Средневековая цивилизация европы конспект урока 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

4.Развиват ь общеучеб ные и коммуни кативн ые компетенци и обучающихся.

- синтезног о характера европей ской с редневековой ц ивилизац ии;

- влияние христианской ц еркви на стан овлени е европейской цивилизац ии как

- толерантн ость являе тся важнейши м принци пом организаци и современ ного

5. Проверка усвоения темы с помощью заданий на доске SMART

Эпиграфо м к нашему у року является высказывание современ ного францу зского

«На запад е появился н овый мир, во зникший б лагодаря слиян ию римског о и

Актуальн ость сегодн яшней темы урока объ ясняется тем, что запад ная модель

развития общества имеет ос обую привл екательност ь в сов ременном мире.

Сегодня м ы постараемся увидеть ист оки зап адной циви лизации, обраща ясь к ее

и в человеческ ой жизн и, имеет решаю щее значен ие. Оно во многом, есл и не во

Наш урок сег одня интеракти вный, а эт о значит, что м ы начинаем его с

пары,прид умайте,в чем вы п охожи, а в чем не по хожи друг н а друга.

Действит ельно, сегодн я европейская цив илизац ия Запада пре дставляет собой

яркое мног ообразие проявлен ия жизни в э кономике, и в п олитике ,в с оциальной

и духовной с фере об щества. Но, не см отря на это мног ообрази е, она имеет

Понять исто ки этого мног ообразия е динства мы п остараемся н а уроке.

1.Нам пред стоит, раз бившись на группы, работая в соответ ствии с и нструкции,

2.Переход я ко 2 этап у урока, я п редлагаю вам мин и - лекцию «Зап адная

- социальная мобильн ость, т.е. Возможн ость подъ ема по с оциальной лест нице

- средние слои основн ой элемент соци альной стр уктуры

3.Ребята, пред лагаю ва м разбиться на группы, используя на звания европейски х

Займите с оответству ющее названи ям стран рабочие места и ознакомьтес ь с

Роль церкв и в объединении, в рожде нии европейск ой цивил изации.

1.В раннее с редневек овье церковь п редста вляла собой гора здо больш ую силу,

чем молодая, только зарождающаяся государств енность.

 Иерархичес кая, жестко ц ентрализован ная организац ия во глав е со своим

государе м - папой, т. е. Орган изующее начало в хаосе раннего

 К духовной роли це рковь прибав ила полити ческую, участв уя в

 Хозяйственн ая роль - распредел ение прод овольствия и милосты ни;

 Военная(папа Григорий Великий 580 - 60 4 г. взял в свои р уки защита Рима

Церковь - еди нственная организованная сила в Европе раннег о средневеков ья,

хранител ьница культуры, защитниц а ценностей п орядка и ми лосердия,

единст венный центр г рамотности и помощниц а варварских к оролей в

управлении государством, объедин ительная си ла для враждую щих варварс ких

государств, и сила, кото рая привела к среднев ековой демократ ии, т. к. создавала

4.Презентац ия работы гр упп(докладчики групп предст авляют результаты

5.Проверка усвоения темы с помощ ью задан ий у доски SMART

6. Заве ршая сегодня шний урок, хочется сказат ь, что сама ист ория учит н ас

толерантност и, понимани ю того, что разл ичия в народа х, стран ах, людях - это не

повод для в ражды, а п овод для поиска консенсуса, взаимопон имания.Я х очу

сказать всем с пасибо за п ознавательн ую активн ость, интересн ые ответы,

умение работат ь в к оманде. Если бы я мог ла, то пожала руку к аждому, я

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Содержимое разработки

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Литература для учителя:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

Историко культурный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

4.Изучение нового материала

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.

Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

Дайте определение Средневековью?

На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

Когда пала Западная Римская Империя?

Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?

Каков социальный состав Средневековых городов?

Где еще существовало Средневековье?

Когда наступает Расцвет Средневековья?

Откуда мы знаем о Средневековье?

Что такое исторические источники?

Какие виды исторических источников существуют?

Назовите один из самых известных изобразительных источников?

Какова длина ковра?

Что изображено на ковре?

Что такое вещественные источники?

Назовите не менее 3-х таких источников?

Какое сокровище хранится в Британском музее?

Где была найдена эта ладья?

Что было найдено в ладье?

К какому веку относится найденное погребение?

Где проводились подводные раскопки поселения?

Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?

После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?

Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?

Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?

-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?

В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?

Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Тема : Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Вопросы по теме:

  1. Экономическая ситуация в поздней Римской империи;
  2. Распад Римского государства;
  3. Влияние античности на формирование западноевропейской цивилизации.

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.

Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.

Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности

Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для углубленного изучения:

На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.

Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.

В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.

Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.

Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.

В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.

К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.

Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

  1. Расположите события в хронологическом порядке:
  • разделение Римской империи на Восточную и Западную
  • битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
  • смерть Цезаря
  • Восстание Спартака

Правильный ответ:

  1. восстание Спартака
  2. смерть Цезаря
  3. раздел Римской империи на Восточную и Западную
  4. битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях

Разбор задания:

Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.

2. Переведите латинские изречения на русский язык.

Да не послужит это дурной приметой!

По одному суди о других.

Где закон, там и защита.

Правильный ответ:

Разбор задания

В течение почти 20 веков латинский язык служил народам Европы средством общения, с его помощью знакомились и воспринимали римскую культуру. Он оказал огромное влияние на языки европейских народов, как в области грамматики, так и особенно в области лексики. Россия приобщалась к наследию римской цивилизации книжным путем, еще в XV веке на Руси получили распространение переводы латинских сочинений.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Великое переселение народов — условное название этнических перемещений в Европе в IV–VII веках, главным образом с периферии Римской империи.

Варвары – люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре.

Вандалы – древнегерманский союз племён, обретший известность в эпоху Великого переселения народов. В 455 году разграбили Рим, поэтому именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности

Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – это правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для углубленного изучения:

На протяжении столетий Рим был свидетелем того, как цари, консулы и императоры триумфально шествовали по его улицам, празднуя победу над вражескими армиями. Награбленное богатство свозилось в Рим и демонстрировалось во время триумфальных процессий римской армии. Однажды во время одного из триумфов, организованных первым царем Рима, над городом кружились двенадцать стервятников. Жрец предсказал, что победные триумфы будут продолжаться в течение двенадцати столетий, а по истечении этого срока настанет время поражений. К 400 году прошло 1150 из предсказанных 1200 лет. Исполнилось ли зловещее предсказание жреца? Начиная со II века н. э. могущество Римской империи пошло на убыль – постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Так проявлялся экономический кризис, охвативший империю.

Большое значение в закате царства отводится Великому переселению народов (IV–VII веков). В этот период вышедшие из Китая гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи. Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия, которому противостоять было труднее и труднее. После смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Равенне. В 455 г. Рим был взят и разграблен племенами вандалов, после нашествия которых империя уже не оправилась.

В 476 г. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего императора Ромула Августула. Знаки императорского достоинства – диадему, плащ и скипетр – Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов, сближения и примирения европейских народов. Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями.

Влияние античности трудно переоценить. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Не меньшим было влияние варварских народов на Средневековье.

Так, например, германцы сыграли важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи образовались мощные союзы племен – готы, франки, англы, саксы, лангобарды, вандалы. Память о них сохранилась в современных названиях; Франция, Англия, Саксония, Ломбардия, Андалузия. Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена, политические и правовые институты.

В середине IV в. христианство стало господствующей религией в империи. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и превратило ее в основу формирования единой европейской цивилизации. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Подчас только деятелям церкви удавалось усмирить нрав диких варварских вождей.

К концу V в. н. э. античная цивилизация себя исчерпала. Рим пал, не выстояв под натиском варварских племен.

Однако античная культура не ушла в небытие. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизация.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

  1. Расположите события в хронологическом порядке:
  • разделение Римской империи на Восточную и Западную
  • битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях
  • смерть Цезаря
  • Восстание Спартака

Правильный ответ:

  1. восстание Спартака
  2. смерть Цезаря
  3. раздел Римской империи на Восточную и Западную
  4. битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях

Разбор задания:

Восстание Спартака произошло в 74 г. до н. э. Следующим событием из списка является заговор и убийство Цезаря. Раздел Римской империи на Восточную и Западную относится к 395 г. Битва между римлянами и гуннами на Каталаунских полях, закончившаяся поражением последних, состоялась в 451 г.

Читайте также: