Конспект автоматизация звука р в прямых слогах

Обновлено: 05.07.2024

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

- Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

- Звонкий или глухой звук? (звонкий)

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

- У нашего Дракоши сломалась машина.

- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

- Сначала тихо; (р-р-р-р).

- Очень громко; (р-р-р-р).

- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

- Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

- Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

- Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

- Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

- Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

- Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

- Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

- Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

Данный конспект занятия и презентация разработаны для учеников 1-го класса , имеющие нарушение в звукопроизношении.

ВложениеРазмер
автоматизация звука р в прямых слогах и словах 19.26 КБ
автоматизация звука р в прямых слогах и словах 578.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Цель : научить произносить звук Р в прямых слогах и словах (2 слайд)

  1. Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах.
  2. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики
  3. Развитие фонематического восприятия,
  4. Активизация внимания и памяти.
  5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Оборудование: индивидуальные зеркала, речевой материал для развития фонематического восприятия, презентация.

I Орг. момент. ( 3 слайд).

Отгадывание загадок. Определение темы занятия.

1. В воде она живет, нет клюва, а клюет.(Рыба)

2.Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он…(Жираф)

3.Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные . ( Шары)

Какой один звук присутствует во всех этих словах?

-Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в прямых слогах и словах. И начнем с разминки.

Развитие артикуляционной моторики

1.Артикуляционная гимнастика: лошадка.( 4 слайд).

Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука р. Положение губ: они открыты. Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. А сейчас вспомним упражнение барабанщик с помощью пальчика.

2.Автоматизация звука Р в слогах ( 5 слайд)

Ра-ра, ра-ра,ра,
Ро-ро, ро-ро-ро,
Ру-ру, ру-ру-ру,
Ры-ры, ры-ры-ры.

3.Автоматизация звука Р в слогах и словах ( 6 слайд)

Ра-ра-ра – высокая гора,
Ра-ра-ра – старая нора,
Ро-ро-ро – новое перо,
Ру-ру-ру – скачет кенгуру,
Ры-ры-ры – синие шары,
Ры-ры-ры – много детворы.

Развитие мелкой моторики

4.Пальчиковая гимнастика ( 7 слайд).

5.Развитие фонематического слуха ( 8 слайд)

а) Хлопнуть в ладоши , когда услышишь слог со звуком [Р]: МА, РУ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ТО, РО, ЗЭ, МЫ, РЫ,ПА, КУ, РА

Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, зубы, букет, забор, голос, ветер, лапа, рысь, голубь, норы, укол, дыра.

б) Рассмотреть картинку , назвать слово и определить, какой будет последний слог.( 9 слайд).

в) Заменить первый звук в слове на звук [Р] (на слух).
Хобот (робот), нога (рога), танец (ранец), мычать (рычать),
Тома (Рома), пугать (ругать), высь (рысь), поза (роза), мука (рука).

6.Развитие звукового анализа и синтеза.
Собрать слова из букв. Определить количество звуков в этих словах и место звука Р ( Слова: работа, труба, забор.). Придумать слова, где звук Р будет в начале, середине и в конце слова. ( 10 слайд)

7.Проговаривание скороговорки ( 11,12 слайды)

Расшифруй и прочитай скороговорку. Помни, что сейчас нам важно сказать правильно.

а)Топор стучит - дрова колю, пила звенит - дрова пилю.

б)На дворе трава на траве дрова.

III Итог занятия . ( 13 слайд)

С каким звуком мы сегодня работали?

Активизация внимания и памяти.

Назвать слова со звуком [Р], которые запомнились. До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Автоматизация звука Р в прямых слогах , словах

Цель : научить произносить звук Р в прямых слогах и словах Задачи : Автоматизация звука [Р] в прямых слогах и словах Развитие артикуляционной моторики , мелкой моторики Развитие фонематического слуха Активизация внимания, памяти Развитие звукового анализа и синтеза

Загадки В воде она живет, нет клюва, а клюет. Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он… Сегодня все ликуют! В руках у детворы От радости танцуют воздушные …

Артикуляционная гимнастика Лошадка

Автоматизация звука р в слогах Произнеси слоги Ра-ра , ра-ра,ра , Ро-ро , ро-ро-ро , Ру-ру , ру-ру-ру , Ры-ры , ры-ры-ры . Ра-ро-ру-ры , Ро-ру-ры-ра , Ру-ры-ра-ро , Ры-ра-ро-ру .

Автоматизация звука р в слогах и словах Ра-ра-ра – высокая гора, Ра-ра-ра – старая нора, Ро-ро-ро – новое перо , Ру-ру-ру – скачет кенгуру, Ры-ры-ры – синие шары, Ры-ры-ры – много детворы.

Развитие фонематического слуха В слогах :МА , РУ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ТО, РО, ЗЭ, МЫ, РЫ,ПА, КУ, РА В словах :рыба , липа, игра, рука, букет, двор, волос , ветер, лапа, рак, голубь, куры, укол, дыра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: автоматизация звука [Р] в словах с прямыми слогами.

Образовательные:

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Развивать навыки звукового анализа;
  • Развивать целостное восприятие;
  • Развивать межполушарное взаимодействие;
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Артикуляционная гимнастика.

Л.- Давай вспомним наши упражнения для язычка

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык .

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков .

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

Л.- Отлично к поездке мы теперь готовы!

3. Развитие фонематического слуха

Л. –Давай заведем мотор и доедем до нашего первого задания.


Л. – А вот и наше первое задание.


Л. – Ой посмотри-ка на пути нам встретилось болото. А, чтобы его пройти нам нужно попрыгать по кочкам, называя слова, которые изображены на них.


5. Пальчиковые упражнения на межполушарное взаимодействие.

Л. –После прыжков по кочкам, наши пальчики очень устали. Давай немножко разомнем их.

Л. –молодец, заводи мотор поехали дальше!

5. Автоматизация Р развитие грамматического строя речи.

Картинки со словами: Роза, корова, горох, рот, рука, рубашка, ракушка, рыба, смородина, баран.

6. Загадки на автоматизацию звука Р

Л. - Король Рык очень любит загадывать загадки. Для того, чтобы попасть в замок нам нужно отгадать загадки, которые он для нас подготовил.

Ползет наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй.
(Рак)
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашки)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
(Радуга)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба)
Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым деткам
Молочка даёт.
(Корова)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку найдёт.
(Карандаш)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

7. Подведение итогов занятия.

Л. – Тебе понравилось наше занятие? Ты догадался почему эта страна так называется?


2. Повторение артикуляции звука:
-Давай поможем Буратино и расскажем ему о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
Ты язык приподними
И моторчик заведи.
Порычи собачкой злой р-р-р
а звучание трубы р-р-р.
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).


6. Физкультминутка:
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но вот беда - он потерял свой золотой ключик. Что будем делать?
-Молодец! Искать ключик.


-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Читайте также: