Конспект правда и ложь 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Оборудование: карточки со словами, высказывания на листочках, пословицы на листочках, две куклы, разноцветные ленточки и лоскутки.


Ход занятия

Дети входят в класс под веселую музыку и становятся в круг.

Учитель: Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза.

Учитель: Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу. Займите свои места.


Учитель: Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Учитель: О правдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Учитель: Что-то новое узнали о правде и лжи?

Учитель: Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Учитель: Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол. (Показывает двух кукол)

Учитель: Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

Правда – это высказывание соответствующее действительности.

Она включает в себя, силу и превосходство. Этими качествами обладают те люди которые никогда не обманывают. Ведь не всегда просто и легко сказать правду.

Учитель: Давайте обсудим и выберем из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

правда ложь

Учитель: Дети по очереди выходят к доске и читают высказывания, написанные на листочках.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

ЧА-ЩА пиши с буквой Я.

Если у слона хорошее настроение, то он летает.

Завтра будет суббота.

На березе растут яблоки.

Наша Земля круглая.

Летом идет дождь.

Если я получу двойку, мама обрадуется.

Собака ловит мышей.

Писатели пишут книги.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

Учитель: О чем этот рассказ?

- Чего боятся мальчики?

-Как поступили мальчики?

- Почему первые два мальчика соврали и чем все это закончилось?

- Как поступил третий мальчик? Правильно ли он сделал?

- Как бы вы поступили на его месте? Почему?

Учитель: Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

Учитель: Как бы вы поступили, если:

-опоздали на урок;

-не успели убраться дома до прихода с работы мамы;

- не выполнили домашнее задание.

Работа над пословицами.

Учитель: О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы их знаете.

Учитель: Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Учитель: Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

Учитель: А вы знаете пословицы о правде и лжи? (Ответы детей)

Подведение итога.

Учитель: Теперь вы знаете, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Итог работы.

Составление правил честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Учитель: Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.


Полный текст материала Классный час "Правда и ложь"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Задачи:
1. Учить детей говорить правду.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость.

Предварительный просмотр:

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.
Задачи:
1. Учить детей говорить правду.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость.

Наглядность : карточки со словами, высказывания на листочках, пословицы на листочках, две куклы, разноцветные ленточки и лоскутки.
Методы: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Дети входят в класс под веселую музыку и становятся в круг.

- Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и посмотрим друг другу в глаза.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными и конечно улыбнёмся друг другу. Займите свои места.

Правда – это высказывание соответствующее действительности.

Она включает в себя, силу и превосходство. Этими качествами обладают те люди которые никогда не обманывают. Ведь не всегда просто и легко сказать правду.

- Давайте обсудим и выберем из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Дети по очереди выходят к доске и читают высказывания, написанные на листочках.

  • ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
  • ЧА-ЩА пиши с буквой Я.
  • Если у слона хорошее настроение, то он летает.
  • Завтра будет суббота.
  • На березе растут яблоки.
  • Наша Земля круглая.
  • Летом идет дождь.
  • Если я получу двойку, мама обрадуется.
  • Собака ловит мышей.
  • Писатели пишут книги.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

- О чем этот рассказ?

- Чего боятся мальчики?

-Как поступили мальчики?

- Почему первые два мальчика соврали и чем все это закончилось?

- Как поступил третий мальчик? Правильно ли он сделал?

- Как бы вы поступили на его месте? Почему?

Правда всегда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

Как бы вы поступили, если:

-опоздали на урок;

-не успели убраться дома до прихода с работы мамы;

- не выполнили домашнее задание.

7. Работа над пословицами.

- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы их знаете.

- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

- А вы знаете пословицы о правде и лжи? (Ответы детей)

8. Подведение итога.

- Теперь вы знаете, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Составление правил честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

- Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".

Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость.


Классный час на тему " Правда и ложь"

Открытый классный час на тему" Правда и ложь".


Презентация к уроку ОРКСЭ или внеклассному мероприятию по теме: "Правда и ложь" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ или внклассному мероприятию по теме: "Правда и ложь".


Классный час на тему "Правда и ложь"



Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать нравственные качества - честность, справедливость.

Классный час для младших школьников (2 класс)

Цель: формировать нравственные качества - честность, справедливость.

Ход классного часа

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман)

- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

Учитель. На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

2. Анализ детских рисунков.

3. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

Лгун (басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Работа по вопросам:

- Почему не прибежали на помощь люди?

- А вы попадали в подобные ситуации?

- Как вы поступаете, если:

потеряли сменную обувь;

опоздали на урок;

гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- А как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей)

5. Анализ рассказа Л. Н. Толстого.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Работа по вопросам:

- Почему отец сказал такие слова?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Какому человеку легче жить на свете: правдивому или лживому?

- Когда трудно говорить правду?

Учитель. Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бюджетное образовательное учреждение

Орловской области среднего профессионального образования

Проведенного в МБОУ «Жилинская средняя

студенткой 32 группы специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Мельниковой М. А.

Тема: "Правда и ложь"

Цель: познакомить с понятиями “правда” и “ложь”

- показать значимость честности; выяснить, каковы могут быть последствия лжи для человека, говорящего неправду;

- совершенствовать навыки культуры общения, развивать у учащихся мышление, речь, память, внимание;

- воспитывать такие нравственные качества личности, как честность, порядочность и справедливость.

Ресурсы: видеофрагменты, раздаточный материал, словари, бумажная кукла, цветик-семицветик.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуйте, мои друзья!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

Введение в тему.

- Что случилось с Пиноккио и почему?

Предполагаемые ответы детей: (у Пиноккио вырос огромный нос, так как он обманывал, говорил неправду - лгал.)

- Ложь это положительное или отрицательное качество?

Предполагаемые ответы детей: (отрицательное)

- А есть ли противоположное понятие лжи?

Предполагаемые ответы детей: (правда)

- Теперь вы можете сформулировать тему занятия.

Предполагаемые ответы детей: (Правда и ложь)

-Мы сегодня с вами будем говорить о правде и лжи.

На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?

- Вот и Пиноккио просит нас помочь ему разобраться, чтобы его нос стал прежним.

- Отправимся вместе с Пиноккио в поисках Правды.

Целеполагание.

В помощь Фея дала нам вопросы-подсказки, чтобы Пиноккио ничего не забыл. Но так как он в школу не ходил Пиноккио все перепутал. Все слова в предложениях слились. Нужно слова разделить, чтобы узнать какие вопросы-подсказки дала Фея. (у каждого на парте приложение 1)

Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем

Словарная работа.

- Попробуем дать определение этим понятиям.

-Что у вас получилось? Встретились ли непонятные, незнакомые слова? (Объяснение понятий совместно с детьми, опираясь на их знания)

- Попробуйте при помощи этих слов дать полное определение что такое, правда? Ложь?

Предполагаемые ответы детей: (Правда, это когда люди говорят честно, не обманывают других людей, а ложь это когда люди пытаются обмануть человека, говорят ему неправду)

- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

* Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

* Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

- Если обман это плохо, то зачем люди лгут и говорят неправду?

Предполагаемые ответы детей: (Чтобы скрыть истину)

Работа над рассказом.

- Послушайте внимательно и подумайте, почему мальчики сказали неправду?


"Что легче?" В.А. Осеева. Рассказ для детей про ложь.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду . За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тетка, да и простила.

- Так почему мальчики сказали неправду?

Предполагаемые ответы детей: (боялись)

- Кому легче было: кто солгал или сказал правду?

Предполагаемые ответы детей: (кто сказал правду)

- Как можно назвать мальчика, который сказал правду?

Предполагаемые ответы детей: (смелым, так как не побоялся)

- Каким лучше быть? Почему?

Предполагаемые ответы детей: (Лучше быть честным, потому что тайное всегда становится явью)

- Люди лгут, чтобы другие не узнали, не хотят признавать свою вину, неудачу и даже преступление. Они хотят, чтобы о них думали лучше. И эти все люди ведомы страхом. Поэтому, если вы будете говорить правду, вас будут считать человеком смелым, честным, с сильным и твердым характером. Такой человек никогда не возьмет чужого, всегда сознается и скажет правду. Это его главное отличие от лживого и нечестного человека.

Вы, ребята, все устали?
Мы немного отдохнём.

Физкультминутка. (Видеофрагмент)

- Пока мы с вами отдыхали, к нам пришла кукла Лиза. (Учитель показывает бумажную куклу, которая вся скомкана и измята). С ней приключилась беда. Она была в другой школе. Ее там обижали, обманывали, обзывали. Посмотрите, на кого она стала похожа. Каждое лживое слово причинило ей боль.

- Можем ли мы что-то изменить? Как нам помочь ей?

Предполагаемые ответы детей: (пожалеть, сказать что-то приятное)

- Давайте, попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать ее шрамы. Одно доброе слово – один разглаженный шрам.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она прежней, как была? Почему?

- Кукла Лиза осталась очень вами довольна, в благодарность за это она дарит вам цветик-семицветик.

- На каждом лепестке ситуация. Если все ситуации мы решим правильно, то закончим наше путешествие.

Как вы поступите если:

1. Получили двойку,

2. Разбили красивую вазу,

Предполагаемые ответы детей: (Расскажу об этом родителям, попрошу прощение)

3. Опоздали на урок,

Предполагаемые ответы детей: (Извинюсь перед учителем и впредь постараюсь не опаздывать)

4. Не приехали в школу вовремя,

Предполагаемые ответы детей: (Извинюсь перед учителем и объясню почему опоздал)

5. Потеряли сменную обувь,

Предполагаемые ответы детей: ( Позвонил бы родителям и все сказала.

Поспрашивал у посторонних школьников.

6. Взяли чужие варежки,

Предполагаемые ответы детей: (Верну их хозяину)

7. Не выучили стихотворение. (Подойду к учителю перед уроком и объясню почему не смог выучить)

- Молодцы! Я надеюсь, что впредь вы будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной.

Рефлексия.

- Давайте подумаем, а на все ли вопросы мы помогли ответить Пиноккио?

Предполагаемые ответы детей: (Да)

- Давайте вспомним их.

Предполагаемые ответы детей: (Что такое правда? Что такое ложь? Почему люди лгут? Как ложь влияет на человека? )

- Вот и вернулся к Пиноккио его прежний облик, я надеюсь, это будет для него хорошим уроком. Фрагмент мультфильма.

- А мне хочется поблагодарить тех ребят, которые лучше всех потрудились в поисках Правды.

Вам понравился, ребята,
Необычный наш урок. Это всё запомни ты,
В жизни это примени.
Понравилось?
Вы истину мне расскажите,
Себя ложью не черните.
Подошёл к концу урок
Заливается звонок.
Дружно выйдем из-за парт
Глубоко вздохнём, вот так…

Цель: формировать нравственные качества - честность, справедливость.

Ход классного часа

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (Неправда, обман)

- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

- На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

2. Анализ детских рисунков.

3. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

- Почему не прибежали на помощь люди?

- А вы попадали в подобные ситуации?

- Как вы поступаете, если:

• потеряли сменную обувь;

• опоздали на урок;

• гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- А как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей)

5. Анализ рассказа Л. Н. Толстого.

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

- Почему отец сказал такие слова?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Какому человеку легче жить на свете: правдивому или лживому?

- Когда трудно говорить правду?

Читайте также: