уральских рабочих, услышал их рассказы и предания о

Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне.

Вот так описывают главных героев уральские горнорабочие.

Здесь представлены книги П.П. Бажова. Посмотрите, какие сказы есть в нашей библиотеке!

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Кквн, Дрнк , Мрнк, кзлк.

-Расшифруйте запись.
-Что связывает все эти слова?

Литературная разминка.

лукаво (громко), (нет)

дивуются (удивляются), (да)

из ума выжил (очень умный человек), (нет)

балаган (лёгкая временная постройка для жилья), (да)

затуманилась Дарёнка (покрылась туманом) (нет)

сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. (да)

Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. (да)

Разминка закончилась, переходим к проверке домашнего задания.

3.Проверка домашнего задания.

1. Характеристика главных героев.

Где герой живёт?

Какие поступки совершает?

Чем занимается герой?

Какой характер у героя?

Как вы относитесь к герою?

- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:

1. Семейное положение.

1. Семейное положение.

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

Старик большой да бородатый.

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека).

- Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

Оба героя нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

2. Допишите пропущенные слова

+ Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

Тот козёл особенный . У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом козёл не выше стола , ножки тоненькие , голова лёгонькая . Рожки у простых козлов на две веточки, а у него на пять веточек . Шёрстка у него летом буренькая , а зимой серенькая. Кормится травой да листиком , а зимой сено в стожках подъедает.

Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

Вы поняли тема урока: П.П. Бажов и его сказы.

Какие цели мы поставим:

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Попытаемся раскрыть тайны сказов П. Бажова.

И конечно же вспомним сказы.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказы, очень похожие на сказки. А звали его…(Слайд №1)

Дети: Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником.

(Рассказ о П. П. Бажове)

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

(читает Костя Т)

Мы держим с тобою, приятель, в руках

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нам басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Свои произведения Бажов называл сказами. Что это?

А чем по вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.))

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки, а точнее сказы, а ещё точнее тайны …

С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Их любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память. В такой шкатулке у нас хранятся задания.

Оборудование: Портрет, выставка книг П.П.Бажова, фотографии изделий из малахита и других камней, выставка иллюстраций учащихся к сказам.

Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом здесь были обоснованы первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке. Что охраняют богатства уральских недр.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтические отражение любовь русских людей к родной земле.

Как вы думаете, что легло в основу этих сказов? (Детские впечатления Бажова от услышанного от старых мастеров, произведения фольклора, записанные будущим писателем во время странствий по родному краю)

Где и когда происходят события в сказах П.П.Бажова? (На Урале, вероятнее всего, в 19, иногда в 18 веке или без времени).

Кто является главными героями этих сказов? (Данила, старик Прокопьич, Катя, жена Данила, их сын Митя и другие)

Да, действительно, Бажов показал в этих сказах обычных рабочих. А есть ли в этих произведениях необычные герои? (Медной горы Хозяйка)

Чем отличался Данила от своих сверстников в детстве? (Это был мальчик, стремящийся к красоте – часто задумывался, любовался картинками или украшениями, а затем научился играть на рожке прекрасные мелодии, которые затрагивали самые лучшие чувства окружающих)

Как оказался Данила в ученье у мастера Прокопьича? (После того, как из-за увлеченности игрой на рожке пастух - Данилка не досчитался нескольких коров, его отдали в обучение самому придирчивому и строгому мастеру Прокопьичу)

Как определил мастер, что у мальчика есть художественный талант? (В первый же день Данило объяснил Прокопьичу. Как следовало распилить камень, чтобы не нарушить узора)

В чем заключалось его мастерство? (Он мог в короткий срок изготовить прекрасные изделия из малахита, выполнял в точности заказы).

Как попыталась помочь Даниле Хозяйка Медной горы? (Она помогла ему найти камень, из которого Данило решил сделать чашу в виде цветка)

Итак, кому же удается увидеть Хозяйку Медной горы, кому она открывает свои богатства? (Только людям, наделенным талантом и трудолюбием, бескорыстием и щедростью души) А как вы думаете, всегда ли счастливы эти люди? (Нет, далеко не всегда, очень часто они находятся в крепостной зависимости от своих хозяев, им приходится много трудиться ради хлеба насущного, а на творческую деятельность не остается ни времени, ни сил).


Цель: приобщение учащихся к великому наследию уральского сказочника П.П.Бажова.

Задачи:

- вызвать интерес к писателю,как к личности через его биографические данные;

- систематизировать знания о волшебных героях сказов;

- воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю;

- развивать интерес к чтению;

- поднять настроение учащимся, вызвать у них положительные эмоции, поддержать желание в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

Планируемый результат:

- полученные знания о жизни и творчестве писателя;

- прочитанные и прочувствованные учащимися сказы;

- узнавание главных героев бажовских сказов;

- вызванный интерес к дальнейшему чтению;

- полученное удовлетворение от праздничного мероприятия.

Подготовка:

1. Подборка сказов П.П. Бажова

2. Портрет писателя П.П. Бажова

3. Выставка иллюстраций из сказов П.П. Бажова

4. Медальки и грамоты.

5. Использование ЦОР: презентация.

Содержимое разработки


НАГРАЖДАЕТСЯ

в игре


Учитель литературы: /Груздева Т.Г./

Содержимое разработки

Тема: Урок-игра по сказам П.П.Бажова

(к 140-летию со дня рождения писателя)

Цель: приобщение учащихся к великому наследию уральского сказочника П.П.Бажова.

- вызвать интерес к писателю, как к личности через его биографические данные;

- систематизировать знания о волшебных героях сказов;

- воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю;

- развивать интерес к чтению;

- поднять настроение учащимся, вызвать у них положительные эмоции, поддержать желание в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

Планируемый результат:

- полученные знания о жизни и творчестве писателя;

- прочитанные и прочувствованные учащимися сказы;

- узнавание главных героев бажовских сказов;

- вызванный интерес к дальнейшему чтению;

- полученное удовлетворение от праздничного мероприятия.

Подготовка:

1. Подборка сказов П.П. Бажова

2. Портрет писателя П.П. Бажова

3. Выставка иллюстраций из сказов П.П. Бажова

4. Медальки и грамоты.

5. Использование ЦОР: презентация.

1. Вступительное слово учителя: (слайд)

Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

Миллионы лет тому назад на месте Уральских гор разливались моря, и прямо из воды. вставали леса гигантских деревьев.

Со временем земли Урала стали заселять люди, которые обнаружив в горах

богатые руды, драгоценные камни, начали рыть шахты, строить заводы и фабрики по обработке камней.

Тяжкая жизнь рождала желание изменить её. Вот и придумывал народ разных таинственных и волшебных помощников:

(слайд) Хозяйку Медной горы, Голубую Змейку, Бабку Синюшку, Огневушку-Поскакушку, Золотой Волос, а потом рассказывал своим детям о них. Предания старины сохранились и в одной уральской семье мастера металлургического завода, где родился один из замечательных русских писателей.

Я думаю, что вы все догадались, о ком пойдет речь.

(слайд) -Конечно, о Павле Петровиче Бажове.

В 2019 году мы празднуем его 140-летие со дня рождения.

А какие сказы вам известны с детства? Ответы детей

2. Рассказ о биографии Бажова.

(слайд) Жил в Сысертском заводе рабочий Петр Васильевич Бажов с женой Августой Степановной.

27 января 1879 года у них родился сын. Мальчика назвали Павлом.

(слайд) Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Хорошими рассказчиками были местные старики. Лучшими из них был Василий Хмелин. Он в то время работал сторожем на Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе, его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

(слайд) Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала. В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может.

(слайд) Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка. Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.

3. Знакомство с выставкой книг.

Сегодня на уроке мы проведём игру, в которой выявим лучшего знатока сказов Бажова. Для этого мы разделились на 2 команды - это команда 5 класса и команда 6 класса. Соберите название своей команды из отдельных слогов, которые лежат у вас на партах. И выберите капитана

Сегодня вас будут оценивать компетентное жюри – это наши учителя и родители………….

(слайд 2) Коротко о правилах игры. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Если команда отвечает правильно, то получает баллы, если неправильно – баллы вычитаются и ход передаётся другой команде. Стоимость вопросов зависит от их сложности: чем выше стоимость, тем сложнее вопрос.

Проходит игра между командами……………..

5. Итог урока.

- А теперь пора подвести итоги. Пока жюри подсчитывают ваши баллы, мы с вами поиграем.

Что за девчонка такая,

И танцует, и поёт,

Сарафанчик пузырьком! (Огневушка-поскакушка)

1.Когда Хозяйка медной горы плакала, во что превращались её слёзы?

3.В кого превращалась Хозяйка медной горы?- В ящерицу

4.Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
дурман-цветок

5.Что подарила Степану Хозяйка медной горы?- Малахитовую шкатулку

(слайд) Слово предоставляется жюри.

Происходит награждение победителей игры.

А кто же у нас лучший знаток сказов Бажова? Грамоты

(слайд) Молодцы! Вы все внимательно читали сказы Бажова и разгадали все его загадки.

(слайд) Огнём загорались

И сказы рождались

Он трогает словом

И сердце и разум.

За чудные сказы!

5. Домашнее задание.

(слайд) А домашним заданием будет написать сочинение-отзыв о понравившемся сказе Бажова.

6. Рефлексия.

На этом наша встреча в честь юбиляра Павла Бажова подошла к концу.

Мне бы хотелось, чтобы вы читали сказы Бажова с удовольствием, проживали с героями маленькие жизни, учились у них трудолюбию, доброте, скромности и щедрости. И тогда ваша малахитовая шкатулка засияет яркими красками.

Читайте также: