Шинель конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сопоставление произведений двух видов искусства (кино и литературы) в рамках культурного диалога художественных мышлений
Задачи урока:
Образовательные:
• продолжить формирование навыков и умений сравнительного анализа:
• находить сходства и отличия в сюжете произведений литературы и киноискусства;
• выявлять основные качества героев произведений и сравнивать персонажи;
• выявлять художественное своеобразие произведений литературы и кино;
• делать выводы в своей работе.
Развивающие:
• развитие речи, словарного запаса;
• развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
• развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
• формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
• формирование нравственного сознания.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-учить анализу текста;

-воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

Ф.М.Достоевский.

1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний

.О биографии и творчестве Н. В. Гоголя.

1.Что вы знаете о Н. В. Гоголе? Какие произведения изучали ранее? ( учащиеся вспоминают известные им факты из биографии писателя, говорят о прочитанных ранее произведениях).

3.Слово учителя:

Подумайте…….

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

— А как должно быть в жизни?

Бедный человек или бедный чиновник А. А. Башмачкин?

Наш герой Акакий Башмачкин герой маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” — по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста.

II.Отгадывание кроссворда.


1. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)

Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)

Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)

Количество департаментов, где служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Место действия повести; (Петербург)

Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

III. Работа со словарем Ожегова С.И. ( 3 мин)

(Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

IV. Беседа( Повторение изученного)

Итак, мы начинаем анализировать повесть.

VI.Анализ повести.

Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Как он относится к службе?

Как относятся к Акакию Акакиевичу сослуживцы?

( унижают, подшучивают над ним, иногда просто не замечают)

Какие чувства вызвал в вас этот фрагмент? Неужели никто не сочувствует ему?

Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека? (Сравнение с мухой)

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

(работа над портретом героя; выборочное чтение текста.)

Что можем отметить об особенностях речи Акакия Акакиевича?

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

_ДОСКА: АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

Как вы думаете, почему?

Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?

(приобретение новой шинели)

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

Наступил в жизни Акакия Акакиевича тот долгожданный день, когда Петрович принес новую шинель.

Подумайте, какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(повышает статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, появляется счастливая улыбка на лице, кажется, ему вполне комфортно в новой шинели)

VII.Физкультминутка.

Что такое кульминация??

Определите кульминационный эпизод повести.

Что происходит с Акакием Акакиевичем после кражи шинели?

(потрясение, буря эмоций, для него это горе; но даже в критические минуты жизни Гоголь показывает героя бессловесным)

Что он предпринимает, чтобы вернуть шинель?

(отправился к частному лицу, затем к значительному лицу)

-Помог ли ему частный пристав? Каков был следующий шаг в попытке быть услышанным?

В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Какие

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю)

Как заканчивается повесть??

Давайте обратим внимание на финал повести и подумаем, почему автор вводит элементы фантастики в финале повести?

(Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства)

VIII. Итоги урока:

(Если смотреть первое значение, то Акакий Акакиевич — бедный чиновник, получающий 400 рублей в год титулярный советник, вынужденный жить экономно.

Если смотреть второе значение, то Акакий Акакиевич – бедный человек. Настоящая беда его заключается не только в потере шинели, не только в плохом отношении окружающих, но и в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма, конечно, присутствует, но следует добавить, что гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе сможешь обнаружить человека).

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

А как должно быть в жизни?

IX.Рефлексия.

Понравился ли вам урок.

Довольны ли вы вашей работой на уроке.

система уроков по изучению повести Н. В. Гоголя "Шинель" включает конспекты двух учебных занятий, комментарий к уроку развития речи (написание сочинения по повести) и примечание с творческой историей произведения.

Оценить 6121 0

Система уроков по изучению повести

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Чистякова Мария Александровна

Познакомить учащихся с биографией писателя.

Закрепить представления учащихся о гуманизме.

Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя, учебник, иллюстрации к повести А. В. Ванециана.

Н. Г. Чернышевский

I .О биографии и творчестве Н. В. Гоголя.

1.Что вы знаете о Н. В. Гоголе? Какие произведения изучали ранее? ( учащиеся вспоминают известные им факты из биографии писателя, говорят о прочитанных ранее произведениях).

II . Слово учителя.

III . Работа с текстом.

1.Кто является главным персонажем повести? Обратите внимание на заглавие. (Акакий Акакиевич Башмачкин - с одной стороны, а с другой - шинель, т. к. вещь вынесена в заголовок, вещь как бы затмевает человека).

В каком городе происходит действие? ( в Петербурге, который становится полноправным героем повести).

Какую роль играет эпизод о молодом чиновнике? (он проникся жалостью к Башмачкину, состраданием-подобные же чувства вызывает Акакий Акакиевич и у читателей)

3.Итак, мы описали жизнь этого чиновника – серую, однообразную, скучную. В связи с каким событием жизнь Башмачкина меняется? (с необходимостью в пошиве новой шинели).

Почему для героя приобретение новой шинели стало незаурядным событием? ( во-первых, в его жизни появляется цель , которой раньше не было, а во-вторых, это связано с рядом трудностей , возникших из-за бедности Акакия Акакиевича; учащиеся приводят примеры того, от чего отказался Башмачкин ради своей мечты; вообщем, жизнь героя изменилась).

Таким образом, автор отмечает перемену, которая произошла в жизни героя с появлением конкретной цели. Акакий Акакиевич стал живее, тверже характером, как человек, чувствующий положительные изменения в своей жизни.

4.Проследите по тексту за изменениями во внешности, в поведении, в речи персонажа в то время, как он впервые надел новую шинель? Какие перемены произошли на службе у Башмачкина? ( Акакий Акакиевич был счастлив и горд собой , в то же время испытывал некоторую неловкость, когда появился в новой шинели в департаменте; шинель была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников; вещь как бы становится персонажем, ей уделяется больше внимания, чем тому, кто ее носит).

5.Как случилось, что Акакий Акакиевич лишился новой шинели?( пересказ эпизода о похищении шинели во время возвращения Башмачкина от столоначальника).

Как Акакий Акакиевич воспринял это происшествие? (для него эта кража стала настоящим бедствием, его лишили мечты).

Как окружающие отнеслись к этому событию? Какую роль в повести играет значительное лицо? (окружающие остались равнодушны к беде Акакия Акакиевича; а для значительного лица главным было показывать свое превосходство перед более слабыми, выражающееся в чрезмерной строгости, поэтому он даже не выслушал Башмачкина).

V . Домашнее задание.

Составить план-характеристику второстепенных персонажей повести. Задание предлагается выполнять по вариантам: для 1 варианта подобрать материал о неодушевленных персонажах повести( шинель, образ Петербурга), для 2 варианта-о людях (чиновники, значительное лицо).

Цели урока: 1. Систематизировать знания учащихся о конфликте в художественном произведении.

2.Определить конфликт повести Гоголя, проследить его развитие, определить роль персонажей в конфликте, приблизиться к пониманию идейного замысла автора.

3. Закрепить представления учащихся о гуманизме.

Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя, учебник, иллюстрации А. В. Ванециана к повести.

I .Повторение материала предыдущего урока.

2.Место действия повести. (Петербург).

3.Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (муха)

4.Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)

5.Подруга жизни Башмачкина. (шинель)

6.Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича.(бедствия)

7.Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (мороз)

8.В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (одном)

По вертикали: получается одно слово-ГУМАНИЗМ

II .Теория литературы.

Давайте вспомним, что такое КОНФЛИКТ в художественном произведении?Если учащиеся затрудняются ответить, то определение записывается в их словарик, подчеркиваются ключевые слова (конфликт- острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно возникающее противоборство, противоречие, столкновение между героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя борьба героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие).

III .Проверка домашнего задания, беседа о персонажах повести.

Учащиеся представляют свои планы-характеристики персонажей произведе ния с комментариями и цитатами из текста.

1 вариант образ Петербурга: 1.Место действия повести.

2.Петербург можно рассматривать как полноправного героя повести.

3.Мир чиновников, в котором разворачивается повествование,- это мир Петербурга 19 века.

4. Петербургский климат, ускоривший смерть героя.

5.Описание петербургских улиц, площадей.

Следовательно, Гоголь делает Петербург участником и причиной происходящих событий.

Образ шинели: 1. Название предмета вынесено в заглавие.

2. Описание старой шинели.

3. Изменения в герое, вызванные необходимостью пошива новой шинели.

4.Изменения положения героя (внутренние и на службе), когда он впервые надел новую шинель.

5.Кража шинели, и, как следствие, крах всех иллюзий Акакия Акакиевича.

Таким образом, шинель – это центральный образ повести, связывающий главного героя с внешним миром.

2 вариант мир чиновников: 1.Однообразие, чинопочитание, готовность выслужиться…

2. Отношение к Башмачкину: неприятие, унижение, жалость( эпизод с молодым чиновником).

3. Изменение отношения к человеку по причине в приобретения им новой вещи.

4. В финале повести показана бесчеловечность мира чиновников, для которого человек как личность не интересен.

2. Внутренние противоречия ( сомневается в правильности своего поведения, но главное в общении с людьми- демонстрировать собственную значимость).

3. Чувство страха ( финал повести).

IV .Конфликт повести.

Как мы увидели, в повести много героев, но не всех автор изображает подробно, некоторые лишь схематично обозначены, однако в сюжете занимают свое определенное место.

Кто связывает всех героев повести? (главный герой- Акакий Акакиевич ).

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова В. Набокова?

Какое впечатление на вас произвела повесть Гоголя?

VI.Объяснение домашнего задания. Подготовка к написанию сочинения в жанре рассказа.

Сначала вспомните, какой жанр называют рассказом? ( Рассказ-прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; фабула предельно простая: изображается один эпизод , событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой).

Примерный план рассказа:

1.Главный герой (внешность, характер, его работа, досуг , быт).

2.Мечта героя. (ружье).

3.Воплощение его мечты. (приобретение лепажевского ружья).

4. Потеря ружья и, как следствие, тяжелая болезнь чиновника.

5.Помощь друзей, возвращение героя к жизни.

Итак, по данному плану вы должны написать художественный рассказ, добавив свои детали, характеристики, описания.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал.


- Познакомимся с этим понятием.

- Сравним, насколько Гоголь отошёл от реальной основы, заполнив таблицу. (см. раздаточный материал)

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

6) – В северной столице с её суровым климатом главным врагом бедных чиновников был мороз, ибо бедные люди не могли себе позволить иметь несколько видов верхней одежды в зависимости от погоды. Обычно мужчины в холодное время носили шинель: это была одежда как военных, так и штатских, причём покрой шинели в 19в. отличалася от современного. Женщины же в домашнем обиходе надевали капот – род халата. Сослуживцы Акакия Акакиевича подтрунивали над шинелью Акакия Акакиевича, называя её капотом, подчёркивая низкое социальное положение, приравнивая его к женщине.

- Шинель Акакия Акакиевича, уже и до этого не раз чиненная, а потому и потерявшая приличный вид, обветшала вконец. Прочитаем по ролям диалог Акакия Акакиевича и Петровича, постараемся передать характер и чувства героев во время этого разговора.

2 урок Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга

- Все ли справились с домашним заданием? Были трудности? (Учащиеся отметили, что им трудно было найти подходящие цитаты, характеризующие Акакия Акакиевича в период новой шинели. Видимо потому, что этот этап ещё не разбирался в классе.)

- Обратимся к возможному варианту заполнения таблицы:

Период новой шинели

Отношение к переписыванию бумаг

Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир

Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки…

после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг

Отношение к внешнему миру и развлечениям

Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…

Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев

Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам…

шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…

скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!

Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать…

Отношение к переменам в жизни

нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь…

Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться…

Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

- Какие выводы вы можете сделать об изменениях в жизни героя? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?С какой целью его использует Гоголь?

- Шинель преобразила Акакия Акакиевича и его жизнь:

(Приходим к выводу, что сослуживцам шинель интересна даже более самого Акакия Акакиевича, как диковинка, чиновниками движет праздное любопытство, и они быстро переходят к предметам более для них интересным: к карточной игре, а шинель в небрежении валяется на полу.)

- А теперь прослушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? (Гулкие шаги на фоне тревожной мелодии, постепенно убыстряющиеся, и нарастающая эмоциональная напряжённость мелодии подсказывают учащимся, что это эпизод, когда герой идёт домой и происходит ограбление. Мелодия отражает страх и отчаяние героя. Зачитываем, как написал Гоголь:

- Шинель украдена, и Акакий Акакиевич в робкой надежде, в последней надежде идёт по совету одного из чиновников к значительному лицу. Зачитаем этот эпизод:

- Почему значительное лицо не помог Акакию Акакиевичу, чем объяснить его поведение?

- Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича.

(Ученики отмечают как бы противоречивое отношение писателя к своему герою: с одной стороны, он жалеет его, но в то же время рисует его ничтожество и бессмысленность его жизни. Кажется, что единственная цель его жизни – это шинель. Однако хоть на краткий миг, но он был счастлив. Получается, что он жил только ради этого мига счастья?)

После таких размышлений ученикам предлагается домашнее задание, направленное на сопоставление точек зрения самого Н.В. Гоголя и Н.Г.Чернышевского на Акакия Акакиевича, на определение своего отношения к этому герою.(Раздаточный материал задание 7)

Материалы к 3 уроку (дополнительному) Интерпретация повести в кино


Грабёж
AVI / 20.02 Мб
Холодное пространство Петербурга
AVI / 8.07 Мб
Крики о помощи
AVI / 2.91 Мб
Несколько отлично изображены в фильме и обстоятельства, при которых происходит похищение шинели: в безлюдных местах Акакий Акакиевич оказывается потому, что женщина лёгкого поведения заставляет его сыграть роль своего папеньки, чтобы скрыться от полицейского, следящего за ней. И вот Акакий Акакиевич, растерянный, но польщённый, идёт её провожать. Оказавшись в безопасности, женщина, посмеявшись над нашим наивным героем, бросает его, и Акакий Акакиевич оказывается в незнакомом месте, но не на пустынной площади, как в повести, а в тёмной и бесконечной галерее, где и встретились ему грабители. Очнувшись, Акакий Акакиевич кричит, но галерея только эхом отвечает ему – так в фильме подчёркнуто безлюдное и холодное пространство Петербурга. Мало того, в повести Гоголя мы видим будочника, к которому в итоге подбегает несчастный Акакий Акакиевич с угрозами. А в фильме мы видим полное безлюдье: Акакий Акакиевич то бьётся в запертую решётку, то пытается докричаться до людей в одиноко светящемся окне и в бессильном порыве убегает. Таким образом, в фильме усилена трагедия произошедшего.

Ещё более интересным выглядит эпизод посещения квартиры полицейскими, ведь в повести этого нет. Режиссёр хочет подчеркнуть абсурдность происходящего: полицейский, видя своими глазами мёртвого Башмачкина, всё равно спрашивает, не выходил ли он из дому.

Таким образом, подводя итог нашим наблюдениям над фильмом, следует отметить, что в фильме несколько смягчено отношение к Акакию Акакиевичу со стороны других героев, окружающие его люди человечнее, добрее. Да и сам Акакий Акакиевич не выглядит таким уж незначительным, незаметным. В то же время значительное лицо обрисовано в фильме более жёсткими красками. Авторы включили эпизоды, отсутствующие в повести, но по-своему выражающие её идею.

Михайлова М.В. Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе: Аксиологический подход. – Смоленск: СОИУУ, 2006.

Читайте также: