Средневековая цивилизация европы конспект урока 10 класс
Обновлено: 02.07.2024
4.Развиват ь общеучеб ные и коммуни кативн ые компетенци и обучающихся.
- синтезног о характера европей ской с редневековой ц ивилизац ии;
- влияние христианской ц еркви на стан овлени е европейской цивилизац ии как
- толерантн ость являе тся важнейши м принци пом организаци и современ ного
5. Проверка усвоения темы с помощью заданий на доске SMART
Эпиграфо м к нашему у року является высказывание современ ного францу зского
«На запад е появился н овый мир, во зникший б лагодаря слиян ию римског о и
Актуальн ость сегодн яшней темы урока объ ясняется тем, что запад ная модель
развития общества имеет ос обую привл екательност ь в сов ременном мире.
Сегодня м ы постараемся увидеть ист оки зап адной циви лизации, обраща ясь к ее
и в человеческ ой жизн и, имеет решаю щее значен ие. Оно во многом, есл и не во
Наш урок сег одня интеракти вный, а эт о значит, что м ы начинаем его с
пары,прид умайте,в чем вы п охожи, а в чем не по хожи друг н а друга.
Действит ельно, сегодн я европейская цив илизац ия Запада пре дставляет собой
яркое мног ообразие проявлен ия жизни в э кономике, и в п олитике ,в с оциальной
и духовной с фере об щества. Но, не см отря на это мног ообрази е, она имеет
Понять исто ки этого мног ообразия е динства мы п остараемся н а уроке.
1.Нам пред стоит, раз бившись на группы, работая в соответ ствии с и нструкции,
2.Переход я ко 2 этап у урока, я п редлагаю вам мин и - лекцию «Зап адная
- социальная мобильн ость, т.е. Возможн ость подъ ема по с оциальной лест нице
- средние слои основн ой элемент соци альной стр уктуры
3.Ребята, пред лагаю ва м разбиться на группы, используя на звания европейски х
Займите с оответству ющее названи ям стран рабочие места и ознакомьтес ь с
Роль церкв и в объединении, в рожде нии европейск ой цивил изации.
1.В раннее с редневек овье церковь п редста вляла собой гора здо больш ую силу,
чем молодая, только зарождающаяся государств енность.
Иерархичес кая, жестко ц ентрализован ная организац ия во глав е со своим
государе м - папой, т. е. Орган изующее начало в хаосе раннего
К духовной роли це рковь прибав ила полити ческую, участв уя в
Хозяйственн ая роль - распредел ение прод овольствия и милосты ни;
Военная(папа Григорий Великий 580 - 60 4 г. взял в свои р уки защита Рима
Церковь - еди нственная организованная сила в Европе раннег о средневеков ья,
хранител ьница культуры, защитниц а ценностей п орядка и ми лосердия,
единст венный центр г рамотности и помощниц а варварских к оролей в
управлении государством, объедин ительная си ла для враждую щих варварс ких
государств, и сила, кото рая привела к среднев ековой демократ ии, т. к. создавала
4.Презентац ия работы гр упп(докладчики групп предст авляют результаты
5.Проверка усвоения темы с помощ ью задан ий у доски SMART
6. Заве ршая сегодня шний урок, хочется сказат ь, что сама ист ория учит н ас
толерантност и, понимани ю того, что разл ичия в народа х, стран ах, людях - это не
повод для в ражды, а п овод для поиска консенсуса, взаимопон имания.Я х очу
сказать всем с пасибо за п ознавательн ую активн ость, интересн ые ответы,
умение работат ь в к оманде. Если бы я мог ла, то пожала руку к аждому, я
Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.
Содержимое разработки
Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)
Тип урока: комбинированный;
Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.
Литература для учителя:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.
Историко культурный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Литература для учащихся:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.
Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.
Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;
Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.
этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Форма организации
Формы контроля
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя, показывают готовность к уроку
- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.
Ученики слушают учителя и записывают тему урока.
Устный опрос учителем
3. подготовка учащихся к восприятию темы
В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.
-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?
- Кто был последним императором?
Ученики внимательно слушают рассказ учителя.
- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.
4.Изучение нового материала
- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.
Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.
Вопросы к классу по фильму:
Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.
Когда произошел расцвет культурного Возрождения?
Дайте определение Средневековью?
На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?
Когда пала Западная Римская Империя?
Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?
Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.
Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?
Каков социальный состав Средневековых городов?
Где еще существовало Средневековье?
Когда наступает Расцвет Средневековья?
Откуда мы знаем о Средневековье?
Что такое исторические источники?
Какие виды исторических источников существуют?
Назовите один из самых известных изобразительных источников?
Какова длина ковра?
Что изображено на ковре?
Что такое вещественные источники?
Назовите не менее 3-х таких источников?
Какое сокровище хранится в Британском музее?
Где была найдена эта ладья?
Что было найдено в ладье?
К какому веку относится найденное погребение?
Где проводились подводные раскопки поселения?
Назовите основные виды деятельности средневекового населения?
Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?
После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.
- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.
Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.
Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:
- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?
Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?
Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.
1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?
2)Что такое вассалитет?
-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.
Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.
3)Что такое бюргерства?
В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.
4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?
Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Тема : Становление западноевропейской средневековой цивилизации
Вопросы по теме:
- Экономическая ситуация в поздней Римской империи;
- Распад Римского государства;
- Влияние античности на формирование западноевропейской цивилизации.
Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.
Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.
Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.
Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности
Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.
Теоретический материал для углубленного изучения:
На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.
Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.
В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.
Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.
Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.
Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.
В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.
К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.
Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.
Теоретический материал для углубленного изучения:
Тренировочные задания:
- Расположите события в хронологическом порядке:
- разделение Римской империи на Восточную и Западную
- битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
- смерть Цезаря
- Восстание Спартака
Правильный ответ:
- восстание Спартака
- смерть Цезаря
- раздел Римской империи на Восточную и Западную
- битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
Разбор задания:
Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.
2. Переведите латинские изречения на русский язык.
Да не послужит это дурной приметой!
По одному суди о других.
Где закон, там и защита.
Правильный ответ:
Разбор задания
В течение почти 20 веков латинский язык служил народам Европы средством общения, с его помощью знакомились и воспринимали римскую культуру. Он оказал огромное влияние на языки европейских народов, как в области грамматики, так и особенно в области лексики. Россия приобщалась к наследию римской цивилизации книжным путем, еще в XV веке на Руси получили распространение переводы латинских сочинений.
Основная литература по теме урока:
1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.
2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.
Дополнительная литература по теме урока:
2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.
Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.
Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.
Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности
Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.
Теоретический материал для углубленного изучения:
На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.
Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.
В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.
Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.
Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.
Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.
В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.
К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.
Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.
Теоретический материал для углубленного изучения:
Тренировочные задания:
- Расположите события в хронологическом порядке:
- разделение Римской империи на Восточную и Западную
- битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
- смерть Цезаря
- Восстание Спартака
Правильный ответ:
- восстание Спартака
- смерть Цезаря
- раздел Римской империи на Восточную и Западную
- битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
Разбор задания:
Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.
Читайте также: